Месторасположение

     В Минске – столице Республики Беларусь, на одной из центральных площадей города, по адресу улица Советская 15, стоит храм романского стиля из красного кирпича. Это – Костел Святых Симеона и Елены, называемый минчанами Красным костелом. Романский стиль возник в результате слияния античной и византийской форм архитектуры, и его расцвет приходился на те времена, когда христианство было еще единым. Тем примечательнее, что в Минске, где тесно соприкасаются две конфессии – православие и католицизм, на площади Независимости стоит храм, построенный в том стиле, который начиная с XII века редко использовался в архитектуре.

     Храм, явившийся во сне

     История этого храма тесно связана с историей жизни помещиков Эдварда и Олимпии Войниловичей. У них в семье было двое детей. Девочка родилась в 1884 году. Ее назвали в честь Святой Елены – матери римского императора Константина, во времена правления которого, в 325 году, были отменены гонения на христианские общины. Через год, в 1885-м, родился мальчик, которого нарекли в честь Святого Апостола Симеона. Известно, что Елена с раннего детства увлекалась рисованием. Она просила родителей продавать ее рисунки, а на вырученные деньги покупать бедным и обездоленным людям хлеб. Невыносимой болью в юном сердце отозвалась смерть Симеона в 1897 году. Елена замкнулась в себе и стала больше времени проводить в молитвах. Но беда снова нагрянула в дом Войниловичей – и девочка заболела. Однажды во сне Елена увидела неописуемой красоты храм. Видение оказалось настолько сильным, что она долго пыталась перенести его на бумагу. Всякий раз, рассказывая о своих впечатлениях родителям, она рисовала очертания храма. В 1903 году, уже перед самой смертью, Елена попросила отца построить святыню, в которой люди могли бы возносить свою хвалу Господу.

     Строительство храма

     В этом же году Эдвард Войнилович обратился к минскому католическому сообществу с предложением пожертвовать сто тысяч рублей на возведение храма. При этом Эдвард выдвигал одно условие: он сам выберет стиль строительства храма и подготовит проект. Учитывая то, что с 1897 года обращения горожан к минскому губернатору М. Трубецкому о необходимости открытия нового римско-католического прихода, оставались не удовлетворенными, было решено принять условия Войниловича.

     Во время просмотра эскизов Эдварду попался проект архитектора Томаша Пайздерского, чей костел в Ютрасине (земли бывшей Пруссии) был очень похож на рисунки умершей дочери. После переговоров Пайздерский получил заказ на возведение нового костела в Минске. Однако по российским законам того времени он, как иностранец, не имел права проектировать и строить католические храмы на территории Российской Империи. В связи с этим всю официальную документацию пришлось оформлять известному польскому архитектору Владиславу Маркони.

     Строительство началось в мае 1905 года. В костеле были установлены витражи, выполненные в народной художественной традиции. В 1909 году на главную храмовую башню подняли три колокола: «Михаил» (весом 2373 фунта), «Эдвард» (1287 фунтов) и «Семион» (760 фунтов). В костеле был установлен большой меднотрубный орган, а со стороны улицы храм украшал фамильный герб Войниловичей. 21 ноября 1910 года ксендз Витольд Чечот освятил храм. С того времени Костел Святых Симеона и Елены открыл свои двери для прихожан.

     История

     Трагически складывалась история храма во время правления большевиков. Неизвестно, что помешало советским властям уничтожить его, но в 1923 году костел был полностью разграблен, из него было вывезено все вплоть до чернильниц. В 1932 храм закрыли, затем передали для хозяйственных нужд существовавшему в то время Государственному польскому театру БССР. Перед самой войной здесь разместилась киностудия, во время Великой Отечественной войны немецкие оккупационные власти разрешили открыть храм для верующих, после войны здание было вновь переоборудовано под киностудию, а с 1978 года в здании разместился «Дом кино».

     В 1990 году усилиями верующих святыня была возвращена Римско-католической конфессии и ксендз Тадеуш Кандрусевич отслужил молебен. 27 сентября 1996 года, в честь открытия в Минске первого в истории Беларуси Синода Римско-католической церкви, кардинал Казимир Свентек освятил возведение перед костелом бронзовой скульптуры Святого покровителя Беларуси, Архангела Михаила, пронзающего копьем крылатого змея.

     В 2002 году (за заслуги научно-исследовательского центра по изучению Туринской плащаницы, созданного при Красном костеле) в Минске побывала одна из шести существующих в мире полноразмерных фотокопий (4,36х1 м) этой реликвии. Она находилась около полугода в главном алтаре храма. В настоящее время в храме проводятся богослужения на белорусском, польском и итальянском языках. Двери храма открыты для всех желающих, независимо от их религиозных убеждений…

     

Перед арочной галереей Костела Святых Симеона и Елены расположена скульптурная композиция: Архангел Михаил пронзает копьем крылатого змея.

     

Эдвард Войнилович – родился 12ноября 1847 года недалеко от Минска. Учился в Санкт-Петербургском технологическом институте, стажировался на заводах Германии, а затем работал инженером на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. После смерти отца поселился в родовом гнезде, где занялся сельским хозяйством, был избран председателем Минского общества сельского хозяйства. С 1906 года являлся членом Государственного Совета Российской Империи. Умер 16 июня 1928 года.

     

На воротах центрального входа полукругом расположены человеческие фигурки, которые олицетворяют собой основные этапы строительства храма.

     

Дети с ягненком на руках – излюбленная тема христианского искусства

     

Костел красный не только снаружи, но и изнутри.

     

Луч солнечного света, упавший на алтарь, даже у атеистов может вызвать восхищение.