«Он продлится не дольше, чем поцелуй возлюбленной, а обойдется дороже, чем содержание любовницы». О чем так говорили итальянцы в XVI веке? О восхитительном увеселении, именуемом фейерверком.

     Люди всегда уважали огонь. Он использовался для обогрева жилища и приготовления пищи, для передачи сообщений, предупреждения об опасности, проведения ритуалов многих религий и народных праздников – начиная от костров на Ивана Купалу и заканчивая европейскими факельными шествиями. Ведь любоваться игрой пламени можно бесконечно – это одно из самых совершенных явлений природы. Яркий свет факела посреди ночной улицы, дрожание свечи в темной комнате – все это привлекает внимание, вселяет в людские сердца восхищение и мистическое почтение. Но факелы и свечи были обыденностью, а человеку всегда хотелось сказки. Ею стали «огненные работы» или фейерверки.

 

Однажды профессиональные пиротехники подсчитали, что если собрать вместе все ракеты, петарды и шутихи, украшающие ночное новогоднее небо, и запустить всю эту радость разом, то получится взрыв, эквивалентный падению на город авиационной бомбы весом около 500 кг.

     

 

Made in China

Подобно многим вещам, без которых человечество не мыслит себя сегодня, первые фейерверки появились в Китае. Якобы еще до изобретения пороха в Поднебесной использовали ветви зеленого бамбука, которые с шумом взрывались, когда их бросали в костер. Древние китайцы считали, что этот веселый треск отгоняет злых духов.

Изобретение пороха подарило жителям Поднебесной новые средства борьбы с нечистью. Теперь внутрь бамбуковых стеблей закладывалась смесь, изобретенная даосскими мудрецами: селитра, древесный уголь и сера. В высушенном виде она долго, ровно и красиво горела. А зрелище разлетающихся во все сторонам, пылающих бамбуковых щепок производило на китайцев неизгладимое впечатление.

Эмоции были настолько сильными, что бросание бамбука, нашпигованного порохом, в костер стало официальной новогодней забавой при дворе императора Ю-Суна. Тысячи веток летели в огонь, в то время как император громогласно повторял: «Пусть ночь превратится в день!». Очевидно, монарху нравилось это развлечение, ибо такие огненные зрелища стали государственной монополией. Организовывались они только по большим праздникам и проводились специально обученными монахами. Постепенно эти первые пиротехники научились добавлять к взрывчатой смеси краситель. Бамбуковые стебли, которые, взрываясь, разлетались на сотни острых и весьма небезопасных осколков, заменили на трубы из плотного картона.

В общем, достаточно долгое время порох был исключительно китайским национальным достоянием, пока в середине XIV века великий путешественник Марко Поло не привез его рецепт в Италию.

 

Звезды над водой

Правда, гораздо проще было перевезти рецепт через Желтое море, в Японию. Несмотря на неприязненные отношения с соседями, японцы сразу и от всего сердца полюбили фейерверки. Очень быстро в Стране восходящего солнца появилась ханаби – традиция запускать их над водой. Японцы говорили, что цветы ханаби над зеркальной поверхностью озера напоминают им быстротечное цветение сакуры. Причем если сакура цветет два-три дня, то времени насладиться огненным танцем в небесах остается совсем мало… Зрители приходят на пиротехнический спектакль в специальной одежде – домашних халатиках «юката» – и поддерживают мастеров радостными криками.

В каждой японской провинции из поколения в поколение передаются свои собственные секреты изготовления ханаби: как сделать фейерверк похожим на букет солнечно-желтых хризантем (любимый японский цветок после сакуры) или заставить его рассыпаться подобно опадающим лепесткам вишни.

Некоторые рецепты, конечно же, известны. Например, в заряде «варимоно» в круглую коробку помещается слоями разноцветный порох. В итоге «сердце» взрыва переливается всеми цветами, а затем от центра начинают распускаться разноцветные лепестки одинаковой величины. Усложненный фейерверк «коваримоно» создает не просто цветок, а целый букет, причем из каждого стебля распускается своя хризантема. Загадать желание можно, наблюдая за игрой заряда «покамоно»: разноцветные звезды появляются на черном бархате ночи, а затем медленно падают, оставляя за собой длинные дымные хвосты…

Кстати именно Японии принадлежит главный пиротехнический рекорд. 15 июля 1988 года на острове Хоккайдо, возле озера Тоя, с плавучей платформы был запущен самый большой фейерверк-ханаби: диаметр его составлял 1,3 км.

 

 

Благодаря походам Александра Македонского история сохранила свидетельства о том, что и в Индии огонь был основным украшением практически всех мало-мальски серьезных торжеств. Неудивительно, что именно на полуострове Индостан, конкретнее – в провинции Бенгалия, появилось на свет изобретение, без которого немыслим Новый год.

Технология изготовления бенгальских огней за тысячелетия не особенно изменилась. Как и во время Александра Македонского, мастера-пиротехники нарезают стальные прутики-заготовки и делают специальную «огнеопасную» кашу. Затем прутики окунают в чашу с «кашей» и оставляют сушиться.

     

 

Европа на порохе

Шаг вперед в пиротехнике сделала нация, которой человечество и без того очень многим обязано. В городе Гелиополе жил инженер по имени Каллиник. Он вписал свое имя в историю благодаря тому, что в 673 году изобрел так называемый «греческий огонь» – горючую смесь, которую использовала Византийская империя, прежде всего для борьбы с врагами. Точный состав смеси неизвестен до сих пор. Очевидно, что в ее состав входили сырая нефть, сера и масло. «Греческий огонь» «выплевывали» в сторону врага из специальных труб. Дальнобойность такой установки была небольшой, так что использовали это оружие в основном на флоте во время абордажа. Этот прообраз современного огнемета в те дни наводил ужас на вражеские корабли, заставляя их держаться подальше от византийских судов.

Не только в Греции, но и на Апеннинском полуострове любили огненные спектакли. В Древнем Риме существовал особый праздник – Лампадарий. В этот день жители Вечного города зажигали тысячи светильников в честь богини мудрости Минервы и во славу бога-кузнеца Вулкана.

И все же без пороху – не дать шороху. Настоящие небесные рисунки люди научились делать лишь тогда, когда полностью покорили этот опасный порошок: научились соизмерять дозировку, определять время горения, силу взрыва и т.д. На это Европе понадобилось около ста лет, начиная с того дня, когда Марко Поло привез рецепт взрывчатой смеси. В итоге к середине XV века в каждой европейской стране была своя школа фейерверков. Но самые красивые «огненные цветы» получались у итальянцев. Они сколачивали специальные помосты для проведения фейерверков, устанавливали статуи, извергающие столбы пламени, вешали огромные освещенные факелами транспаранты, ставили настоящие пьесы в небесах.

Обожали фейерверки и в Германии. Однако дотошные немцы совершенствовались, скорее, не в зрелищности огненных спектаклей, а в точности взрывов и безопасности. До сих пор почти в каждом городе Германии по несколько раз в год проводятся разного рода конкурсы, фестивали и просто пиротехнические концерты. Профессия пиротехника довольно престижна в этой стране. Чтобы получить диплом, необходимо поучаствовать в качестве подмастерья в подготовке не менее 28 различных фейерверков. Возможно, поэтому процент несчастных случаев во время огненных забав в Германии ничтожно мал.

А вот смесь пороха и горячей французской крови порой приводила к человеческим жертвам. На свадьбе Людовика XVI и Марии-Антуанетты планировался запуск шикарного фейерверка (возможно, привезенного из Германии или Италии). Весь Париж думал только о том, как бы насладиться невиданным зрелищем, а заодно полакомиться бесплатным угощением от королевской четы. В результате началась страшная давка, в которой погибло немало парижан. Другой пример: принц Конде принимал у себя в замке короля Людовика XIV. После ужина управитель замка подготовил для именитого гостя фейерверк. Увы – то ли порох размок, то ли боги разгневались на бедного дворецкого. Пиротехническая установка не сработала, разочарованный монарх покинул замок Конде, а дворецкий повесился в ту же ночь в своей комнате.

 

 

В британском музее Комптон совсем недавно открылась уникальная экспозиция под названием «Помню, помню: история фейерверков». Открытие выставки было приурочено к памятной дате 5 ноября 1605 года.

В этот день группа английских католиков (а в это время Великобритания была уже полностью протестантской страной) предприняла попытку взорвать английский парламент во время тронной речи короля Якова I. В подвале Вестминстерского дворца Гай Фокс спрятал бочки с порохом. Взрыв должен был унести жизнь не только протестантского монарха, но и всех членов обеих палат парламента. Один из участников заговора предупредил своего знакомого лорда, чтобы тот не приходил 5 ноября на заседание парламента. Информация очень быстро дошла до короля. Гай Фокс, а также остальные участники «Порохового заговора» были арестованы и преданы показательной мучительной казни. С тех пор каждую ночь 5 ноября вместо смертоносного взрыва устраивались безобидные, хотя и весьма зрелищные фейерверки в честь «счастливого избавления от смерти Его Величества», а заодно сжигалось чучело Гая Фокса. До сегодняшнего дня 5 ноября называется «Ночью Гая Фокса» или «ночью Фейерверков».

 

 

Весела забава на Руси

Долго ли коротко ли, но из матушки-Европы фейерверки были наконец завезены в Россию, благо царь Иван Грозный весьма жаловал «огненные потехи». Мир или война, порядок или страшная смута – любовь к фейерверкам в России привилась намертво. Есть свидетельства о том, что во время народных гуляний скоморохи и шуты вымогали у зрителей деньги, угрожая в противном случае поджечь их одежду или бороду. А во время свадьбы Лжедмитрия I и Марины Мнишек напротив кремлевских палат опять же устроили пышный фейерверк. Далее – при царе Михаиле Федоровиче уже появилась специальная «потешная палата», в которой служили профессиональные «потешники», в чьи обязанности входила, кроме всего прочего, организация разнообразных пиротехнических забав.

Однако и задолго до этого языческая Русь вовсю практиковала огненные потехи. И речь не только о разжигании костров и прыжках через них. Были тогда и своеобразные салюты – их делали плауна. Это стелющееся по земле растение образует множество мелких спор. Их собирали, хорошенько высушивали, набивали ими стальные или деревянные трубки и поджигали. Из трубок вырывался ослепительный фонтан огненных брызг, и древние славяне были в восторге.

Впрочем, настоящий расцвет пиротехнических развлечений в России связан с именем Петра I. Еще в нежном возрасте царь лично участвовал в производстве фейерверочных фигур, а затем торжественно сжигал их. Принято считать, что искусство запускать в небо разноцветные огни пришло из немецкой слободы, однако это не так. К тому времени русские мастера из «ракетного заведения» (пиротехнического штаба при царском дворе) были способны без всяких консультаций с иноземцами устроить роскошное шоу, не уступавшее венецианским фейерверкам. Они могли одновременно запустить в небо ряд «верховых фигур» – шутих и ракет, серию «срединных» – римских свечей и бураков, и разбавить это все «низовыми фигурами» – фонтанами, шлагами, марсовым огнем…

 

 

Краткий словарь пиротехника

Слишком много незнакомых слов? Сейчас разберемся. Начнем с низов: что такое пиротехнические фонтаны, понятно из названия. Они выбрасывают столб искр и их часто используют на концертах или для создания «огненного коридора» во время каких-либо торжественных выходов. Фонтаны – это составная часть для одного из самых зрелищных фейерверков, который называется «китайским колесом» или «саксонским солнцем». На стержне в стремительном вихре вращается десяток фонтанов одновременно, разбрасывая вокруг себя тысячи огней. Такие колеса достигают порой колоссальных размеров: к примеру, в 1999 году в Великобритании в городке Ньюк было запущено «саксонское солнце» диаметром в 26 м, которое, прежде чем потухло, сделало 12 полных оборотов.

Шлагами называют любимые детьми наземные фейерверки, которые похожи на быструю змейку – они вьются и петляют у самой земли, образуя красивую рамку для всего представления. Марсов огонь – ряд сильных, но низких выстрелов из крупных гильз. Он не такой зрелищный, как предыдущие пиротехнические фигуры, зато очень громкий. Впрочем, не стоит относиться к шлагам пренебрежительно – в 2007 году в Китае изготовили гигантского «пиротехнического питона» длиной 13 км, который взрывался, искрил и трещал целых два часа.

Самые популярные из «срединных фигур» – римские свечи. Эти длинные картонные трубы, из которых вылетают огненные шарики-звездочки, на самом деле довольно опасные игрушки – части снаряда могут отлетать на 20 м. Не детская забава и бураки – настоящие огненные столбы, которые чаще всего служат «стеблями» для больших огненных «хризантем», «роз», «ромашек».

Кроме всего прочего существуют еще и особые виды фейерверков, способные гореть на воде и даже под водой, – это дукеры и квекари. Дукеры похожи на обычные пиротехнические трубы, но для того, чтобы они не тонули, к их основанию крепится широкое деревянное кольцо. Иногда заряд наряжали в бумажный чехол в виде лебедя или корабля – такой фейерверк называется шверман. Что же касается квекари, то они выстреливают над водой, а затем движутся по ее поверхности, ныряя и выпрыгивая.

 

 

Увлечение Петра ракетами и шутихами служило еще двум важным целям великого царя. Во-первых, пышные балы, освещенные огнями фейерверков, и прочие увеселительные мероприятия создавали ощущение величия Российской империи, укрепляли веру и дух армии во время Северной войны. Во-вторых, Петр считал, что нужно приучить русского человека к огню и пороху, избавить его от инстинктивного страха перед взрывами: если привыкнет к шутихам, то и настоящего пушечного выстрела не испугается.

Русские солдаты, и правда, хорошо себя проявили в Северной войне, а фейерверки на протяжении всего XVIII века были главной потехой на всех праздниках. В 1730 году на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге даже открылся специальный Театр фейерверков, который обслуживал штат из 500 пиротехников. А в 1808-м вышел первый законодательный акт – «Положение о фейерверках», согласно которому производство и проведение огненных спектаклей происходило исключительно под контролем государства.

XIX век, отмеченный техническим прогрессом и интересом к изобретениям древних, привнес в пиротехнику то, чего ей недоставало – краски. Была получена бертолетова соль, она же – хлорат натрия. Это вещество не только делало взрывчатые смеси более чувствительными (т.е. фейерверки стали взрываться ярче, сильнее и быстрее), но и позволило окрасить их в разные цвета. Смешаешь его с красным фосфором – получится алая роза в небе. Добавишь сурьмы – и в ночи вырастет огромная роскошная фиалка…

В СССР, стране-наследнице традиций Российской империи, иностранное и труднопроизносимое слово «фейерверк» заменили простым и идеологически значимым «салют», хотя замена такая была, мягко говоря, не оправданна. Дело в том, что во всем мире салютом называют стрельбу вхолостую из артиллерии или ружей. Собственно, «салют» на военном параде – это просто одновременный выстрел или серия выстрелов из ряда орудий.

И все же если наши дети называют праздничный фейерверк салютом, значит, он и есть салют. В общем-то, традиция крупных государственных салютов связана с военными собылиями. 5 августа 1943 года наступил переломный момент Великой Отечественной. Советские войска освободили город Белгород, а затем – в тот же день – и Орел. В честь этого радостного события в Москве, которая уже к тому времени почти потеряла надежду, был дан салют из 96 орудий противовоздушной обороны и 24 гарнизонных орудий Кремля. И все победы Красной Армии отныне отмечались торжественным салютом.

 

 

Это нужно знать

В нашей стране, как и в России, принята 5-уровневая шкала безопасности фейерверков. Пиротехника 1-го, 2-го и 3-го класса опасности разрешена к свободной продаже (хотя и с ограничением до 16 лет), тогда как мощные салютные установки 4-го и 5-го класса могут купить только профессионалы, имеющие удостоверение пиротехника. Более того, для запуска подобных установок необходимо получить специальную лицензию.

 

     

Не украшение, а повод

Если раньше фейерверки были всего лишь сопровождением праздника, то сегодня они стали поводом. По всему миру в сотнях городов проводятся пиротехнические фестивали и конкурсы. Самый роскошный, богатый и, пожалуй, самый международный из них проходит в рамках Дубайского Торгового фестиваля. В течение нескольких дней каждый вечер туристы и жители города могут наблюдать в небе драконьи танцы, звездопады, северное сияние, цветение орхидей. Именно Дубай сейчас числится в Книге рекордов Гиннеса как город, в котором был запущен самый большой фейерверк. 29 марта 2008 года в небо улетело более ста тонн пиротехнического заряда из 50 разных точек.

Проводится фестиваль фейерверков и на маленьком острове Мальта. И, несмотря на то, что он не является международным – участвуют в нем только мальтийские производители пиротехники, – по своей красоте и торжественности он мало чем уступает Дубайскому. Небесное представление разворачивается над водами Большой Гавани, над стенами древних бастионов мальтийских рыцарей, и увидеть его можно практически из любого уголка столицы Мальты Валетты. А самое приятное – то, что победителю конкурса достается не только слава и любовь зрителей, но и вполне осязаемый денежный приз на развитие бизнеса.

С мая по сентябрь свое искусство могут продемонстрировать пиротехнические команды со всего мира на Международном конкурсе фейерверков в Ганновере. Каждую субботу одна из стран показывает на что способна, на фоне прекрасных садов Херренхаузен. Выступление длится 25 минут и состоит из обязательной программы и произвольной части – совсем как на олимпийских соревнованиях!

Белорусы в умении устраивать пышные торжества не отстают от зарубежных коллег. В 2009 и 2010 годах в конце августа под Минском (чаще всего на базе горнолыжного комплекса «Логойск») проходил международный фестиваль фейерверков «Навальнiца». Этот праздник огня и музыки собирает тысячи поклонников всех возрастов, а пиротехнические команды из России, Польши, Украины, Италии, Эстонии и других стран «дают жару».

 

 

Это полезно знать

Покупая пиротехнику, пусть даже самую простую, следует проверить, цела ли упаковка, есть ли на ней инструкция на русском или белорусском языках, не истек ли срок годности (для фейерверков этот параметр куда важнее, чем для молока!), имеется ли у продавца сертификат соответствия. Перевозить купленные к Новому Году фейерверки нужно аккуратно, не ронять их, не трясти и уж точно не подпускать к ним детей. Поджигая фитиль, не стоит думать, что вы умнее производителя. Соблюдение радиуса безопасности, правил установки заряда и т.д. сохранит ваше здоровье, а может, и жизнь. И еще один важный момент – если фейерверк не сработал, необходимо подождать 15 минут, потом положить ракету в воду и лишь затем – выкинуть.

 

     

Сегодня мастерство пиротехников достигло исключительных высот: хризантемы и ромашки остались в прошлом. Можно изобразить в небе корабль, человеческое лицо и даже написать текст поздравления. Компьютерное управление пусковыми установками позволяет настроить очередность взрывов так, чтобы они звучали в такт фоновой музыке. Фейерверки и раньше были прекрасным развлечением, радующим глаз и душу, а сегодня они превращаются в настоящее искусство, объединяющее музыку, танец, видео и, конечно же, ночь и огонь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.