Что такое домашняя ковровая дорожка в сравнении с секстаном!
Из заметок Е. Гвоздева
После первого кругосветного плаванья Евгений Гвоздев стал настоящим героем на Каспийском море. Друзья-яхтсмены уважительно называли его Дед. О нем писали газеты, снимали передачи на телевидении. Много писем пришло в Махачкалу от коллег, которые просили пенсионера поделиться опытом кругосветного плаванья. Писали и друзья Гвоздева, с которыми он познакомился во время путешествия – из Пуэрто-Рико, Австралии, Великобритании, Франции, Испании. С завидной регулярностью стали приходить письма от администрации Панамского канала. В письмах значилось требование возместить долг в 42 доллара, который образовался за мистером Гвоздевым во время прохождения канала. Насколько помнил сам путешественник, хоть денег на первую кругосветку у него было и в обрез, долгов он все-таки не набрал. Заплатить за проход по Панамскому каналу ему помогли тогда товарищи-яхтсмены, с которыми он караваном вышел в Тихий океан с другой стороны от центральной Америки. Но то ли из-за сбоя компьютера, то ли по недосмотру служащих, то ли в надежде сорвать копейку с моряка, долг в 42 доллара все-таки образовался. Ну, сумма хоть и не маленькая для безработного путешественника, но и не такая уж большая. С пенсии оплатить хватит. Но сделать это Гвоздев решил только тогда, когда лично придет в Панамский канал и проконтролирует, чтобы не случилось новых недоразумений.
Второе кругосветное путешествие Гвоздева
А мысли о втором кругосветном путешествии появились у Гвоздева практически сразу же после того, как он ступил ногой на пристань в Махачкале. Конечно, он с удовольствием отоспался в своей кровати на свежих простынях, а не на тюках с провизией в тесной каютке яхты, «отъелся» за годы голодной кругосветки, поправил здоровье на витаминах… В беседах с домочадцами и друзьями он весело рассказывал о своих приключениях, об итальянской и французской Ривьере, о портах Лас-Пальмаса и Пуэрто-Рико, о невероятной отзывчивости австралийских друзей. Но время от времени в его глазах вспыхивала искорка тоски по большому плаванью.
Однако при всем почете и популярности среди махачкалинцев, которым пользовался Евгений Александрович, он по-прежнему оставался обычным пенсионером. Денег на второе кругосветное путешествие у него не было, а иметь дело с обанкротившейся к тому времени фирмой «Совмаркет» он не хотел. Поэтому Гвоздев стал активно искать спонсоров для своей второй кругосветки. В конце концов, реклама эта действительно очень серьезная: про путешественника запросто напишут в десятках изданий по всему миру – может, кто и захочет «засветиться» таким образом на полосах зарубежных, да и российских газет. Поиск шел, Гвоздев с друзьями обзванивал все верфи, все заводы и фирмы, хоть как-то связанные с судоходством и постройкой яхт. Но результатов – никаких. Никому не было дела до жаждущего приключений старого моряка.
И тут вдруг нашлось роскошное предложение. Общественное объединение «Золотая Книга Санкт-Петербурга», поддерживаемое почтенными и состоятельными людьми, заинтересовалось Евгением Александровичем. Его кругосветное путешествие предполагалось посвятить 300-летию города на Неве. «Золотая книга» раздобыла шикарную яхту 9,5 м длиной и обещала взять на себя все сопутствующие расходы. Счастливый Гвоздев рванул в Питер. Он подписал все необходимые бумаги, лично осмотрел судно и остался весьма доволен. Около месяца разнообразные спонсоры экипировали пенсионера для путешествия – везли одежду, снаряжение, карты, оборудование. Под прицелом объективов фото- и видеокамер путешественник выходил в Неву и Финский залив… По прошествии двух месяцев Гвоздев так никуда и не отплыл, и стал подозревать, что с «Золотой книгой» каши не сваришь. Еще 4 месяца у него ушло на то, чтобы окончательно в этом убедиться, разочароваться и, бросив все, уехать домой в Махачкалу.
Самодельная яхта
Путешествие ведь было практически в кармане! После такого подрыва доверия со стороны спонсоров Евгений Александрович решил иметь поменьше дел с какими бы то ни было компаниями. Припомнился и «Совмаркет», который за все 4 года первой кругосветки перечислил для Гвоздева всего полторы тысячи долларов, то есть по 1 доллару на каждый день. Попробуй проживи на такие деньги, да еще когда необходимо чинить оборудование, платить за прохождение каналов и стоянки. Хотя, справедливости ради, именно «Совмаркет» дал лодку, на которой Гвоздев прошел три океана. С деньгами было худо, но в пути ему везло на отзывчивых моряков. А раз дело только в лодке, подумал Гвоздев, то почему бы не сделать ее самому? В конце концов, построил же он когда-то свой «Гетан».
Эта идея пришлась моряку по душе. Он стал думать, как ее реализовать. Махачкалинскому порту он не доверял, а арендовать какой-нибудь гараж значило урезать и без того скромные средства из пенсии на само судно. Но рабочее пространство критически необходимо для постройки яхты, как и надежное место, где ее можно оставлять на ночь.
После непродолжительных раздумий выход был найден. Гвоздевы жили в квартирке на втором этаже старого трехэтажного дома. Причем там был довольно просторный балкон. Ну, то есть как, просторный – метра два с лишним в длину. Самый обычный балкон. И именно здесь Гвоздев решил собирать свое судно, которому предстояло идти вокруг земного шара. Размеры балкона и книга Сержа Теста, подаренная автором Гвоздеву в Австралии, подсказали ему и размеры яхты. Гвоздев решил построить такую же малышку, на которой Теста плавал вокруг света – 3,6 м длиной. Получилось же у австралийца самому собрать себе яхту, а потом и успешно обойти на ней вокруг Земли. Пусть будет компактная, зато своя, решил Евгений Александрович – и принялся за работу.
Он трудился не один месяц. Стройматериалы брал где придется. Что-то покупал, что-то приносили портовые друзья и коллеги-яхтсмены. Не обходил стороной и городскую свалку. Паруса у Гвоздева кое-какие были, тяжелый киль он купил в доке махачкалинского судремзавода. Дело спорилось, нагромождение листов алюминия и фанеры постепенно приобретало форму кораблика. С какого-то момента перестало хватать места, и Гвоздев накрепко привязал яхту к балкону со стороны улицы. Зрелище поразительное – средь бела дня в Махачкале пенсионер собирает яхту на балконе второго этажа.
Власти Махачкалы в лице мэра Саида Амирова по достоинству оценили энтузиазм пенсионера и в силу своих скромных сил пообещали помогать.
Подготовка к плаванью
К концу зимы 1999 года работа была практически закончена. Гордый результатом, Гвоздев в очередной раз вылез с балкона на яхту и попозировал для фотографий. А потом выслал снимки своим друзьям по всему миру – мол, ждите, скоро отплываю. Одно из писем пришло в Нью-Йорк, где хорошая знакомая Евгения Александровича работала журналисткой. Она быстро устроила так, чтобы несколько газет опубликовали эти фото с соответствующими комментариями: русский 65-летний путешественник во второй раз собирается в кругосветное плаванье. Через какое-то время одна из таких газет попала в руки состоятельному яхтсмену из Канады. Яхтсмен поразился неудержимости Гвоздева и отправил ему письмо, в котором предлагал взять для путешествия его роскошную яхту длиной 7,5 метров с новейшей начинкой. Все абсолютно бесплатно, но с одним условием – старт должен состояться из Ванкувера и под канадским флагом. Гвоздев долго думал, но в итоге отказался. Пенсионеру было обидно за державу, хоть и не оказавшую ему никакой поддержки ни во время первого путешествия, ни после него. Моряк решил: он должен выйти из российского порта под российским флагом. Желательно, конечно, чтобы и спонсоры нашлись в России, но с ними, кроме мэра Махачкалы, было совсем туго.
Предложение канадца было вежливо отклонено. В марте 1999 года к подъезду Гвоздева пригнали старенький грузовой ЗИЛ, в кузов которого была спущена уже достроенная микрояхта. Выгрузили ее в доке судремзавода, где Гвоздева уже дожидался 100-килограммовый киль. Еще несколько дней пенсионер колдовал над конструкцией и красил судно. Назвать свою скорлупку решил в честь единственного актуального благодетеля – «Саид». На корме крупными буквами вывел порт приписки – «Махачкала». Передохнул денек, спустил суденышко на воду и отправился к друзьям из яхтклуба «Бриз», расположенного в казахстанском Актау, на другом берегу Каспия. Поход через Каспийское море ранней весной – лучших ходовых испытаний для только что построенной лодчонки и не придумаешь. Яхта справилась с задачей отлично, пройдя 370 морских миль в оба конца за 2 месяца (в пути Гвоздева ждали штили, а для яхты без мотора это долгие простои в море). Гвоздев привел «Саида» в Махачкалу 4 мая и стал готовиться к путешествию, которое за всеми этими хлопотами оказалось уже так близко.
Снова, как и в первый раз, Гвоздев верил в удачу больше, чем в знание иностранных языков и наличие необходимой суммы денег. И, как и в первый раз, более прагматичные товарищи снаряжали его всем миром. Друзья, коллеги и даже просто незнакомые люди несли путешественнику карты, кое-какое оборудование, еду и воду. Тут стоит еще раз напомнить о размерах самодельной яхты. Если в первую кругосветку Гвоздев ходил на швертботе длиной 5,5 м и испытывал довольно серьезные неудобства при полной загрузке трюма и каюты, то сейчас размер судна сократился на треть. Правда, яхта получилась немного больше, чем у австралийца Теста – на целых 10 см. Но что такое 370 см в длину и 140 см в ширину? Это меньше, чем габариты стандартной модели автомобиля класса хэтчбэк. И на этой яхте еще оборудовано спальное место, а посередине установлена мачта с парусами – то есть места не то что мало, а практически нет. Можно только поразиться виду Гвоздева, который позирует на палубе своего судна фоторепортерам – настолько размеры яхты не соответствуют фигуре рослого капитана. И на это утлое суденышко Гвоздев умудрился запихнуть 700 кг груза. В каюте места не осталось вовсе, каждый первый месяц после пополнения запасов во время путешествия мореплаватель спал, наполовину высунувшись наружу.
Махачкала – Гибралтар
Гвоздев хотел перевезти яхту на грузовике сразу в Новороссийск, чтобы избежать волокиты и потери времени на прохождение речным путем в Азовское море. Однако администрация Махачкалы попросила путешественника отплыть именно из городского порта. Приехали телевизионщики, снова играл маленький оркестр. Гвоздева провожала большая толпа друзей и родных. Как и в первый раз, помахав панамой, мореход ушел в Каспий курсом на Астрахань. Уже там он водрузил в кузов грузовика свою яхту и быстро домчался до Новороссийска.
Как и в прошлый раз, Новороссийск ознаменовался первыми проблемами в пути. Таможенный контроль при отплытии Гвоздев прошел без проблем. Служащих не заинтересовали тушенка и рис, поэтому добро на выезд из страны было получено быстро. А вот на повторном досмотре Гвоздева спросили о наличных средствах, на которые он собирается путешествовать, и он честно ответил, что в судовой кассе у него аж целых 300 долларов. И тут начались проблемы – под разными предлогами пенсионера не выпускали из порта, сколько он ни объяснял, кто он, откуда и куда собирается плыть. В местном яхтклубе ему так и сказали: если выйдешь из порта без взятки, мы тебе тут памятник поставим. Гвоздев вызов принял – и через несколько дней служащие были вынуждены выпустить его несолоно хлебавши. 2 июня он покинул Новороссийск и взял курс на Стамбул. В переходе на Черном море его дважды трепал шторм, но утлое суденышко выдержало первый строгий экзамен с достоинством. Гвоздев вышел в Босфор, радуясь каждому знакомому месту на долгом пути. Потом было Мраморное море, Дарданеллы и море Средиземное, где его скорлупка противостояла уже 4 штормам. Но все прошло благополучно. На Сардинии его узнал хозяин частной марины и предоставил место для швартовки, а также помог с оформлением документов и оплатой сборов.
При подходе к Гибралтарскому проливу приятный попутный ветер стих. Что делать безмоторному «Саиду»? Только стоять и ждать, не возьмет ли кто на буксир. Гибралтар – довольно оживленное место, и вскоре появилось и судно, идущее курсом на Атлантику. Евгений Александрович стал махать веревкой – мол, зацепите, парни, но корабль прошел мимо, никак не отреагировав на просьбу о помощи. Гвоздева, такого радостного от новой встречи с заграницей, это сильно раздосадовало. Но не успел он как следует возмутиться падением нравов среди морского братства, как этот же корабль вернулся назад и зацепил его на буксир. Оказалось, это была телевизионная яхта ВВС, которая снимала какой-то фильм. У них в планах значились кадры с движущегося корабля, и остановиться они не могли. А как только завершили съемку, вернулись за путешественником и отбуксировали его к выходу в Атлантику. На прощание они вручили Гвоздеву мощный GPS-навигатор, чтобы в таком далеком путешествии он не полагался только на бумажные карты.
Канары – Атлантика – Бразилия
Сразу после пролива Гвоздев забрал к югу, чтобы погреться на Канарских островах, в своем любимом Лас-Пальмасе. Деньги уже были на исходе, поэтому пенсионер решил не заезжать в администрацию Панамского канала, а воспользоваться южным проходом в Тихий океан через культовое место всех яхтсменов – Магелланов пролив. В Лас-Пальмасе ему помогли с продуктами и водой и дали много советов касательно маршрута. Гвоздев решил идти в Бразилию, на Рио-де-Жанейро. Путь через Атлантический океан он осилил за три месяца. Все последующие переходы в целом были разбиты у него на отрезки, не превышающие квартал, так как на маленьком «Саиде» не было места для провизии и воды на более долгий срок. Снова тянулись дни борьбы со стихией и тяжелыми условиями – Гвоздев спал по четверть часа и потреблял только 2 л воды в сутки, включая умывание. В Рио он пришел совсем пустой и похудевший, но зато счастливый вновь покоренным океаном.
В городе путешественник пристал в один из самых знаменитых в Южной Америке яхтклубов, желая посмотреть на местных мореплавателей и их суда, а также сэкономить деньги – за постой в марине нужно платить, а в яхтклубе первые трое суток стоянка бесплатная. Зашвартовался и сразу же отправился оформлять документы. Администратор посмотрел на пожилого морского волка, на состояние его яхты и вдруг отказал в швартовке. Мол, вы и ваше судно плохо выглядите для такого элитного яхтклуба. Не подействовали на него ни рассказы о путешествии, ни доводы о необходимости закупки продуктов и воды – администратор настаивал о немедленном уходе с причала заплывшего бродяги. Ну что же, Гвоздев спорить не стал. Твердой походкой он направился на яхту. А по дороге столкнулся с вице-командором этого самого яхтклуба. Тот сам спросил, откуда и куда держит путь путешественник, а когда узнал все подробности и то, что гостю отказано в пребывании на территории яхтклуба, немедленно связался с администрацией и все уладил. Гвоздеву был предоставлен бесплатный постой на любой срок, и он провел в Рио 8 дней. А заодно получил в подарок мотор для яхты, пополнил запасы, погулял, пообщался с моряками и местными жителями и, после преодоления неизбежной волокиты с документами, отправился на юг, в Уругвай.
Постоял несколько дней в сказочном Монтевидео, прошел вдоль Аргентины и в конце зимы 2001 года вышел к Магелланову проливу. На подаренном моторе он смог преодолеть половину пролива – ровно до города Пунта-Аренас. Продолжить путешествие ему не дали. При оформлении документов в Чили заявили: мол, сеньор, пролив для вашей яхты – большая проблема. Ну и ничего, отвечал им Гвоздев, это моя проблема. Нет, сказали улыбчивые чилийцы, это проблема Армады де Чили. В общем, яхту вместе с путешественником при посредничестве ВМФ Чили по воде и по земле перебросили в Тихий океан, сколько моряк ни уговаривал дать ему поплавать в проливе самостоятельно. Зато в процессе переброски, которая заняла несколько дней, пенсионер отоспался всласть перед трудным заплывом в Тихом океане.
Тихий океан – Австралия
В Тихий океан Гвоздев отплыл из Чилийского порта Арика. Из холода южных широт он решил уйти и двигаться по теплому экватору до Таити. Этот переход оказался очень трудным – он длился целых 4 месяца. Без еды человек может протянуть больше, чем без воды, поэтому Гвоздев был морально готов потерять еще несколько килограммов веса. А вот с водой была проблема – потолок вместительности судна составлял около 200 л, плюс неприкосновенный запас на случай ЧП. Пенсионер решил, что будет набирать пресную воду из дождей во время путешествия, и взял курс на Таити. И, как назло, три месяца из четырех на небе не появилось ни единое дождевое облачко. От жары не было спасения ни днем, ни ночью. Зато снова повстречались величественные киты, так впечатлившие моряка в первую кругосветку. Добравшись до Таити, Гвоздев первым дело отправился за провизией. Затем немного подлатал уже поизносившуюся яхту и после непродолжительного отдыха двинулся на Австралию, до которой плыл еще два месяца.
В прошлую кругосветку Австралия показалась Гвоздеву чуть ли не самым лучшим из мест, где он побывал. На этот раз все прошло не так радужно. Пограничная служба сходу впаяла пенсионеру штраф в 3 тысячи долларов за нахождение в Австралии без визы. У Гвоздева не то что такой суммы – денег вообще не было. Да и сам он был утомлен переходом через океан, сильно хотел есть и пить. Поэтому морской волк флегматично предложил австралийцам посадить его в тюрьму: мол, я у вас отосплюсь, отъемся, а, может, еще и денег заработаю, тогда и заплачу штраф. Те пожали плечами и для начала заперли Евгения Александровича в дежурном отделении.
Но довольно быстро о том, кого именно задержали австралийские пограничники, прознали журналисты. В участок приехали газетчики, телевидение, а также друзья моряка из русской диаспоры в Австралии, помогавшие ему в прошлом походе. Вопрос с визой и штрафом был решен, отважного Евгения Александровича забрали из участка. Гвоздев погостил немного у друзей, постоял в яхтклубе, собрал продукты и отчалил в Индийский океан.
Индийский океан – Махачкала
Памятуя о прошлых приключениях, когда его схватили пираты у побережья Сомали, путешественник взял курс на Шри-Ланку. По-прежнему грязный Индийский океан он пересек всего за месяц, не испытав каких-либо серьезных лишений. Цейлон и побережье Индии Гвоздеву не понравились. А тут еще пришли вести, что сыну в Махачкале сделали операцию. Пора бы и домой, подумал моряк и, больше не задерживаясь, направился в Красное море, на Суэц.
В Красном море ночью яхту прижало к берегу и выкинуло на мель. И хотя Гвоздев не любил подавать сигналы о помощи, в этот раз все-таки пришлось. На следующий день три рыбацких баркаса тащили потерпевшее аварию суденышко в порт Массау. Оказалось, что руль яхты поврежден и требует замены. На нормальный руль денег, естественно, не было, поэтому находчивый пенсионер просто выпилил новый из куска фанеры. На нем он и шел остаток пути.
В Суэцком канале вновь были хаос и коррупция, но опять подоспела помощь братьев-яхтсменов. Средиземное море уже радовало частыми встречами с русскоговорящими путешественниками, а в проливе Дарданеллы 10 июля 2003 года Гвоздев «замкнул» маршрут своего второго кругосветного путешествия.
Через Босфор его снова тащили на буксире, так как подаренный в Рио мотор совсем не справлялся с встречным черноморским течением. Через неделю он уже швартовался в Сочи и ждал заказанный транспорт, который отвезет его и яхту в Астрахань. Из Астрахани, как и положено моряку, он пришел в Махачкалу морем. Встречали путешественника огромной толпой. Было очень много радости, расспросов и щелчков затворами фотокамер. Гвоздева наградили званием почетного жителя Махачкалы, подарили новую квартиру, а также пообещали забрать его легендарного «Саида» в местный музей. А морской волк Евгений Гвоздев, которому уже стукнуло 69 лет, едва сойдя на берег после своей второй кругосветки, уже мечтал о третьем походе…
Последнее плаванье Гвоздева
Евгений Гвоздев потратил по 4 года на каждую из двух своих кругосветок. Повидал мир, испытал себя, много чего натерпелся. Но каждый раз, сходя на берег, он начинал скучать по океанским просторам и вдохновенному чувству свободы. На поиск спонсоров для третьего кругосветного плаванья, разработку маршрута и подготовку ушло целых 5 лет. Пенсионеру исполнилось 74, но он по-прежнему был бодр и энергичен, а его оптимизм просто поражал воображение друзей и коллег-яхтсменов. Гвоздеву подарили новенькую российскую яхту 5,5 м длиной, которую он тут же назвал «Гетан-2». На ней он и отплыл 17 сентября 2008 года в третье кругосветное плаванье, еще не зная, что это путешествие окажется для него последним.
Гвоздев не успел даже закончить свой традиционный поход по Средиземному морю, когда у берегов Италии его застали два шторма. Во время первого сломалась мачта и сильно ударила моряка по голове. Евгений Александрович еще успел отправить вести родным и чуть продвинуться к побережью, как уже следующий налетевший шторм опрокинул яхту в море. 2 декабря тело моряка с тяжелой раной головы обнаружили карабинеры на пляже Кастельпорциано. А на соседнем пляже нашлась и искореженная штормом яхта «Гетан-2», в которой был паспорт Гвоздева.
О тяжелой утрате скорбели не только родственники погибшего и вся Махачкала, но и огромное братство яхтсменов по всему миру. Отважный пожилой капитан запомнился всем своей несгибаемой волей и неудержимой тягой к путешествиям. А для многих начинающих мореходов он стал настоящим символом упорства, которое на пути к мечте сметает любые преграды.