…Музыка постепенно становится все более пронзительной. Ритм ускоряется. Человек в ярких одеждах совершает замысловатые телодвижения и низким голосом поет гимн царя драконов. В руках у него сверкают два коротких меча. 

      Вдруг танцор начинает биться в судорогах, выкрикивает какое-то заклинание – и падает без чувств. Зрители замирают… Два ассистента быстро помогают человеку переодеться. Звучит совсем другая музыка. Грозный воин чудесным образом превращается в юную фею. Она поет звонким фальцетом и изящно танцует с веером. У собравшихся начинает звенеть в ушах. Кажется, что какая-то тень промелькнула над феей. Один из зрителей закрывает глаза и двигается в такт мелодии…

      Так проходит церемония вьетнамского культа Тхо Мау в пагоде Фу Зяй неподалеку от Ханоя. Божества пантеона по очереди входят в медиума и… танцуют его телом, иначе не скажешь. И это вовсе не театр. Голос, характер движений и костюмы создают полную иллюзию, что в одном и том же человеческом теле действительно присутствуют совершенно разные существа!

     Избранники духов

      Как и многие представители традиционных культур, вьетнамцы не сомневаются в существовании мира духов. Не просто верят, а доподлинно знают – представители тонкого мира живут рядом с людьми. Сверхъестественные существа могут помогать или вредить человеку – влиять на судьбу, здоровье, урожай. А если, например, дух селится в доме, жильцам лучше его покинуть – иначе не избежать болезней и злоключений.

      Чтобы общаться с духами, нужно иметь особый дар. Причем вьетнамцы убеждены, что дается он сверхъестественными существами. Не каждый способен стать медиумом. Только те, у кого проявляются симптомы так называемой «шаманской» болезни, могут научиться этому нелегкому ремеслу. Когда европейцы впервые столкнулись с шаманскими культами, они квалифицировали состояние медиумов как… психическое расстройство. Кстати, еще не так давно в христианских странах Европы и России считалось, что расстройство психики – результат одержимости бесом. Разница, правда, в том, что европейский сумасшедший нуждается в лечении, а вьетнамский кандидат в медиумы с помощью специальных обрядов обретает контроль над своей психикой. Так во время обряда посвящения новичок знакомится с духами и учится с ними общаться.

      Во Вьетнаме медиумами становятся в основном женщины. Часто этот дар передается по наследству. Медиумов-мужчин меньше, но при этом считается, что они гораздо сильнее, лучше обучаются и даже могут учить сами. Способности реже покидают их (а бывает и такое!). Как правило, медиумы-мужчины – очень женственные артистичные люди, и нетрадиционная сексуальная ориентация в их среде не редкость. 

      Единственный культ, в котором роль мужчин-медиумов более выражена – это культ великого вьетнамского полководца Чан Хынг Дао. Как ни странно, именно дух Чан Хынг Дао и служители его культа помогают излечиться от женских болезней!

     Служение теням

      Если спросить вьетнамца, какую религию он исповедует, тот либо не поймет вопроса, либо ответит – «буддизм». Потому что буддизм – официальная религия Вьетнама. Но на самом деле вера жителей этой страны неотделима от их повседневной жизни; народная религия здесь очень органично сложилась из буддийских, даосских и конфуцианских традиций, замешанных на почитании предков и древних культах местных богов. Божества и духи обитают повсюду. И везде можно встретить алтари, на которых возжигают благовония, оставляют приношения в виде фруктов, мелких денег, сладостей. Например, в кухне каждого дома есть алтарь духа кухни. В гостиной – маленькое святилище духов предков. Под каким-нибудь странным старым деревом может быть алтарь духа дерева…

      Один из народных культов называется Тхо Мау. Его служители – медиумы – сделали общение с духами своей работой. Они способны договариваться с ними по самым разным вопросам, лечить болезни, предсказывать будущее, исправлять судьбу… Для этого медиум входит в ритуальный транс – хау бонг, что означает «служение теням». Такие сеансы проводятся регулярно в течение года, обычно накануне сезонных праздников и дней поклонения верховным божествам пантеона. 

      Для непривычного к таким вещам человека церемония воплощения – жутковатое зрелище. В медиума входят разные духи, и он настолько преображается, что невозможно поверить, будто это один и тот же человек. Для каждой сверхъестественной сущности требуется особый костюм, порою очень дорогой. Помимо самого платья, в костюм входят украшения, головной убор, цветовая косметика, обувь. Но не каждый шаман может позволить себе обзавестись полным комплектом костюмов, поэтому для самых бедных медиумов бывает достаточно… просто накрыть голову и лицо красным платком. Так он символически отделяет себя от окружающего мира и вступает в контакт с невидимыми силами.

      Значительная роль отводится ассистентам – они зажигают благовония, подают ритуальные принадлежности, переодевают шамана при смене духа, помогают в случаях, когда медиум теряет сознание при выходе божества и т.п. Не менее важны музыканты, которые играют на национальных инструментах (ситар, барабаны, там-тамы, флейта, цимбалы и проч.). Каждому божеству или сущности соответствуют свои музыкальные вибрации, помогающие призвать его. Бывает, что духи, привлеченные музыкой, входят не только в тело медиума, но и в зрителей, чья психика предрасположена к общению с тонким миром.

      Сначала происходит нисхождение божества. Медиум сидит, лицо его покрыто красным платком. Он держит в руках три горящих палочки с благовониями, а голова и тело совершают вращательные движения. Затем шаман начинает трястись и роняет палочки – это означает, что божество вошло в него. При этом пальцами медиум успевает показать аудитории, какое именно божество в него вселилось (количество пальцев соответствует номеру божества в пантеоне). Музыкант в это время исполняет соответствующий гимн. С этого момента для зрителей жрец уже не существует, они видят перед собой божество или духа собственной персоной. Ассистенты подают шаману жертвоприношения в виде табака и алкоголя; все это поддерживает медиума в состоянии экстаза. Далее происходит общение воплощенной сущности с верующими. Участники церемонии могут подходить поближе и обращаться к божеству с просьбами о предсказании судьбы, помощи в делах, излечении болезней. Оно отвечает фразами или знаками, иногда раздает присутствующим благословения – благовония, сигареты, маленькие зеркала, фрукты, деньги. Такие предметы хранятся потом на домашнем алтаре как амулеты от несчастий и злых духов. 

      После короткой тряски медиум выходит из транса и приступает к следующей инкарнации. Церемония может длиться от 2 до 7 часов. Выдержать такое нелегко. Случается, что кто-нибудь из зрителей впадает в транс и тоже входит в контакт с божествами.

      Как считает директор «Центра по поиску могил на расстоянии с помощью особых способностей», с духами можно общаться по-разному: «Существует три способа предоставлять себя сверхъестественным существам. Это как одалживать мотоцикл. Вы можете одолжить мотоцикл, а сами остаться дома, и тогда вы даже не знаете, куда на нем ездили; вы можете поехать вместе с тем, кому вы его даете, но сидеть сзади, тогда вы все видите, но никак не можете повлиять на происходящее; и, наконец, вы можете сами отвезти человека, куда вас попросят». Чаще всего практикуются второй и третий способы, т.е. во время сеанса медиум остается в сознании.

     Механика экстаза

      Что же происходит с шаманом в экстатическом трансе, и откуда у него берутся сверхчеловеческие возможности и знания? Опыт встреч с душами умерших или со сверхъестественными духовными сущностями относится к тем переживаниям, что расширяют сознание за пределы привычного нам мира.

      Техника одержимости шаманов Тхо Мау основана на состоянии ритуального транса, способного затрагивать не только самого медиума, но и зрителей. Это одна из разновидностей измененных состояний сознания, к которым относятся также сон, гипноз, обморок, истерия, раздвоение личности, наркотическое опьянение. Есть разные способы достичь транса. Вьетнамские жрецы входят в него, совмещая ритмическую стимуляцию с пением священных текстов, танцем, воскурением благовоний и приемом психоактивных веществ. 

      Ритуальный транс помогает исправить разнообразные психические и физические расстройства в организме человека. Основная задача шамана – предсказание будущего, защита от опасностей, встающих перед личностью или сообществом. Воздействуя на невидимых духов, он лечит людей и обеспечивает благополучие общины. При этом медиум как бы получает заряд энергии от участников ритуала – и отдает обратно, придав ей определенную форму, структуру, направленность. Он выступает посредником, связующим звеном в достижении гармонии между людьми и духами.

     Требуется медиум с опытом работы

      В современном Вьетнаме шаманская практика хау бонг востребована в самых разных сферах. 

      Здесь возникла новая религия Као Дай (Высший престол), совмещающая в себе черты даосизма, буддизма, католицизма и культа предков. Как и большинство новых религий, каодаизм претендует на знание окончательной, полной и единственно верной для нашего времени истины. Идеологи этого учения полагают, что до сих пор людям планеты не хватало согласия, поскольку религий много и человек неверно толкует волю богов. Третий Великий Путь Спасения предлагает верующим получать указания напрямую от Верховного существа, Создателя и вершителя судеб мира, который вкладывает в уста служителей-медиумов свою волю. Священный свод писаний каодаизма складывается из бесед служителей с душами великих людей, воплощенных в телах медиумов во время церемоний. Это могут быть великий китайский мыслитель Лао Цзы или Конфуций, Мао Цзэдун или Ленин, буддийские патриархи или Виктор Гюго. В этой религии канонизирован даже… Лев Толстой. И без профессионального медиума тут никак не обойтись. 

      Бывает, что медиумы помогают и в житейских вопросах. Например, если в семье сын переживает одну неудачу за другой, падает духом, становится на скользкий путь, то родственники срочно принимают меры. Они приглашают шаманку. Та приходит в дом и воплощает душу умершего деда. Дед грозно и авторитетно беседует с нерадивым отпрыском, дает ему советы, наставляет, и вот – парня как подменили! Он прилежно берется за брошенную учебу, начинает подрабатывать, слушает родителей… Помимо критических случаев родственники часто обращаются за помощью к предкам своего рода в таких ситуациях, как купля-продажа дома, замужество, рождение детей, спорные финансовые вопросы, неудачи и болезни, постигшие семью. 

      И всегда на помощь приходит медиум. Его действия в состоянии транса никого не пугают и не удивляют. Вьетнамцы спокойно относятся к тому, что рядом с привычным миром существует мир невидимых существ, с которыми надо уметь договариваться. И когда возникает необходимость в таком контакте, пусть этим занимается специалист. У каждого своя работа.

      Чаще всего в храмы культа Чан Хынг Дао ходят женщины, у которых рождались мертвые дети, а также матери болезненных детей или тех, кого преследуют привидения. Великий полководец лечит многие женские недуги, дарует плодовитость, освобождает от одержимости злыми духами. 

      Согласно легенде, самый свирепый из злых духов, поражающих женщин, – демон по прозванию Фам Нян, проводник-вьетнамец, который в XIII веке служил монгольским завоевателям. Чан Хынг Дао взял его в плен и обезглавил. Однако перед смертью Фам Нян выразил последнее желание – пообедать. Еду ему подали на скатерти, пропитанной менструальной кровью. Казненный, желая отомстить, сделался злым духом, и в память о последнем обеде самым распространенным его злодеянием стало нарушать регулярность месячных у вьетнамских женщин. Единственным, кто может помочь в таких ситуациях, оказался Чан Хынг Дао, к чьей помощи обычно и прибегают.

      Рассказывает молодая шаманка: «Я не сразу узнала, что мое призвание – служить духам. В раннем детстве я страдала лунатизмом, и моя мать все время молилась за меня и водила в пагоды на службы. В 16 лет я очень сильно заболела: часто теряла сознание и билась в конвульсиях. Тогда мать отвела меня к знахарю. Он трижды совершал обряды, но болезнь не прекращалась, тогда он сказал, что я должна стать медиумом. После совершения необходимой церемонии мне стало легче. Я начала посещать службы, посвященные святым Матерям Тхо Мау. Там в меня первый раз «вошел» дух. Это давно было. У меня уже много лет этот храм (имеется в виду домашний храм в пристройке к дому). Ко мне много людей ходит. Я недорого беру, это не мне – это духам. Мне только на рис и надо…»

      В Ханое, прямо в центре города, нередко можно увидеть заброшенные дома – крепкие двухэтажные особняки в прекрасном состоянии. Разве что некоторые стекла выбиты. В комнатах гуляет ветер, стены оплетены дикой лианой. Атмосфера там абсолютно особая – напряженная, необъяснимо тревожная. Хоть сейчас ставь камеру и снимай триллер. И актеров не придется искать. Надо только дождаться ночи, а потом не сойти с ума от страха. Жители Ханоя знают: в этих домах обитают злые духи. Но это предпочитают не обсуждать. Просто обходят такие дома стороной, а проезжая мимо на мотоцикле, увеличивают скорость. Хозяева подобных жилищ полностью отказываются от своего имущества. Вот такие чудеса – стоит в центре города ценная недвижимость и никто на нее не претендует. Смельчаки же, отважившиеся занять такой особняк, долго не живут. Болезни, несчастные случаи, убийства…

      Согласно легенде, первопредок вьетнамцев Хунг Выонг владел шаманскими приемами, благодаря чему сумел объединить под своей властью 15 племен и основать государство Ван Ланг. Даже буддийские монахи должны были уметь общаться с духами и лечить болезни, только тогда они получали признание и пользовались популярностью в народной среде. Вот почему даосизм, и особенно его шаманские практики, быстро и легко слился с древними магическими представлениями вьетнамцев, так что теперь они почти неразличимы.

      Самые впечатляющие научные открытия в изучении экстатических состояний связаны с гормоном эндорфином – природным опиатом человеческого мозга. Выработка и высвобождение этого вещества стимулируется традиционными методами введения в транс. Присутствие такого естественного эйфориата в человеческом теле заставляет по-новому воспринять высказывание Маркса о «религии как опиуме для народа».

      В социалистическую эпоху медиумы подвергались гонениям. Однако в 90-е годы их вдруг в буквальном смысле призвали на государственную службу. В Ханое появился «Центр по поиску могил на расстоянии с помощью особых способностей». Дело в том, что во время американской войны много вьетнамских солдат пропало без вести. Это великое горе для родственников: вьетнамцы верят, что ухаживать за могилой умершего – означает ухаживать за его душой. И если останки покоятся неведомо где – душа не находит себе покоя. Теперь эту проблему можно решить с помощью «Центра поиска могил». Медиум впадает в транс и голосом пропавшего солдата рассказывает, где он погиб. Родные едут в указанное место, опознают останки и перезахоранивают их со всеми полагающимися ритуалами рядом с могилами предков.