Они верят, что дух-привратник Неи-Карамакуна, охраняющий вход в рай, привечает только красивых людей. И поэтому на протяжении всей жизни, не жалея сил, разукрашивают тела фантастическими рисунками. 

     В свободное от этого занятия время они плавают на каноэ, выращивают таро и строят хижины. Так, как это делали их предки много веков назад…

Кирибати – единственная в мире страна, расположенная сразу в Южном, Северном, Западном и Восточном полушариях

     

     Россыпь маленьких атоллов в самом сердце Тихого океана занимает площадь в два Минска, а население и ста тысяч не насчитает. Но как только начинаешь искать их на карте, становится понятно, что это непростые острова. Начнем с того, что Кирибати – и не Кирибати вовсе, а острова Гилберта. Кстати, так их назвал… русский. Адмирал Крузенштерн нанес эти территории на карту в 1788 году. Но он не был первооткрывателем островов. Европейские поселенцы оказались здесь почти на полвека раньше, а в 1892 году архипелаг стал британским протекторатом. Англичане сначала «освоили» острова Гилберта и острова Эллис, затем, в 1919 году, – остров Рождества, и наконец, в 1937-м, – архипелаг Феникс. Тогда-то об атоллах и заговорили как о целостной стране. 

      На местном языке «острова Гилберта» звучали как «кирибас» и записывались Kiribati. Немудрено, что и каждый из входящих в архипелаг атоллов тоже имеет по два названия – на языке кирибати и на английском. 33 атолла объединены в 4 группы – собственно острова Гилберта, давшие название всей стране, почти необитаемые архипелаги Феникс и Лайн, а также отдельно стоящий остров Банаба (он же Ошен). Столицей выбрана Южная Тарава, занимающая большую часть одноименного атолла. 

      Кирибатцы живут почти так же, как встарь жили их предки. Они строят хижины, выращивают ямс и таро, разводят скот, ловят рыбу и очень трепетно относятся к своей культуре. И «тлетворное влияние Запада» в Кирибати чувствуется меньше, чем где бы то ни было.

После Второй мировой войны английские колониальные власти решили преобразовать систему управления и фактически сами создали из разрозненных клочков суши настоящее государство. В 1963 году с их легкой руки здесь появились Исполнительный и Консультативный советы, впоследствии преобразованные в Правительственный совет и Палату представителей. В 1971 году острова уже стали самоуправляемой единицей под руководством сначала присланного из Лондона генерал-губернатора, а позже – и своего, избранного. Однако единым пространством архипелаг пробыл недолго. В 1975 году острова Эллис и острова Гилберта разделились на две отдельные колонии. Первые получили независимость в 1978 году и сегодня обозначены на карте как Тувалу, а острова Гилберта – через год, 12 июля 1979-го.

     

      Здесь сравнительно недавно появились мобильная связь и Интернет. Островитяне имеют во всемирной паутине даже свой домен «.ki», но сайты с таким именем можно пересчитать по пальцам. Телевидение также возникло на островах недавно. До этого момента местные жители довольствовались радиостанцией и изредка покупали местные газеты, а власти приходилось буквально «идти в народ», чтобы донести до своих граждан очередное законодательное нововведение. К счастью, последних в Кирибати много не бывает, а главным политическим событием на островах являются проходящие раз в 4 года выборы президента. 

      Однако не стоит думать, будто кирибатцев не волнует их будущее. Между прочим, в этой стране действуют аж 4 политические партии. Правда, партиями в общепринятом смысле слова назвать их сложно. Скорее, это фракции-группировки, как правило, немногочисленные, у которых нет ни штаб-квартир, ни штатных сотрудников. 

      Пропагандистские материалы делаются «на коленке» и распространяются добровольными помощниками. Но и такая доморощенная политика приносит свои плоды. Так, лидер движения Манеабан Те Маури («Защитить собрание») Тебуреро Тиито на протяжении 9 лет избирался президентом. И только в 2003 году уступил свой пост Аноте Тонг, представляющему оппозиционную Боутокаан Те Коауа («Столпы истины»). Во власти Кирибати представлены еще две, менее удачливые партии – Национально-прогрессивная и «Маурин Кирибати пати».

      Из числа депутатов президент назначает 12 министров, причем в правительство могут войти не только члены победившей партии, но и оппозиция. Все равно по истечении депутатского срока им придется оставить свои посты. Другое дело – «должность» в Совете острова. У каждого из 21 обитаемого атолла есть свой орган самоуправления, который решает любые островные вопросы.

 Из-за смещения линии перемены дат атолл Каролайн (архипелаг Лайн) стал самой восточной точкой двенадцатого часового пояса, и теперь его жители первыми на Планете встречают наступление Нового года

     

      А все потому, что исключительное свободолюбие породило удивительную систему взаимоотношений. На островах никогда не было вождей-царьков. Только сама община выбирала тех, кому доверяла принятие важных решений. А могла и передумать… 

      И сегодня в президентско-парламентской республике Кирибати нет единого политического центра. Кто здесь властвует – сказать сложно. Тем более что главного управленческого рычага – армии – в Кирибати попросту не существует. Покой страны охраняют австралийские и новозеландские войска, а за порядком следит местная полиция. Пусть и немногочисленная, но добросовестно выполняющая свои обязанности. Есть, правда, сферы, разобраться в которых не по силам даже ей. Например, движение на дорогах. Представление о правилах дорожного движения у местного населения весьма приблизительное, а от кровавых ДТП спасают только плохие дороги да низкая скорость.

      И это – далеко не все проблемы островов. Так, даже сегодня, в XXI веке большинству жителей Кирибати доступно лишь начальное образование. Средних школ немного, но есть целых два местных ПТУ – Технологический институт и Морская школа. Особо жадной до знаний молодежи приходится ехать за дипломом в соседние Австралию и Новую Зеландию. Как правило, большинство выпускников вузов так и не возвращается на родину. Но о «целевых направлениях» правительство Кирибати и не заботится. Главное, чтобы его граждане хорошо устроились и, следуя традиции, материально поддерживали оставшихся на родине родственников. Сложно поверить, но основу экономики Кирибати составляют… денежные переводы из-за рубежа.

      Национальный девиз «Здоровье, мир и процветание» звучит как программа-максимум, которую страна пытается выполнить уже 30 лет, со времен обретения независимости. И если по части мира Кирибати можно позавидовать, то назвать нацию здоровой и процветающей можно лишь с известной натяжкой.

      Доходы на душу населения не превышают 800 долларов в год. Дефицит бюджета здесь ужасающий. Жители островов ведут практически натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым. Тем не менее, Кирибати все-таки ведет международную торговлю, снабжая соседей (в основном Японию и Австралию) вырабатываемой из кокосового ореха копрой, а также рыбой и морепродуктами (в том числе акулами и осьминогами).

 Острова Феникс в Республике Кирибати c 28 января 2008 года являются крупнейшим в мире морским заповедником (площадь составляет 410 500 кв. км)

     

      Сами же острова кормит сельское хозяйство, благо, среднегодовая температура здесь 26–32 градуса и можно снимать по 3–4 урожая в год. Да, еще на отопление тратиться не надо, а охладиться можно в тени пальм или гигантских кустарников. Флора на островах богатейшая. Еще бы – любые привезенные сюда семена мгновенно прорастают. Так что в густых зарослях встречается даже европейская береза, если у нее, конечно, хватит сил для конкуренции с несколькими тысячами других растительных видов. А вот на наземную фауну природа Кирибати поскупилась. До недавнего времени единственным млекопитающим на островах была… обыкновенная крыса, да и ту завезли в трюмах кораблей путешественники-европейцы. 

      Но в водах островов водится несчетное количество обитателей, среди которых есть и такие удивительные создания, как тридакны, голотурии и пальмовые воры. Здесь можно выловить огромных омаров, а в раковинах моллюсков найти великолепные жемчужины. Но все это морское изобилие таит в себе немалую опасность. Например, мясо барракуд, которое местные жители почитают деликатесом, приезжему человеку пробовать не рекомендуется. Но страдают от даров моря не только неопытные туристы, падкие на экзотику. Травятся ими и местные жители. Во всяком случае, наряду с серьезными инфекционными заболеваниями, СПИДом, раком и инфарктами, медики называют кишечные расстройства одной из самых больших проблем Кирибати. А пока выписывают жителям все новые и новые медикаменты и призывают туристов питаться только тщательно прожаренными и проваренными продуктами. При этом самыми распространенными причинами смертности на островах считаются сердечно-сосудистые заболевания и болезни печени. Второе – исключительно «благодаря» влиянию западной культуры. Гамбургеры, обилие жареного и искусственные напитки удручающе сказались на здоровье местных жителей. 

      Есть еще одна беда – на островах почти нет пресной Есть еще одна беда – на островах почти нет пресной воды. Рек не существует в принципе, а грунтовые воды проходят очень глубоко. На протяжении веков местные жители собирали росу с пальмовых листьев да ждали дождей. Благо, почти полгода на островах – влажный сезон. Сегодня в Кирибати уже вовсю работают опреснительные установки, построенные, между прочим, за «спонсорские» деньги. А все благодаря искусно проводимой внешней политике.

      Так, после долгих переговоров Кирибати отказалась от всяких связей с КНР, за что получила от Тайваня разовую помощь в 8 млн. долларов. Неплохо, да только от Китая до этого момента Кирибати получала по 2 млн. ежегодно. Произведя в уме несложное математическое действие, президент Аноте Тонг поспешил успокоить своих граждан заявлением о том, что дружба с Тайванем со временем окупится. Да население не слишком-то и волновалось… Ведь есть «железное» соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом. С 2003 года Великобритания шлет сюда деньги на развитие сферы образования, Франция – медицины, а все остальные поднимают энергетику небольшого Кирибати. Кроме того, существуют еще Австралия, Новая Зеландия и Япония, которые на протяжении уже десятков лет стабильно «подкармливают» маленькое государство.

В состав Республики Кирибати входит крупнейший (388,39 кв. км) атолл мира – остров Рождества

     

 Береги землю и голову…

       …Внушают кирибатские матери детям. Это, и вправду, самые ценные для островитянина понятия. Голова неприкосновенна, в ней живет душа. Поэтому ни гладить по ней, ни бить нельзя. Но кирибатцы – люди спокойные, и до драк дело доходит редко. Вообще вести себя непочтительно, дебоширить и ругаться в Кирибати не принято. Вежливость – норма жизни. Все конфликты обычно улаживаются мирным путем и взаимным обменом подарками. 

      При этом кирибатцев нельзя назвать стяжателями. Имущества у каждого минимум, да и тем они готовы поделиться. Но земля – поистине священна. Ее нельзя продавать, обменивать и дарить. Разве что уж очень близким. Например, приемным детям. Традиция усыновления – еще одна отличительная особенность местной культуры. Родители передают своих чад на воспитание в другую семью, а сами, в свою очередь, усыновляют или удочеряют другого ребенка. Считается, что так укрепляются связи между кланами, да и подрастающему поколению полезно с младых ногтей учиться самостоятельности. Приемные дети имеют те же права, что и родные. Они наследуют земельный участок, принадлежащий родителям, и обязаны заботиться о них в старости. Но поступить иначе никому и в голову не придет – в патриархальном обществе Кирибати отродясь не было одиноких стариков. Более того, пожилые люди являются самыми уважаемыми членами общины. 

      Каждая «каинга» (деревня) именно старейшего из «уту» (клана) избирает своим руководителем или «унимане». Совет таких старейшин фактически и управляет всей жизнью общины – они и суд, и домоуправление, и служба психологической помощи. 

      Заседает совет в специально отведенной хижине – молитвенном доме «мванеаба». На вид это – четыре столба, соединенные циновками, и соломенная крыша, но на самом деле «мванеаба» строят с соблюдением сложных ритуалов. Вход в молитвенный дом охраняет «военное каноэ» племени. На боевом счету такого судна – в лучшем случае несколько метров вдоль берега от местной «верфи» до «мванеабы», но для островитян оно является предметом гордости и символом рода. 

      Как, кстати, и местные красавицы. Сами кирибатцы говорят, что лучших женщин в мире нет. И это правда. К представительницам слабого пола (и своим, и чужим) на островах относятся очень внимательно. В том смысле, что оказывают даже слишком много внимания. Возможно, поэтому появляться в купальниках и очень открытой одежде где-то помимо пляжа не рекомендуется, а загорать топлесс вообще запрещено законом. Да и одинокая женщина в Кирибати – нонсенс и ошибка судьбы, которую местные мужчины тут же постараются исправить.

      Еще совсем недавно величайшей удачей для кирибатской женщины было… просто выйти замуж. Во-первых, тяжелым трудом никто не заставит заниматься, разве что по хозяйству слегка помочь. Во-вторых, почет и уважение обеспечены. Равно как и зависть менее удачливых подруг, поскольку незамужняя женщина на островах воспринималась как обуза и обидно называлась «никиранроро» («отходы»). И хотя сегодня девушки все больше и больше ориентированы на получение хорошего образования и работы за рубежом, национальных традиций никто не отменял. Да и «ученая» жена выше ценится. 

      Здесь очень просто заключить брак, а еще проще – его расторгнуть. Как ни протестовала церковь, но освобождением от семейных уз занимаются, как и встарь, старейшины клана. Браки тоже, как правило, устраивают «унимане» или их жены – «большие мамы» всего поселения. Кирибатцы верят, что такие «свахи» куда умнее самой молодежи. И взаимный романтический интерес учтут, и в сундуки с приданым не забудут заглянуть.

  Согласно статистике, самые распространенные заболевания в республике —диарея и болезни органов дыхания

     

 

      Ничего себе, все – людям…

     

 Но не стоит думать, будто кирибатцы – дети природы и с утра до вечера предаются безделью. Ничего подобного, просто у них свой график, темп и стиль работы. И работу они тоже выбирают сами. Всякое принуждение чуждо свободолюбивому духу кирибатца. Но ленивыми их назвать язык не поворачивается. Для местных жителей в порядке вещей «отмахать» по океану на каноэ до 1000 км или сутками трудиться на поле. Вот только подгонять их не нужно. Возможно, поэтому и самолеты здесь летают не совсем по расписанию…

      К чаевым в Кирибати не привыкли. С какой это стати иностранцам вздумалось дарить нам деньги – задаются вопросом официанты и выдают гостю «адекватный» ответ в виде импровизированного представления в народном духе. Даже если отобедавший посетитель до этого момента куда-то спешил, после столь теплого приема ему волей-неволей придется задержаться. Опытные туристы советуют перед поездкой на острова запастись маленькими сувенирчиками и именно ими выражать свое восхищение качеством обслуживания. 

      А «отдариваться» захочется часто. Хлебосольные кирибатские поварихи до отвала накормят любого гостя очень вкусными местными угощениями из свинины, птицы и даров моря. Гарниром для этих деликатесов служат многочисленные варианты блюд из плодов пандануса и кокоса. Первый тушат, жарят, варят и заготавливают впрок. Натертый в мелкую стружку панданус называют «те-кабубу» и используют для приготовления салатов, напитков и даже десертов. Причем замешанную на кокосовом молоке сладость «те-корокоро» хранят чуть ли не по полгода и подают по праздникам. По тем же торжественным случаям можно попробовать и местный напиток из сока кокосовой пальмы – «каокиоки». Миссионеры называли его «пуншем», но ничего общего с привычным напитком местный «коктейль» не имеет.

      Пьют его строго по правилам, в несколько этапов. И только сделав последний глоток, демонстрируют кирибатский жест удовлетворения «те-тарараке» – открыв рот и запрокинув назад голову, несколько секунд глядят в небо. Считается, что эта традиция пришла на острова еще 2,5 тыс. лет назад, когда архипелаг только начал заселяться. 

      В присутствии здесь людей в столь древние времена сомневаться не приходится – археологические экспедиции не раз находили тому доказательства. Тем удивительнее оказался тот факт, что вторгшиеся на острова в IV веке воинственные тонганцы и фиджийцы… вообще никого на них не обнаружили. То ли цунами начисто смыло предыдущую цивилизацию, то ли люди добровольно покинули архипелаг, но соседям пришлось осваивать все «с нуля». Немалую помощь им оказали и европейские мореплаватели, с XVI века регулярно посещавшие острова архипелага. Причем последние настолько преуспели в «просвещении аборигенов», что прибывшие в XIX веке первые миссионеры только за голову хватались – падение нравов, по их мнению, на атоллах достигло своей наивысшей точки. Зато население было практически однородным – ввиду редкого притока «свежей крови» на островах практиковались близкородственные браки и аборигены не случайно казались все на одно лицо. 

      Хотя сегодня абсолютное большинство населения считает себя христианами, их жизнь невозможно представить без соблюдения языческих обрядов. К ворожеям идут за помощью, без их совета не начинают никаких важных дел и не совершают крупных покупок. К роженице в первую очередь зовут колдуна или колдунью, а потом уже – повивальную бабку. Например, колдун может посоветовать, какой рисунок выбрать в качестве татуировки. А ведь для кирибатцев это не дань моде. По местным поверьям, красивая татуировка способна обеспечить пропуск в рай. Местные жители верят, что яркий рисунок привлечет внимание духа-привратника Неи-Карамакуна. Вот и стараются «отметиться» наилучшим образом, чтобы потом не затеряться в райских кущах…

     

      США и Великобритания использовали атоллы Молден и Киритимати для испытания атомного оружия и водородной бомбы