На рубеже XIX и XX веков братья Уилбур и Орвил Райт задумали и воплотили в жизнь идею пилотируемого летательного аппарата тяжелее воздуха. Им удалось это сделать, несмотря на то, что наука того времени отвергала саму возможность построения подобной машины. Про их изобретение инженеры шутят: «Они просто не знали, что он не может взлететь».

     В июле этого года компания SpaceX успешно подняла в воздух ракету-носитель вертикального взлета Grasshopper – «Кузнечик». Она провела в воздухе несколько секунд и осуществила успешную посадку на стартовую площадку. Прежде создание подобного космического аппарата представлялось покорителям космоса невозможным. Теперь это реальность – благодаря учредителю компании SpaceX Элону Маску.

     

     

Наверняка, спустя годы Элона Маска назовут одним из символов нашего времени. Быть может, он встанет в один ряд с Уилбуром и Орвилом Райтами или с отцом автомобильной промышленности Генри Фордом. Но пока его имя не очень широко известно. И это несмотря на то, что к 40 годам он успел стать отцом пятерых детей, попасть в список Forbes, изобрести электронные деньги, сделать бизнес на солнечной энергии, вдохнуть новую жизнь в электромобили, заключить контракт с NASA на частную доставку грузов к МКС и даже стать прообразом для всемирно известного супергероя. Иными словами, он уже смог заработать миллиарды на том, о чем мы еще только читаем в научно-фантастических книгах.

     Элон Маск родился в ЮАР в 1971 году. Там же он провел свое детство и отрочество, покинув отчий дом еще до наступления совершеннолетия, перебравшись в Канаду в 17 лет. При этом вряд ли можно предположить, что родители волновались за своего юного отпрыска. Скорее, они точно знали: их сын не пропадет. Среди немногочисленных фактов, известных о детстве Элона Маска, есть один весьма показательный. В 10 лет у мальчика появился собственный компьютер. Но вместо того чтобы убивать время, играя в видеоигры, он начал самостоятельно изучать программирование. А уже через два года… написал собственную компьютерную игру. Мало того, он продал ее за 500 долларов. По тем временам деньги неплохие, а для 12-летнего подростка вообще целое состояние. По всей видимости, черты ученого и бизнесмена плотно сплелись в Элоне Маске и проявились еще в детстве. К тому же его отъезд не был связан с желанием посмотреть мир. Юноша бежал от армии. Однако это были не лень или трусость. Юному Маску претила идея службы в вооруженных силах южноафриканского апартеида. Кто-то скажет – подростковый идеализм. Но именно благодаря идеалистическому взгляду на мир много лет спустя он начнет запускать ракеты в космос.

     В Канаде Элон Маск два года проучился в университете Квинс. Затем, в 1992 году, переехал в США, где поступил в Пенсильванский университет. Там за три года он получил степени в физике и экономике. Однако на этом не остановился и в 1995 году, сразу после выпуска из Пенсильванского университета, поступил в Стэнфорд. Пожалуй, с этого момента начинается самый интересный и продуктивный период в жизни будущего миллиардера и покорителя космоса.

     Год 1995. Заря развития Интернета. Именно в этот год Интернет становится действительно глобальной компьютерной сетью, хотя число его пользователей насчитывает всего 40–50 млн. человек. Всего за год до этого появились на свет первые интернет-магазины и интернет-газеты. Но самые главные повороты в судьбе всемирной паутины все еще маячили далеко впереди. Это было золотое время для науки и бизнеса. Копеечная идея могла сделать своего автора миллионером и навсегда поменять прежние представления о будущем компьютерных сетей и информационных технологий. Билл Гейтс, издавший в 1995 году свою книгу «Дорога в будущее», в 1996-м переписал ее чуть ли не полностью.

     Что же касается Элона Маска, то, проведя в Стэндфортсоком университете всего 2 дня, он бросил учебу и начал собственный бизнес. Годы спустя он сам расскажет, что тогда вдохновлялся уникальным для своего времени новатором Николой Тесла. А еще считал, что есть три основных направления, способных оказать наибольшее влияние на развитие человечества – Интернет, чистая энергия и космос. На них Маск и опирался, совершая резкий поворот в своей жизни.

     Покинув стены Сэнфорда, Элон вместе со своим братом Кимблом открыл компанию Zip2. Братья Маски принялись за разработку весьма специфического программного обеспечения – интернет-сервисов, обслуживающих работу новостных компаний. Всего над проектом трудились 6 человек. Первое время компания работала себе в убыток, да и условия труда были просто аховыми: у Zip2 не было денег даже для аренды нормального офиса, а доступ в Интернет они получили, нелегально подключившись к кабелю интернет-провайдера, располагавшегося этажом ниже. У самого Элона не всегда находились деньги на еду и аренду жилья, а по городу он перемещался исключительно пешком. Через много лет миллиардер Элон Маск со смущенной улыбкой на румяном лице будет рассказывать, что в те времена он был в наилучшей физической форме.

     Однако хорошая идея, пусть и не сразу, но всегда приносит хороший доход. Скоро у Zip2 появились клиенты. Не заставили себя ждать и желающие приобрести само предприятие. В 1995 году его вместе со всеми разработками купила компания Compaq за 307 млн. долларов наличными и еще 34 млн. в ценных бумагах. Программное обеспечение, созданное за это время командой Маска, стало частью поисковой системы AltaVista, на тот момент принадлежавшей Compaq.

     Март 1999-го. Получив деньги от продажи Zip2, Элон Маск тут же открыл новую компанию X.com, с помощью которой планировал реализовать весьма амбициозный проект – систему электронных платежей для пользователей Интернета. Стоит отметить, что эта идея сперва воспринималась весьма скептически. Еще остро стояла проблема безопасной передачи данных, да и виртуальность не до конца слилась с повседневной жизнью. Но время показало: скепсис был вызван, в основном, недоверием к электронным деньгам и недальновидностью самих скептиков. Ведь уже в начале двухтысячных электронная торговля активно наберет обороты: не по дням, а по часам будет развиваться аукцион eBay, а аналитики – в один голос предсказывать увеличение объема интернет-рынка. Еще немного – и главным сдерживающим фактором в развитии этого направления станет только проблема упрощения расчетов при покупках через Интернет.

     Год 2000. X.com слилась с компанией Confinity, учрежденной советским эмигрантом Максом Левчиным и американцами Питером Тилем, Люком Ноусеком, Кеном Хауэри и Джоном Пауэрсом. В результате родилась компания PayPal. К слову, на момент слияния офисы обеих организаций располагались на одной и той же улице в Пало-Альто – в городке, вокруг которого сформировалась калифорнийская Силиконовая долина.

     Назло всем скептикам дела компании пошли неплохо, принеся своим создателям неплохие деньги. В результате в 2001 году Маск сделал первый шаг к своей главной мечте – освоению космоса. Правда, пока в виде меценатства. Он создал фонд своего имени и начал выдавать гранты на развитие проектов в областях чистой энергии, освоения космоса и медицины. По сей день фонд под его руководством финансирует образование и науку в развивающихся странах.

     

     Элон Маск стал одним из прообразов супергероя Тони Старка Железного Человека – центрального персонажа одноименной серии комиксов и фильмов, выпущенных компанией Marvell. В этом признался режиссер серии картин Талуле Райли. Тони Старк – владелец крупнейшей технологической компании, гениальный инженер, меценат и филантроп, любимец публики, женщин и репортеров, хотя при этом не лишен доли эгоизма и самолюбования. А в свободное от всех перечисленных занятий время он иногда спасает мир от гибели. Элон Маск тоже любит красивую жизнь, дорогие автомобили и общество прекрасных дам, лично принимает участие в инженерных и конструкторских работах в своих компаниях. В фильме «Железный Человек 2» Элон Маск появляется в эпизодической роли самого себя. В эпизоде Старк и Маск встречаются на VIP-вечеринке как хорошие приятели.

     

Год 2002. Компания PayPal начала работать в полную силу и стала основным инструментом электронных платежей во всем мире. На волне успеха она выпустила акции в продажу. После выставления акций PayPal на бирже их цена моментально взлетела на 54% и постепенно продолжала расти. Спустя 8 месяцев крупнейший интернет-аукцион eBay купил систему электронных платежей за 1,5 млрд. долларов. Опцион Элона Маска на тот момент составлял 11,7%, делая его крупнейшим акционером.

     После продажи акций своего детища Элон Маск попрощался с Интернетом и отправился покорять космос. Остальные соучредители компании разбрелись по миру высоких технологий, и их имена еще не раз всплывали в контексте громких и успешных проектов. С какого-то момента появился даже термин «пэйпаловская мафия».

     

Мафия PayPal.

     Создатели PayPal после продажи компании не исчезли ни из бизнеса, ни из мира высоких технологий. Со временем все они проявились в весьма прибыльных проектах и значительно умножили свои состояния.

     Элон Маск создал SpaceX – первую частную компанию, успешно покоряющую космос. Кроме того, он выступал соучредителем SolarCity и TeslaMotors и инвестировал в десятки других проектов.

     Питер Тиль впоследствии стал соучредителем и инвестором Facebook, SpaseX, slide.com, Yammer, Yelp и еще не одного десятка успешных начинаний. Его называют «доном мафии».

     Выходец из Советского Союза Макс Левчин основал компанию IronPort, успешно продал ее Cisco Systems, а на вырученные деньги основал slide.com.

     Стив Чен, Джавед Карим и Чад Харли создали YouTube, который впоследствии выкупила компания Google. Сегодня это самый популярный видеохостинг в мире.

     Рейд Хоффман основал LinkedIn и вложил свой капитал во Friendster, Zynga, IronPort, Flickr, Digg и еще более полусотни успешных проектов.

     Ишань Вонг – занимал высокую должность в компании Facebook.

     А ведь это далеко не все члены «мафиозного картеля PayPal»…

     

SpaceX стала далеко не первой частной компанией в сфере «коммерческого космоса» – однако сегодня мы можем уверенно утверждать: она оказалось самой успешной. Возможно, потому, что к ее созданию Маска подтолкнула мечта. Ведь успешный инженер и бизнесмен давно хотел отправить людей на Марс. Сам он рассказывал, что незадолго до продажи своих акций PayPal зашел на сайт NASA с целью узнать, когда же аэрокосмическое агентство планирует запустить пилотируемую миссию к Красной планете. Однако графика полетов не было. Сперва он даже подумал, что не там ищет. Но позже оказалось, что таких планов просто не существует. До недавнего времени борьбу за космос вели только сверхдержавы или объединения нескольких достаточно развитых государств. А в этих условиях нет места мечте. Только холодный расчет и прагматизм. «Космическая лихорадка» угасла в 70-х годах ХХ века, и все планы по расселению людей по Солнечной системе были свернуты. В 90-е годы в США еще предпринимались попытки возродить марсианскую программу. Однако они заглохли, когда Конгресс увидел стоимость проекта. Решение выбросить 500 млрд. долларов в космос, когда проблем хватает и на Земле, скорее всего, означало бы политическую смерть для тех, кто принял бы его.

     Идеалист Элон не смог с этим смириться. Его первой мыслью было разбудить уснувший интерес к покорению космоса. Так родился проект «Марсианский оазис». Идея его заключалась в создании небольшой теплицы на поверхности Красной планеты. В ней на специальном геле, разлитом прямо на марсианский грунт, должна была зацвести клумба. Каждый день земляне могли бы получать подтверждения наличия жизни на Марсе в виде фотографий этого маленького садика.

     Цель была поставлена. Дальше последовали расчеты. Тут все было уже не так радужно. Оказалось, что для реализации этой идеи с помощью существующих космических технологий Элону Маску придется израсходовать все свои сбережения. При этом успех миссии не был гарантирован. А на непредвиденные расходы пришлось бы искать финансирование на стороне. Начались поиски альтернативных решений. Маск признавался, что для этого проекта даже рассматривал возможность приобретения межконтинентальных баллистических ракет в России. Иными словами, на тот момент не существовало готового способа разбить на Марсе сад, пусть и совсем маленький.

     Возможно, кто-то другой махнул бы рукой и вложил деньги во что-нибудь менее фантастическое. Но не Элон Маск. Он собрал команду подкованных энтузиастов – и уже вместе они занялись изучением проблемы. Задавшись вопросом, почему за десятилетия покорения космоса так и не удалось достичь уровня технологий для дальних перелетов, они пришли к главному выводу: аэрокосмическая наука замерла на уровне 70-х годов прошлого века. Существующие технологии, которые применяются в проектировании, а главное в производстве космических модулей, крайне дороги и при этом малоэффективны. Более того, современные покорители космоса до ужаса боятся всего нового и в принципе не приемлют риска. Из-за этого страха ведущие игроки до сих пор живут на технологиях 70–80-х годов. С одной стороны, это можно понять: старый конь борозды не испортит. Но с другой – он ведь и глубже не вспашет.

     Так в проекте «Марсианский оазис» определился первый этап – построить дешевый космический корабль. Всего-то! Справедливости ради стоит отметить, что решение этой задачи не только приближало Элона Маска к реализации мечты, но и сулило немалые дивиденды. Замершая в своем развитии аэрокосмическая промышленность нуждалась в новых идеях.

     

     Среди инженеров-конструкторов гуляет анекдот о том, что габариты американского Space Shuttle выведены из ширины крупа римской лошади. Логическая цепочка проста и с трудом поддается критике. 

     Конструкторы Шаттла были весьма дальновидными ребятами и при проектировании боковых ускорителей аппарата учли возможные проблемы транспортировки. Предполагалось, что с завода, расположенного в штате Юта, ускорители будут доставляться к месту запуска Space Shuttle через железнодорожный туннель на платформах. Ширина туннеля слегка превышает стандартную ширину железнодорожного полотна. Стандартная ширина железнодорожного полотна в США 4 фута 8,5 дюймов (1,4351 м). Первые железные дороги в Америке прокладывали англичане, взяв за образец те, что уже существовали на их родине в Великобритании. Первые железные дороги на Туманном Альбионе появились благодаря строителям, которые прежде прокладывали в английских городах трамвайные пути. Трамвайные вагоны в те времена перемещались на конной тяге. Их кузов был, по сути, усовершенствованной конной повозкой. Ширина оси повозки в те времена имела стандартный размер, поскольку там, где дорога не была вымощена, проехать можно было только по пробитой колее. Первые дороги были проложены в Британии римскими завоевателями, для продвижения обозов и боевых колесниц, которые и пробили эти колеи. Обозы и боевые колесницы собирались в метрополии для нужд армии и имели стандартный размер оси. Ширина оси должна была быть достаточной для упряжки из двух лошадей. Таким образом, габариты боковых ускорителей многоразового транспортного космического корабля Space Shuttle выводятся из средних размеров крупа римской лошади.

     Вот такие они, современные аэрокосмические технологии…

     

Группа ученых под руководством Маска столкнулась с тем, что если аэрокосмические технологии замерли в 70-х, то теоретическая база для этих технологий остановилась в развитии, вероятно, в эпоху позднего Средневековья. Конструкции летательных аппаратов сложны и дороги в производстве. А значит, чтобы решить поставленные задачи, нужно отказаться от привычных решений и найти новые. Уже к 2005 году SpaceX была готова к выводу на орбиту первого спутника. Контракт на проведение этих работ был заключен Центром ракетно-космических систем ВВС США. И, несмотря на то, что первая попытка закончилась неудачей, исследования были продолжены. Амбициозный проект привлек клиентов и инвесторов – заинтересованность высказало даже NASA. Уже в 2006 году было объявлено, что Американское аэрокосмическое агентство отдало SpaceX победу в конкурсе на доставку грузов к МКС с возможностью выбора экипажа.

     14 июля 2009 года с помощью ракеты Falcon 1 на орбиту был выведен малазийский коммерческий спутник. Фактически, этот полет ракеты-носителя на жидком топливе с выполнением задачи без сучка и задоринки стал первым, проведенным частной компанией на собственном оборудовании.

     Важный момент: разработку своих аэрокосмических технологий Элон Маск и компания начали практически с нуля. Для успеха всего проекта нужно было отказаться от устоявшихся научных стереотипов и подходов. Судя по всему, команда прекрасно справилась с этой задачей. Правда, все ноу-хау SpaceX остаются тайной за семью печатями. Большую часть своих изобретений компания даже не патентует. По мнению Маска, подача документов на патент – лучший способ «слить» технологии конкурентам. Хотя иногда он дает возможность заглянуть в закулисье покорения космоса. К примеру, в одном из интервью он рассказал, что для создания фюзеляжа летательных аппаратов специалисты SpaceX используют технологию ротационной сварки. Вместо того чтобы сверлить отверстия в обшивке корпуса космического корабля для установки ребер жесткости, ее подвергают специальной обработке. В результате получается более прочная и легкая конструкция без плавления и отверстий. По убеждению Маска, этой технологией пока не владеет больше никто на Земле.

     Параллельно с освоением космоса Маск покоряет и другие научные вершины. Не отвлекаясь от космической программы, он стал соучредителем нескольких не менее инновационных компаний. Кроме того, очевидно, что инновационные разработки Маска в разных областях помогают друг другу – и наука движется вперед.

     В 2006 году вместе со своими двоюродными братьями Линдоном и Питером Райвами Элон Маск создал компанию SolarCity. Предприятие ставило перед собой цель разработать и внедрить технологии получения возобновляемой энергии. Несмотря на то, что им пророчили провал и полное отсутствие спроса, компания выпустила серию установок для получения солнечной энергии и заработала на ее продажах немалую прибыль. Сегодня SolarCity производит установки для использования в домашних и промышленных условиях, системы для зарядки электромобилей и другую продукцию. А для большей ее популяризации компания предлагает своим клиентам «Солнечный лизинг» – возможность взять установку в рассрочку. При этом платежи по этому кредиту будут меньше, чем счета за электроэнергию. Еще один интересный факт. Штаб-квартира интернет-аукциона eBay питается от солнечной крыши, которая состоит более чем из 3 тыс. солнечных панелей. Установка создана компанией SolarCity.

     Tesla Motors, соучредителем которой стал Элон Маск, вдохнула новую жизнь в мечту об электромобилях. Прежде камнем преткновения для инженеров и конструкторов были аккумуляторы. Разработчикам не удавалось создать достаточно емкую и легкую батарею, пригодную для использования в электромобилях. Существующие сегодня в линейках Tesla Motors модели стоят от 30 тыс. долларов и ничем не уступают своим бензиновым собратьям. При этом они очень экономичны и не вредят экологии. Примечательно, что среди инвесторов и соучредителей Tesla Motors также числятся создатель eBay Джефри Скол и «отцы» Google Inc. Лари Пейдж и Сергей Брин.

     Из Минска на Камчатку за 6 часов наземным транспортом – это реально. По крайней мере, так считает Элон Маск, презентовавший в августе 2013 года новый проект транспортной системы Hyperloop. Точных данных о том, что она собой представляет, SpaceX пока не дает. Однако, по слухам, Hyperloop – это огромная труба, по которой перемещается капсула с пассажирами. Полезный вес, перевозимый каждой капсулой, составит чуть больше 400 кг (примерно 6 человек с багажом). При этом ее средняя скорость будет составлять 956 км/ч. Эта новость уже всколыхнула транспортников. Действующим рекордсменом по скорости сегодня является поезд-пуля, собранный японцами. Он способен развить скорость до 580 км/ч. Разогнаться еще больше очень сложно. Практически непреодолимым препятствием является сопротивление воздуха. Оно не только тормозит поезд и колоссально повышает расход энергии – на таких скоростях любой предмет производит звук, сравнимый с ревом самолета. Элон Маск обещает решить все эти проблемы. Как – пока остается тайной. Инженеры и теоретики высказывают версии, а Маск играет с ними в «горячо-холодно», иронично комментируя их попытки угадать принцип новой технологии. Существует даже версия, что Hyperloop станет объединением технологий, разработанных в TeslaMotors и SolarCity. Надо заметить, что с такими скоростями тут наверняка не обошлось без ноу-хау SpaceX. 

     Чуть более чем за 10 лет своего существования компания SpaceX под руководством Элона Маска разработала абсолютно уникальные, не имеющие аналогов технологии, удешевила и упростила покорение космоса, провела десятки успешных испытаний новейших космических кораблей и начала заключать выгодные контракты на доставку грузов на околоземную орбиту. Космический флот SpaceX состоит из ракет-носителей класса Falcon, транспортных кораблей класса Dragon, ракет-носителей вертикального взлета класса Grasshopper и других, еще не введенных в строй аппаратов. С таким коротким прыжком от мечты к реальности просто поверить, что с легкой руки Элона Маска уже совсем скоро и на Марсе будут яблони цвести.