Принято считать, что бизнесмены – люди умные, образованные, а главное – предельно внимательные и осторожные. Спорить с этим сложно. Однако в мире то и дело встречаются случаи глупейшего поведения среди коммерсантов даже самого высокого уровня. Так происходит не потому, что бизнесмены и карьеристы начали становиться глупее. Просто в жизни может случиться всякое, и расслабляться не стоит, как бы самоуверенны вы ни были…
Planeta.by составила список наиболее нелепых случаев, которые произошли в разное время в истории бизнеса. Иногда они кажутся настолько невероятными, что похожи скорее на анекдоты, чем на правду.
Белье для Микки-Мауса
Многие крупные корпорации имеют внутренний «дресс-код», которого должны придерживаться абсолютно все их сотрудники. Однако компания «Disney» достигла в этом отношении наибольших «успехов». Наследникам великого Уолта удалось довести идею до полного маразма. Правление компании обязало всех актеров, переодетых в персонажей мультфильмов в парке «Диснейленд», носить… фирменное нижнее белье. Причем выдавалось оно прямо на работе, а по окончании рабочего дня возвращалось назад. И хотя руководство компании выделило средства на стирку использованной «униформы», вскоре от сотрудников стали поступать жалобы: нижнее белье – вещь сугубо личная и может служить разносчиком бактерий и инфекционных заболеваний. После неоднократных протестов со стороны профсоюзов высокое начальство великодушно разрешило забирать трусы на стирку домой. Впрочем, идея носить белье с корпоративной символикой не стала от этого менее глупой.
Дешево и сердито!
Как известно, американцы являются главными потребителями фастфуда в мире. Но, оказывается, они при этом еще и заботятся о своем здоровье! Во имя борьбы с лишним весом сеть ресторанов «McDonald’s» даже пообещала готовить все жареные блюда на растительном масле. Понадобилось долгих 11 лет, чтобы руководство компании признало – в качестве так называемого «натурального ароматизатора» на самом деле использовался обычный говяжий жир!
Он любил свою работу
Новый партнер компании «Carlyle Group» Питер Чанг был так доволен своей свежеприобретенной должностью, что разослал всем друзьям е-мейл, содержащий весьма своеобразную форму хвастовства. В этих письмах Чанг рассказывал, как его во время отдыха ублажали «горячие девушки» и как он удачно провернул пару афер. Заканчивалось письмо вызывающим «Чанг – король в своих владениях». Понятно, что такая необычная форма самолюбования нашла должный отклик среди коллег: они начали пересылать это письмо своим друзьям, вывешивать его в блогах и т.д. В итоге вся история дошла до руководства, которое незамедлительно уволило хвастуна, посчитав, что его выходки порочат честь компании.
Скандал. Недорого
В 1972 году популярная восточно-американская газета «The Washington Post» предложила «San Francisco Chronicle» купить права на перепечатку серии статей по итогам проведенного ее журналистами (Карлом Бернштейном и Бобом Вудвортом) расследования, связанного со взломом штаб-квартиры Демократической партии. Тамошний редактор отказался, сославшись на то, что читателям на другом конце страны это будет неинтересно. Права на публикацию были проданы конкуренту «Chronicle», газете «San Francisco Examiner», всего за 500 долларов. А чуть позднее начавшийся с серии заметок политический скандал приобрел общенациональный масштаб и закончился… отставкой президента США Ричарда Никсона. 500 долларов, вложенные редактором «Examiner», окупились сторицей. А вот его коллега из «San Francisco Chronicle» наверняка искусал себе все локти.
«Рок-н-ролл мертв»?
Майк Смит и Дик Роуи, работавшие в компании «Decca Records» и занимавшиеся поиском молодых талантов для этого музыкального гиганта, как-то случайно оказались в Ливерпуле на концерте местной рок-группы, которую знали по большей части друзья. Молодых музыкантов пригласили на прослушивание. 1 января 1962 года ливерпульская четверка сыграла менеджерам «Decca Records» свои песни и… уехала домой. Мистер Роуи посчитал, что времена рока, «особенно групп из четырех парней с гитарами», уже прошли. Впоследствии этот исторический отказ неоднократно вспоминали в музыкальной индустрии. Позже неудачники, известные под названием «The Beatles», подписали контракт с «EMI Records». Это сделало группу самой популярной в мире, а лейбл – самым успешным. Что интересно, спрос на пластинки «битлов» через некоторое время вырос настолько, что мощностей EMI для его удовлетворения уже не хватало, и тираж допечатывался на заводе… «Decca Records».
Консерватизм в черном цвете
Знаменитый Генри Форд, по сути, создал только один удачный автомобиль – модель 1908 года «Ford T». Не самый дешевый, он стал оптимальным сочетанием цена–качество. Но вкусы американцев с годами менялись, а «Ford T» как будто застрял в 1908-м. Через четыре года после начала продаж «Ford T» старик Генри, придя на работу, обнаружил сюрприз – готовый прототип нового автомобиля. Он не только был мощнее «Ford T», но и отличался внешне! Автомобиль сверкал идеальным красным лаком (самому Форду приписывают фразу: «автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет – черный»). Как свидетельствуют хроники, Форд в гневе собственноручно разбил машину, ясно дав понять: никто не смеет совершенствовать совершенство! Последствия однозначно высказанного решения были печальны. В 1925 году, после 15 лет продаж, «Ford T» ушел, не претерпев заметных изменений. Его нишу занял «Chevrolet», наводнив страну более современными автомобилями. С тех пор, с 20-х годов ХХ века, «Ford» – вечный №2 американского рынка. Лидерство было утеряно безвозвратно.
«Японское экономическое чудо»
11 декабря 2005 года Токийская фондовая биржа была повержена в шок следующим фактом: сотрудник компании «Mizuho Securities», получивший распоряжение продать одну акцию компании за 610 000 иен, перепутал порядок введения цифр и вместо этого выбросил на рынок 610 000 акций по цене 1 иена. Несмотря на то, что ошибка сотрудника была замечена уже через пару минут после начала торгов, убытки компании составили 225 млн. долларов. Интересно, сколько поколений потомков этого сотрудника будут их отрабатывать?
Потеря – ноль
В большинстве стран Европы и Америки заказать билет по Интернету – плевое дело. Однако иногда такая форма работы приводит к неожиданным результатам. Программист модной лондонской гостиницы «Lanesborough Hotel», заполняя графу «стоимость номеров», указал не 350 фунтов в сутки, а всего лишь 35. Руководство обнаружило огрех технического сотрудника только после того, как в отель начали заселяться постояльцы. Предложение о возможности бронировать номера в десять раз дешевле обычного тут же было убрано с сайта, но предприимчивые лондонцы успели заказать места на полгода вперед.
Скорая эротическая помощь
В 2006 году автомобильная компания «Honda» напечатала 26 тыс. открыток с извинениями своим покупателям. Дело в том, что в книжке с инструкцией по эксплуатации был указан неправильный номер Национальной службы безопасности дорожного движения США. В результате автолюбители, набиравшие «800» вместо «888», слышали сладкий женский голос, предлагающий «секс по телефону».
Выход настоящих мужчин
В 2002 году долги румынского автомобильного завода «Campulung» начали составлять просто неприличную сумму. Завод задолжал 17 млн. евро. Руководство нашло довольно своеобразный выход из сложившейся ситуации – оно предложило сотрудникам сдавать свою сперму по 30 евро за порцию. Полученные деньги нужно было переводить на счет завода, чтобы тот мог рассчитаться с долгами. Самое поразительное в этой истории, что коллектив согласился и первое время дела предприятия даже пошли на поправку. Правда, даже этот шаг дал лишь кратковременный эффект – не спас завод от краха с последующей продажей американской «Cross Lander».
Вкусные и смешные консервы
Чувство юмора – отличительная черта англичан. Иногда желание пошутить пересиливает даже благоразумие. Житель Лондона Мик Вудс нашел время для того, чтобы изучить состав только что купленной свинины «Hargreaves & Son». Среди прочих ингредиентов, перечисленных мелким шрифтом, он увидел «собачье дерьмо»! Нетрудно догадаться, что шутника, составлявшего список, быстро уволили.
Нецензурный шоколад
В 2005 году компания «Hershey’s» выпустила батончик под названием «Сajeta Elegancita». В качестве рекламного образа на обертке было лицо популярной мексиканской певицы Соди. Все бы ничего, но мексиканский язык от традиционного испанского отличается не меньше, чем американский от английского. Слово «cajeta» в Испании переводилось как нуга (один из компонентов сладости), а в Мексике – как нецензурный вариант слова «вагина». Батончики из продажи пришлось изъять.
Халява, сэр!
Знаменитая сеть кофеен «Starbucks» в качестве поощрения разослала своим сотрудникам по е-мейлу купон, распечатав который, можно было получить чашку бесплатного кофе в любом из заведений сети. В письме предлагалось также воспользоваться этой привилегией друзьям сотрудников и членам их семей. Компания не учла, что желающих отведать чашку бесплатного кофе может оказаться слишком много, и что один и тот же человек может распечатывать купон бесконечное количество раз. К концу недели халявщиков стало столько, что персонал кофеен перестал справляться с наплывом посетителей, трясущих у лиц кассиров свежераспечатанными купонами. Акцию пришлось свернуть. Одна из сотрудниц компании, Келли Коакли, которая получила свой купон на законных основаниях, подала на «Starbucks» в суд, где потребовала ни много ни мало 114 млн. долларов. Понятно, что выплата истице оказалась гораздо меньше этой суммы, однако репутация сети была основательно подмочена.
Поставить в угол!
В 2003 году производитель детских товаров «Alarm One» решил провести акцию для повышения внутрикорпоративного командного духа. Причем сделать это предполагалось в рамках корпоративного тренинга, во время которого сотрудники компании ходили в подгузниках, ели детское питание и шлепали друг друга по попам. Кому-то это показалось смешным, кому-то – нет. Джанетт Орландо, принимавшая участие в инициативе своего начальства, подала на него в суд за моральный ущерб. Тот обязал компанию выплатить пострадавшей 1,7 млн. долларов плюс 500 тыс. долларов компенсации за увольнение.