ОХОТА НА ОЛИГАРХОВ. НЕМЕЦКИХ

Полиция Германии ловко использовала одного мелкого жулика против сотен крупных

            14 февраля правительство Германии перешло в решительное наступление на коммерсантов, уклоняющихся от уплаты налогов.

            Первой жертвой стал Клаус Цумвинкель – глава германского почтового концерна «Deutsche Post» и председатель наблюдательного совета «Deutsche Telecom». У него дома и в штаб-квартире в Бонне прошли обыски. Одного из самых известных топ-менеджеров Германии (он руководил концерном более 18 лет) обвинили в неуплате налогов на сумму 1 млн. евро, мошенничестве и незаконном переводе средств в лихтенштейнский банк LGT.

            15 февраля высокопоставленный фигурант подал в отставку со всех постов. В тот же день это прошение было принято правительством (в обеих компаниях самые крупные пакеты акций контролируются именно подчиненными Ангелы Меркель).

            Но, как оказалось, одним Цумвинкелем полиция ограничиваться не намерена. «Deutsche Welle» сообщала, что в списках служителей правопорядка значится еще несколько сотен (!) фамилий крупных фигур из мира бизнеса, политики, искусства.

            По сведениям влиятельной газеты «Handelsblatt», в одной только прокуратуре Бохума (она ведет дело бывшего главы «Deutsche Post») «лежат десятки дел о неуплате налогов». И все в связи с банком LGT…

            Позднее в правительственных комментариях прозвучала конкретная цифра – 750 человек.

            Целую неделю сыщики работали не покладая рук. Утверждается, что ежедневно проводилось по 20–25 рейдов против нерадивых налогоплательщиков. Одновременно всех, до кого еще не дошла очередь, призывали «покаяться» и добровольно явиться в налоговую службу. В этом случае провинившемуся грозил лишь крупный штраф (господину Цумвинкелю, например, насчитали 4 млн. евро), но зато он гарантированно избавлялся от попадания в тюремную камеру.

            Срок заключения за уклонение от налогов по немецким законам может составлять до 10 лет, а потому многие из подозреваемых сочли за благо сдаться – в некоторых фининспекциях выстроились целые очереди «кающихся». Но большинство все же решили отсидеться, в надежде, что бурю пронесет мимо.

            Ставки в игре высоки как никогда. По подсчетам экспертов, из-за нарушителей налогового законодательства немецкий бюджет ежегодно теряет ни много ни мало 30 млрд. евро. Февральская акция может пополнить казну на 4–5 млрд. В общем, игра стоит свеч.

            Почтенная немецкая публика замерла в ожидании новых громких скандалов. А заодно стала интересоваться – откуда у доблестных органов правопорядка такая подробная информация об уклонистах?

            И вот тут обнаружилось самое интересное.

            Оказывается, лихтенштейнские банки привлекли внимание службы внешней разведки ФРГ (BND) еще в конце 90-х. Сначала через них пытались выйти на деньги то ли мафии, то ли террористов, то ли южноамериканских наркокартелей. Без видимого успеха.

            Потом список расширили – стали искать уже просто подозрительные операции.

            Через какое-то время выяснилось: лихтенштейнские банкиры свято блюдут тайны своих клиентов, чего уже давно не сыщешь ни в пресловутой Швейцарии, ни в заморских оффшорах. И главное, никаких лишних вопросов счастливым обладателям банковских счетов не задают. Немудрено, что при таком толерантном подходе отбоя от клиентов в княжестве не было.

            А вот агенты BND столкнулись с серьезной проблемой. Получить от местных банкиров данные о накоплениях подданных Германии нечего было и надеяться. Местные законы надежно защищают иностранных клиентов.

            Дипломатия тоже бессильна. Власти княжества разве что не молятся на банковский сектор – основной источник доходов бюджета. Да и крупнейший банк Лихтенштейна «Liechtenstein Global Trust» (тот самый LGT, на котором погорел Цумвинкель) принадлежит не кому-нибудь, а лично правящему князю Хансу-Адаму II и его семье.

            Тогда «рыцари плаща и кинжала» решили действовать обходным путем.

            В Австралии они разыскали некого Хайнриха Кибера – бывшего сотрудника LGT. На родине кенгуру тот оказался не совсем добровольно и проживал там под чужим именем, потому как еще в 2002 году суд в Вадуце вынес ему суровый приговор за кражу информации о клиентах банка.

            Это была настоящая удача, и спецы из BND не стали скупиться. За 4,2 млн. евро они приобрели у беглого банковского служащего исчерпывающую базу данных о клиентах LGT, их счетах и секретных финансовых операциях. Привезенный из Австралии диск был немедленно передан в налоговую инспекцию – и дело закрутилось.

            Представитель Минфина Германии Торстен Альбиг назвал операцию с осведомителем «хорошим капиталовложением». Напомним, с помощью данных из Лихтенштейна налоговики планируют собрать в 1000 раз больше, чем было уплачено беглому клерку.

            В ожидании столь солидных барышей правительство Германии решило не жадничать. Все тот же Торстен Альбиг заявил, что Минфин готов абсолютно бесплатно предоставить информацию о клиентах LGT правительствам других стран.

            А газета «Ведомости» со ссылкой на гендиректора налогового управления Швеции Матса Сьёстранда сообщила: «Уже 10 стран — Швеция, Германия, США, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Канада, Австралия и Новая Зеландия — располагают информацией о гражданах, которые могли использовать LGT для ухода от налогов».

            Обнародование подробностей спецоперации вызвало неоднозначную реакцию.

            В Лихтенштейне метали громы и молнии. Немецкие аресты серьезно подрывают репутацию княжества и грозят ему огромными убытками (кто теперь захочет везти туда капиталы?). Наследный принц Алоис (фактический правитель государства) на спешно созванной пресс-конференции заявил: «Против Лихтенштейна начата форменная атака. Это, безусловно, кризис, если такой обстрел ведется со стороны большого государства». Согласившись, что его собственное княжество является «налоговым оазисом», принц язвительно прошелся по «налоговой пустыне» – Германии. Он даже порекомендовал правительству Ангелы Меркель подумать над созданием такой налоговой системы, при которой у граждан просто не возникал бы соблазн воспользоваться «моделями налоговой экономии».

            Особенно тяжело пришлось премьер-министру Лихтенштейна Отмару Хаслеру. В разгар скандальных событий он как раз прибыл с официальным (и давно запланированным) визитом в Берлин. Наверняка ему нашлось, о чем поговорить с Ангелой Меркель…

            Одновременно главный прокурор Лихтенштейна Роберт Валльнер возбудил по факту утечки банковских сведений уголовное дело – причем не исключил, что к ответственности могут быть привлечены не только похитители, но и перекупщики краденой информации… «Я нахожу по меньшей мере неприемлемым, что власти Германии платят деньги преступнику, чтобы завладеть ворованным товаром», – добавил он.

            Похожего мнения, кстати, придерживаются и многие немецкие граждане. Перекупка краденых дисков за деньги налогоплательщиков не всем кажется этичной. Два берлинских адвоката, не теряя времени даром, уже подали в суд соответствующий иск правительству Германии. Если они выиграют, у прокуроров возникнет немало проблем с использованием купленных сведений в суде.

            Впрочем, рассмотрение иска – долгая песня. А офицеры налоговой полиции могут появиться у дверей очередного клиента LGT уже в ближайшие дни. Так что наверняка многие нечистые на руку коммерсанты сегодня испытывают проблемы со сном, разрываясь между боязнью наказания и нежеланием расставаться с, казалось бы, так надежно спрятанными капиталами…

Ханс-Адам II, или, более официально, Иоганн Адам Фердинанд Алоис Жозеф Мария Марко д’Авиано Пиус фон и цу Лихтенштейн, вступил на престол в 1989 году.

            Среди европейских монархов прославился тем, что в 2003-м организовал и выиграл референдум по расширению своих монарших полномочий. На этом он, видимо, счел свою миссию выполненной и в августе 2004-го передал основные обязанности по управлению государством сыну – наследному принцу Алоису.

Закручивание налоговых гаек в последнее время активно проповедуется многими европейскими правительствами. О соответствующих планах, например, недавно заявили представители британского Минфина. За счет ликвидации налоговых льгот они рассчитывают увеличить доходы казны на 800 млн. фунтов в год.

            По прогнозам экспертов, если этот план будет одобрен парламентом, Великобританию могут покинуть около 3 тыс. иностранцев-миллионеров, обосновавшихся в Лондоне именно из-за налоговых послаблений.

Небывалую активность немецких правоохранительных органов в преследовании налоговых преступников многие приписывают влиянию министра внутренних дел Германии Вольфганга Шойбле. Собственно, это не первая его экзотическая инициатива.

            Какое-то время назад он предложил ввести в штат МВД высококлассных хакеров, которые будут проникать в компьютеры лиц, подозреваемых в преступлениях, для поиска необходимых для расследования доказательств.

            Проект вызвал бурю протеста со стороны правозащитников и активистов левых партий, обвинивших правительство в покушении на неприкосновенность частной жизни.

            Дело дошло до Конституционного суда, который принял соломоново решение. Хакерский «обыск» был признан законным в отношении лиц, подозреваемых в терроризме, но… только на основании ордера, выданного судебными властями.

            «Просмотр дисков только в том случае соответствует конституционным нормам, когда речь идет о конкретной опасности для человеческой жизни или угрозе для государства. На каждый просмотр дисков должно быть разрешение суда», – гласит вердикт.