Несколько тысячелетий тому назад последний король долины Катманду Джайя Пракаш Малла затеял игру в кости с прекрасной богиней Таледжу, покровительницей Непала. Во время игры правитель нарушил правила, тем самым вызвав гнев своей соперницы. В отместку богиня оставила долину без своей поддержки. Правда, через некоторое время Таледжу все же смягчилась и пообещала по-прежнему оказывать свою сверхъестественную помощь местным землям, являясь в облике непорочной девочки – Кумари. Так, если верить легенде, зародилась древняя традиция непальцев – избирать живое божество, маленькую девочку из высшей касты, которая принесет им мир и процветание.

Непал. Здесь, среди горных хребтов, устремляющих свои вершины высоко в небо, до сих пор живы национальные предания, ритуалы и обычаи, столетиями сохраняемые местными жителями. Один из них – почитание человека, выступающего в роли живого божества.

Сегодня сложно представить, что в современном обществе до сих про жив подобный обычай, зародившийся, по разным оценкам, от 300 до 2600 лет назад. Тысячи индуистов и буддистов вот уже сотни лет воздают почести маленьким богиням Непала – воплощениям божественной невинности. Они верят, что в былые времена люди имели более прочную связь с богами, и поэтому необходимо следовать наставлениям предков, даже если в XXI веке их первоначальный смысл утратился.

Из истории культа

По одной из версий, необычная непальская традиция берет начало в X веке. В те времена в Южной Азии почитали пророчествующих детей, принимавших участие в индуистских и буддийских ритуалах. Вера в то, что они могут не только предсказывать будущие события, но и поддерживать постоянную связь с божественным миром, не могла не заинтересовать многих азиатских правителей. Благодаря поддержке властей этот культ довольно быстро получил широкое распространение и спустя несколько столетий был заимствован народами Индийского субконтинента – Кашмиром, Ассамом, Тамилнадом и Непалом. Далее один за другим стали возникать религиозные течения, главенствующая роль в которых принадлежала женской силе, проявляющей себя через тантрическое воплощение – трансовое состояние, во время которого человек приобретает способность служить проводником божественной энергии.

Культ Кумари окончательно сформировался лишь столетия спустя, в XVIII веке, во время правления династии Малла. Существует несколько основных легенд, объясняющих появление живых богинь на родине Будды, и все они повествуют о короле Джайя Пракаше Малла, оскорбившем богиню-хранительницу Таледжу.

Таледжу Бхавани – одна из ипостасей известной индуистской богини Дурги, грозной воительницы, защитницы богов и простых смертных. Многоликая Дурга представляет собой совокупность всех обликов Божественной Матери и служит прародительницей всего сущего. Согласно индийской мифологии, Божественная Мать объединяет в себе божественные силы для сохранения гармонии во Вселенной.

Таледжу почитается исключительно на территории Непала как титульное божество царей династии Малла. Неварские правители просили у богини благословения и защиты на протяжении 5 столетий, начиная с XIII века. Они верили, что ее сверхъестественное покровительство оберегает всю страну.

В Катманду находится единственный храм, посвященный богине, построенный королем Махендра Малла в 1564 году. Лишь один день в году врата храма открываются для посетителей – во время проведения фестиваля Дасаин.

Хотя история о богине Таледжу, решившей воплотиться в невинное дитя, лишь миф, Кумари пробрели статус символа государственного значения как сакральные хранители короля и королевства. Его даровал им еще главный герой легенд – Джайя Пракаш Малла. Правитель расширил пантеон местных богов, чтобы укрепить свою власть и объединить разрозненные территории. Вера в сверхъестественных покровительниц сплотила непальцев, позволив ощутить общность под покровительством юных живых богинь.

Избрание

«Кумари» в переводе с непальского языка означает «непорочная дева» – согласно непальским традициям, хранительницей трона и страны может стать девочка, не достигшая возраста полового созревания. Считается, что в период взросления богиня Таледжу покидает тело Кумари и отправляется на поиски своей новой реинкарнации. Поэтому после наступления менструации молодая девушка возвращается к прежней жизни, а место живой богини занимает маленькая девочка. Для того чтобы избрать ее, формируется особый комитет, состоящий из высших жрецов храма Таледжу и астрологов, в чьих руках будет находиться судьба предстоящих выборов. Жюри допускает к участию не всех юных непалок. Кандидатками на столь высокий пост становятся девочки в возрасте от 3 до 5 лет, обладающие 32 признаками совершенства. В число обязательных внешних характеристик входит: полное отсутствие на теле шрамов и пятен, безупречное состояние зубов, приятный тембр голоса… Немаловажную роль играет даже размер носа и цвет глаз. «Тело, подобное баньяну, голос утки, грудь льва…» – таково начало списка параметров, по которому уже столетия избирают самую достойную.

Астрологи тщательно анализируют положение звезд на момент рождения претенденток: личный гороскоп будущей Кумари обязательно должен быть зеркальным отражением гороскопа короля. В запутанных таблицах и диаграммах они выискивают и благоприятный знак – павлина, по древним астрологическим поверьям, считающийся символом богини.

Еще одно из непременных условий для участия – принадлежность к древнейшему роду ювелиров Шакья, члены которого живут традиционными родовыми общинами, так называемыми бахалами. Шакья считаются особой кастой, и уже столетия они приближены к королевскому двору. Именно к этому роду принадлежал Будда Шакьямуни, или Будда Гаутама, известный всему миру как духовный учитель и основатель буддизма.

Обретение девочкой статуса воплощения богини считается огромной честью для ее семьи и дарует родственникам Кумари особое покровительство со стороны властей. Именно поэтому, вопреки всем затратам, связанным с дальнейшим содержанием маленького ребенка в роли объекта поклонения, многие родители отправляют дочерей попытать удачу.

Претенденток, прошедших предварительный отбор, ожидает дальнейшее, более сложное испытание. Ночью в затемненной комнате дворца для них разыгрывается ужасающее представление. В помещение врываются люди в страшных масках, исполняют устрашающий ритуальный танец и бросают к ногам девочек головы быков и коз, отрубленных специально с этой целью. Истинная хранительница страны в этот период должна сохранить самообладание: главное качество Кумари – бесстрашие. Та из девочек, кто останется спокойной и невозмутимой, и будет избрана живой богиней.

Затем в качестве заключительного испытания новоиспеченная Кумари выбирает предметы одежды и украшения, которые станут ее повседневным гардеробом на ближайшие годы. После чего ребенка представляют королю для вручения ритуальной монеты. С этого момента девочку ожидает новая жизнь вдали от семьи и родных.

В Средневековье каждое селение долины Катманду обладало своей богиней. Такие большие города как Катманду, Бактапуре и Патане имели право избирать Кумари в каждом районе, над которыми господствовала Королевская Кумари, восседавшая на троне столицы. С тех пор традиции претерпели многочисленные изменения, и количество обожествляемых девочек значительно сократилось. На данный момент в Непале имеется 10 живых богинь, главенствующая роль среди которых до сих пор принадлежит Королевской Кумари.

Не касаясь земли

На протяжении всего срока, пока в теле девочки будет находиться богиня, домом для Королевской Кумари будет служить дворец Кумари Гхар. Родители имеют право ее навещать, но теперь лишь с целью воздать почести или обратиться с молитвой. Как правило, девочка вырастает в полной уверенности, что семьей для нее являются верховные жрецы – люди, каждый день находящиеся рядом. За дворцовую роскошь Кумари платит кардинальной сменой своего образа жизни, который теперь будет полностью состоять из ежедневного выполнения ритуальных обязанностей. Ей запрещено общаться с посторонними людьми, поэтому любая богиня лишена возможности ходить в школу и участвовать в жизни общества.

День девочки расписан практически поминутно. Утро начинается с того, что, проснувшись и совершив все необходимые процедуры, она начинает готовиться к своему служению. Для этого кто-то из семьи жреца наносит ей особый макияж, выделяя глаза черными линиями и рисуя на лбу огненный третий глаз. Далее Кумари облачают в одеяния священного красного цвета, подчеркивающего ее божественность. Завершающим штрихом служит ожерелье в виде змей, надеваемое поверх ярких одеяний, дополняющее образ богини Непала.

Весь остаток дня хранительница проводит в Кумари Гхар, восседая на троне и принимая молитвы от верующих. Только во время религиозных праздников 13 раз в год маленькая богиня покидает свой дворец. В это время туристам предоставляется возможность увидеть и сфотографировать Кумари. Своих посетителей она выслушивает, не проронив ни слова, и лишь по языку тела или взгляду можно понять, будет ли исполнена просьба. Все действия богини считаются значимыми и имеют свою трактовку – каждый ее жест может стать для просителя знаком, который послужит ответом на вопрос.

Многие посетители храма страдают заболеваниями крови и приходят с желанием исцелиться, так как полагают, что юная богиня обладает особой силой лечить подобные заболевания.

«Ко мне ежедневно на протяжении двух недель приходила женщина с больным ребенком, – вспоминает Рашмила Шакья, покинувшая трон Кумари в 1991 году. – Я не знаю, что с ним было, но он не мог ходить. Я сидела на своем золотом троне, эта женщина – у моих ног, она молилась, лила воду на мои ступни, собирала ее руками и пила и поила этой водой ребенка. Через две недели ребенок поправился».

Так как Кумари считается священной, ее ноги не должны касаться земли за пределами дворца. В ходе проведения фестивалей и праздничных шествий девочку возят на колеснице или носят на руках. Ступни Кумари покрывают красной пудрой, так как даже обувь может осквернить ее. Считается, что босые ноги богини обладают большой целительной силой, и все верующие прикасаются к ним во время прошений. Раз в год, в день праздника Кумариджатр, даже сам король прибывает в храм с одной целью – получить благословение и поцеловать ступни защитницы страны.

Невары глубоко почитают Кумари, искренне веря в то, что один ее взгляд способен принести удачу. Многие паломники ждут у дворца того часа, когда живая богиня выглянет и подарит им свое благословение. Поэтому дважды в день, лишь на несколько секунд, девочка должна появляться в проеме небольшого окна, чтобы порадовать людей и подарить им надежду.

Восходя на свой пост, маленькая девочка не сразу привыкает к новым условиям, ведь она учится не только быть ежедневным объектом для поклонения, но и находиться в некоторой оторванности от людей. Кумари в полном одиночестве принимает пищу – считается, что простые смертные недостойны разделить с ней трапезу. Кроме того, она не имеет права общаться со сверстниками, поэтому детство ее проходит в изоляции. Странная жизнь, наполненная, с одной стороны, одиночеством и отрешением от людей, а с другой – постоянным нахождением на публике, продолжается недолго. Повзрослев, девочка навсегда покидает стены Кумари Гхар.

С небес на землю

Юная богиня теряет свой статус внезапно. Как правило, это связанно с появлением первой менструации. Но причин, по которым девочка перестает быть богиней, несколько: любая, даже незначительная потеря крови лишает Кумари божественной энергии и превращает в обычного ребенка.

После первой кровопотери девочка проходит 12-дневный ритуал Гуфа, во время которого ее отводят в небольшое закрытое помещение храма и оставляют в полном одиночестве. Это время дается для обретения духовного равновесия, так как согласно религиозным представлениям неваров в этот период сверхъестественные силы покидают тело Кумари. Завершается ритуал тем, что теперь уже обычная девочка сопровождается до ближайшей реки, где ей распускают волосы и смывают макияж. С этого момента она уже никогда не войдет в храм как богиня Непала.

Возвращение в родную семью считается довольно болезненным моментом, ведь ребенок не просто вырос в другой семье, но и искренне верит в свою божественность. Чтобы облегчить этот сложный переход, обычно родные долгое время обращаются с дочкой как с Кумари, исполняя все ее просьбы и капризы.

Девочке-подростку, вернувшейся к обычной жизни, как правило, достаточно сложно социализироваться. Общение со сверстниками в стенах школы нередко оборачивается затяжной проблемой. Да и сами походы в школу довольно затруднительны, ведь после отсутствия пеших прогулок и малоподвижного образа жизни бывшей Кумари требуется несколько лет для физической адаптации. В связи с этим многие из бывших хранительниц избирают обучение на дому, решая тем самым две проблемы одновременно.

После завершения периода «божественности» бывшая Кумари сталкивается и с проблемами в личной жизни. Она воспринимается людьми как некий сосуд, содержавший божественную мощь и потому опасный. Из суеверия мужчины опасаются жениться на них, заводить любые романтические отношения. Местные жители верят в то, что избранник бывшей богини в скором времени непременно умрет, а справиться с проклятием может только сильный духом мужчина. Многие из девушек так и не смогли пройти сквозь человеческие страхи и убеждения и укрывались от мира в стенах монастырей. Однако в последние десятилетия предрассудков и легенд вокруг богинь становится все меньше и меньше, что дает им возможность заводить семьи.

Традиции и современность

После упразднения монархии в 2008 году и прихода к власти коммунистической партии, многие традиции стали считаться пережитком давно ушедшего прошлого. В том же году против древней традиции выступили местные правозащитники, обвинив жрецов храма в жестоком обращении с детьми. Главным аргументом было то, что Кумари обречены жить в затворничестве, лишены законных прав на свободу и образование. Но Верховный суд Непала отклонил поданную активистами петицию, объяснив свой отказ культурной и духовной ценностью обычая.

Новое правительство также сократило Кумари пожизненные пенсионные выплаты, которые раньше составляли 80 долларов США в месяц. На сегодняшний день размер дотации покрывает лишь расходы на одежду и украшения. В современном Непале девочки вынуждены жить практически только за счет туристических пожертвований, благо поток людей до сих пор не уменьшается. Паломники, как и много веков назад, приходят, чтобы припасть к ногам юной богини и попросить о помощи. 

Сейчас на троне богини Таледжу восседает 10-летняя Матани Шакья, ставшая Королевской Кумари в 2008 году в возрасте трех лет. А вот с кумари города БхактапурСаджари Шакья произошел поистине беспрецедентный случай. 3 июля 2007 года девочка временно была официально лишена своего высокого статуса на несколько недель. Садражи пригласили на презентацию фильма «Живая Богиня» в Сильвердокском фестивале документальных фильмов, проходившем в США. Так как выезд из страны находится под строжайшим запретом для Кумари, живая богиня впервые в истории была отправлена в отпуск. Правда, по возвращении ей пришлось пройти очистительные церемонии после осквернения путешествием.

Всегда молчаливые и серьезные на публике, маленькие богини все же остаются в душе обычными детьми. Являются ли они действительным перевоплощением воительницы Таледжу? Трудно сказать. Важно лишь одно: все они – девочки с уникальной судьбой. Вопреки современным законам и постепенному угасанию веры в них, Кумари все же являются хранительницами древних обычаев. Ведь каждая из них призвана дарить надежу и оберегать.