Недавно на дне Атлантики обнаружили корабль, затонувший еще в 1942 году. Трюмы его полны сокровищ – бриллиантов и золота на миллиарды долларов. Увы, вероятно, они так и останутся в море: американские бизнесмены могут не договориться с властями Великобритании и России – оба правительства готовы предъявить свои права на этот клад.
Исследователи морских глубин до сих пор находят сокровища, проглоченные океаном. Чаще всего счастливчики поднимают корабли с ценными грузами, выплачивают налоги своему правительству, а остальное забирают себе. Но если речь идет об особо крупных суммах, все не так просто. Тут же находятся «истинные владельцы» сокровищ, готовые во что бы то ни стало прибрать их к рукам. В итоге нашедшие клад часто не могут договориться с теми, кто называет находку своей, и огромные суммы, способные существенно пополнить запасы банков в условиях кризиса, остаются лежать на дне.
Последний из подобных случаев произошел совсем недавно. В январе 2009 года сотрудники американской компании «Sub Sea Research» («Саб Си Рисерч»), изучающей дно Мирового океана в научных целях, случайно обнаружили в Атлантическом океане корабль, затонувший в 1942 году. В его трюмах нашли золото, алмазы и платину на сумму в 3,6 млрд. долларов. Западные эксперты тут же назвали находку «крупнейшей в современной истории». История о «Голубом бароне» (точное название корабля неизвестно, однако американцы уверены, что это именно он) несколько дней не сходила со страниц западной прессы. Оно и понятно – огромные деньги, найденные в трюмах судна, привлекли внимание каждого, кто может иметь к находке хоть какое-то отношение.
Когда-то судно принадлежало британскому правительству и перевозило в США ценности, предназначенные для оплаты военной техники, обещанной американцами своим европейским союзникам. Если верить документам, на нем находилось 10 тонн золотых слитков, 70 тонн платины, 16 млн. карат бриллиантов и 500 кг алмазов. По мнению ряда историков, в трюмах «Голубого барона» лежат деньги, доверенные Советским Союзом британскому флоту для доставки в Америку. Однако до США корабль не дошел. В сорока километрах от Гайаны его утопила немецкая подводная лодка. Понятно, что фашисты не догадывались, какие сокровища отправили на дно, а потому не проявили к судну повышенного внимания. Зато сейчас оно представляет огромный интерес.
Корабль обнаружили близ побережья Гайаны на глубине в 250 м. Это немало – и чтобы поднять судно на поверхность, нужны огромные деньги. Между тем, «Sub Sea Research» приступать к делу не торопится. Дело в том, что на клад претендуют Великобритания и Россия. Основания просты: флаг первой развевался над кораблем в момент гибели, а деньги второй могут находиться в его трюмах.
Основатель американской компании Грег Брукс в интервью британскому изданию «The Daily Telegraph» заявил – он заинтересован в скорейшем поднятии груза на поверхность, однако боится, что расходы на это дело лягут на него, а золото и алмазы придется отдать.
А такой сценарий вполне возможен. Международной группе историков и юристов вскоре предстоит выяснить, оплатили ли СССР и Великобритания услуги США по оказанию военной помощи в полной мере. Если да – клад принадлежит европейским государствам, если нет (США в годы войны «списали» долги) – тогда сокровища могут достаться американцам. Правда, опять же, не Бруксу лично, а государству.
Кладоискателю подобные рассуждения не нравятся – он считает себя законным владельцем всего клада и не намерен отдавать его ни иностранцам, ни собственному правительству. «Те, кто этот груз потерял, уже забыли про него. Никто «Голубой барон» не искал. Мы действуем по закону, ничего не нарушаем, а потому ничего и не отдадим. Я уверен, что мы отстоим права на этот клад, и у нас заберут не более 10% от его ценностей в виде налогов», – заявил он.
Однако такой оптимизм разделяют не все. «Слабо верится в то, что компании, нашедшей клад, удастся оставить его себе», – говорит эксперт по подобным делам Майкл Уильямс в интервью британской прессе. По его мнению, борьба за сокровища «Голубого барона» будет долгой, но в конечном счете победа в ней достанется иностранным властям. Основная причина – судно находится в открытом океане, на территории, не принадлежащей ни одному правительству.
Нередко бывает, что подобные споры превращаются в настоящие международные скандалы. Так, например, несколько лет назад все та же компания «Sub Sea Research» обнаружила в территориальных водах США близ Флориды галеон «Нотр-Дам Деливранс» («Notre Dame Deliverance»). На корабле, затонувшем в далеком 1775 году, было 473 кг золота в слитках, 1 млн. монет, 15,5 тыс. золотых дублонов, 24 кг серебра и драгоценности. Общая стоимость находки по самым скромным оценкам составила порядка 3,2 млрд. долларов. Судно перевозило груз из Нового Света испанскому королю Карлу III. Почему оно затонуло, сегодня никто не знает, однако интересуются им, как и в предыдущем случае, не только искатели приключений.
На сокровища претендуют власти Франции и Испании. Дело в том, что судно было французским, однако Испания зафрахтовала его для перевозки своих драгоценностей. Сначала Бруксу разрешили поднимать корабль – дабы клад не разграбили по частям. Затем, когда поднялась шумиха и конфликт перерос в международный скандал, свое решение власти США отменили, и глава «Sub Sea Research» остался «с носом». Корабль лежит на дне – он уже стал своеобразным примером глупости, порожденной жадностью. Брукс, как и в случае с последней находкой, продолжает твердить, что раз нашел он, значит и груз его, и делить добычу он ни с кем не собирается.
Точное расположение «Голубого барона» не сообщается – американцы боятся наплыва частных кораблей с оборудованием для подводных работ. Ведь вполне может случиться, что сокровища растащат по частям те, кто вообще не имеет к ним никакого отношения.
Забавно, но если Брукс не сможет договориться с властями стран-претендентов о дележе, клад и вовсе может достаться… Гайане! 2 января 2009 года вступила в силу Конвенция ЮНЕСКО об охране подводного наследия. Согласно этому документу, южноамериканская страна может претендовать на клад: он находится в ее экономической зоне (морская экономическая зона распространяется на 200 миль от побережья). Правда, лишь в том случае, если его признают культурным наследием – а это может случиться только в 2042 году, когда с момента гибели судна пройдет 100 лет. Об этом, в частности, заявил президент Российской ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин.
А пока однозначно решить, кому достанутся сокровища «Голубого барона», нельзя. Почему? Ни одна международная организация (в том числе ООН) до сих пор не имеет ни одного официального документа, который бы определял, как делить подобные клады.
Меж тем, совершенно очевидно, что такие находки будут появляться и в дальнейшем. Сейчас в глубинах Мирового океана покоится по меньшей мере 1 млн. погибших кораблей, считают эксперты.
Красноречивый пример – «Фрау Мария», затонувшая еще в 1771 году во время шторма близ берегов современной Финляндии. В ее трюмах лежало 27 картин голландских художников XVI-XVII веков – Герарда Борха, Габриеля Метсю, Герарда Доу (ученика Ребрандта) и других. Кроме того, судно везло груз изделий из бронзы и драгоценных металлов общей стоимостью, по разным оценкам, от 100 до 900 млн. евро. Все эти произведения искусства Екатерина II закупила у голландского правительства для Эрмитажа. Отлично осознавая опасность доставки морем, их упаковали в специальные свинцовые колбы, залитые воском – есть вероятность, что время и морская вода не коснулись их. По информации исторических хроник, Екатерина, узнав о гибели судна, просила своего кузена Густава III поднять содержимое его трюмов. Тот отказался – найти судно на морском дне было по тем временам нереально. В итоге отношения между двумя странами испортились на десятки лет.
Сегодня достать «Марию» значительно проще, чем «Барона» – она покоится на глубине всего лишь 40 м. И тем не менее ее груз остается под водой. Причина та же – правительства разных стран не могут его поделить. Россия утверждает, что произведения искусства должны достаться ей, так как на момент гибели корабля они уже принадлежали Российской короне. Голландия настаивает на обратном: сам корабль принадлежал им, а потому груз, пока не достиг цели, находился в собственности их предков. Кроме того, на ценности претендуют Швеция (на момент крушения в XVIII веке корабль находился в ее территориальных водах) и Финляндия (сейчас корабль находится на ее морской территории). Страны спорят по поводу этого клада с 1991 года, когда он был обнаружен. Впрочем, сейчас они уже почти договорились, как будут делить его. «Фрау Марию» планируют поднять на поверхность в 2010 году, а ее содержимое поделить в равных долях между всеми претендентами. Заниматься подъемом судна будут специалисты всех четырех заинтересованных сторон. По оценкам экспертов, это обойдется в 50 млн. евро.
Возникает вопрос — зачем же поднимать корабль целиком, если можно достать лишь содержимое трюмов? Ответ прост: он может стать музейным экспонатом. Есть и еще более смелый проект: судно будет «плавающим музеем сокровищ», курсирующим между Россией и Голландией. «Фрау Мария» очень хорошо сохранилась – в холодных водах Балтийского моря почти не водятся мелкие жучки, разрушающие древесину. Так что реставрировать судно будет несложно.
Между прочим, шведский линкор «Ваза», поднятый со дна, стал настоящим музеем. Спроектирован он был в 1625 году самым опытным на тот момент кораблестроителем Энриком Хибертссоном на Королевской Верфи в Стокгольме. 300 лучших корабельных мастеров, художников и резчиков по дереву сделали военное судно едва ли не самым красивым в мире. Сам Густав I Ваза следил за созданием корабля, названного его именем, и давал мастерам указания. Возможно, это и стало причиной гибели – Хибертссон видел, что некоторые идеи монарха нелепы, однако возразить не мог. Того же заботило лишь боевое оснащение судна и его внешний вид, а вовсе не устойчивость на воде. В итоге на корабле было установлено вдвое больше пушек, чем вмещали суда аналогичного размера, а кроме того, во имя роскоши Густав I приказал доставить на него небывалое количество скульптур и прочих украшений. Вдобавок ко всему Ваза хотел, чтобы линкор был очень быстр, а потому приказал сделать корпус слишком узким.
10 августа 1628 года судно спустили на воду, паруса надулись ветром, и «Ваза» отошел от берега на несколько десятков метров. Затем ветер усилился, и судно, практически не способное держаться на воде, накренилось и завалилось на бок. В итоге погибло 50 человек, находившихся в каютах и трюмах. Крушение тут же было расценено церковью как Божественное предупреждение. Таким образом, «Ваза» вошел в историю как корабль, пробывший на воде всего несколько минут и погибший не от шторма или вражеских ядер, а от глупости монарха, имя которого он носил.
Шведы подняли корабль со дна Балтийского моря лишь в 1961 году. На нем оказалось около 2000 предметов матросского и офицерского быта того времени. Да и сам он отлично сохранился – и в итоге стал едва ли не главной туристической достопримечательностью Стокгольма. Любой может взойти на борт, увидеть вещи, принадлежавшие его матросам, полюбоваться знаменитыми позолоченными скульптурами. А вот совершить морскую прогулку – вряд ли.
Если же со дна будет поднята «Фрау Мария», ее посещение станет еще более занимательным – ведь в отличие от «Вазы» российское императорское судно способно держаться на воде! Однако пока это мечты. И виной тому – человеческая жадность.
Еще один пример не всегда понятной и полностью неоправданной алчности – галеон «Santa Margarita», затонувший в 1622 году и обнаруженный в 2007 году недалеко от пляжей американского штата Флорида. Испанский корабль, груженый сокровищами на 1 млн. долларов, по-прежнему лежит на морском дне – на сей раз не договорились нашедшие судно кладоискатели и власти штата. Дайверы считают, что раз клад нашли они, то сокровища принадлежат им. Администрация Флориды гнет свою линию: судно покоится в территориальных водах штата, а потому является собственностью всех его жителей, т.е. сокровища должны оказаться в местном бюджете.
Однако бывает, что историческую достопримечательность не поднимают на берег только потому, что в ее трюмах нечем поживиться. Так, огромный интерес для исследователей представляет судно легендарного пиратского капитана Кидда, ставшего прототипом капитана Флинта в романе Роберта Люиса Стивенсона «Остров сокровищ». За захваченным им судном «Quedaph Merchant» с грузом на сумму в 45 тыс. фунтов стерлингов кладоискатели со всего мира охотились на протяжении трех веков, а нашли у берегов Доминиканской Республики. Причем решительно непонятно, почему поиски велись так долго: корабль лежал в двадцати метрах от берега острова Каталина на глубине всего… трех метров!
Нашли «сокровища Флинта« сотрудники Индианского университета. Согласно мнению большинства историков, Кидд оставил «Quedaph Merchant» на сохранение своим матросам, а сам отправился в тогда еще английскую колонию Нью-Йорк. Капитан искал справедливости. Англия и Франция признали его международным преступником сразу после объявления перемирия в одной из своих бесчисленных морских войн. В то время корсар имел на руках патент за подписью английского монарха, разрешавший ему грабить французские суда от имени Англии. Легендарный пират ждал от властей Нью-Йорка оправданий. Однако те… повесили его. Причина же гибели «Quedaph Merchant» остается неизвестной. Самая распространенная версия – пираты попросту сожгли судно, разделили сокровища и скрылись.
Денег на судне не оказалось, а потому оно не нужно ни Доминиканской Республике, ни индонезийскому правительству. Переживают только ученые, обнаружившие находку: корабль – настоящая реликвия. Однако средств, чтобы поднять его, у них нет. Единственная надежда – на Великобританию. На родине Стивенсона про капитана Флинта знает почти каждый, и если корабль привезти на Туманный Альбион и сделать из него музей, инвестиции наверняка окупились бы. Между тем, этот случай явно доказывает – долгосрочными вложениями никто заниматься не хочет.
Зато корабли с трюмами, набитыми золотом и алмазами, интересуют всех. Причем так сильно, что продолжают… лежать на дне. Английские юристы по этому поводу даже шутят: «Сокровище – это проблема, на которой могут заработать только адвокаты».
Однако это утверждение справедливо лишь для кладов, представляющих собой государственную ценность. А вот грузы поменьше находят регулярно и в разных частях мира. Взять, к примеру, легендарный «Титаник». Его обнаружил американец Джордж Туллок, вложивший в экспедицию 20 млн. долларов. Поиски окупились сполна – Туллок достал из помещений затонувшего гиганта 5 тыс. различных предметов, большинство из которых впоследствии продал на аукционах. Для сравнения: французы на легендарном «Наутилусе» нашли лишь 800 пригодных для продажи вещей. Туллок же в буквальном смысле продал все, что смог достать – даже кусочки угля, которым «заправлялся» «Титаник», он предлагал по 25 долларов за штуку. Корабль до сих пор не подняли на поверхность, однако не из-за юридических проволочек. Просто «Титаник» – самый большой лайнер в истории – слишком тяжел для современной техники и лежит на глубине аж в четыре километра! Поэтому никто не знает, как его оттуда вытащить.
Искатели затонувших сокровищ появились еще в XVII веке. Первый клад подобного рода нашел англичанин Уильям Фиппс, который поднял со дна Карибского моря золота и серебра на сумму, эквивалентную полутора миллионам современных долларов. Однако настоящей эрой кладоискателей стал ХХ век, когда заниматься поисками затонувших кораблей и поднятием ценностей с них стало технически легче. Так, в 1999 году умер Мелвин Фишер, которого до сих пор называют «королем кладоискателей». Однажды он нашел у южного побережья содержимое трюмов испанского галеона «Аточа», разбившегося о рифы в далеком 1622 году. По непонятным до сих пор причинам Испания не предъявила права на находку – между тем, ее оценивают в несколько миллионов долларов. Правда, вряд ли эти деньги принесли Фишеру счастье. В 1975 году, когда поиски «Аточи» были в самом разгаре, случился ночной шторм, опрокинувший его яхту «Северный ветер». В результате его старший сын Дирк и его жена Анжела погибли. Позже Фишер неоднократно говорил: «Море всегда и везде мстит тем, кто забирает у него то, что принадлежит по праву лишь ему. Если золото оказалось на дне, значит, такова его судьба, и вмешиваться в нее не стоит».