Кто не читал в детстве знаменитые рассказы Киплинга о Маугли? О бесстрашном мальчике, сильном и ловком охотнике, человеческом детеныше, вскормленном волками? А кто не помнит советский мультик, где Маугли вырастает в юношу и, встретив у водопада прелестную юную девушку, все-таки уходит к своему народу? «Мы с тобой одной крови: ты и я!» – сколько сильных чувств эта фраза вызывала в детских наивных сердцах. Но на самом деле судьба очень жестока по отношению к малышам-«маугли».

Сегодня этим термином называют детей, воспитанных животными. Малыши попадают в лес по разным причинам. Кто-то теряется, кого-то родители «теряют» сознательно. А еще «маугли» называют ребятишек, которые растут в «дикости» – без родительской заботы и ухода.

Их истории одновременно интересны и печальны, вызывают порой улыбку, а порой ком в горле. Сколько их произошло не только в течение веков, но и за последнее время – не упомнить.

Первые сообщения о «звериных детях» стали появляться в конце XVIII века.

Однажды охотники из маленького городка Фрамаурк в Нижней Венгрии гнали большого медведя. В горах, где, казалось бы, никогда не появлялись люди, они с удивлением обнаружили отчетливые человеческие следы, ведущие к медвежьей берлоге. Охотники вошли в нее и остолбенели. Перед ними, как в сказке, предстала златовласая красавица, абсолютно обнаженная, загорелая и сильная. Настоящая принцесса. Однако вела она себя совсем не так, как подобает сказочным красавицам – рычала и «отличалась большой грубостью». Девушку поместили в приют и довольно долго пытались хоть как-то «очеловечить». Однако она продолжала есть только сырое мясо, коренья и кору. О дальнейшей судьбе венгерской «медвежьей принцессы» история, к сожалению, умалчивает.

Зато история Виктора из Айверона имеет как начало, так и конец. Дело было в 1799 году. Малыша нашли в лесу голым и покрытым коркой грязи. Судя по всему, мальчик питался корнями и желудями. Деревенский лекарь увидел на шее ребенка страшный шрам. Видимо, в детстве ему перерезали горло. Как Виктор выжил, остается загадкой.

Появление мальчика породило волну научных споров о разнице между человеком и животным. Именно благодаря вниманию «великих голов» того времени найденыш получил шанс на вторую жизнь.

Виктор попал в приемную семью. Его долго обучали и воспитывали, пытаясь вернуть в общество. Успех был, но частичный. Мальчик научился пилить дрова, выполнял и более сложные задачи. Однако ребенок так и не научился связно говорить (возможно, этому мешала рана) и понимал только простые знаки.

Когда скончался его приемный отец, Виктор сам накрыл на стол. Правда, он положил прибор и для покойника. Но хозяйка смогла объяснить ребенку, почему не стоит этого делать.

Виктор, по понятным причинам, не был женат. Ему нравились деревенские девушки, он даже ухаживал за ними. Правда, по-своему – ласково рычал и хватал за подол. Естественно, красавицы-доярки не отвечали взаимностью, а с визгом убегали. Виктор от этого очень страдал и впадал в бешенство.

Он скончался в возрасте 40 лет, не оставив потомков.

Виктора еще можно назвать счастливчиком. Большинству звериных воспитанников уготована куда более трагичная судьба.

Великий шведский естествоиспытатель Карл Линней утверждал, что на самом деле существует два подвида рода людского: «гомо сапиенс», или человек разумный, и «гомо троглодитес», или человек пещерный. Второй подвид – это существа, не обладающие ни разумом, ни речью, с «волосатым телом, четырехногие и тупые». Линней считал, что подобные полулюди жили в исторические времена и существуют поныне. Впоследствии исследования Линнея были облечены в форму увлекательной книги «Гомо сапиенс ферус» («Дикий разумный человек»), которая увидела свет в 1888 году.

Так эта книга описывает первое появление во французской деревне одной из подопытных Линнея:

«Существо оказалось девочкой лет десяти; она объявилась в сумерках, мучимая жаждой. Девочка шла босая, ее тело было кое-как прикрыто рубищем и обрывками шкур зверей. На голове у нее вместо шапки красовалась выдолбленная тыква. В руке она держала дубинку, которой весьма умело пользовалась. Когда какой-то крестьянин спустил на нее собаку, девочка нанесла по голове пса удар такой сокрушительной силы, что животное тут же замертво упало у ее ног».

Девочка оказалась довольно «удачным экземпляром». У малышки были неестественно развиты большие пальцы рук. С их помощью она по-тарзаньи перелетала с ветки на ветку. Дикарка мастерски ловила рыбу и лягушек (что вполне естественно для француженки), однако не желала есть их в вареном виде. Человеческая пища, да и жизнь среди людей, пагубно отразились на ее здоровье – у бедняжки выпали зубы и она часто болела.

Зато в поведении она совсем не выглядела идиоткой. Девчушка, в основном, молчала, хотя и научилась произносить некоторые слова – в общем, вела себя как идеальная молодая девушка того времени. И, как идеальная молодая девушка, стала в итоге монашкой и тихо умерла за глухими стенами парижского монастыря.

И все же классическим примером «маугли» остается индийский мальчик Раму. Семь лет он жил среди волков и, когда попал к людям, обладал всеми волчьими повадками. Ребенок грыз кости и лакал молоко из миски. А тех, кто ему нравился, нежно облизывал языком. После возвращения в «реальный мир» Раму 14 лет провел в психиатрической больнице. Мальчик так и не научился говорить и постоянно пытался сбежать в лес. Он не смог жить среди людей и умер в своей палате в возрасте 24 лет.

Индия вообще богата подобными историями. В 1920 году в джунглях нашли двух девочек. Их вырастила семья волков. Младшей, Амале, было полтора года, старшей, Камале, – восемь. Найденыши совсем не походили на людей. Они бегали на четырех конечностях (отчего у них образовались мозоли на руках и коленях), высовывали языки и боялись дневного света. Даже ритм дыхания у них был волчий.

Когда Амалу и Камалу привели в деревню, начались серьезные проблемы. Девочки вели себя как настоящие хищники. Крайне агрессивно относились к священнику, который их приютил. По ночам они жутко завывали, чем приводили в ужас все поселение.

Долгое время дети жили как в зоопарке и не проявляли никакого желания менять привычный образ жизни. А спустя год Амала умерла от заболевания почек.

Смерть младшей сестры удивительным образом подействовала на Камалу. Она впервые заплакала. Очевидно, сильное потрясение изменило психику ребенка. Девочка начала искать общества других людей, стала сама просить еду.

Но развитие шло очень медленно. Камале было 11, когда она научилась ходить. А свое имя девушка смогла произнести лишь в 29 лет.

И даже внешностью она отличалась от людей. У Камалы, по рассказам очевидцев, были неестественно длинные руки и большая челюсть с острыми зубами – чтобы выжить в лесу, нужно уметь быстро передвигаться и есть жесткое мясо.

У легендарного лесного человека – Тарзана – тоже были реальные прототипы. Правда, история о воспитаннике обезьян, рассказанная Эдгаром Берроузом, – не более чем красивая сказка. Герой книги быстро бегает, хорошо плавает, легко обращается с оружием. Он на короткой ноге почти со всеми обитателями джунглей. При этом юноша умен, прекрасно владеет человеческой речью и галантно обращается с дамами. В реальной жизни, это, конечно же, невозможно.

В Уганде как-то нашли ребенка четырех лет от роду, который, судя по всему, с самого своего рождения жил с обезьянами. Его маленькое тельце было покрыто довольно густой шерстью. Шерсть впоследствии выпала, а вот поведение ребенка мало изменилось. Работники приюта сильно пострадали от его укусов и строптивого нрава. Мальчик не поддавался обучению – только простой дрессировке. В 8 лет «ребенок-обезьянка» сбежал в джунгли. Больше его не видели.

И таких маленьких «тарзанов» очень много. В Сьерра-Леоне крестьяне, вырубая лес, напугали небольшую стаю обезьян. Те, разумеется, обратились в паническое бегство. Но одну безволосую «обезьянку» люди оттеснили от сородичей. Чтобы получше рассмотреть существо, на него набросили сеть.

Поначалу подумали, что поймали злого духа. Но, присмотревшись повнимательнее, поняли, что это девочка лет пяти. Она кусалась, как хищный зверек. Не умела пить – просто лакала из миски. Малышка не терпела одежду – моментально изрывала ее в клочья. Крестьяне побаивались дикарку и на всякий случай держали на заднем дворе привязанной за ногу. Лишь через четыре года приехавший с инспекцией городской врач забрал девочку в больницу.

Можно понять людей, которые принимают детей-«маугли» за лесных духов. Когда один турецкий охотник подстрелил медведицу, на него набросилось что-то не похожее ни на зверя, ни на человека. Маленькое непонятное существо до смерти напугало взрослого мужчину. Мог ли предположить малообразованный охотник, что страшный «древесный дух» окажется десятилетней девочкой? Для нее убитая медведица была приемной матерью. Дикарку отправили в психиатрическую больницу. Врачи только под угрозой голода убедили ее есть вареную пищу. В итоге девочка стала ручным зверьком. Но не человеком.

Существует легенда о жестоком опыте падишаха Акбара. Владыка поспорил со своими придворными мудрецами. Те утверждали, что каждое дитя будет непременно говорить на языке своих родителей: сын индийца – на индийском, сын перса – на персидском. Однако у Акбара было на сей счет свое мнение. Нескольких младенцев из разных стран заперли в отдельных покоях дворца. Детям-пленникам прислуживали рабы с отрезанными языками. «Эксперимент» продолжался семь лет. В течение этого времени дети не слышали человеческого голоса. И вот в один знаменательный день Акбар решил проверить свою теорию. В сопровождении придворных мудрецов он вошел в покои с пленниками и… был оглушен какофонией бессвязных криков, чириканья, шипения и мяуканья. У маленьких детей – хороший слух. Они запоминают почти все звуки, которые удается услышать: пение птиц, вопли мартовских котов, змеиный свист…

Такова судьба всех детей-«маугли». В них много странного и даже необъяснимого. Например, у некоторых найденышей начинают в темноте светиться глаза, хотя с физиологической точки зрения это невозможно. Дикари обладают невероятной физической силой. Возможно, в экстремальных условиях организм начинает использовать скрытые ресурсы. Но приспособиться к жизни в обществе людей найденыши уже неспособны…

У человека есть генетическая память – навыки, заложенные «в кровь». Но чтобы их развить, необходимы обучение и опыт. При этом каждый навык прививается на определенном этапе жизни. Если ребенок до 7 лет не слышал человеческую речь и не мог повторять ее, впоследствии практически невозможно научить его говорить. Он останется немым.

Детям-«маугли» очень тяжело жить среди нас. Они мучаются от всевозможных человеческих болезней, к которым у них нет иммунитета. А те, кто выживает, коротают дни в стенах больниц. Они страдают от недостатка общения – ведь мир людей кажется им чужим. Многие считают (и небезосновательно!), что самое гуманное – вернуть их обратно в лес.

Однако не только в диких джунглях детей воспитывают животные. Иногда такое случается посреди большого города.

В Ростове-на-Дону произошел из ряда вон выходящий случай. В одном из частных домов хозяин обнаружил в собачьей будке необычного щенка. Полуторагодовалый младенец, сын соседки-пропойцы, вылез из кроватки и (поскольку мать не особо волновалась о ребенке) заполз в будку к дворняжке. Там он прожил не один месяц.

Мать, разумеется, лишили родительских прав, а ребенка отправили в приют. Мальчику повезло – страшная история из его жизни практически не повлияла на способность к развитию.

А в Ивановской области «мамой» для маленького Антона Адамова стала кошка. В деревне, где он родился, пили все. В том числе и его «официальные» мать и бабка. Чтобы мальчик не мешал веселиться, его запирали в чулане вместе с кошкой. Там, без книжек и игрушек, в обществе хвостато-полосатой подруги и рос Антон. Причем об этом знала вся деревня.

Когда Антоша все-таки попал в приют, воспитатели не могли сдержать слез. Он шипел и сжимал пальчики – совсем по-кошачьи. Спал, свернувшись калачиком. А еще, когда ему было нехорошо, выбирал в траве листья осоки и ел их. Как больной кот.

А недалеко от Новосибирска, в пригородном лесу, милицейский патруль обнаружил двухлетнего малыша – он бегал на четвереньках, рычал и кусался. Судя по всему, ребенок прожил в таких условиях около полугода, но одичать полностью не успел. К 4 годам мальчик даже научился говорить, хотя от некоторых повадок так и не избавился. Например, заглатывать куски мяса целиком, не пережевывая.

И такие случаи известны повсюду. Маленькая американка Анна уже через несколько месяцев надоела своим родителям. Ведь уход за ребенком – нелегкая работа. И родители Анны поступили просто и страшно: заперли дочь в дальней комнате дома. Девочке изредка подкидывали какие-то объедки и совершенно не занимались ею.

Анну обнаружили спустя 6 лет. Она не могла ни сидеть, ни стоять, не реагировала на свет. Девочка не смеялась и не плакала – не издавала вообще никаких звуков. Должно быть, нашедшие ее полицейские не видели ничего более жалкого и одновременно чудовищного.

Все эти истории кажутся невероятными. Сложно представить, что маленький беззащитный ребенок может выжить в таких «нечеловеческих» условиях. И очень много вопросов остается без ответа.

Один из самых интересных – почему звери выкармливают человеческих детей? Почему бывают добрее к ним, чем сами люди? Может, животные чувствуют, что все мы, живущие на земле, «одной крови»?