Мясным продуктам не везет. Энное число лет назад черная тень подозрения пала на говядину (помните – «коровье бешенство»). Потом на птицу (птичий грипп!). Теперь пришла очередь опорочить славное имя Хавроньи.

В связи с новой мегазаразой (свиным гриппом) нам объявили – мол, не хотим вас пугать, но не исключено, что

2 миллиарда заболеет.

7 миллионов умрет.

А почему бы и нет? Цифры обозначены серьезными экспертами из солидных организаций. Многократно озвучены. И никем не опровергнуты. Более того – пара-тройка внушительного вида профессоров из уважаемых университетов многозначительно покачали головой – мол, есть прогнозы и пострашнее.

Мир поежился и продолжил заниматься своими делами. Но кое-какие выводы сделал. Продажи свинины то тут, то там начали сокращаться (хотя заражение происходит вовсе не через нее). На громко чихающих стали коситься вдвойне подозрительно. А в одном из ресторанов мексиканской кухни некий сообразительный посетитель потребовал исключить все мексиканские блюда (был и такой случай).

Между тем, «свинский» грипп при помощи теленовостей и Интернета продолжал слоняться по планете. «Подозрительных» вирусоносителей обнаруживали повсюду – в самолетах и поездах, в аэропортах и пунктах пропуска, в мегаполисах и в забытых богом индейских деревнях посреди мексиканских джунглей. Кое-где улучшились показатели работы таможни – бдительно отыскивая следы заразы, таможенники разных стран и народов случайно (по ходу дела) обнаруживали ранее незамеченную контрабанду.

В общем, все шло своим чередом. Фармацевты готовились подсчитывать незапланированную прибыль, а многочисленные научные коллективы в разных уголках планеты строчили заявки на выделение миллионных грантов.

И тут вдруг вспомнилось. Все это уже когда-то было. Причем не один раз.

Первый раз случилось так. В середине 70-х на американской базе Форт-Дикс заболело чуть больше десятка солдат. Один из них, к несчастью, скончался. Сейчас вам уже вряд ли кто скажет, отчего он умер на самом деле. Скорее всего, от разгильдяйства полковых медиков. Проспали, недосмотрели, перепутали диагноз, дали не то лекарство… Бывает.

В сухом остатке обнаружился голый факт – защитник капиталистического отечества отдал богу душу, и это надо было как-то объяснять вышестоящему начальству. Объяснили оригинально – эпидемия!

Верхи переполошились. В штабах началась несолидная суета. Депеши бестолково циркулировали по кабинетам. Телефоны не умолкали. Количество секретных шифровок возросло на порядок. Каждый решал сложную задачу – как доложить о происшествии так, чтобы суровые боссы похвалили за расторопность, но при этом не обвинили в разгильдяйстве и не навесили поручений.

Тем не менее, бумажная машина сработала славно – вскоре тревожные сообщения уже лежали… на столе американского президента. В Белом доме заволновались и немедленно собрали секретное совещание. Высшее руководство Америки преисполнилось отваги – коварному вирусу вознамерились поставить прочный заслон.

Судя по всему, в этот момент остроумные полковые медики из Форт-Дикса радостно потирали руки – дело замято, настоящих виновных никто не ищет. Свои маленькие заботы им удалось перевалить на могучие плечи огромной страны.

Но огромная страна не может заниматься мелочами. Точнее, еще как может, но называться в этом случае мелочи должны по-другому – например, «делом особой государственной важности». Именно поэтому каждая муха, попадая под микроскоп государственно мыслящих людей, немедленно превращается в слона. Что поделать! Таков неумолимый закон всякой уважающей себя бюрократии.

В общем, за дело взялись серьезно, по-государственному, с федеральным размахом. В стране началась вакцинация. Через нее прошли ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ американцев. На нее истратили СОТНИ МИЛЛИОНОВ долларов. А потом оказалось – она была не нужна! Никто не заболел и никто не умер. Причем дело было вовсе не в повальной вакцинации. Многочисленные анализы, проведенные врачами, показали – вирус вообще не распространялся (так что вакцине, собственно, не с чем было бороться).

Потом (и в 80-е, и в 90-е) слухи о «страшной» эпидемии вновь всплывали. Опять начиналась нервотрепка, но, к счастью, больше никто не выбрасывал на воздух ТАКИХ денег. И… вновь ничего страшного не происходило.

Странно, но сегодня именно американцы (которым впору вспомнить собственную историю) опять начали паниковать раньше и больше всех. Тут же раздались призывы бросить миллиарды «на борьбу со свиным гриппом». Предложения в фирменном стиле кабинета Обамы. Обнаружилась проблема – заткнем очередным миллиардом. Благо печатный станок пока работает.

И не сомневайтесь – выделят. Кое-что уже дали. И еще дадут. И сегодня, и завтра, и послезавтра. Бюджетный дефицит и так превзошел все мыслимые пределы, а потому обамовцы, похоже, раздают деньги направо и налево с отчаянием засидевшегося в казино картежника (по старому доброму принципу – «где коровка, там и веревка»).

Слова тех, кто говорит, что не все так страшно и нет никакого смысла готовиться к «судному дню», тонут в мрачных предсказаниях вселенских масштабов грядущей эпидемии.

Кто-то предложил поспорить – через месяц-два истерия сойдет на нет и о свином гриппе забудут так же, как некоторое время назад забыли о птичьем.

Насчет месяца-двух – это, конечно, вопрос. Не для того все затевалось, чтобы столь  скоро на всем поставить крест. За месяц-два еще не все гранты получат, не все бюджеты распилят и не все препараты реализуют.

Надо понимать.

Что такое эпидемия для ловкого биржевика? Возможность прибыльно поиграть на акциях компаний, связанных с агробизнесом. Или на акциях компаний, связанных с компаниями, связанными с агробизнесом.

А что такое эпидемия для ушлого коммерсанта? Возможность захватить освободившиеся ниши. Или прибрать к рукам новые рынки.

А что такое эпидемия для не в меру практичного ученого? Возможность получить щедрый грант на исследования, за результаты которых никто никогда толком не спросит.

А что такое эпидемия для чиновников да контролеров разных стран и народов? Возможность получать жирные взятки за то, что они будут пропускать (или, наоборот, арестовывать) те или иные партии товара.

То есть любая эпидемия создает замечательную «пищевую цепочку». Проще говоря, кормятся от нее очень и очень многие.

Конечно, нельзя сказать, что все проблемы высосаны из воздуха. Нельзя сказать, что все сплошная мистификация, дым и туман. То, о чем говорят в теленовостях, безусловно, было и есть. И коровье бешенство, и птичий грипп, и свиной в придачу. Все есть. Все это проблемы, которые надо решать.

Но! Весь вопрос в масштабе угрозы и в степени ажиотажа, который вокруг нее поднимают.

Когда у вас легкий насморк, вас не отправляют в реанимацию. И если прохожий косо посмотрел на вас на улице, это не повод орать благим матом и звать отряд ОМОНа на помощь. И если о страшной эпидемии полгода кричали на весь мир, потеряли десятки миллиардов, а потом оказалось, что обычная простуда приносит человечеству гораздо больший урон, то все это отличный повод вспомнить банальное древнеримское «qui prodest?» (кому выгодно?).

А пока не портите нервы и помните – от привычного нам гриппа в той же Америке умирает НА ПОРЯДОК больше народу, чем от свиного.

И следуйте завету одного мудрого человека: «В два раза меньше есть и в два раза больше двигаться». Будьте здоровы!

SARS. АТИПИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ

Давненько не слыхать об атипичной пневмонии. Хотя название помнят все. Уж слишком много шума было вокруг. Обещали страшную пандемию, гибель то ли десятков, то ли сотен тысяч людей и прочие ужасы в том же стиле.

Нынче самое время подвести кой-какие промежуточные итоги. Лет семь назад ее впервые зафиксировали в Восточной Азии. Потом вирус попутешествовал по планете, наделав шуму да в придачу создав немалую панику. Несмотря на то, что вирус проник чуть ли не на все континенты, из многомиллиардного населения нашей планеты заболели им чуть более 8 тыс. человек. То есть что-то около 0,0001% землян. Из заболевших умер примерно каждый десятый (в основном из-за того, что врачи обнаруживали болезнь слишком поздно). Каждого умершего очень жалко. Но даже в развитых странах от самой обычной пневмонии умирает НА ПОРЯДОК больше людей (опять-таки обычно из-за того, что обращаются к врачам слишком поздно). И никто в этой связи не голосит о близящейся вселенской катастрофе.

Но денег при этом на «борьбу» с атипичной пневмонией истратили немеряно. Да и экономический ущерб оказался немелким. Азиатские страны потеряли 20 млрд. долларов. А общий ущерб мировой экономике – 59 млрд. (данные Азиатского банка развития). Вопрос – откуда такие огромные цифры? Неужели против атипичной пневмонии нашли чудодейственное средство? Нет, не нашли. Более того – даже толком не успели начать искать (в приведенных цифрах расходы на медицинские исследования занимают весьма скромное место). А может быть, болезнь выкосила массы трудоспособного населения? Нет. Умерших, к счастью, оказалось не так много, как пророчили. Тогда в чем дело? Откуда миллиардные потери? Ответ простой – от паники.

Именно паника, дикая и искусственно раздутая, привела к потерям. Пустили слух, что якобы всему виной фазаны (да и вообше домашняя птица, которую выращивали в китайской провинции Гуандун) – и тут же в Гонконге (и не только в нем) многие прекратили покупать это мясо. Тысячи людей отказались от турпоездок в Восточную Азию. Пострадали авиаперевозчики, турфирмы, рестораторы, владельцы гостиниц и увеселительных заведений. Многие лишились работы. И так далее и тому подобное…

Но те, кто ловко сыграл на курсе акций отдельных восточноазиатских компаний, те, кто вовремя вскочил на освобождающиеся рыночные ниши, – несомненно выиграли. И выиграли немало. Обвинять всех их в том, что именно они и спровоцировали панику, конечно, неразумно. Многие просто воспользовались ситуацией.

Однако часть из этих «игроков», скорее всего, явно подливала масла в бушевавший огонь яростной пиар-кампании.

Птичий грипп

Давние читатели журнала Planeta.by помнят – в свое время мы писали о птичьем гриппе. В ту пору по миру шло негласное соревнование между СМИ – кто более жутко распишет черные перспективы, ожидающие перепуганное человечество.

Именитые эксперты, сурово сдвигая очки на нос, предрекали скорую мутацию – дескать, еще пара-тройка месяцев (а может, и недель) и коварный «птичий грипп» начнет передаваться от человека к человеку. А далее следовали сценарии один фантастичней другого. Странно, что разворотливый Голливуд не удосужился оперативно отснять какой-нибудь фэнтезийный блокбастер на эту тему.

В том старом «планетовском» материале мы позволили себе усомниться в общепринятой версии и предположить, что вся эта пиар-кампания сильно смахивает на солидный мыльный пузырь.

Оказалось, мы были правы. Прошло несколько лет и о «великом и ужасном» птичьем гриппе что-то не слыхать. Не случилось ни мутаций, ни пандемий. Собственно, вообще ничего вселенского и планетарного не случилось (кроме, конечно, мировой пиар-кампании, в результате которой кто-то много потерял, а кто-то много заработал).

Число жертв «птичьего гриппа» (по разным подсчетам) осталось в пределах нескольких сотен. Так же, как и в случае с атипичной пневмонией, и с нынешним свиным гриппом, всех безумно жалко. Но – напомним в очередной раз – от обычных болезней умирает на порядок больше людей. Так чего ради шум поднимали?..