Помощь тем, кто попал в беду или по какой-то иной причине нуждается в поддержке, всегда считалась делом достойным и благородным. В мире существуют тысячи благотворительных организаций и фондов, действующих в рамках одной страны или на международном уровне. И более того, есть мнение, что в конце ХХ века в развитых государствах произошла так называемая «благотворительная революция», в результате которой многие заинтересовались возможностью помогать другим. Причем речь идет не только о крупных транснациональных корпорациях, миллиардерах из списка Forbes или публичных персонах, за каждым шагом которых неустанно следят папарацци. В наши дни благотворительность стала неотъемлемой частью жизни тех, кого мы называем самыми обычными людьми. И большинство из них не строят амбициозных планов о спасении всех нуждающихся. Они просто творят добро и делают то, что в их силах, чтобы помочь окружающему миру стать лучше.
«Подвешенный кофе» и продуктовый шкаф
Традиция «подвешенного кофе» родилась в небольших итальянских кофейнях, владельцы которых не раз сталкивались с тем, что у кого-то из посетителей просто не хватало денег на кружку горячего ароматного напитка. К сожалению, ресурсы заведений тоже были небезграничны, и помочь всем таким беднягам своими силами они не могли, а потому предложили желающим поучаствовать в акции – оплатить не только свой заказ, но и кофе для незнакомца, который оказался в сложной жизненной ситуации и не может его купить себе сам. По словам основоположников, они не сильно рассчитывали на успех, но традиция не только прижилась, но и распространилась практически по всему миру. Тем более что сама идея была невероятно проста в исполнении: платишь за два кофе – забираешь один. А второй остается «подвешенным». Информация об этом отмечается, например, на специальной доске, на которой в кофейнях и барах обычно пишут меню, и любой может забрать «подвешенный кофе» абсолютно бесплатно. При этом подтверждать свое тяжелое финансовое состояние никто не требует. Никто вообще не задает заказывающему «подвешенный кофе» вопросов – все это тоже часть традиции.
Зачем это было нужно владельцам кофеен или почему подобному начинанию обрадовались люди, которые не могли купить себе кофе сами, понять несложно. Но почему на это предложение с энтузиазмом откликнулись посетители? Ведь, по сути, они даже не знали, кому достанется «подвешенный кофе» и уж точно не могли ждать благодарности за свой поступок. Оказалось, что причина достаточно проста. Современные реалии требуют от людей, и особенно от обитателей мегаполисов, чрезвычайно активного ритма жизни, при котором у многих практически не остается времени для проявления таких исключительных душевных качеств, как милосердие, забота о ближних, сострадание. Да что там, многие из тех, кто регулярно заказывает в кофейнях «подвешенный кофе», отмечали, что у них не всегда остается время на полноценное общение с родственниками и друзьями. С одной стороны, подобная деловая активность открывает перед человеком множество возможностей. Но с другой – формирует в нем чувство вины. Например, за то, что ради карьеры и финансовой стабильности он нередко жертвует своей человечностью. Или даже за то, что он может позволить себе достаточно высокий уровень жизни, когда кому-то не хватает денег даже на чашку кофе.
Так что большинство участников подобных акций – а со временем к владельцам кофеен присоединились хозяева различных закусочных и даже небольших ресторанов, предложив своим посетителям «подвешивать» не только напитки, но и сэндвичи или тарелку супа, – не скрывают, что делают все это не для неких нуждающихся в помощи незнакомцев, а для самих себя. Осознание, что они совершили хороший поступок и, возможно, даже подарили кому-то надежду и веру в лучшее, поднимало людям настроение и даже улучшало их самочувствие. Кроме этого, стоит учесть и еще один момент: подобные проекты активно разрушают стереотип о том, что благотворительность – удел только очень богатых людей. Идея «подвешенного кофе» на практике показала: для того чтобы сделать чью-то жизнь лучше, не нужно много денег.
Точно так же решила и одна из жительниц небольшого городка в штате Арканзас, которая на небольшой грант (всего 250 долларов США) соорудила первый образец уличного шкафчика, который заполнила продуктами и предметами первой необходимости для нуждающихся и поставила его недалеко от местной церкви. И стоит отметить, что ее инициативу тут же подхватили другие люди – шкафчик никогда не пустовал. Вскоре таких «островков добра» в городе стало несколько. Причем горожане стараются учесть специфику их расположения. Например, в шкафу, который стоит возле школы, всегда можно найти самые различные канцелярские принадлежности. И заполняют его не только взрослые, но и сами дети, которые хотят, чтобы у их друзей из бедных семей тоже было все необходимое для учебы. С каждым месяцем проект становится все более популярным, привлекая внимание жителей других городов и штатов. И есть все основания считать, что совсем скоро он перерастет масштабы США и отправится в путешествие по всему миру. Тем более что подобные начинания для многих стран не новость. Здесь, например, можно вспомнить традицию европейских рыночных торговцев и владельцев овощных лавок, которые в конце рабочего дня оставляют непроданный скоропортящийся товар в специальных палатках или выносят на улицу, чтобы продукты могли забрать те, кто не может позволить себе их купить.
К подобным проектам можно отнести и становящуюся все более популярной среди школьников идею «выпускного в джинсах». Вместо того чтобы тратить родительские деньги на дорогостоящие наряды, которые, скорее всего, затем будут годами пылиться в шкафах, подростки приходят на бал в повседневной одежде, а сэкономленные деньги жертвуют детским домам или благотворительным фондам. И примеров подобных начинаний можно найти десятки или даже сотни. Психологи уверены, что люди по природе своей альтруистичны, ими движет желание помочь другим, просто порой им не хватает чего-то, что могло бы выступить в роли катализатора, или кого-то, кто стал бы их соратником в данном вопросе. Именно по этой причине большинство уже стартовавших благотворительных проектов очень быстро находят поддержку и последователей. Яркий тому пример – различного рода акции и флешмобы в социальных сетях, сочетающие в себе элемент какого-либо действия (это позволяет удержать интерес к кампании), информационную составляющую (привлечение внимания к определенной проблеме) и сам факт благотворительности (например, пожертвование небольшой суммы в тот или иной фонд). В числе наиболее известных из подобных проектов можно назвать Ice Bucket Challenge – популярную летом 2014 года кампанию, направленную на повышение осведомленности о боковом амиотрофическом склерозе и благотворительное финансирование фондов по исследованию этой болезни. Согласно ее правилам, участник должен был облить себя ведром ледяной воды, перечислить в благотворительный фонд ALS Association 10 долларов и бросить вызов еще трем людям. Те, в свою очередь, в течение 24 часов должны были сделать то же самое. Если получивший вызов отказывался от участия в акции, то он должен был внести в фонд пожертвование в размере 100 долларов. Участниками Ice Bucket Challenge стало немало известных людей, что только усилило популярность кампании. Так, по данным ALS Association, в период с 29 июля по 28 августа организацией было получено почти 100 млн. долларов.
Несколько лет назад Интернет облетела история дедушки Добри из болгарской деревни Баилово, в очередной раз доказавшего всем, что желающий творить добро всегда найдет для этого возможность.
Седовласого старика, одетого в простые домотканые одежды и видавшие виды кожаные ботинки, чаще всего можно встретить у собора Святого Александра Невского в Софии. Каждое утро он встает еще до рассвета и проходит пешком около 10 км, которые отделяют его родную деревню от столицы. Его не пугают ни мороз, ни ненастье. Он благодарит и тех, кто подает ему милостыню, и тех, кто безучастно проходит мимо. Долгие годы мало кто обращал внимание на кроткого старца, а в 2010 году журналист болгарского телевидения во время съемок документального фильма о храме случайно узнал, что самое щедрое пожертвование за все время существования собора было сделано… дедушкой Добри. И составило оно, по некоторым данным, более 30 тыс. евро.
Оказалось, что дедушка Добри не потратил на свои нужды ни единой монетки из денег, которые ему подавали. Говорит, что не так уж и много ему надо – хватает и собственной пенсии. А вот для помощи другим ее уже недостаточно. Например, для оплаты коммунальных счетов детского дома, который оказался на грани отключения электроэнергии и отопления. Или для покупки еды и одежды для бездомных накануне холодов. И ведь все это – лишь небольшая толика добрых дел дедушки Добри, которому, к слову, в 2016-м исполнилось 102 года. И вряд ли мы когда-либо узнаем обо всем, что дал этому миру человек, которого в Болгарии уже при жизни называют святым. Сам он предпочитает молчать о своих поступках.
Примером того, что для спасения жизней других людей не обязательно быть выдающимся врачом или миллиардером-филантропом, является история Ренато Грбича из Белграда, владельца небольшого ресторана, расположенного рядом с мостом через Дунай. За последние 15 лет этот мужчина спас около трех десятков человек, которые пытались покончить с собой, спрыгнув с этого самого моста. Ренато рассказывает, что, после того как вытащил из воды первого самоубийцу, его моторная лодка всегда стоит наготове. «Пока я работаю, всегда наблюдаю за мостом – я просто не могу отвернуться от тех, кто решается добровольно уйти из жизни», – говорит мужчина.
Когда Грбич открывал свое заведение, он и не думал о том, что в этом есть некий высший смысл – он просто нашел удачное место для собственного бизнеса. Теперь он уверен, что во всем этом был знак судьбы. К слову, живет Ренато здесь же – его квартира располагается над рестораном. Так что он практически всегда на своем посту и приходит на помощь по первому зову, в любое время суток. При этом сам Грбич в своих поступках не видит ничего героического: «Я обычный человек, просто здесь место особенное. Если на улице кто-то упадет, сто человек пройдут мимо, но сто первый обязательно подойдет и поможет. А здесь, получается, человек один на один с рекой, если не помогу я – не поможет никто».
Ренато помнит каждого, кого вытащил из воды, хотя общение с ним поддерживают лишь единицы. И несмотря на то, что Грбичу очень хочется узнать, как сложилась жизнь спасенных им людей, он говорит, что понимает тех, кто не вернулся даже сказать спасибо – ведь он напоминает им о том страшном миге, когда они решились на самоубийство. Сам Ренато говорит, что не ждет благодарности – все, что он делает, он делает от чистого сердца, просто потому что не может уже жить иначе. Но больше всего он мечтает о том, чтобы лодку ему приходилось использовать только для рыбалки.
Pro bono и «Клятва дарения»
Исходя из этимологии самого слова, благотворительность – это больше чем просто отчисление части своих доходов в какие-либо фонды или организации. Это именно желание творить добро, помогать другим. Это готовность направить свои силы на поддержку социально важных проектов, умение не проходить мимо чужой беды. Благотворительность – это, в первую очередь, культура самих людей. И вовсе не важно, сколько времени или средств было отдано на добрые дела – гораздо важнее внутреннее понимание, что делать это необходимо.
Кстати, психологи действительно не раз отмечали факт того, что люди чувствуют себя лучше, когда помогают другим. Существует даже такое понятие, как «теплота альтруизма». Сама мысль о том, что он делает что-то важное и нужное, помогает кому-то или даже спасает чью-то жизнь, дает человеку все основания гордиться собой, верить в себя и в свои силы. И даже в то, что он может что-то изменить и сделать окружающую реальность лучше. Осознание целостности человеческого сообщества, сопричастности и ответственности за мир, в котором мы живем, – это одна из основных побудительных причин благотворительности.
У всего этого, правда, есть и другая сторона. Нередко люди, которые хотели бы помогать другим, просто не знают, каким образом могут это сделать. Или, например, не хотят доверять свои деньги другим. Просто потому, что не уверены, что их отчисления дойдут до адресатов. Выходов из этой ситуации может быть несколько. Кто-то организовывает собственные проекты и привлекает к ним других людей. Кто-то вместо финансовой помощи предпочитает оказывать помощь профессиональную – опять же самостоятельно или в сотрудничестве с конкретными организациями. У этого движения даже есть собственное название – pro bono (от латинского pro bono publico – «ради общественного блага»). Зародилось оно еще в конце XIX века в США, когда некоторые частные юридические компании стали бесплатно консультировать малоимущих людей, хотя истории известны и более ранние подобные примеры. Сейчас эта практика особенно широко распространена в США и Великобритании, где даже приняты соответствующие законы, однако постепенно становится популярной и в других государствах. В Америке, к слову, высшие школы права, по сути, обязуют своих студентов стать участниками программы pro bono – этот пункт резюме является негласным правилом для тех, кто планирует поступить в юридический вуз или собирается получить степень MBA.
Юридические услуги до наших дней остаются наиболее востребованными, однако далеко не единственными. Как минимум не стоит забывать о медиках, в чьей помощи попавшие в беду люди нуждаются, к сожалению, не реже. И порой речь идет о целых странах и регионах. Так что вряд ли можно переоценить заслуги представителей неправительственной международной организации «Врачи без границ», которые, рискуя собственными жизнями, помогают людям, пострадавшим в результате военных конфликтов или стихийных бедствий. Примеру медиков следуют и представители других профессий. Так, в 2010 году была создана организация «Переводчики без границ», объединившая на старте более 300 человек из разных стран и постоянно привлекающая новых соратников.
Чтобы помочь другим и сделать их жизнь лучше, не обязательно становиться участником крупных международных проектов. По крайней мере, так решил учитель начальных классов из Южной Каролины, который никак не мог поладить со своими учениками. Дело в том, что большинство детей в его классе были из так называемых неблагополучных семей; многие воспитывались без отцов. Они не были плохими – им просто не хватало внимания и любви. И вместо того чтобы и дальше продолжать «войну», преподаватель на свои деньги купил хулиганам пиджаки и галстуки и организовал для них «Джентльменский клуб», на которых стал учить их правилам этикета. Причем для всех занятий действует строгий дресс-код. Мужчина объясняет, что это не просто его прихоть – по его мнению, человек, одетый в смокинг, не позволит себе затеять драку.
Назир Собхани из Мельбурна известен в интернет-сообществе под псевдонимом The Streets’ Barber («уличный парикмахер»). 6 дней в неделю он работает в салоне, а один проводит на улицах города, помогая бездомным. Назир делает им стильные прически, стрижет бороды, а параллельно с этим разговаривает с ними и убеждает, что начать новую жизнь никогда не поздно. Причем молодой парикмахер не скрывает, что на личном опыте знает, о чем говорит. В прошлом Назир употреблял наркотики, стыдился себя и практически перестал общаться с окружающими, так как был уверен, что у него уже нет надежды на спасение. Но он все же смог изменить свою жизнь. Теперь он хочет помочь другим и говорит, что его новая зависимость – бесплатные стрижки и улыбки людей, многие из которых впервые за долгие годы почувствовали, что кто-то готов их выслушать, понять и помочь им.
Причины, которые побуждают людей начать помогать другим, могут быть самые разные. Кого-то на это может подвигнуть милосердие; кто-то не может пройти мимо социальной несправедливости. А кто-то и просто следует старой доброй истине, утверждающей, что счастье вовсе не в деньгах. Например, известная писательница Джоан Роулинг стала первой в истории Forbes, кто лишился статуса миллиардера, потому что потратил слишком много денег на благотворительность. И со слов самой Джоан, она не только не переживает по этому поводу, но и чувствует себя гораздо лучше, чем когда бы то ни было. Хотя тут можно вспомнить еще и Чака Фини, создателя сети магазинов Duty Free. В 1988 году Forbes поместил бизнесмена на 31-ю строчку своего списка богачей, однако уже тогда это было в корне неверно. Дело в том, что к тому моменту состояние Фини уже не принадлежало ему. Предприниматель анонимно жертвовал свои деньги всевозможным фондам и организациям. «Я убедился, что куда больше удовольствия получаешь, когда отдаешь деньги и видишь, как благодаря им что-то появляется – например, госпиталь. Это же логично – вкладывать деньги в добрые дела, а не класть на счет в банке и позволять накапливаться и накапливаться», – именно так Фини ответил на вопрос о растраченном состоянии.
На финансирование медицинских исследований потратил все свои деньги и бывший норвежский миллиардер Олаф Тон, решивший, что заработанные за его жизнь 6 млрд. лучше пустить на доброе дело. «Все равно я не смогу забрать их с собой», – с улыбкой поясняет Олаф. А потом обычно добавляет, что детей у него нет, так что никто не обижен. А он сам привык жить достаточно скромно. Тем более что у него есть жена, велосипед и лыжи, а этого уже достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. В этой связи можно вспомнить и другого успешного бизнесмена – Брайана Берни, в жизни которого все шло отлично, пока в его дом не постучалась беда. Когда у его жены диагностировали рак, Берни передал значительную часть своего состояния на создание целой колонны медицинских машин с высокотехнологичным оснащением. Автомобили с медиками ездили по самым отдаленным деревням северной Англии и оказывали помощь больным. Зарплату врачам Берни платил из своего кармана. А спустя годы, когда случилось практически чудо и его жене удалось победить болезнь, бизнесмен и вовсе продал большую часть своего имущества, переехал в маленькую квартиру над помещением своего благотворительного фонда и отдал все деньги на дело борьбы с раком. Сейчас он живет на небольшую пенсию, ездит на подержанном автомобиле и чувствует себя абсолютно счастливым человеком.
И таких примеров множество. Так, в июне 2010 года американские миллиардеры Уоррен Баффетт и Билл Гейтс начали кампанию, получившую название «Клятва дарения». Свое начинание они назвали «попыткой подвигнуть самых богатых людей и их семьи пожертвовать большую часть их состояний на филантропию». Именно с этим предложением Баффетт и Гейтс обратились изначально к американским миллиардерам. Причем создатели «Клятвы дарения» подчеркнули, что они не просят отдать деньги в какой-то конкретный фонд и не планируют заниматься распределением пожертвований; их цель – убедить богатейших людей США и всего мира публично объявить о своем намерении заняться благотворительностью, чтобы таким образом вдохновить других своим примером. И надо сказать, эту идею уже поддержало немало известных персон. Согласно «Клятве дарения», пожертвования могут быть произведены как при жизни мецената, так и после его смерти. Каждый волен сам выбирать программы или страны, которые он хотел бы поддержать. «Клятва дарения» является исключительно моральным, но никак не юридическим обязательством, так что заявителю нужно лишь предоставить заявление в произвольной форме и заявить в прессе о своем намерении.
Хорошо это или плохо, но в нашем мире всегда будет немало возможностей и причин заниматься благотворительностью. И дело не только в социальном неравенстве, бушующих в разных точках земного шара вооруженных конфликтах или капризах природы, превращающихся в ужасные бедствия – хотя сбрасывать их со счетов, конечно же, нельзя ни в коем случае. Добро и помощь тем, кто в ней нуждается – это то, что делает человека человеком. То, что наполняет жизнь смыслом и делает счастливым самого дарителя. А уж какую форму оно примет – каждый решает сам.
Не стоит думать, что один маленький поступок ничего не изменит. Порой спасти человека может даже чашка горячего кофе или новая стрижка, готовность выслушать, умение подарить веру в свои силы и поддержка на пути к новой жизни. Ренато Грбич, чья лодка всегда стоит наготове, чтобы вытащить из Дуная тех, кто решил покончить с собой, всегда спрашивает у спасенных, почему они решились на этот страшный шаг. И чаще всего люди отвечают, что на мост их привело чувство безысходности и уверенность, что никому в этом мире нет дела до них и их проблем.
Творите добро. Не проходите мимо тех, кто попал в беду. Не бойтесь протянуть руку помощи другому человеку. И никогда не забывайте о своих родных и близких. Цените то тепло, которое дарят вам они, и всегда возвращайте его сторицей.