Рассказы о человекоподобных существах имеются на всех пяти континентах и не сходили с уст любителей таинственного и загадочного в течение всего ХХ века. Есть спрос на них и теперь. Но отыщется ли в многочисленных историях хоть толика правды?

     

     По следам снежного человека

     

      Снежный человек, вероятно, одна из самых популярных тем среди любителей всего неисследованного, загадочного и таинственного – в рейтингах загадок Земли, если бы они существовали, ему пришлось бы уступить первое место разве что НЛО. Интерес к йети, как его называют в Гималаях (оттуда в XIX веке в матушку-Европу и пришли первые сообщения о покрытых шерстью прямоходящих существах, похожих одновременно на обезьяну и неандертальца) не затухает со времен первых экспедиций, снаряженных на его поиски.

      Истории о снежном человеке в том или ином виде имеются, похоже, во всех уголках земного шара, где есть хоть какой-то клочок неисследованной местности, желательно лесистой или гористой. Повсюду его описывают приблизительно одинаково – крепкое, мускулистое существо, тело которого покрыто черной или светлой блестящей шерстью; обычно с удлиненным черепом, плоским лицом, длинными руками, больше похожими на человеческие, чем на обезьяньи, и короткими бедрами.

      Упоминания о йети будоражили Старый Свет с 1832 года. Сначала британский путешественник Ходсон написал домой из Непала о том, что местные жители в высокогорных районах время от времени встречаются с неким человекоподобным существом, покрытым густой шерстью, которого очень боятся. В Британии тогда решили, что богатое воображение «помогло» путешественнику принять за необычное существо гималайского медведя или крупную обезьяну, но спустя некоторое время другой британец, майор медицинской службы индийской армии Лоуренс Уодделл, сообщил, что видел необычные следы, якобы «оставленные одним из волосатых людей, живущих в вечных снегах». Он обнаружил эти следы на высоте около 6000 м в северо-восточном Сиккиме. В своей книге «В Гималаях» он писал: «Тибетцы все поголовно верят в этих существ. Однако кого я ни спрашивал, никто не смог привести мне ни одного достоверного свидетельства».

      В начале ХХ века следы йети начали обнаруживать уже гораздо чаще, возможно, потому, что старательно их искали и, может быть, выдавали желаемое за действительное.

      Первым из белых людей, кто увидел йети своими глазами, как считается, был полковник Говард-Бери, возглавлявший в 1921 году английскую экспедицию, намеревавшуюся покорить Эверест. Во время восхождения на высоте около 7000 м альпинисты увидели группу необычных существ, которых и приняли за «диких снежных людей». Подойдя к тому месту, где находились странные существа, альпинисты увидели на снегу огромные следы, каждый из которых был приблизительно в три раза больше ступни взрослого человека.

      В 1925 году английский фотограф, член Королевского географического общества, Томбази наблюдал снежного человека на леднике Зему. Джон Напир в своей книге о йети приводит следующие слова Томбази: «Вне всяких сомнений, его фигура сильно напоминала человеческую. Она была темной и четко вырисовывалась на фоне белого снега. Насколько я мог разглядеть, на нем не было никакой одежды. Через несколько минут существо скрылось в густом кустарнике. За это короткое время я, к сожалению, не успел воспользоваться фотоаппаратом с телеобъективом или хотя бы рассмотреть его получше через бинокль. Но во время спуска я специально сделал крюк, чтобы пройти по тому месту, где увидел этого человека или зверя. Я внимательно осмотрел следы, которые четко выделялись на снегу».

      В очередной раз повышение интереса к йети в Старом Свете началось в 1950-е годы с сенсационных фотоснимков, сделанных Эриком Шиптоном во время его попытки восхождения на Эверест – на высоте около 6000 м Шиптон сфотографировал следы, «хозяин» которых учеными не найден до сих пор. Некоторые, правда, считают, что следы были сильно искажены растаявшим на солнце и потом вновь замерзшим снегом.

      Через два года, в 1953-м, сенсацию вызвало заявление тибетского ламы Чимед Ригдзин Дорье Лопу, по словам которого, им были исследованы два мумифицированных экземпляра йети гигантского роста, один из которых находился в монастыре Сакья, другой – в монастыре Ривоче в провинции Кхам. Сенсацию не удалось проверить – многие тибетские монастыри оказались разрушены и мумии йети, если они существовали на самом деле, были безнадежно утрачены.

      В 1960 году сэр Эдмунд Хиллари, руководитель научной экспедиции, которая три месяца искала в Непале следы йети, обнаружил в монастыре Хум-джунг нечто, являвшееся, по его предположению, скальпом снежного человека. Ему разрешили забрать скальп в Европу, и оказалось, что он принадлежит… одному из видов горной козы!

      «Скальп йети» – часть реквизита непальских религиозных церемоний, в нем выступает человек, изображающий йети. А поскольку скальп должен только «представлять» йети, ему совершенно не обязательно быть настоящим. Непальцы это прекрасно понимают, а европейцы часто приходят к ошибочному заключению, что «парик» йети должен быть содран с настоящего снежного человека, а не изготовлен из подручного материала.

      На сегодняшний день Тибет стал гораздо более «обитаемым», а величественный Эверест едва ли не превратился в проходной двор для альпинистов и искателей снежного человека. От года к году количество свидетельств растет, но подлинность их находится под большим вопросом. 

     

     Йети, бигфут, сасквач

     

      За двести лет не удалось ни разу поймать или хотя бы как следует сфотографировать йети. Не было найдено даже ни одного скелета или шкуры снежного человека – неудивительно, что большинство ученых скептически настроено по отношению к вопросу о его существовании. Тем не менее, значительное число людей по всему свету разыскивает любые доказательства существования снежного человека с упорством, достойным лучшего применения. Особенно хорошо дело поставлено в Америке. Здешнее таинственное животное №1 – это «бигфут», или «большеног» (в Канаде его называют «сасквач»). Бигфут по описаниям «очевидцев» очень похож на гималайского йети, разве что обычно превосходит его в размерах. На бигфута натыкались в районах густых лесов по всему континенту, но особенно часто его следы или он сам попадаются людям на глаза на северо-западе Штатов. Первые сообщения о большеноге начали поступать еще в XIX веке – белым поселенцам о нем рассказывали индейцы.

      По словам очевидцев, бигфут имеет рост от 1,8 до 3 м и весит, судя по всему, от 320 до 1130 кг. Это двуногое существо с темной длинной шерстью. Название свое он получил из-за гигантских, от 30 до 55 см, следов, которые чаще всего и находят.

      Поиски бигфута – своего рода национальный спорт для американцев. Несмотря на то, что по сей день результата нет, они не прекращаются и ведутся с неослабевающим энтузиазмом. Дело дошло до того, что в 1974 году «Команда по изучению дикой природы Северной Америки» (NAWRT) установила в национальном парке Сискию в штате Орегон «ловушку для бигфута». Ловушка представляла собой нечто вроде мышеловки огромного размера – существо рассчитывали заманить внутрь деревянной хижины на запах туш животных, после чего дверь, управляемая хитроумным механизмом, сама собой захлопнулась бы. 

      Ловушку поддерживали в «рабочем состоянии» шесть лет, но натуралистам удалось поймать только медведей. Проводившие «эксперимент» исследователи пришли впоследствии к выводу, что у них ничего не вышло не потому, что «бигфута» не существует, а потому, что это существо слишком осторожное и умное, чтобы зайти в подозрительное сооружение посреди родного леса, даже если оттуда пахнет едой.

      В настоящее время ловушку подновили, и она представляет собой туристический аттракцион.

      В силу того, что в предполагаемые места обитания бигфута куда проще добраться (для среднего американца, по крайней мере), чем, например, в Тибет, среди современных «искателей» большенога куда больше дилетантов и проходимцев-мистификаторов. Как следствие, история с бигфутом – самая запутанная и полная противоречивых свидетельств, фальсификаций и мистификаций, поток которых не прекращается по сей день. Практически каждое свидетельство, предлагаемое энтузиастами в качестве подтверждения существования бигфута, немедленно опровергалось с научной точки зрения.

      В октябре 1967 года Роджер Паттерсон и Боб Джимлин сняли в Калифорнии на пленку, как утверждалось, самку снежного человека. В кадре появлялось покрытое черной шерстью гориллоподобное существо в человеческий рост, которое оглядывалось на оператора и скрывалось в лесу. Долгое время этот фильм был предметом споров как биологов, так и… голливудских специалистов по спецэффектам. На сегодняшний день считается доказанным, что на пленке заснят не настоящий снежный человек, а актер, одетый в специально сделанный костюм.

      Основные свидетельства существования бигфута – слепки его следов и образцы экскрементов, но и они на поверку оказываются либо творениями человеческих рук, либо принадлежащими известным животным. Американо-Канадская ассоциация под названием «Организация полевых исследователей бигфута» (BFRO), с 2000 года начавшая проводить очередные прочесывания дикой местности в США и Канаде, в тех регионах, где ранее имелись свидетельства о встречах с большеногом или находились его следы, добилась определенных успехов – помимо традиционных следов и мимолетных встреч с «чем-то, напоминающим снежного человека» им удалось обнаружить своеобразный «отпечаток тела», представляющий собой предполагаемое место лежки сасквача. Скептически настроенные ученые, правда, полагают, что это на самом деле место лежки банального лося, но энтузиастов это не убеждает и тем более не останавливает.

     Маленькие и большие снежные люди

      Исследования зоологов Айвена Т. Сандерсона и Бернана Эвельмана, а также криптозоолога Лорена Коулмана показывают, что, вполне возможно, существует три несхожих типа йети, встречающиеся в совершенно разных местах.

      Первый тип – это карликовые йети, или «те-льма», высота их составляет около метра. У них небольшая грива, они покрыты густой рыжей шерстью, всеядны, судя по их экскрементам, и оставляют следы длиной до 13 см, похожие на человеческие. Их встречали в тропических гималайских долинах в Непале, в Тибете, а также в верхнем течении реки Брахмапутры. По мнению Сандерсона, те-льма могут представлять собой очень примитивную расу низкорослых волосатых людей, вроде пигмеев.

      Второй тип йети – это «ми-те», которых обычно и имеют в виду, когда говорят о снежном человеке. Это крепкие всеядные создания ростом с человека, покрытые коротким густым мехом. Они встречаются обычно в тех же краях, что и те-льма, но предпочитают другой климат – горные леса, причем порой в поисках еды ми-те выходят на снежные плато, где и оставляют свои знаменитые «следы снежного человека». Ступни у них короткие, но очень широкие, и второй палец на ноге длиннее, чем первый – именно по этим признакам следы йети и отличают от человеческих. Не исключено, что йети на самом деле – особый вид орангутанга, приспособившийся к хождению по земле и жизни в высокогорных лесах.

      Третий, наиболее внушительный тип йети – гигантский снежный человек, известный под именами «шу-те» (громадный, неуклюжий), «рими», «ток» и «ньялмо». Непальцы слышали о его существовании, но место его обитания отнюдь не Непал и не Гималаи, а совершенно иные районы – восточный Тибет, Сикким, Бангладеш, Мьянма, Маньчжурия и северный Вьетнам. Несмотря на свои огромные (около 2,5 м роста) размеры, он необычайно пуглив; ходит на двух ногах, всеяден. Согласно описаниям, у него плоская голова, скошенный лоб с нависающими надбровными дугами, длинные сильные руки с непропорционально большими кистями и косматая длинная шерсть черного или темно-серого цвета. Его следы по форме похожи на человеческие, но видно, что у большого пальца двойная подушечка.

      Интересно, что это отличительная черта и тех следов, которые оставляет таинственный североамериканский сасквач, и описания этих двух существ поразительно похожи, настолько, что криптозоологи считают возможным относить их к одному и тому же виду – если только удастся доказать, что они действительно существуют.

     Азиатские дикари

      Китай может похвастаться своим собственным снежным человеком – вот уже много веков на глаза тамошним крестьянам то и дело попадается существо, которое они называют «йерен». Судя по всему, это человекоподобный примат, способный изготавливать примитивные орудия труда и внешне похожий на неандертальца.

      Тогда как китайские ученые уже довольно долго собирают в центральной части страны свидетельства об этом существе, европейцам до конца 80-х годов не удавалось получить доступ в малонаселенные леса, где местные жители и встречались с «дикарем». Когда же, наконец, международная экспедиция, в которую входили представители шести стран, включая Великобританию и США, была организована, ученым удалось получить только образцы волос, подобранные фермерами, встретившимися с таинственным существом на своей земле.

      Сначала ученые из шанхайского университета Фудан пришли к выводу, что эти волосы не принадлежат ни человеку, ни обезьяне. Затем образцы послали в университет штата Огайо и в Бирмингемский университет. Результаты анализа, проведенного под руководством доктора Ранджита Сохи, показали наличие необычно высокой концентрации железа и цинка, а также то, что ни к одному виду, обитающему в Китае, обладатель волос не принадлежит. А это косвенно доказывало существование «китайского дикаря».

      В других регионах Азии тоже имеются свои истории о «диких людях», обычно внешне напоминающих неандертальцев, но покрытых шерстью. В Монголии их называют «алмас» и говорят, что они обитают в горах Алтая. На Кавказе эти существа носят название «алмасты» или «каптар», в Иране – «наснас», в Пакистане им соответствуют «барману». Есть сведения о родственниках йети и из более южных регионов Азии.

      В джунглях Малайзии якобы обитает «оранг-мавас», «мава» или «оранг-далам» – питающееся рыбой человекоподобное существо, покрытое шерстью, имеющее ни на что не похожие четырехпалые следы. Местные жители за необычную форму челюсти называют его «кривозубым призраком». Самые старые записанные свидетельства о встречах с этим существом датируются 1871 годом. Самое же свежее – ноябрем 2005 года, когда трое рабочих, расчищавших местность для искусственного водоема, увидели семейство мава из двух взрослых особей и детеныша, шедшее вдоль русла реки Кинсин. Позже там, где, как сообщалось, прошли существа, были обнаружены четырехпалые следы длиной до 46 см! 

      А в 2006 году власти Джохора, возле которого чаще всего случались встречи с оранг-далам, организовали официальную экспедицию, созданную для того, чтобы доказать существование этого «родственника йети». К сожалению, ничего существенного экспедиции обнаружить не удалось.

      Кавказский алмасты отличается от других подобных ему существ тем, что ему приписывается значительно большая близость к человеку – в частности, способность иметь с людьми общее потомство. В 1964 году ученый Борис Поршнев на Кавказе имел дело с двумя людьми, утверждавшими, что они – внуки самки алмасты, пойманной в деревне Тхина в середине XIX века и родившей пятерых детей от одного из местных мужчин. Мнимые «внуки» рассказали, что их родители в отличие от своей матери могли разговаривать и выделялись среди жителей деревни только более смуглым цветом лица. Подобного рода «наследник», возможно, был и у китайского йерена – в 1994 году журналисту Бобу Чизхолму в Китае показали фотографии, на которых был изображен странный человек с куполообразной головой и обезьяньими ушами – местные жители утверждали, что родителями этого урода были мужчина-йерен и обыкновенная женщина. Впрочем, некоторые скептики из числа врачей полагают, что на фотографиях был изображен просто человек, больной микроцефалией – врожденной патологией черепа.

      В Австралии тоже знают одного из родственников йети – здесь его называют «йови», и с ним часто встречались как аборигены, так и белые колонисты. В книге «Из царства теней» австралийские криптозоологи Тони Хили и Пол Кроппер привели множество свидетельств таких встреч. Одно из них особо ценно тем, что его составил далеко не дилетант в вопросах зоологии – смотритель Квинслендского национального парка, который уж явно смог бы отличить ранее не известное науке существо от, скажем, обычной обезьяны. Свидетель необычной истории просил авторов книги не называть своего имени. События, которые он описывает, якобы произошли в марте 1987 года в роще на юго-востоке Квинсленда.

      Рассказчик услышал шум и подумал, что сквозь заросли пробирается потерявшаяся свинья, но, присмотревшись, разглядел черного волосатого гориллоподобного зверя. Он находился приблизительно в 3,5 м от человека. Существо было ростом под 2,5 м, имело плоское блестящее черное лицо, короткую шею, мускулистое тело и кисти рук, похожие на человеческие. Ощутив, видимо, присутствие человека, неведома зверушка развернулась и исчезла в зарослях.

      Смотритель сообщил о происшедшем своему начальнику, но случай этот было решено до поры до времени не афишировать, чтобы не привлечь в национальный парк браконьеров, желающих поймать животное, которого официально не существует.

     Пигмеи – 

     или обезьяны?

      Небольшое человекоподобное существо, которое водится в Восточной Африке, местные называют «агогве». Рост агогве составляет около полутора метров, у него длинные руки, косматая рыжая шерсть и изжелта-красная кожа. Иногда также встречаются упоминания об агогве с черной или серой шерстью. Стопы у него длиной около 12 см с отставленными в сторону «большими» пальцами. В отличие от известных науке обезьян, он наделен круглым лбом, маленькими клыками и необычным цветом шерсти и кожи.

      Впервые с агогве встретился капитан Уильям Хитченс в 1900 году. Это происшествие он описал в декабре 1937 года в журнале «Дискавери» так: «Несколько лет назад я был послан отстреливать львов-людоедов в этот регион (леса Уссур и Симибит на западной оконечности равнин Вембар) и однажды, сидя на краю лесной поляны в засаде, я увидел двух маленьких коричневых мохнатых существ, которые вышли из чащи на поляну с одной стороны, пересекли ее и пропали в густом лесу с другой стороны полянки. Они были похожи на маленьких людей, примерно метр с четвертью ростом, прямоходящие. Охотник-абориген, бывший со мной, смотрел на них со смесью изумления и страха. Они были, как он сказал, агогве, дикие лесные люди, которых простому человеку не доводится увидеть ни разу в жизни».

      История Хитченса была раскритикована за неправдоподобность, но вслед за ней Катберт Бургойн написал в журнал письмо, в котором приводил свое свидетельство аналогичной встречи с агогве в 1927 году, когда он трудился на японской барже на побережье португальской Восточной Африки. В тот раз баржа была достаточно близко к берегу, и Катберт с помощью бинокля с двенадцатикратным увеличением рассматривал бабуинов. «В то время как я смотрел, – писал Бургойн, – я увидел двух маленьких коричневых человечков, которые вместе вышли из зарослей и приблизились к кормящимся бабуинам. Эти люди определенно не принадлежали ни к одной из известных разновидностей обезьян, и тем не менее, они должны были быть родственными бабуинам существами, иначе бы человечки спугнули их. Они были слишком далеко, чтобы разглядеть их как следует, но эти небольшие человекоподобные существа были приблизительно в полтора метра ростом, довольно изящные в телосложении. В тот момент я был в изумлении, поскольку они были совершенно определенно не похожи ни на одно животное, которое бы я видел или о котором читал. Позднее мой друг, охотник на большую дичь, рассказал мне, что когда он был в португальской Восточной Африке со своей женой и тремя приятелями-охотниками, он видел семью таких же существ – мать, отца и ребенка, определенно одного вида, которые пробирались через заросли. Аборигены в этот момент закричали, запрещая ему стрелять».

      Чарльз Кордьер, профессиональный ловец животных, который работает для зоопарков и музеев, искал следы какундакари (так называют существ, очень похожих по описаниям на агогве, в Зимбабве) в Заире в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого века. По словам ученого, однажды какундакари попался ему в один из силков, расставленных на птиц. «Он упал ничком, – писал Кордьер, – потом перевернулся на спину, сел, снял петлю со своей ноги и ушел прочь прежде, чем мой спутник, местный, успел что-либо сделать».

      Если агогве на самом деле существует, это может быть уцелевший подвид человекообразной обезьяны – австралопитека, существовавшей более 3 млн. лет назад. Другая, менее вероятная теория предполагает, что в Африке могли сохраниться гиббоны – небольшие бесхвостые обезьяны, которые, как считается в официальной науке, на континенте не встречаются – затруднение состоит в том, что гиббоны практически не ходят, а перемещаются, хватаясь руками за ветки и стволы деревьев. Следует, справедливости ради, отметить, что гиббоны в принципе способны ходить, и когда они это делают, то перемещаются на двух ногах, как люди.

     Настоящий бэтмэн

      Жители западной части острова Ява рассказывают о гигантской летучей мыши, которую они называют «ахул» – якобы именно такой звук, по три раза подряд, она издает во время полета. 

      Голова ее похожа на обезьянью, но морда по форме напоминает человеческое лицо; у нее темные большие глаза, тело покрыто серой шерстью, сама она размером не менее чем с годовалого ребенка, а размах огромных крыльев составляет 3,5 м (у самой большой из известных летучих мышей он примерно в два раза меньше). Эти легенды можно было бы однозначно отнести к фольклору, если бы не записанный натуралистом Эрнстом Бартелсом в 1927 году ее характерный тройной крик.

      Еще более подобен человеку загадочный «оранг-бати», «летающий человек», которого зоологи ищут на острове Серам. Хотя этот индонезийский остров – второй по величине в группе Моллукских островов, его внутренняя часть, покрытая непроходимыми тропическими лесами, до сих пор почти не исследована. В 1986 году Тайсон Хьюз, специалист по тропическим сельскохозяйственным культурам, по работе посетил Серам и там походя записал множество подробных рассказов местных жителей об оранг-бати. Аборигены утверждали, что это человекоподобное существо ростом до полутора метров, с рыжей шкурой, черными крыльями и тонким хвостом, издающее заунывные вопли, которые ни с чем не спутаешь. Якобы в больших количествах оранг-бати обитают на потухших вулканах Серама, а по ночам летят из леса к берегу, и там крадут детей из Ураур и других прибрежных деревень.

      Что такое оранг-бати – гигантская летучая мышь, плод воображения примитивных местных жителей или что-то еще? Вот вам одна история, случившаяся во Вьетнаме во время войны.

      Эрл Моррисон был одним из трех солдат американской морской пехоты, которые стояли на посту возле города Танан в Южном Вьетнаме в один из летних вечеров 1969 года. Ничто не обещало необычного дежурства, когда вдруг они увидели ни на что не похожее существо, медленно летящее в их направлении. Существо это, к изумлению солдат, выглядело, как обнаженная женщина ростом около полутора метров с черной, покрытой шерстью шкурой и еще более темными крыльями. С тыльной стороны крыльев были видны вполне человеческие руки с локтями, ладонями, пальцами.

      Прежде чем скрыться из виду, неизвестное существо пролетело настолько близко к патрульным, что они услышали шуршание крыльев.

      Вроде бы обьяснение этого случая вполне тривиально – солдаты вполне могли принять в полумраке за загадочное существо какую-нибудь крупную птицу или летучую мышь, особенно если учесть стресс от пребывания в зоне военных действий. С другой стороны, если принимать во внимание рассказы об оранг-бати, то история выглядит несколько по-другому.

      Однако если в том, что касается поисков снежного человека и его «родственников», ученые и энтузиасты пока не сильно преуспели, то в розыске доисторических животных в последнее время наметился определенный прогресс…

      

     Криптозоология – сравнительно юная отрасль биологии, которая занимается поиском животных, существование которых достоверно не доказано, а также тех, которые официально считаются вымершими. В силу того, что большинство из этих ученых гоняются за снежным человеком, Лох-Несским чудовищем и прочими совершенно невероятными существами, серьезные биологи считают криптозоологов «тронутыми».

      Тем не менее, криптозоологам в ХХ веке удалось действительно обнаружить и описать несколько ранее неизвестных видов животных, таких, как карликовый центральноафриканский слон, белый носорог и «дракон» острова Комодо.

     

     Что же это за вид? Наиболее вероятной ученым кажется гипотеза, согласно которой гигантский йети и сасквач – гигантопитеки, огромные обезьяноподобные существа, жившие некогда в Центральной Азии и, согласно официальным данным, вымершие около 300 тыс. лет назад. Убедительных предположений о причинах их вымирания нет. Во времена, когда гигантопитеки существовали, Азия была соединена с Аляской полоской суши. Многие представители животного мира прошли по этой полоске на чужой континент, так почему гигантопитеки не могли этого сделать?

      А если они и в самом деле поселились в Америке и продолжают там жить до сего дня, счастливо избегая встреч с учеными, то это может объяснить происхождение бигфута.