Из средств массовой информации мы знаем, что страны Западной Африки традиционно политически нестабильны. Время от времени в них вспыхивают межэтнические разборки и кровавые стычки на религиозной почве. Примеров – тьма. Вечное противостояние племен тутси и хуту в Демократическом Конго, гражданская война в Либерии, постоянные миротворческие зачистки в Сьерра-Леоне. Кажется, после ухода колонизаторов в этом регионе не было ни одного мирного дня. 

      Гана – страна, где живут около 50 племен и народностей, бок о бок молятся христиане, мусульмане и язычники. Гана – самое безопасное место Западной Африки.

     Две стороны одной Ганы

      За небольшой территорией возле экватора на берегу Гвинейского залива с приходом первых европейцев прочно закрепилось название «Золотой Берег». Желтый металл добывается здесь повсеместно. Стоит лишь где-нибудь на берегу реки Вольта или на побережье Атлантического океана вооружиться лопатой и промывочной сетью, и через пару лет вы – состоятельный человек. Причем сколько ни бери, недра не оскудевают. Ежегодно Гана выдает в мир 50 тонн золота.

      Западная Африка издавна считалась могилой для белого человека. 5 лет – максимальный срок жизни европейца на этой негостеприимной земле. Но ни болезни, ни страх смерти не могли остановить поток людей, жаждущих наживы. Сколотить здесь состояние было гораздо проще, чем доехать сюда.

      Конечно же, такое место нравится всем. Британия, Голландия, Португалия и даже Дания долго соперничали за эти земли. Победителями оказались – впрочем, как и в остальном мире – англичане. Они быстро поняли, что основное богатство этих мест – не золото и даже не слоновая кость, а люди. Все свободное от сельхозработ время ганцы воевали. Это сейчас все черные говорят друг другу «брат», а раньше любое соседнее племя представляло неописуемую угрозу. Войны были обыденным явлением. С побежденными поступали просто: либо съедали, либо – если были нужны зеркальца и бусы – продавали в рабство.

      Долгое время Гана была основным поставщиком рабов на хлопковые плантации Америки. Половина штатов США обязаны своим благосостоянием черным невольникам из современной Ганы. На побережье этой небольшой страны крупные форты вырастали в каждом мало-мальски пригодном месте. Уклад жизни форта был прост. В подвалы загоняли рабов. На первом этаже размещались солдаты, купцы, находились склады провианта и амуниции, работала бухгалтерия. На самом верху жил начальник форта или губернатор. 

      Черные слуги и поставщики «черного товара» в целях безопасности селились снаружи и в форт допускались только по делу. Кстати, один из таких торговцев (об этом сохранилось документальное свидетельство) сумел, продавая своих соотечественников, за три месяца сколотить состояние и купить графское поместье под Лондоном. Представляете, какие обороты у него были, если учесть, что человек в Африке почти ничего не стоил!

      Зато в обеих Америках «кармантинских рабов» с «Золотого Берега» ценили: они были самыми выносливыми. Правда, ненавидели любую тяжелую работу и отличались особой дикостью. Глядя на современных ганцев в это трудно поверить.

     

     Правдивый исторический факт: рабство изобрели не колонизаторы. Оно существовало в Африке задолго до прихода европейцев. Первое время белые вообще уклонялись от покупки рабов – они были не нужны. И лишь с ростом заказов из хлопководческих плантаций США торговля «черной костью» стала бурной и прибыльной. Основными поставщиками живого товара в Гане были короли мощного и воинственного племени ашанти. Кстати, разбогатело оно именно на поставках людей из побежденных племен в английские форты.

      Ашанти – племя «цивилизованное». До сих пор их столица – город Кумаси – является основным культурным центром в Западной Африке. Здешние жители выделяются даже внешне. Они не носят традиционные для Африки длинные просторные рубашки, а одеваются в тоги – точные копии древнеримских одежд. Мне, как историку, всегда было интересно, где и когда они увидели эту одежду? В современной Гане ашанти – это государство в государстве. Со своим королем, племенным советом и мощным лобби в правительстве страны. 

      Этническая обособленность племен не поощряется государством – здесь ведется постоянная борьба за превращение населения в одну нацию. Правда, абсолютно безуспешная – каждый знает, что он в первую очередь ашанти, юруба или маси, а уж потом – ганец.

      Гана – страна молодая. 50% населения – младше 14 лет. Для детей существует обязательное бесплатное образование – его, как и школьную форму, ввели здесь англичане-колонизаторы. Государственным языком в стране объявлен английский, но говорят на нем далеко не все. Детей изначально учат наречию своего племени, а уж потом, если понадобится, языку колонизаторов.

      А вот стариков в Гане мало. Из-за жаркого климата и скверных условий мало кто доживает до 45–50 лет. Смертность, как и рождаемость, тут очень высока. Поэтому к смерти здесь относятся несколько по-другому, нежели в Европе, – как к своеобразному празднику с соответствующими обрядами и атрибутами. Европейцев, например, неизменно удивляют гробы ганцев. Издали они, скорее, похожи на цветные карусельные фигурки. Того, кто при жизни занимался птичьей охотой, родственники похоронят в орле, земледельца – в банане, военного – в пулемете, спортсмену самое место в кроссовке, а школьному учителю – в пенале. Некоторые старики не доверяют домочадцам и еще при жизни сами отправляются выбирать себе гроб. Причем делают это не только язычники, но и христиане. Хотя местное население, формально поклоняющееся Христу, трудно так назвать. Большинство ганцев – члены какой-либо секты родом с североамериканского континента, давно объявленной тоталитарной в большинстве стран. Здесь процветают «Свидетели Иеговы», «Единственная Церковь Христа», «Церковь распятого Христа и его Апостолов» и тому подобные. 

      Секты довольно жестко регулируют жизнь своих ганских адептов и еще жестче – смерть. В частности, по внутренним правилам некоторых «церквей», умерших разрешено хоронить только в день воскресный. А в другие – нельзя. И представьте, каково семье в местном климате жить с понедельника до воскресенья под одной крышей с покойником. 

      Также в стране много тайных магических обществ, практикующих… ритуальный каннибализм. Ни одна из христианских миссий так и не смогла искоренить его. Кулинарные предпочтения местного населения всегда побеждали веру.

     

     Фу-фу и сковородка для бананов

      Кстати, о кулинарии.

      Традиции приготовления пищи в Гане зародились вблизи европейских фортов. Колонизаторы разбивали у стен сады, где сажали растения со всего света. Со Средиземноморского побережья сюда приехали цитрусовые и дыни. Из Америки – кукуруза, касава, сладкий картофель, ананас и земляной орех. Из Азии – водный ямс, индийский банан и рис. Сегодня многие считают, что бананы на берегах Западной Африки росли всегда. Но даже эти, уже ставшие традиционными для Черного континента фрукты тоже были завезены из других мест. Между прочим, их здесь не едят сырыми, а жарят.

      В рационе каждого ганца, даже самого бедного, присутствует блюдо под несколько непривычным нам названием – «фу-фу». Это сомнительное лакомство настоятельно рекомендуют приезжим. Мы пришли к выводу: в названии отражены вкусовые качества, и не только. Во-первых, о столовых приборах пришлось забыть: это блюдо едят из одного котла и обязательно руками. Причем немытыми. И дело не в отсутствии мыла. У местного населения стойкий иммунитет ко всем известным видам кишечных бактерий. Так что заработать расстройство желудка они не опасаются. А потому объяснить необходимость процедуры мытья рук ганцу весьма трудно. 

      Правда, есть и более безопасная еда. Например, тесто из банана, касавы или ямса с арахисом. Главное, чтобы оно было качественно прожарено. Очень хорош рыбный суп – но лишь приготовленный из рыбы, выловленной на ваших глазах. А вот от мяса постарайтесь отказаться – может статься, что оно недавно лаяло или мурлыкало.

      Из чудес местной кухни могу порекомендовать «паконте». Делают его из касавы и томатной пасты. «Банку» – тоже хорошее блюдо, приготовленное из паконте, кукурузной муки и воды. Получается вполне безопасный суп. Улитки – настоящий деликатес, да еще и возможность дать подзаработать местной детворе – на долгое время вы станете ее кумиром.

      Вообще, пищевые традиции ганцев в нашем понимании несколько необычны. Понятие о хорошей еде напрямую зависит от ее величины. Например, червячок – плохая еда. Кошка – уже лучше. Большая собака – просто отличное блюдо! Корова – пир! 

      Неопытный турист может попробовать зайти в «Макдональдс». Не советую! Вам, конечно, говорят, что во всем мире в этих заведениях все готовится одинаково и качественно. Но здесь, в Гане, – очень сомнительно…

     Светлое какао-будущее 

      Какао – стратегический продукт Ганы. Под какао-деревья занята половина обрабатываемой в стране земли. Это приносит третью часть экспортной выручки. Гораздо больше, чем золото и драгоценные камни. Ганцы очень заботятся о будущем урожае. Раньше значительную часть его воровали и вывозили в соседние страны. Теперь дело с охраной национального богатства налажено. Плантации окружены заборами с колючей проволокой. По периметру возведены сторожевые вышки, а на них – охранники с автоматами. По всем приближающимся открывают огонь без предупреждения. 

      До недавнего времени Гана продавала какао-бобы прямо с дерева и по крайне низкой закупочной цене. Европейские и североамериканские производители медицинских и парфюмерно-косметических изделий покупали будущие урожаи еще на корню и получали 1000% прибыли. Теперь Гана сама пытается перерабатывать бобы, что-то производить и продавать готовый продукт. Пока это мыло, крема, целебные мази, а также ликеры и бренди. Последние особенно вкусны и полезны.

      Американские и европейские компании, правда, не рады этим начинаниям. Ведь теперь вместо 1000% прибыли они получают всего 862%. Кто ж на это согласится? Но в мире все меняется. В Европе теперь выводят производство в страны третьего мира. И у Ганы в этом плане большое будущее, если страна продержится и сохранит свои с таким трудом построенные мини-заводы. 

     Какао-бобы растут очень необычно. Не на ветках дерева, как другие плоды, а непосредственно на стволе, каждый на отдельном черенке. Листья какао-деревьев съедобны и очень вкусны. Особенно верхние – сладкие и сочные. Хорошо освежают и утоляют жажду под жгучим африканским солнцем. Кстати, по производству этой культуры Гана занимает второе место в мире. Обгоняет ее только огромная Бразилия.

     Коллективизм по-гански

      Ганцы – народ компанейский. Здесь все держатся вместе и все делают коллективно – племенем, общиной, семьей. Одиночек в Гане не любят. Ведь если кто-то сторонится людей, значит, его друзья – духи. Такому человеку добра и сочувствия от остальных членов общины не видать. Ему теперь одна дорога – к колдуну.

      Узнать служителя местного культа просто: только у него на шее всегда висят белые бусы. Колдун – единственный, кто может общаться с духами, в том числе со злыми, а необычное украшение – лучшая защита от них.

      Здешние жители – традиционалисты. Многие предпочитают и нынче жить, как предки: в самодельных глинобитных хижинах с крышей из тростника или соломы. Строят их из красной необожженной глины. Правда, стоят такие домики до первого тропического дождя. А поскольку из этого материала делается и все остальное, то когда попадаешь в ганскую деревню – полное ощущение, что ты на Марсе. Земля, дома, утварь, перемазанные глиной люди – все темно-красного цвета. 

      Ганцы живут большими семьями из нескольких поколений. Причем их членами считают не только живых, но и умерших. Традиционное жилище одной такой семьи – несколько хижин, построенных по кругу, а в центре этого «комплекса» – очаг. Люди здесь очень гостеприимны – любому туристу обеспечен радушный прием. Вам покажут все, за исключением загона для скота. В нем, по местному обычаю, хоронят главу семьи. А вот он не любит гостей. 

      Умерших родственников тут вообще уважают. По поверьям, они отгоняют от живых вредоносных духов. Кстати, наиболее уязвимыми считаются женщины. Они даже спят в комнатах без окон – на всякий случай. Вообще, в ганских семьях много традиций, правил и ограничений. Так, женщине запрещено почти все (кроме работы, естественно). Например, нельзя дотрагиваться до вещей, принадлежащих мужчине. Но зато таскать тяжести – это большей частью женская «привилегия».

      Но и мужчины не так уж свободны в своих действиях. Юноша не должен входить в хижину родителей – он будет стоять на пороге, пока не спросят, что ему нужно, и не пригласят в дом. 

     Стандарты подиума и воспитания

      Глядя на ганских женщин, сразу понимаешь, откуда взялась модельная походка. Красавицы с подиума всего лишь повторяют движения любой негритянской мадонны. Только при этом африканка несет на своей голове 15–20 кг разных овощей–фруктов–корнеплодов. И ничего не роняет, даже лавируя в толпе, а по пути успевает поболтать с подружками и пофлиртовать с кучей парней. Известная модель Наоми Кэмпбелл – из Ганы. Большинство женщин этой страны не уступают ей в красоте. Так что гуляя вечером по улицам Аккры, Кумаси либо иного города, чувствуешь себя, как на конкурсе «мисс Черная Африка».

      Каждая ганская девушка старается понравиться белому туристу и связать с ним жизнь. Хотя бы ненадолго. Это уже в какой-то степени традиция. Приезжавшие на «Золотой Берег» европейцы никогда не брали с собой жен. Малярия, лихорадка, девушки, похожие на Наоми Кэмпбелл… Кто рискнет тащить с собой жену? Жили с местными рабынями. И если к приходу корабля из Америки черная красавица оказывалась «в положении», то англичанин выгонял ее на все четыре стороны, португалец отпускал за пределы форта и строил ей жилище, а голландец мог даже жениться.

      Кстати, местные мужчины оценивают женскую красоту несколько иначе, чем европейцы. Здесь ценятся тонкая талия, округлые бедра и икры, длинная шея, тонкие пальцы на руках и длинные на ногах, кустистые брови.

      Роль женщины-матери в Гане крайне высока. Детей тут очень любят. Особенно если они с рождения соответствуют установленным стандартам. Каким должен быть ребенок в Гане? Во-первых, послушным – ведь за все его проказы, по местным законам, отвечают родители. К тому же, если малыш ведет себя плохо, дурная слава распространяется на всю семью – «лягушонок подражает лягушке». 

      Во-вторых, ребенок должен быть красивым, т.е. родиться с большой головой и высоким лбом. Малышам с такими данными уготовано большое будущее.

      Родители обязаны всемерно заботиться и воспитывать детей. Местная народная мудрость гласит: «Если ты обделяешь ребенка вниманием, то пестуешь крокодила в собственном доме». Причем внимание младенцу следует уделять не только до рождения, но даже и до зачатия! Женщина должна заблаговременно сходить к колдуну, чтобы «заказать» пол будущего малыша. В это время ее муж вырезает из дерева куклу. Если хочет девочку – голову делает круглой, а если мальчика – то квадратной. Следующие 9 месяцев будущая мать нянчит деревянную игрушку как настоящего ребенка: носит за спиной, купает, кормит. За всем этим внимательно следит колдун – разумеется, не бесплатно. Ему ведь тоже надо на что-то жить! 

      Во время беременности женщине запрещено смотреть на безобразия и плохо сделанные куклы и следует опасаться сглаза. Ганцы верят, что навести порчу на нерожденного ребенка можно через мать. Этим объясняют врожденные недостатки, и матери тогда не позавидуешь – не уследила.

      Детям дается несколько имен. Одно – христианское, для общего пользования. Второе – сакральное, его могут знать только родители и сам ребенок, когда вырастет. Третье – день недели, в который малыш появился на свет. По нему определяется черновой вариант его дальнейшей судьбы. Считается, что рожденные в понедельник станут красавцами, во вторник – обретут большое земное счастье, а в среду – счастья в своей жизни увидят мало; те, кто родились в четверг, могут стать колдунами, пятничные дети будут много работать, в субботу рождаются хорошие любовники, а в воскресенье – гуляки. Кстати, бывший Генеральный секретарь ООН, Кофи Аннан, был из Ганы. И его имя – Пятница. 

     Судьбоносные узоры

      Ганцы – отличные ткачи. За ночь, если того захотите, вам сотворят рубашку желаемого цвета, фасона и размера. И все исключительно из натуральных материалов и с яркими рисунками. Краски для одежд делаются из древесины. В деревянной ступе размягчают дерево до состояния ваты, затем варят и смешивают получившиеся отвары, добиваясь самых сказочных цветов. Для закрепления рисунка ткань коптят над углями. В общем, долгая и хлопотная процедура. В итоге ваша рубашка может со временем износиться, расползтись по всем швам, но узор останется таким же ярким, как в первый день.

      Самая важная и ценная одежда носит имя «кенте». Она надевается во время важных церемоний. В социальном смысле кенте – больше, чем просто костюм. В ней закодированы религиозные представления, этические принципы, политические взгляды владельца, его отношение к жизни. Нередки случаи, когда самые лучшие мастера видят узор во сне. Считается, что это наставления и советы духов. Такие узоры наиболее ценны. Но чаще заказчик сам придумывает рисунок и втолковывает ткачу, что он хочет увидеть на своей одежде. Задача местного дизайнера – выразить в соответствующих сакральных узорах желание заказчика, сделав это максимально оригинально. При продаже на рынке кенте случайному человеку продавец обязательно должен объяснить покупателю, что обозначает тот или иной элемент орнамента. Это очень важно: правильно нанесенный узор помогает избежать случайных неприятностей и неблагоприятных дней. Их, по ганским поверьям, в году 44.

      И все-таки при всех своих богатствах Гана – страна бедная. Ежемесячный заработок хорошо работающего ганца составляет не более полусотни американских долларов. Причем такие семьи считаются обеспеченными. Ганцы не гнушаются самой тяжелой и грязной работы. И при этом постоянно улыбаются. В общем, «черные братья» – в основном люди приятные и гостеприимные, обладают чувством юмора, почти всегда вежливы и отзывчивы. Когда ближе знакомишься с ними, понимаешь – народ стремится к труду и мирной жизни. Смею выразить надежду, что такой жизненный подход и отличные экономические условия сделают Гану самой процветающей страной Черного континента. Мне бы лично этого очень хотелось.