Привычно, когда политики наносят ущерб своей стране. Это печально, но мало кого удивляет. 

      Бывает, политики наносят ущерб сами себе. Это случается реже и обычно из-за их собственной глупости. 

      Однако когда вполне вменяемые, изощренные деятели (из тех, кого никак не назовешь дураками) с заметной периодичностью начинают вредить сами себе, это уже заставляет насторожиться.

      Нечто подобное в последние два года происходит на Украине. В чем же дело?

      Первая странность проявилась во время формирования «оранжевой коалиции» еще в старой украинской Раде. 

      Парламентская кампания 2006 года в меньшем масштабе повторила результаты так называемого «третьего тура», принесшего в 2004-м году победу Виктору Ющенко. 

      Разрыв между «оранжевыми» («Наша Украина» Виктора Ющенко, Блок Юлии Тимошенко и СПУ Александра Мороза) и «бело-голубо-красными» («Партия регионов» Виктора Януковича с примкнувшими к ней коммунистами Петра Симоненко) составлял 6% голосов, что обеспечивало, казалось бы, прочное большинство в 36 депутатских мандатов в новой Верховной Раде.

      Однако к тому времени отношения в «оранжевом лагере» уже были серьезно подпорчены кратковременным премьерством Тимошенко и острым конфликтом в ближайшем окружении Ющенко.

      В ту пору большинство полагало – «оранжевая коалиция» так или иначе будет создана. Слишком многое поставлено на карту. Не создать коалицию означает отдать победу Януковичу (что, собственно, потом и произошло). Обидно выиграть выборы и отдать правительство в руки противников. 

      При развале коалиции проигрывали ВСЕ без исключения «оранжевые». Тимошенко «пролетала» мимо премьерского кресла. Ющенко терял популярность и участие в реальной власти. Мороз ставил крест на своей политической карьере благодаря клейму «предателя» (что опять-таки произошло через непродолжительное время). 

      Да, при создании коалиции каждому нужно было идти на какие-то уступки. Однако они явно не стоили потери всей власти. Для того чтобы понять это, не нужно быть гением. 

      Тем не менее, коалиция провалилась. Янукович выиграл «вчистую».

      БЮТ и «Наша Украина» оказались в оппозиции, Ющенко выставили на посмешище, Мороза предали анафеме, отчего социалисты начали стремительно терять сторонников. Со стороны складывалось ощущение, что «оранжевые коалицианты» подняли на дороге кирпич и крепко вдарили им себе по голове. 

      Впрочем, эту эпопею еще можно было объяснить склочностью характеров, глупостью или жадностью. Говорили о том, что Мороз (или его партия) в дополнение к должности спикера якобы получил что-то около 300 млн. долларов. При этом, правда, забывали один факт – Мороз длительное время оставался верным (и, главное, стойким) сторонником «оранжевой коалиции». И если бы «нашеукраинцы» более оперативно договаривались с Юлией Владимировной, то фантастические «300 миллионов» (которых, вполне возможно, и не было вовсе) никакой роли не сыграли. 

      Можно обвинить в негибкости Тимошенко и «любих друзiв» Виктора Ющенко, которые оказались недоговороспособны. Собственно, внешне так все и выглядело. Тимошенко и окружение Ющенко переругивались между собой столь самозабвенно, что Мороз устал ждать и легко пошел на лестное предложение Януковича.

      Однако в иных ситуациях и Тимошенко, и ближнеолигархический круг Ющенко демонстрировали гораздо большую гибкость. Здесь же на карту была поставлена власть в стране, которая могла стремительно ускользнуть из рук. 

      Конечно, и те, и другие не были гениями (хотя у Юлии Владимировны чутье политика развито чрезвычайно). Конечно, и те, и другие в меру упрямы. Однако в данном случае мера, как кажется, была явно превышена. 

      Впрочем, все бы ничего, если бы очень скоро очередную большую глупость (в ущерб самой себе) не совершила Партия регионов. 

      Сформировав устойчивую коалицию (социалистам ход назад был закрыт) Янукович получил реальную власть в стране, которая частично распространялась даже на «силовой блок» (МВД). 

      С учетом мощи олигархических групп, стоявших за его спиной, а также полного контроля над рядом ключевых регионов промышленного юго-востока страны Янукович по праву мог считаться самой сильной политической фигурой Украины. При этом президент Ющенко занял откровенно слабую, оборонительную, позицию, а Тимошенко постепенно начала превращаться в маргинального политика.

      Казалось, лучшего Януковичу и желать не стоит. Власть сама собой плавно «перетекала» ему в руки (примерно так же, как во время «коалициады»). Единственное, о чем он должен был заботиться – это о поддержании хотя бы относительной стабильности в экономике и о «холодном мире» с Виктором Ющенко. В обоих случаях у Януковича не было особых проблем. Ситуация в экономике складывалась не блестяще, но сносно. Ющенко воевать не стремился и почти не реагировал на яростные требования Тимошенко быть с Януковичем пожестче (позже это переросло в требования распустить Раду). 

      В общем, никто, кроме самого Януковича, реально не мог ухудшить его положение. Единственным шансом для Тимошенко было то, что Янукович сделает какую-нибудь заведомую дурость и глупо подставится. Однако Янукович никогда не производил впечатление наивного простачка и ожидать от него подарка в виде роковой ошибки никак не приходилось. И, тем не менее, он ее сделал.

      Непонятно зачем Партия регионов начала фронтальное наступление на и без того слабеющего президента Ющенко и ни с того ни с сего погнала его в угол. Известное дело, загонять в угол любого политика – впрочем, как и любого человека – самая опасная штука из всех, какие только можно себе вообразить. Даже самый робкий человек в такой ситуации может стать героем. Тот, кому терять нечего, идет до конца. Эта старая житейская истина наверняка была известна Януковичу и его ближайшим советникам. И все же они решили создать конституционное большинство в Раде, что фактически лишало президента Ющенко остатков его политического влияния и превращало его в фигуру, полностью зависимую от прихоти «антикризисной коалиции».

      Действия президента Ющенко спрогнозировать было нетрудно. Он должен был или распустить Раду или политически умереть. Он предпочел жизнь. И назначил новые выборы, крайне невыгодные для Партии регионов и крайне выгодные для Юлии Тимошенко (не зря она на них так настаивала). 

      Получалось, что Виктор Янукович фактически сам себя втягивает в абсолютно провальные выборы. Причем делает это настойчиво и методично (к вящей радости Тимошенко). 

      Но даже пойдя на открытый конфликт Янукович и компания ведут себя странно. Все сводится к обвинениям в попытке узурпации власти и увещеваниям не нарушать закон. Решительные меры иногда озвучиваются, но ни разу не реализуются (чуть ли не единственное исключение – вторжение бойцов «Беркута» в Генпрокуратуру).

      В итоге Ющенко – а точнее Тимошенко руками Ющенко и, как это ни парадоксально, самого Януковича – выигрывает раунд. 

      На этот раз все объяснения откровенно странного поведения Януковича (себе в ущерб) выглядят еще менее убедительно. На глупость и упрямство тут мало что можно списать – слишком уж очевидна была ситуация. 

      Идем дальше. Сами выборы обнаруживают ряд новых странностей. 

      Кампания «регионалов», при всей ее баснословной для Украины стоимости, оказалась серой и вялой (и это в условиях, когда Януковичу необходимо было добиться победы любой ценой, а также на фоне суперактивной кампании харизматичной «леди Ю»).

      Ставка была сделана на традиционные методы и регионы. В итоге партия, увеличив условно процент своей поддержки, в физическом исчислении потеряла около 300 тыс. голосов и в новом парламенте ее квота уменьшилась со 186 до 175 мест. Регионалам не удалось в полной мере мобилизовать даже собственный электорат в восточных регионах, не говоря уже о вторжении на «чужую электоральную территорию».

       Напротив, доля БЮТ выросла со 129 до 156 депутатских мандатов. Но самое главное и удивительное – сторонникам Тимошенко удалось серьезно увеличить свои результаты в восточных областях Украины, где традиционно доминируют «регионалы». В этот раз Юлию Тимошенко поддержало аж на 1,5 млн. избирателей больше, чем в 2006-м.

      Настоящий шок у экспертов вызвало сообщение, что БЮТ удалось выиграть процесс против Партии регионов, связанный с каким-то из моментов избирательной кампании, причем не где-нибудь, а в донецком областном суде.

      

      И совсем уж странной выглядит ситуация с социалистами. Для преодоления 3% барьера им не хватило всего лишь 33 тыс. голосов. А эффект от их попадания в Раду радикально менял ситуацию в пользу «регионов» (см. схему). 

      Фактически, Янукович гарантированно оставался премьером, если бы Морозу где-нибудь на юго-востоке «подбросили» всего-навсего несколько десятков тысяч голосов. Вероятно, можно поверить в кристальную честность «регионалов» (равно как и других участников выборов), однако чтобы найти столь наивного человека потребуется немало усилий. 

      Трудно усомниться в том, что и «оранжевые», и «бело-голубые» на все сто использовали административный ресурс там, где это представлялось возможным. Однако нескольких десятков тысяч голосов для Мороза (которые сохраняли бы за Януковичем премьерское кресло) странным образом не нашлось. 

      Каков же итог этих труднообъяснимых поступков, в которых украинские политики то и дело наступали на грабли, лежавшие прямо у них под носом? 

      Украинская власть оказалась в уже привычной ситуации неопределенности и чрезвычайной зависимости от ситуативных политических раскладов.

      Она хорошо знакома по весеннему кризису. Тогда ни Конституционный суд, ни Центризбирком, сформированные в свое время примерно 50/50 «оранжевыми» и «регионалами», неделями не могли принять никакого решения, а иногда и просто собраться на заседания.

      После начала работы новой Верховной Рады и воспоследовавших нескольких неудачных попыток начать голосование по избранию спикера и формированию коалиции в прессе появились предложения обойтись без них. То есть спикера избрать – но не партийного, а просто авторитетного, коалицию же не формировать. Мол, пусть депутаты голосуют по конкретным законам так, как считают правильным, без оглядки на партийную программу.

      Известный украинский политолог Вадим Карасев метко назвал предложенную методику «флэш-коалицией». Только вот авторы теории пока не придумали, как формировать правительство, которое по Конституции без коалиции невозможно.

      

      Сегодня «оранжевое» большинство в Раде составляет всего 226 голосов (конституционный минимум). Стоит любому из депутатов заболеть или просто проспать – и решение принципиальных вопросов может оказаться большой проблемой.

      Победители потратили несколько недель, чтобы убедить 7 депутатов из НУ-НС присоединиться к коалиционному соглашению.

      Чтобы посадить в кресло спикера Арсения Яценюка, Тимошенко и Турчинов лично проверяли бюллетени своих депутатов перед тем, как они опустят их в урну.

      Саму Тимошенко утвердили премьером лишь с третьей попытки. Для этого пришлось отказаться от использования электронной системы «Рада» и голосовать поименно, по списку, по старинке поднимая руки.

      Сколько можно будет удерживать депутатов в режиме такого чрезвычайного напряжения – непонятно.

      Кстати, журналисты с удовольствием подхватили афоризм Юрия Луценко, назвавшего сформировавшуюся коалицию «коалицией случайных чисел».

      Фактически получается, что сегодня почти все знаковые публичные политики Украины оказались в проигрыше. Мороз – вне парламента, на глубокой политической пенсии. Коммунисты – в глухой оппозиции. «Регионы» утратили власть, причем уступили ее не кому-нибудь, а злейшей своей противнице Тимошенко. Сам Янукович носит клеймо «дважды проигравшего», что в перспективе не может не отразиться на его личном политическом капитале. Ющенко также со всех сторон обставлен «флажками» – оппозиционная Партия регионов, недовольное собственное окружение, откровенно слабая собственная партия (которую, кстати, надо еще и делить пополам с Луценко), и, главное, вечный призрак Юлии Тимошенко, явно метящей в национальные лидеры. 

      Подобная ситуация длится довольно давно. Ее традиционно объясняют объективным расколом Украины на несколько частей, «молодостью» демократии, кучмовской политреформой (резко ослабившей власть президента), склочностью украинских политиков и хаотичной борьбой кланов. В каждом из этих объяснений есть доля истины.

      И все же не покидает ощущение – слишком часто в последнее время крупнейшие украинские политики совершают уж слишком глупые и слишком очевидные ошибки. Настолько часто, что возникают подозрения – все эти ошибки вряд ли были случайны. И уж точно их нельзя объяснить просто глупостью. Они явно были сконструированы и кому-то выгодны.

      Как мы уже убедились, они не были выгодны ни Ющенко, ни Тимошенко, ни Януковичу… Тогда кому же?..

     

     Если бы Партия регионов «подбросила» социалистам каких-то 30 тыс. голосов – оранжевая коалиция в Верховной Раде шестого созыва стала бы невозможной.

      Вот так бы выглядел состав украинского парламента, если бы Александру Морозу чуть-чуть помогли в преодолении заветного барьера в 3%:

      

     Партия регионов – 169

     КПУ – 26

     СПУ – 15

     Блок Литвина – 19

     БЮТ – 151

     НУ-НС – 70

      Конечно, чтобы сохранить за Виктором Януковичем кресло премьера, пришлось бы договариваться с Литвином, но способность вести подобные переговоры «регионалы» уже проявили в случае с Морозом и группой Кинаха, с которой начался проект «300», так напугавший Виктора Ющенко.

     

     Официальный бюджет парламентской кампании 2007 года составляет более 580 млн. гривен (более 115 млн. долларов).

     «Партия регионов» издержала 43 млн. долларов, 

     НУ-НС – 22,4 млн., 

     БЮТ – 21,2 млн., 

     Блок Литвина – 7,7 млн., 

     не прошедшие в Раду партии – 21 млн.

     Официальные доходы от политической рекламы составили: 

     для телевидения – 70 млн. долларов, 

     для наружной рекламы – 5 млн., 

     рекламы в прессе – 3 млн.

     По оценкам экспертов, реальный объем затрат превысил официально заявленный почти в 4 раза и оценивается в 400–500 млн. долларов.

      Причем не менее 40 млн. долларов было потрачено на т.н. «джинсу» – заказные материалы в разнообразных СМИ.