АНекоторые считают, что футбол – дело жизни и смерти.
Они ошибаются: футбол гораздо важнее.
Билл Шенкли
Кто-то, прочитав эпиграф, может подумать, что слова легендарного тренера – преувеличение. Но, посмотрев на болельщиков на стадионе или на посетителей футбольных баров во время серьезных чемпионатов, понимаешь – возможно, Шенкли прав. Да бог с ними, c болельщиками. Даже сильным мира сего не чужды футбольные эмоции. Вот, например, итальянские парламентарии прямо на заседании попытались выяснить, заработал ли знаменитый Роналдо пенальти во время матча между миланским «Интером» и туринским «Ювентусом» в 1998 году. В итоге дело закончилось дракой между двумя депутатами!
Даже людям, далеким от футбола, доводилось слышать имена знаменитых игроков. Но многие футболисты, причем вполне успешные, прославились и в других областях.
Сэр Артур Конан Дойл, автор рассказов о Шерлоке Холмсе, в 1880-е годы был голкипером в составе английского клуба «Портсмут».
Испанский певец Хулио Иглесиас тоже стоял на воротах. И не где-нибудь, а в мадридском «Реале» – самом успешном клубе Лиги чемпионов. Правда, его спортивная карьера закончилась после автомобильной катастрофы в 1963 году. В больнице он впервые взял в руки гитару – и вместо большого футбола прославился на большой сцене.
Папа Римский Иоанн Павел II тоже в свое время защищал ворота команды своего родного города Вадовице в Польше…
Впрочем, у нас речь пойдет о состоявшихся футболистах.
Сколько можно заработать на футболе?
Как показывает практика – много. Так, доход от чемпионата Европы 2008 года в Австрии и Швейцарии, организованного УЕФА, составил порядка 1,3 млрд. евро – больше за всю историю этих соревнований еще не бывало. Каждая страна-организатор получила приблизительно по 470 млн. евро.
Разумеется, зарабатывают на футболе не только федерации. Каждый клуб пытается делать свой, пусть даже небольшой бизнес вокруг клетчатого мяча. Как правило, деньги в кассу команд поступают тремя путями – продажа прав на трансляцию матчей, продажа билетов и так называемая сопутствующая коммерческая деятельность.
УЕФА – союз европейских футбольных ассоциаций, а также федераций Израиля и Кипра. Занимается организацией всех европейских соревнований клубов и сборных, а также контролирует распределение доходов от рекламы и трансляций между клубами и национальными ассоциациями, входящими в ее состав.
Телевидение – очень серьезный источник дохода. Договоры с телекомпаниями на показ матчей выливаются в сотни миллионов долларов. И не удивительно: финальный матч чемпионата мира 2006 года между Францией и Италией смотрели по телевизору 1 млрд. 200 млн. человек – почти одна шестая часть населения планеты. Совокупная же телеаудитория прошедшего в Германии чемпионата мира по футболу превысила 30 млрд. человек.
Но и мелочами (вроде маек, брелоков и тому подобной дребедени) пренебрегать не стоит. Это тоже приносит прибыль. Вот яркий пример. В течение последних 5 лет клуб «Реал» тратил десятки миллионов долларов на покупку самых звездных игроков: Зидана, Бэкхема, Роналдо, Оуэна, Фигу. С точки зрения футбола результат оказался так себе – команда завоевала только один кубок Лиги чемпионов. А вот для бизнеса… Одна только продажа маек Бэкхема в первый месяц его пребывания в Испании принесла «Реалу» миллионы долларов, окупив тем самым 20% затрат на трансфер знаменитого футболиста. А рекламные права на одной-единственной пресс-конференции Зинедина Зидана предприимчивые испанцы «уступили» за 1,2 млн. долларов.
Желание попасть на матч любимой команды часто граничит с безумием. Аргентинец Педро Гатика проделал на велосипеде путь от своего дома в Буэнос-Айресе до Мехико, чтобы увидеть игры национальной сборной на Кубке мира 1986 года. По прямой это расстояние составляет более 7300 км. К несчастью, ему не удалось купить билет на игру, и пока он пытался попасть на стадион, у него украли велосипед. Зато сборная Аргентины победила…
Не отстают и другие команды. В 1999 году итальянский клуб «Фиорентина» продавал банки с… воздухом со своего стадиона. Болельщикам предлагали три «аромата»: «Дух трибун», «Эссенция победы» и «Атмосфера раздевалки». Оценить «вкусовые качества» покупки мы не возьмемся, но с деньгами болельщики расставались весьма охотно.
Самым популярным «товаром» на сегодняшний день остается форма с фамилией игрока. Майка футболиста сборной России стоит около 100 долларов – не каждый может позволить себе такой сувенир. Поэтому многие производители, в том числе и «Nike», занимаются выпуском так называемых реплик – футболок, похожих на оригинал, но из более простого материала. Они могут быть выполнены в той же цветовой гамме, но должны отличаться некоторыми элементами.
Страх пропустить победные голы зачастую приводит к курьезным последствиям. Например, во время чемпионата мира 2002 года на Суматре из тюрьмы бежали сразу 48 заключенных. А все потому, что охранники ни за что не хотели пропустить трансляцию матча между сборными Бразилии и Бельгии. Никто из беглецов так и не был пойман.
Ну и конечно, некоторые болельщики готовы отдавать баснословные суммы за вещи, ставшие исторической ценностью (по крайней мере, в глазах фанатов). Так, футбольный мяч, которым сборные Италии и Франции играли в финале чемпионата мира 2006 года, был продан на аукционе в Дохе за 2,4 млн. долларов. Этот недешевый сувенир с автографами победителей-итальянцев купил эмир из Катара Мохаммед ибн Хамад аль-Тани.
Еще один источник доходов футбольных клубов – дотации от владельцев команд. Тут, как говорится, кому как повезет… Небезызвестный Роман Абрамович, например, за последние два сезона потратил на покупку новых игроков для лондонского «Челси» ни много ни мало 290 млн. долларов. Да и в целом с приходом российского олигарха доходы «Челси» выросли более чем на 60%!
Правда, недавно Роман Аркадьевич утратил титул самого богатого хозяина английского клуба. Теперь главный футбольный толстосум Великобритании – владелец «Манчестер Сити» шейх Мансур бен Зайяд аль-Нахьян. Состояние этого 38-летнего аристократа из Объединенных Арабских Эмиратов оценивается почти в 15 млрд. фунтов стерлингов. Новый хозяин пообещал потратить большие средства на приобретение «звезд» футбола, хотя в «Манчестер Сити» их и так немало. Один из них, бразилец Робинью, стоит целого состояния. Однако это обстоятельство никак не помогает команде, которая в нынешнем сезоне практически не покидает «опасной зоны» рейтинга премьер-лиги и в любой момент может вылететь из списка «элитных» команд.
В целом, существуют две схемы обогащения футбольных клубов – английская и итало-испанская. Первая предполагает «заработок на команде» – продажу маек с атрибутикой, чипсов, пива и прочей дребедени. Вторая советует торговать не сопутствующими товарами, а… выступлениями своей команды на ТВ. Фактически, клубы, построенные на этой бизнес-платформе, устраивают из спортивных состязаний шоу с участием многих звезд.
Об эффективности (читай, доходности) той или иной модели можно спорить очень долго. В 2007 году самым богатым европейским клубом был приверженец английской модели «Манчестер Юнайтед». Его непосредственный конкурент («поклонник» итало-испанской модели) «Реал» стоял на втором месте, но отставал совсем немного. Однако когда грянул финансовый кризис и британский фунт покатился вниз, футболистам Туманного Альбиона пришлось несладко. В итоге «Манчестер Юнайтед» поменялся местами со своим давним соперником.
Абсолютный рекорд посещаемости был зафиксирован в 1950 году на игре Кубка мира на стадионе «Маракана» в Бразилии – на матч пришло 199 850 человек.
Билет в футбольный рай
Прибыль, получаемая от продажи билетов на матчи, – достаточно важная часть доходов любого клуба. Наиболее эффективно зарабатывают на этом команды английской премьер-лиги. Средняя цена билета на игру – около 30 фунтов. Впрочем, у лондонского «Челси» она в три раза выше – 90 фунтов. Но все равно от болельщиков нет отбоя.
Обычные английские стадионы, вмещающие 30–40 тыс. человек, за один такой матч зарабатывают до 100 тыс. фунтов. А популярные команды, вроде «Манчестера» или «Челси», – значительно больше. Самым доходным и в Англии, и в мире является стадион «Эмирэйтс», принадлежащий лондонскому «Арсеналу». Прибыль с него достигает 6 млн. долларов за матч.
Первая в мире трансляция футбольного матча между командами Англии и Шотландии прошла 9 апреля 1938 года на канале «Би-би-си» – тогда в стране было менее 20 тыс. телевизионных приемников.
Причем многие футбольные фанаты предпочитают ходить на «домашние» матчи по сезонным абонементам – пропускам на все игры любимой команды в течение года. Таких постоянных клиентов (а в Англии подобным образом поступает почти половина болельщиков) клубы стараются всячески обхаживать, предлагая скидки на атрибутику, приоритетное предоставление информации о команде и другие блага.
Кстати, на покупку футбольных абонементов английские банки выдают фанатам беспроцентные кредиты.
Не обходится и без забавных случаев. В 1998 году некто Ян ван Коок – болельщик голландской команды «Фейенорд» – приобрел в кассе сразу два сезонных билета. Один – для себя, второй – для своего пса Бо!
Как клубы «принимают на грудь»
или сколько приносит форменная реклама
Отдельная, и довольно значительная, статья доходов – реклама. Серьезные корпорации готовы платить большие деньги, чтобы футбольные кумиры выходили на поле в футболках с их логотипом.
Крупнейший в истории контракт такого рода заключил мадридский «Реал». Генеральный спонсор клуба, компания мобильной связи «BENQ», платит 25 млн. евро в год за размещение логотипа на майках футболистов «королевского» клуба и на щитах, установленных на стадионе «Сантьяго Бернабеу».
«Реал Мадрид» – испанский футбольный клуб. Лучший футбольный клуб XX века по версии ФИФА (Международная федерация футбольных ассоциаций). Основан в 1902 году под названием «Madrid Football Club». В 1920 году король Испании присвоил ему титул «Королевский» (Real). Современное название – «Real Madrid». «Реал» 31 раз становился чемпионом страны, 9 раз выигрывал кубок чемпионов и лигу чемпионов (оба эти показателя – рекордные). 17 раз становился обладателем кубка страны. Прозвище команды – «Галактикос» (поскольку клуб представляет собой собрание «звезд» первой величины).
А вот главный конкурент «Реала», испанская «Барселона», является исключением из правил. Клуб отказался от использования спонсорских логотипов на футболках из чувства патриотизма. Цвета «Барселоны» одновременно и официальные цвета Каталонии, так что любая другая символика была бы воспринята как оскорбление. Правда, этот принцип нельзя назвать нерушимым – в 2005 году на майках «Барсы» появился логотип TV3 (Телевидение Каталонии), а на шортах и воротнике – маленький флаг Каталонии. Ну а в 2006 году клуб объявил о пятилетнем соглашении с ЮНИСЕФ (международный чрезвычайный фонд помощи детям), по которому логотип организации будет располагаться на форме команды. Однако все это не имеет отношения к бизнесу.
Из 10 тыс. российских болельщиков в Австрии и Швейцарии больше половины были одеты в оригинальные футболки сборной. Они практически не отличаются от тех, которые носят игроки. В них также используется высокотехнологичная система вентиляции и вывода влаги. Но на майке сборной России идет поперечный триколор на груди с разрывом для нанесения номера игрока. А на майках болельщиков триколор без разрыва – смотрится гармоничней, ведь не каждый фанат будет наносить на грудь номер. А вот японские фанаты на чемпионате мира 2002 года закупались… черными масками. Поскольку в такой хитрой форме выступал японский футболист Цунеясу Миямото. Маска защищала его сломанный нос.
Самая долговременная из подобных сделок заключена английским «Арсеналом». «Канониры», а именно так называют клуб болельщики, получили от «Emirates Airlines» 200 млн. долларов за 15 лет.
Дольше всех в премьер-лиге не меняется титульный спонсор у «Ливерпуля» – с 1992-го года таковым является пивная компания «Carlsberg», в прошлом сезоне заплатившая за это удовольствие 15 млн. долларов.
Что касается России, то там лишь половина команд премьер-лиги носит на груди какую-либо рекламу. Другие же находятся в состоянии перманентного поиска возможных партнеров. Самый дорогой национальный контракт был заключен клубом ЦСКА с «Сибнефтью». Его стоимость составила 18 млн. долларов в год. Правда, уже через год, когда Роман Абрамович продал свою долю в компании, контракт расторгли….
Футбольное «рабство»
Когда-то за раба могли заплатить 2 греческих мины или 400 римских денариев, т.е. примерно полкило чистого золота. Миллионер Бэкхем, конечно, устроился получше римского гладиатора, но… где он завтра будет жить, сколько спать и с кем играть – решает не он, а его клуб. Узаконенная торговля людьми называется красиво – трансфер (от английского «передача»). Однако красивая обертка мало что меняет.
По правде говоря, футболисты стали стоить дороже рабов далеко не сразу. В 1899 году английская Футбольная Ассоциация рекомендовала клубам установить максимальную оплату за переход игрока в размере 10 фунтов стерлингов. А первый тысячефунтовый трансфер произошел в Англии только в 1905 году. Но вот с тех пор цены на игроков только растут.
В 2002 году клуб «Манчестер Юнайтед» заплатил за Рио Фердинанда 30 млн. фунтов стерлингов. А чуть позднее звезда французского футбола Зинедин Зидан перешел из «Ювентуса» в мадридский «Реал» за сумму в 45,6 млн. фунтов стерлингов, ставшую рекордной.
«Манчестер Юнайтед» – английский футбольный клуб из города Манчестер, один из самых крупных и популярных на всех континентах. Команда насчитывает 330 млн. болельщиков по всему миру, т.е. около 5% населения земли. Домашний стадион «Олд Траффорд» вмещает 76 тыс. болельщиков. В 2008 году «Юнайтед» выиграл чемпионат Англии в 17-ый раз. Клуб трижды становился победителем главного европейского клубного турнира (в 1968-м – кубка европейских чемпионов, а в 1999-м и 2008-м – лиги чемпионов). Рекордсмен по количеству выигранных кубков Англии. Прозвище команды – «красные дьяволы» или «манкунианцы» (от «MANChester UNited»).
Футбол превратился в крупный бизнес, в котором лучшие клубы управляются так же, как серьезные компании. Когда «Эвертон» в 1963 году стал чемпионом Англии, потратив за год до этого 100 тыс. фунтов на покупку игроков, то команду назвали «чемпион с помощью чековой книжки».
Аналогично футбольная общественность отреагировала и на приобретение лондонского «Челси» Романом Абрамовичем. Еще бы – в то время, как большинство европейских грандов снижало затраты, расходы «Челси» поразили всех. Такой подход к улучшению спортивных результатов вызвал поток негативных отзывов, однако уже сейчас видно, что подобное отношение к футбольному бизнесу вполне имеет право на жизнь, хоть и не гарантирует сверхдостижений.
Это, кстати, в прошлом году блестяще подтвердили футболисты белорусской команды БАТЭ (Борисов). Несмотря на крохотный по мировым меркам командный бюджет (5 млн. долларов в год) они сумели впервые в истории национального футбола пробиться в групповой этап Лиги чемпионов. Такого от белорусов не ожидал никто!
Но вернемся к трансферу. Сделки стоимостью в десятки миллионов долларов остаются уделом лишь считанных единиц – футбольных звезд первой величины. В основном игроков продают и покупают за гораздо более скромные деньги, а то и вовсе обменивают на какую-нибудь дребедень.
Одним из первых необычных трансферов стал переход будущего капитана сборной Англии Эрни Бленкинсопа из «Объединенных методистов Кадворта» в «Халл» в 1921 году. За юного левого защитника пришлось отдать 200 фунтов и… 80 пинт эля. Выпил ли президент клуба методистов свое пиво в одиночку или разделил между всей командой на прощальной вечеринке – остается тайной. А в 1927 году полузащитник Хью Макленахан обошелся клубу в три холодильника, наполненных мороженым.
Ближе к сегодняшнему дню пиво утратило свою привлекательность среди управляющих любительскими командами. Они по-прежнему не против получить за будущих звезд «бартером», но предпочитают брать что-нибудь более долговечное. Сыгравший 79 матчей за сборную Англии Джон Барнс обошелся «Уотфорду» в один комплект формы. Покупка же «Фулхэмом» Зэта Найта, всего дважды выходившего в составе англичан в официальных матчах, за 30 тренировочных костюмов выглядит по сравнению с этой сделкой просто верхом расточительства.
В 1979 году Даниель Альенде подписал контракт с уругвайской командой «Сентрал Эспаньол» из города Рентистас на условиях предоставления ему 550 бифштексов из расчета 25 штук в неделю!
В 1982-м Тони Каскарино был передан ФК «Крокенхилл» клубу «Джеллингем» в обмен на несколько металлических панелей, необходимых для ремонта стадиона, и новую форму – всего примерно на сумму 180 фунтов стерлингов. Этот прекрасный нападающий затем играл в «Астон Вилле» и «Марселе» и стал третьим по количеству выступлений за сборную Ирландии, 88 раз выйдя в ее составе на поле.
Сегодня средняя зарплата игрока в чемпионате России составляет 750 тыс. долларов в год. Для сравнения: новый президент США будет получать 528 тыс. в год. Самый высокооплачиваемый футболист мира – игрок итальянского «Милана» бразилец Кака – имеет годовой контракт на 9 млн. евро. На полмиллиона меньше получает его соотечественник и одноклубник Роналдиньо. Френк Лэмпард из «Челси» – третий (8,16 млн.). К тому же каждый из них ищет дополнительные источники дохода. Один удачный рекламный контракт зачастую перекрывает многомиллионную зарплату. Тот же Роналдинью, например, в прошлом году получил рекламную «прибавочку» в размере 15 млн. евро.
Соревноваться с англичанами в этой области человеческого гения могут немногие. Разве что в Румынии подобное искусство достигает небывалых высот. Так, трансфер вратаря Белградеана из «Минерула» в «Джиул» курировал лично мэр города Лупени. За своего голкипера градоначальник хотел целый газопровод, подведение которого к городу должно было обойтись примерно в 150 тыс. евро. Причем «взять деньгами» мэр отказался.
Нельзя не упомянуть и о нашумевшей в свое время истории норвежца Кеннета Кристенсена, решившего в 2002 году перейти из одного клуба четвертой лиги национального чемпионата в другой. Игрок прошел взвешивание, потянув на 75 кг, и «Флуи» выдал «Винбьярту» норвежских креветок «по весу». Думается, московскому «Локомотиву» стоило в свое время отпускать Зазу Джанашию обратно в Грузию примерно на таких же условиях с поправкой на национальную кухню – центнер-другой отличного люля-кебаба им не помешал бы.
И наконец – о самом веселом трансфере в истории футбола. Произойти он мог, естественно, только на родине игры – в Англии. История эта поистине прекрасна, и рассказывать ее нужно, как волшебную рождественскую сказку.
Жил-был сенегальский футболист Али Диа. Шел 1996 год, Али играл в полупрофессиональном «Блит Роверс» в шестой английской лиге, вершинами же его карьеры значились эпизодические выступления в третьих дивизионах чемпионатов Франции и Германии. В 31 год Али жутко захотелось славы. Вместе со своим агентом он придумал гениальный план. Однажды главному тренеру «Саутгемптона» Грэму Сунессу позвонил сам Джордж Веа, совсем недавно получивший «Золотой мяч». Либерийская звезда рассказала Сунессу о своем племяннике Диа, имевшем за плечами 11 матчей за сборную и опыт выступления за «ПСЖ». Естественно, все это было вымыслом, а в роли Веа выступил агент сенегальца. Тем не менее, Сунесс принял услышанное за чистую монету и подписал с игроком контракт на месяц.
Далее в дело вмешалось не иначе как божественное провидение. Диа, естественно, должен был для начала сыграть во втором составе, но из-за сильнейшего ливня матч «дублеров» отменили. Сунесс не нашел ничего лучше, как включить Али в заявку на матч премьер-лиги против «Лидса» под номером 33. На 33-й же минуте травму получил Ле Тиссье – и так состоялось явление Диа в высшей лиге Англии. Мэтт, сидя на скамейке, мог в подробностях видеть, кем его заменили, и наверняка запомнил тот день на всю жизнь: «Это было незабываемо. Он бегал по полю, словно олененок Бэмби по льду. На это было очень, очень стыдно смотреть». К 53-й минуте Сунесс о чем-то догадался и убрал своего новичка с поля. Где он сейчас – не знает никто.
В 1945 году «Арсенал» принимал в Лондоне одну из лучших советских команд – «Динамо» (Москва). Во время игры на поле опустился густой туман. С трибун в буквальном смысле слова ничего не было видно. Но гости проделали слишком долгий путь, чтобы отменять игру. Матч решили продолжать при любых условиях. Но самое интересное выяснилось в конце, когда туман рассеялся… Воспользовавшись слабой видимостью, на поле незаметно вернулся один из игроков «Арсенала», удаленный за нарушение правил, и… вся советская скамейка запасных! В общем, вместо положенных 22 на поле оказалось что-то около 30 игроков! «Динамо», кстати, выиграло со счетом 3:2.
Темная сторона
Естественно, в футболе, как и везде, воруют и берут взятки. Спортивный мир то и дело сотрясают разного рода скандалы. Самый громкий из последних – «дело Моджигейта». Дело вел итальянский прокурор, однако следствие и слушания происходили не в гражданском суде, а в специально созданном Футбольном трибунале Италии (ФТИ), куда также вошли чиновники от спорта. Апелляции рассматривал Олимпийский комитет Италии, а ФТИ сразу после завершения процесса расформировали.
В результате бывшего гендиректора «Ювентуса» Лучано Моджи в 2006 году отстранили от футбола на пять лет за коррупцию и организацию договорных матчей. Сам же клуб по итогам был лишен двух чемпионских титулов и отправлен в серию B. «Милан», «Лацио» и «Фиорентина» остались в серии А. Новый сезон команды начнут с отставанием по очкам: «Милан» – минус 8 очков, «Лацио» – минус 11, «Фиорентина» – минус 19 очков, «Ювентус» – в серии Б с 17-очковым отставанием. Всего у «Милана», «Лацио» и «Фиорентины» отняли по 30 очков с прошлого чемпионата. А чемпионский титул сезона 2005/2006 отдали «Интеру».
Но, судя по всему, коррупция в «кальчо» (итальянском чемпионате серии А) – это еще цветочки по сравнению с делами, пока не попавшими в суд.
Вот уже год длится разбирательство в швейцарском кантоне Цуг. Падкие на громкие названия журналисты окрестили это дело «ФИФАгейт». В Цюрихе, где находится штаб-квартира Международной федерации футбольных ассоциаций, вердикта ждут со страхом. Дело в том, что в ходе расследования банкротства бывшего партнера ФИФА, компании ISMM, вскрылись многочисленные случаи подкупа высокопоставленных футбольных чиновников.
Немало людей считают ФИФА хорошо отлаженной машиной по печатанию денег, зарабатывающей сотни миллионов швейцарских франков в год. Ну а там, где крутятся большие деньги, нередко махровым цветом расцветает коррупция. Не избежала этой болезни, похоже, и ФИФА. Все 10 лет своего пребывания у власти ее президенту Йозефу Блаттеру приходилось защищать от обвинений в коррупции как себя лично, так и подчиненную ему организацию.
Между тем, следователи из кантона Цуг пришли к выводу, что многочисленные спортивные чиновники, включая и представителей ФИФА, получали миллионные взятки. Свои доказательства они готовы представить суду на 228 страницах. На скамье подсудимых уже оказалось шестеро бывших сотрудников ISMM – холдинговой компании, торговавшей трансляционными и маркетинговыми правами на крупнейшие спортивные соревнования. Есть основания полагать, что в ней существовал тайный фонд, на деньги которого покупались высокопоставленные спортивные функционеры, принимавшие решения в пользу ISMM.
В 1998 году маленькая итальянская деревня Пескичи выиграла в национальную лотерею 23 млн. фунтов. Ее жители тотчас решили приобрести легендарного бразильца Роналдо, желая, чтобы он выступал за их деревенскую команду! Правда, сделать им это не удалось.
Всего, считают следователи, ISMM потратил на взятки не меньше 18 млн. швейцарских франков. Деньги шли по раскрытой схеме уклонения от уплаты налогов через банки Лихтенштейна. В мае 2001 года ISMM обанкротилась, и это дорого обошлось ФИФА накануне чемпионата мира. Блаттер не только не получил обещанные 2,2 млрд. швейцарских франков за телетрансляционные и маркетинговые права на Кубки мира 2002 и 2006 годов, но и был вынужден частично оплатить долги ISMM.
Впрочем, деньги делают не только коррупцией, но и на коррупции. Так, Эндрю Дженнингс – известный английский спортивный журналист, специализирующийся на журналистских расследованиях, – не брезгует покопаться в спортивной «грязи». Его скандальные книги «Великое олимпийское надувательство» («The Great Olimpic Swindle»), «Повелители колец» («The Lords of the Rings») и «Новые повелители колец» («The New Lords of the Rings») – о коррупции в Международном олимпийском комитете и на Олимпийских играх – стали бестселлерами в европейских странах и США.
Самые доходные клубы 2008 года:
1 «Реал» Мадрид» – 416,2 млн. долларов
2 «Манчестер юнайтед» – 369,5 млн. долларов
3 «Барселона» – 351,3 млн. долларов
4 «Бавария» (Мюнхен) – 336,8 млн. долларов
5 «Челси» – 306,0 млн. долларов
6 «Арсенал» – 300,8 млн. долларов
7 «Ливерпуль» – 240,0 млн. долларов
8 «Милан» – 238,3 млн. долларов
9 «Рома» – 199,7 млн. долларов
10 «Интер» – 196,8 млн. долларов
История футбола в жульничествах:
1900 год – вратарь «Бернли» Джек Хиллман дисквалифицирован на год за попытку подкупить «Ноттингем Форест», чтобы тот проиграл матч. «Ноттингем» выиграл со счетом 4:0. «Бернли» вылетел в низшую лигу.
1905 год – Билли Мередит, капитан «Манчестер Сити» и правый крайний нападающий сборной Уэльса, оказался в центре первого грандиозного скандала, потрясшего английский футбол. Его дисквалифицировали на сезон за попытку дать взятку в размере 10 фунтов капитану «Астон Виллы» с тем, чтобы его команда проиграла «Манчестер Сити».
1915 год – «Манчестер Юнайтед», сражающийся за выживание в первом дивизионе, обыграл середняка «Ливерпуль» со счетом 2:0 и избежал понижения в классе. По ходу матча «Ливерпуль» демонстративно не реализовал пенальти. Вскоре стало известно о больших ставках именно на такой исход поединка. Семеро игроков «Ливерпуля» были пожизненно отстранены от футбола.
1971 год – руководители «Арминии» признаны виновными в том, что они заплатили соперникам 90 000 фунтов с целью договориться о результатах четырех игр чемпионата ФРГ.
1974 год – игроки сборной Италии обвинены поляками в том, что предлагали им деньги за проигрыш в матче чемпионата мира, проходившем в Штутгарте. Для того чтобы продолжить борьбу в турнире, Италии было достаточно ничьей, однако она проиграла Польше – 1:2.
1986 год – УЕФА исключила «Рому» из своих турниров на весь сезон. Президент клуба Дино Виола отстранен от деятельности УЕФА на четыре года за попытку подкупить арбитра, судившего полуфинальный матч «Ромы» с «Данди Юнайтед» на Кубок европейских чемпионов в 1982 году. «Рома» выиграла 3:0 (3:2 по сумме двух матчей), но в финале уступила «Ливерпулю».
1993 год – арестован Жан Жак Эйдели, полузащитник «Марселя» Ему предъявлено обвинение в попытке подкупить трех игроков «Валансьенна», чтобы команда проиграла «Марселю» в матче французского чемпионата. Эта игра состоялась за шесть дней до того, как новые победители обыграли «Милан» и взяли Кубок европейских чемпионов. Генеральный директор клуба Жан-Пьер Бернэ также был привлечен к суду.
2004 год – заместитель руководителя департамента внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы МВД России Юрий Прокофьев задержан при получении взятки в 400 долларов. Эти деньги высокопоставленный чиновник вымогал у представителя футбольного клуба «Спартак» за оформление разрешения на трудовую деятельность итальянскому тренеру команды Невио Скала и трем его помощникам. За «легализацию» каждого иностранца чиновник требовал 100 долларов. На вырученные деньги Прокофьев собирался купить газонокосилку.