В 1972 году самолет, перевозивший на своем борту членов «Олд Кристианс» – уругвайской регби-команды, – потерпел крушение в Андах. Кроме спортсменов в воздухе находились родственники и спонсоры команды. Из 45 человек удалось выжить 16. Чего стоило этим людям спасение от гибели?

Роковая ошибка пилотов

Борт FH-227 вылетел из аэропорта Карраско 12 октября 1972 года. На борту воздушного лайнера, кроме 5 человек экипажа, находились еще 40 пассажиров – юниорская команда по регби из Монтевидео, члены семей спортсменов, спонсоры и болельщики. Самолет направлялся в Сантьяго, столицу Чили. Вот-вот они должны были совершить пересадку в Буэнос-Айресе, однако так и не долетели до промежуточного пункта – самолет попал в зону сильной турбулентности…

Позже уцелевшие спортсмены вспоминали: в целях экономии они арендовали самолет ВВС Уругвая. На тот момент для их команды это был самый выгодный в финансовом плане вариант. Их путешествие было рассчитано на 4 дня: в четверг 12 октября они должны были покинуть свою страну, а в понедельник 16-го – вернуться обратно. Накануне вылета в Сантьяго сообщили, что в самолете есть еще 10 свободных мест, и члены регби-команды могут взять с собой кого-то из своих друзей и родственников совершенно бесплатно. Это предложение было воспринято «на ура» – так на борту самолета вместе со спортсменами оказались еще и члены их семей.

Как и планировалось, вылет состоялся 12 октября, но из-за плохой погоды самолет совершил вынужденную посадку в аргентинском городе Мендос, расположенном у подножья Анд, и остался там на всю ночь. Больше времени на ожидание не было – скоро должен был начаться матч. В пятницу, 13 октября, авиалайнер снова поднялся в воздух и двинулся на юг параллельно горной цепи. Это был не самый короткий маршрут, но из-за бушевавшей грозы прямая дорога в Сантьяго была слишком опасной. Пролетев горы Мендосы, самолет должен был повернуть на запад, после чего изменить курс в северном направлении и, как только чилийский город Курико останется позади, начать снижение.

Поначалу все шло, как и было задумано. Но на подлете к Чили самолет попал в циклон, и видимость резко снизилась. Авиалайнер продолжил движение, ориентируясь лишь по времени. Пилоту показалось, что они пролетели Курико, и он на 4 минуты раньше положенного запросил разрешение снижаться. Диспетчеры аэропорта подтвердили готовность посадочной полосы.

Борт FH-227, раньше времени потерявший высоту, не имел возможности избежать столкновения и зацепил одну из горных вершин. От сильного удара фюзеляж лайнера разломился на две части, и самолет лишился хвоста. Несколько кресел с людьми оторвало от пола и выбросило наружу. Остальным пассажирам повезло чуть больше. Самолет начал скатываться вниз по склону горы, не встретив по пути ни одного серьезного препятствия. Тем не менее, когда он рухнул на заледенелую землю, 17 человек из 45 были уже мертвы. Остальные 28 пассажиров, не имея ни теплой одежды, ни альпинистского снаряжения, ни медикаментов, оказались в снежном холодном аду на высоте больше 3 тыс. метров.

Позже эксперты установили: самолет не имел технических неисправностей. Авиалайнер, шедший на высоте 500 м в условиях сильного тумана, потерпел крушение из-за навигационной ошибки пилотов.

Капитан корабля, полковник Феррадас, в последние минуты катастрофы был уже мертв. Второй пилот, Данте Лагурара, оказался зажатым обломками в кабине авиалайнера и, находясь в шоковом состоянии, все повторял: «Мы пролетели Курико». Но самолет так и не долетел до Чили. Он разбился в одном из самых неисследованных районов аргентинских Анд, и ошибочное утверждение пилота позже сыграло с уцелевшими пассажирами злую шутку: ведь глядя на карту в кабине самолета, выжившие думали, что от свободы и спасения их отделяет всего одна гора.

В ожидании спасения

Первая ночь после крушения была самой тяжелой. Солнце начало садиться еще в 16:00 и не выходило 15 часов. Толком не оправившиеся от пережитого шока пассажиры даже не успели понять, в каких условиях оказались. На высоте 3600 м не было абсолютно ничего, кроме снега, льда и черных скал. Потерпевшие копались в обломках самолета, осматривались вокруг и искали то, что помогло бы им продержаться до прибытия помощи.

Нандо Паррадо, выживший в авиакатастрофе: «Многие из нас жили у моря. Мы никогда не бывали в горах, не прикасались к снегу. Минуту назад мы смеялись и шутили, и вдруг, окровавленные, оказались на горе, на высоте 11 тыс. футов, откуда не было выхода».

На следующий день уцелевшие пассажиры услышали шум самолета. Уверенные в том, что их, наконец, нашли, они радостно обнимались и размахивали руками. Но самолет пролетел мимо, так и не заметив кричащих внизу людей. Фюзеляж борта FH-227 был белого цвета и сливался с заснеженными пейзажами горной цепи. Поисковые операции уругвайских, чилийских и аргентинских подразделений прекратились на девятый день после исчезновения самолета. Спасатели посчитали, что выжить в таких условиях без теплой одежды и еды никому не удалось. На одиннадцатый день после крушения Рой Харли, один из пассажиров, услышал это по найденному в обломках радиоприемнику. Он рассказал об этом остальным выжившим. Надежда на спасение практически угасла.

Главную опасность для уцелевших пассажиров представляли не полученные травмы и недостаток еды и питья, а переохлаждение. Пытаясь добыть тепло, в первые несколько дней после катастрофы выжившие сожгли все, что хоть как-то могло гореть. В том числе и деньги. Ночью, чтобы согреться, они плотно прижимались друг к другу.

Продуктов питания, найденных в разбросанном багаже, хватило лишь на 9 дней. С утолением жажды также было непросто. Из-за нехватки кислорода на большой высоте дышать приходилось чаще обычного, и обезвоживание наступало быстрее. Снег легко таял во рту, но при этом забирал из тела драгоценное тепло. На то, чтобы снова согреться, с трудом хватало сил. Чуть позже выжившие придумали более удобный способ добычи воды. Они стали использовать алюминиевые пластины, добытые из пассажирских кресел. Из металлических листов были сделаны воронки, в которых снег растапливался под воздействием солнечных лучей, а вода каплями стекала в банки. Когда посудина наполнялась, каждый уцелевший делал по глотку.

Среди выживших находились два студента-первокурсника из медицинского колледжа. Чтобы хоть как-то помочь раненым товарищам, они делали гамаки и накладывали шины из обломков самолета. Но спасти удалось не всех. Три человека, получивших тяжелые травмы, вскоре умерли.

Нандо Паррадо, один из уцелевших пассажиров авиалайнера, в 2006 году написал книгу «Чудо в Андах», в которой вспоминал о событиях, произошедших с уругвайцами до и после крушения самолета. Получив тяжелую травму головы, Нандо пришел в себя спустя 3 дня.

Нандо Паррадо, выживший в авиакатастрофе: «Я находился в бессознательном состоянии, пока не очнулся через несколько дней. Потом я узнал, что моя мать и оба моих лучших друга не выжили в той катастрофе. Моя сестра лежала в коме».

Тяжелое решение

Первые несколько дней, как вспоминал Нандо, он продержался на арахисе с шоколадом, разделяя еду на крошечные порции. Но как бы ни были экономны потерпевшие крушение пассажиры, продукты подошли к концу. Люди попробовали все, что могло быть съедобным, начиная от кожаных ботинок и заканчивая гелем для волос. Но мысль о предстоящем голоде тяжелым грузом нависла над горсткой выживших.

Холод и снег давили на людей со всех сторон, а вокруг были только обломки самолета и заледеневшие тела погибших в авиакатастрофе. Решение об одном из ужаснейших способов спасения от неминуемой голодной смерти пришло к нескольким уцелевшим пассажирам одновременно. Выжить им помогут только тела погибших…

Сперва это предложение было воспринято как крайне оскорбительное и неуместное, но с каждым днем нравственная решимость пассажиров ослабевала. Кроме того, иногда ведь люди отдают свои органы для спасения других людей?

Три дня под снегом

Место крушения само по себе таило много опасностей – здесь часто случались лавины. Так что подобный катаклизм был всего-навсего вопросом времени. 29 октября лавина, спустившаяся с вершины горы на спящих в фюзеляже людей, унесла жизни еще 8 человек.

Это случилось среди ночи. Пассажиры услышали странный звук, после чего тонны снега в одно мгновение оказались внутри и на поверхности фюзеляжа. Рой Харли первым пришел в себя и смог вылезти на поверхность. Следом за ним выбрался Карлито Паэс. Вместе они принялись откапывать других пассажиров. Около трех суток люди, ограниченные в доступе кислорода, находились внутри забаррикадированной части самолета, и все это время на улице, не переставая, шел снег.

На третий день Нандо Паррадо обнаружил около себя обломок железного поручня, которым обычно крепится чемодан в багажном отделении. С его помощью спортсмен выбил маленькое окошко в кабине пилотов и тем самым спас людей от удушья.

Как бы ужасно ни звучало, но именно этот несчастный случай в будущем дал возможность выжить остальным пассажирам. Снег, плотным слоем укрывший разбитый корпус самолета, стал хорошей защитой остатков пассажирского салона лайнера от ветров и резкого холода. Бури больше не причиняли никакого ущерба.

В поисках утраченной надежды

Во время катастрофы самолет развалился на две части. Выжившие держались вместе, ютясь в носовой и центральной секциях лайнера.

После месяца пребывания на месте крушения Нандо решил сделать первую вылазку в окрестности близлежащих гор. Главной целью первого похода было желание выяснить, какое расстояние им на самом деле удастся пройти за один световой день.

Как только стало светло, Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин, используя вместо снегоступов примотанные толстым проводом к ногам элементы сидений, совершили свою первую вылазку в горы. В середине дня они наткнулись на хвостовую часть самолета.

В обломках авиалайнера им удалось найти немного одежды, продуктов питания и сигареты. А также необходимые для подачи сигнала бедствия аккумуляторы. Впоследствии, вопреки надежде спортсменов, обнаруженные батареи не подошли к рации в кабине пилотов, а, следовательно, не принесли бедствующим пассажирам рейса 571 никакой пользы. Ночь регбисты провели в хвостовой части, а утром отправились в обратный путь.

Из добытых и уже имеющихся кусков одежды, изоляционного материала и медной нити по возращению к фюзеляжу общими усилиями были сделаны рюкзаки и спальный мешок на трех человек для финальной спасательной экспедиции. Шитьем этого нехитрого снаряжения заправлял Карлито Паэс, которого этому ремеслу обучила мать. Как с гордостью вспоминал Паэс, при отсутствии нужных материалов ему и его помощникам все же удалось выполнить эту работу за короткое время. Теперь их спасение стало немного ближе.

Если помощь не приходит сама

Через два месяца снежного заточения Нандо Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин приняли решение отправиться за помощью. Пилот говорил, что самолет пролетел Курико, и друзья были уверены, что Продольная долина Чили, находящаяся, если верить карте, в нескольких километрах к западу от места падения, была совсем близко.

12 декабря молодые люди начали восхождение на гору высотой 5 км. Другие пассажиры разбившегося самолета отдали регбистам наиболее теплую одежду, но сами не рискнули отправиться в это путешествие. Ведь имея лишь трехместный спальный мешок, сложно было бы всем вместе выжить в суровых непогодных условиях аргентинской горной зимы. Кроме того, далеко не все смогли бы преодолеть этот путь по своему физическому состоянию. И, если быть честными, это рискованное мероприятие имело слишком мало шансов на успех.

Чем выше поднимались путники, тем труднее им было дышать. Без специальной подготовки и навыков они, передвигаясь на четвереньках и цепляясь за коварную кромку льда, преодолевали сантиметр за сантиметром крутой склон в 45 градусов. За 3 дня регбисты все-таки взобрались на долгожданную вершину, за которой, как надеялись все выжившие, будут виднеться первые поселения. Но увиденное практически сломило их. Это был ложный пик горы, и над ним высилась еще одна вершина. Поход оказался длиннее, чем планировалось, и из-за экономии запасов Визинтина отправили обратно к фюзеляжу. Паррадо и Канесса продолжили восхождение. Но за второй вершиной распростерлась бесконечная голая долина с белоснежными холодными скалами. Друзья отчаялись, но возвращаться обратно не имело никакого смысла, и они пошли дальше.

Нандо Паррадо, выживший в авиакатастрофе: «Если нам было суждено умереть, я хотел умереть, пытаясь выбраться. Нас вел инстинкт. Надежда».

Друзья шли еще 6 дней. В сутки они проходили от 6 до 10 км, и постепенно заснеженный пейзаж начал меняться. Теперь вместо льдов под ногами стали появляться песок и галька, измученный взгляд путников фиксировал редкие кустарники, а слух – легкое журчание ручейков. И вот, на девятый день, 21 декабря, удача, наконец, улыбнулась товарищам. Обессиленные и голодные, Нандо Паррадо и Роберто Канесса добрели до шумной горной реки. На другом берегу они увидели сидящего у костра человека. Канесса, заболевший во время похода дизентерией и нуждавшийся к этому времени в срочной медицинской помощи, остался лежать на месте, а Паррадо подошел к самому краю берега.

Изможденный и ослабленный, он кричал изо всех сил, но не мог докричаться до пастуха. Мужчина на том берегу заметил машущего руками человека и тоже подошел к реке. Он привязал камень с листом бумаги и карандашом и бросил его Нандо. Паррадо написал записку о том, кто они, что с ними случилось и сколько выживших осталось в горах, и отправил камень в обратный путь. Пастух быстро прочитал содержимое письма, затем кивнул и, бросив путникам немного хлеба и сыра, вспрыгнул на коня. Дорога к ближайшему населенному пункту заняла у Серхио Каталана, так звали чилийского фермера, встретившего путников, 10 часов.

Казавшееся нереальным стало явью. Теперь хотя бы двое из потерпевших крушение пассажиров были в безопасности. На следующий день после встречи с пастухом к реке прибыли спасатели и журналисты. Никто не мог поверить в то, что пассажирам рейса 571 действительно удалось выжить.

Спасение выживших

Пилот спасательного вертолета никак не мог разобраться, где конкретно искать остальных выживших, и Нандо Паррадо согласился лететь вместе с ним, чтобы указать точное место падения самолета.

22 декабря два вертолета достигли места крушения, но забрать всех сразу не удалось. Из-за плохой погоды в тот же день не было возможности вернуться в горы еще раз, и спасательная экспедиция прилетела за другими уцелевшими только утром следующего дня.

Все 14 остававшихся в фюзеляже людей были спасены. Их доставили в больницы Сантьяго для осмотра. Практически всех впоследствии лечили от высотной болезни, цинги, обморожений, множественных переломов и обезвоживания.

Жизнь после

После вызволения людей из горного плена спасатели вернулись на место крушения и под камнями и обломками фюзеляжа захоронили тела погибших. В память о них на этом месте был установлен крест.

28 декабря 1972 года с участием выживших была проведена пресс-конференция, где потерпевшие крушение рассказали о своем существовании на грани между жизнью и смертью на протяжении всех 72 дней.

У оказавшихся в бедственном положении пассажиров авиалайнера было множество поводов для конфликтов, но они держались вместе. И сейчас каждый год они собираются в день своего спасения и вспоминают о тех, кто так и не смог выжить.

В 1993 году по мотивам бестселлера Пирса Пола Рида «Живые: История спасшихся в Андах» в США был снят художественный фильм «Живые» – попытка воссоздания обстоятельств авиакатастрофы и судьбы выживших пассажиров самолета FH-227. В фильме сцена встречи Нандо и Роберто с фермером сопровождается долгожданным гулом вертолетов и бессмертной песней «Аве, Мария!».

В 2002 году в честь 30-летия спасения пассажиров рейса 571 для них был открыт официальный сайт, доступный на испанском и английском языках с названием Viven! El Accidente de Los Andes.

13 октября 2007 года в Монтевидео прошел матч между регби-клубом «Олд Кристианс», существующим и поныне, и сборной Чили. Мяч в игру ввел старый чилийский пастух Серхио Каталан.

В этом же году вышел первый фильм National Geographic «В ловушке: Живые в Андах», посвященный крупнейшим катастрофам в мире, и в частности – крушению самолета в Андах.

В 2009 году уругвайскими СМИ сообщалось, что все 16 человек, выживших в авиакатастрофе, согласились сотрудничать с местным Национальным институтом донорства и трансплантации. Смысл заключался в пропаганде участия граждан в государственной программе по завещанию своих внутренних органов после смерти. От лица одного из участников «чуда в Андах», Хосе Луиса Инсьярте, говорилось, что выжившие при крушении советуют людям заключить «соглашение с жизнью», как когда-то это сделали они.

В 2010 году четверо из уцелевших в авиакатастрофе по видеосвязи поддержали 33 шахтеров, оказавшихся запертыми под землей на глубине 700 м на 69 дней в результате обвала в чилийской шахте в Сан-Хосе. Выжившие в Андах встретились с родственниками чилийских рабочих, а после призывали и самих рабочих не отчаиваться и верить в свое скорое спасение.

Своим поступком, как отмечали участники авиакатастрофы, они хотели выразить свою солидарность с шахтерами, а также еще раз отблагодарить Чили за их собственное спасение 38 лет назад.

Также в 2010 году канал National Geographic снял второй документальный фильм «Остаться в живых. Чудо в Андах» – это своеобразная экспедиция по следам выживших.

Педро Альгорта, выживший в авиакатастрофе: «Посмотрите на нас, спустя 38 лет после авиакатастрофы 16 из нас – все, кто был спасен, – по-прежнему живы. Это доказывает, что человек может пережить самые сложные ситуации и уцелеть. Самое худшее уже позади».

Нандо Паррадо, выживший в авиакатастрофе: «Мой отец. Когда я вернулся домой, он сказал: «Нандо, не нужно оглядываться. Так ты боролся за твою жизнь, теперь нужно работать, жениться, заплатить налоги, наделать кучу ошибок. Если ты будешь оглядываться, ты почувствуешь только сильную боль». Он был прав. Люди идут к психоаналитику и спрашивают: «Почему это произошло со мной?» У психолога нет на это ответа».

В авиакатастрофе Нандо потерял двух дорогих людей – мать и сестру. Ему было трудно смириться с их гибелью, но, как говорит бывший регбист, он счастлив, что все-таки остался жив. Сейчас Паррадо женат и имеет двух взрослых дочерей. Со своей супругой Вероникой он живет в пригороде Монтевидео и занимается созданием пяти еженедельных программ на тему путешествий, автогонок и текущих новостей. Также – от случая к случаю – Нандо читает лекции о произошедшем с ним и его друзьями. И если кто-то пытается навязчиво задавать вопросы о некоторых событиях в прошлом или даже осуждать его, в ответ он просто спрашивает: «Что бы вы делали на нашем месте?».