Благодаря своему удачному расположению в долине реки Эльба и живописной барочной архитектуре Дрезден прочно закрепил за собой звание «немецкой Флоренции». Впервые это имя было упомянуто в книге историка культуры Иоганна Готфрида Гердера. К сожалению, город сильно пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны, однако к началу 2000-х был практически полностью восстановлен.

С древних времен уникальная художественная атмосфера «Флоренции на Эльбе» привлекала сюда многих творческих людей, воспринимавших город как самостоятельное произведение искусства. Да и сейчас тысячи туристов со всего мира устремляются в Дрезден, чтобы пройтись по его мостам и улочкам Альтштадта (Старого Города). Но не только архитектура манит сюда путешественников. Немало людей приезжает для того, чтобы лично увидеть Государственные художественные собрания Дрездена – одну из самых значительных и старейших музейных коллекций мира.

Сокровища саксонских королей

Своему возникновению собрания Дрездена обязаны особому отношению к искусству саксонских курфюрстов, которые, начиная с середины XVI века, пополняли свои сокровищницы редкими вещами и работами талантливых художников, творивших под их покровительством. «Отцом» современной коллекции принято считать Фридриха Мудрого (1486–1525), который за время своего правления не только приобретал работы старинных мастеров, но и в довесок к ним еще и заказывал картины у придворных живописцев, в числе которых оказались Лукас Кранах Старший, Лукас Кранах Младший, Альбрехт Дюрер.

Но это была только прелюдия – подлинная история дрезденских коллекций началась во второй половине XVI века при саксонском курфюрсте Августе I. В 1560 году при своей дрезденской резиденции он основал кабинет изящных искусств – кунсткамеру. Правда, у этого собрания пока не было какой-то общей идеи или концепции – коллекция просто пополнялась редкими и интересными предметами: картинами и гравюрами, различными инструментами и механизмами, посудой и оружием, старинными украшениями и древними монетами. Систематизация всех этих ценностей и диковинок началась значительно позже.

Золотой период в истории всей Саксонии – и Дрездена в частности – наступил с приходом к власти Августа Сильного (1670–1733). Этот курфюрст слыл ценителем искусств и с охотно покровительствовал дрезденской музейной коллекции. Неудивительно, что за время его правления собрание редкостей достигло небывалой величины. После путешествия по странам Европы, впечатленный ее красотами, Август Сильный загорелся желанием создать на родине нечто похожее и превратить Дрезден в «город барокко».

Правитель Саксонии подошел к делу ответственно и с нескрываемым энтузиазмом. В этот период в Дрезденском замке-резиденции появилось множество редких произведений искусства, была пополнена необычными экземплярами коллекция старинного оружия. Но особый интерес Август Сильный проявлял к посуде и драгоценностям. Курфюрсту удалось собрать крупнейшую в Европе коллекцию фарфора – к 1735 году она насчитывала около 35 тыс. экспонатов. Август Сильный был настолько одержим тончайшими и невероятно хрупкими керамическими предметами, что даже в шутку называл свою страсть «фарфоровой болезнью». Позднее он даже купил для своей коллекции японского и китайского фарфора, дополненной лучшими образцами продукции Мейсенской мануфактуры, дворец на набережной Эльбы.

История создания первой в Европе фарфоровой мануфактуры нашла отражение в легенде об Августе Сильном и известном немецком алхимике Иоганне Фридрихе Бёттгере. Как и многие состоятельные и влиятельные люди того времени, курфюрст был одержим стремлением открыть секрет превращения свинца в золото. Именно для этого он и пригласил к себе во дворец мага, которого после заточил в замке Альбрехтсбург. К сожалению, все попытки Бёттгера получить драгоценный металл завершались провалом. Но, несмотря на то, что сотворить желанное чудо не удалось, во время опытов алхимик сделал совершенно другое, не менее ценное открытие. Он изобрел технологию производства фарфора, который по своим характеристикам мог составить конкуренцию знаменитому китайскому. Август Сильный даже разрешил Бёттгеру открыть мануфактуру, которая позже принесла славу не только городу Мейсен, но и всей Саксонии. К слову, одно из первых изображений фарфора марки Meissen появилось на картине «Шоколадница» кисти Жана Этьена Лиотара.

Под руководством Августа Сильного началась сортировка содержимого разросшейся кунсткамеры. Около 1720 года из бессистемного собрания редкостей были выделены первые тематические коллекции, среди которых – Зеленые Своды (коллекция драгоценностей), Гравюрный кабинет и Собрание скульптуры. За несколько десятилетий курфюрстом была заложена основа будущей картинной галереи. Среди прочих знаменитых полотенАвгуст II приобрел для будущего музея «Спящую Венеру» Джорджоне и «Царство Флоры» Пуссена, творения Тициана и Тинторетто. Совсем скоро помещения дворца-резиденции попросту перестали вмещать собранную коллекцию, и курфюрст распорядился перевести ее в дворцово-замковый комплекс Цвингер. Для живописи здесь выделили отдельное, специально перестроенное здание – уже тогда курфюрсты владели более 2 тыс. полотен. А помимо картин, сокровища саксонских правителей включали в себя уникальную коллекцию фарфора, интересную подборку научных инструментов и гравюрный кабинет – старейшее в Центральной Европе собрание графики.

1722 год – именно тогда завершилась инвентаризация коллекции кунсткамеры и отдельные экспозиции начали выставляться на обозрение знати – принято считать официальной датой открытия Дрезденской галереи.

Галерея стала не единственным вкладом курфюрста в историю своей страны. За время его правления Саксония достигла экономического и культурного расцвета, а ее столица – Дрезден – была перестроена и превратилась в блистательный город-резиденцию европейского уровня.

По пути Августа Сильного пошел его сын и преемник Август III Саксонец (1696–1763). Под его неусыпным надзором и щедрым покровительством Дрезденская картинная галерея завоевала славу одной из крупнейших сокровищниц европейской живописи. Курфюрст нанимал торговцев, художников, ученых, дипломатов и придворных, которые разыскивали и массово скупали лучшие произведения искусства по всей Европе. За время его правления дрезденская коллекция обогатилась такими шедеврами, как «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, «Шоколадница» Лиотара, «Богоматерь с младенцем» Лоренцо ди Креди, «Житие святого Зиновия» Боттичелли. Благодаря правителю-меценату в стенах галереи появились и многие картины Рубенса, Тьеполо и Пьяцетти. Но одной из основных покупок того времени большинство искусствоведов считает коллекцию герцога Франческо д’Эсте (в числе прочих в ней были «Динарий кесаря» Тициана, «Мадонна с семейством» Куччино и другие), которая в целом насчитывала около сотни полотен. Но настоящей жемчужиной среди приобретений Август III Саксонца стала «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Этот шедевр мирового искусства, более двух веков украшавший храм в Пьяченце, в 1754 году был перевезен в Дрезден.

Широко распространенная легенда о создании «Шоколадницы» Лиотара во многом напоминает сказку о Золушке. Якобы в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн случайно зашел в венскую кофейню, чтобы лично попробовать новый шоколадный напиток, о котором в то время судачила вся местная знать. И там, в кофейне, аристократ повстречал свою любовь – милую и скромную официантку Анну, дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Несмотря на все протесты семьи, князь Дитрихштейн женился на девушке. А в качестве свадебного подарка заказал у модного швейцарского художника Жана Этьена Лиотара портрет своей невесты. Мастер изобразил девушку в том самом наряде официантки, в котором счастливый жених впервые ее увидел.

У этой романтической истории существует не менее легендарное продолжение. При посещении Дрезденской галереи главе американской компании Walter Baker Company настолько понравилось изображение прекрасной официантки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке, что он сделал портрет невесты князя Дитрихштейна логотипом своей компании.

Во времена Августа III картины не только покупались – даже самый известный художник не брезговал писать под заказ. Ротари, Белотто и другие мастера кисти пополнили своими творениями экспозицию галереи.

Всего в Золотую эпоху Августа II и Августа III саксонским двором было приобретено около 4 тыс. ценных полотен для галереи, которые и составили основной фонд знаменитого на весь мир музея.

Время упадка. Спасенные шедевры

Последующие исторические события не раз ставили художественные собрания Дрездена под угрозу. Семилетняя война (1756–1763), наполеоновская оккупация (1806–1813), революция 1848 года, Вторая мировая война – все это стало серьезным испытанием и для самого Дрездена, и для его великой коллекции шедевров.

В период Семилетней войны экспонаты пытались прятать и перевозили в другие крепости, но огромное количество произведений искусства было безвозвратно утеряно. После заключения мира художественные ценности были, по возможности, снова собраны в саксонской столице. Но пополнение галереи новыми шедеврами после этих событий прекратилось на многие десятилетия. Более того – часть драгоценных экпонатов была распродана.

Во время наполеоновских войн в Европе саксонский король со своим войском оказался на стороне французов – и вместе с ними потерпел поражение. Тем не менее, художественные ценности удалось сохранить, в том числе благодаря содействию российских войск, которые вступили в Дрезден, преследуя остатки разгромленной армии Бонапарта. А кроме того, не без помощи русских солдат была перестроена и открыта для публики Брюлевская терраса, где впоследствии разместилась часть полотен из дрезденского собрания.

Только с середины XIX века Дрезденская галерея стала вновь пополняться. В это время были приобретены полотна выдающихся мастеров испанской школы из коллекции французского короля Луи Филиппа. И в очередной раз оказалось, что старое помещение стало слишком маленьким для столь внушительной экспозиции – картинной галерее понадобилось отдельное здание. Лучшим оказался проект, предложенный известным саксонским архитектором Готфридом Земпером. И в период с 1847 по 1855 годы при Цвингере было построено специальное здание – так называемый Земпербау (Semperbau – «здание Земпера»).

Известный мейсенский фарфор занял почетное место не только в коллекциях музеев. Так, боковыми воротами дворцового комплекса Цвингер служит небольшой Колокольный павильон, над аркой которого висят старинные часы с целым оркестром фарфоровых колокольчиков, произведенных на знаменитой саксонской мануфактуре. За время существования часов они исполняли различные мелодии: патриотические песни и национальный гимн во время ГДР, мелодии старых народных песен после объединения Германии, известные классические мелодии в настоящее время. В зависимости от времени суток и времени года исполняется определенный набор произведений. На официальном сайте Цвингера можно ознакомиться с расписанием и списком этих мелодий.

До 1931 года в здании Галереи выставлялась вся коллекция картин саксонских курфюрстов, но к этому времени собрание значительно пополнилось как произведениями классиков изобразительного искусства, так и работами современных художников. И живопись было решено разделить. Так появились Галерея старых мастеров, которая осталась в здании при Цвингере, и Галерея новых мастеров, «переехавшая» в другое здание – Альбертинум.

К сожалению, совсем скоро для фондов Дрезденских художественных собраний начались годы бед и испытаний. Во время Второй мировой войны город был практически разрушен, а его сокровища – вывезены в пригороды Дрездена. Бесценныекартинызаминировали в бывших шахтах и рудниках, откуда, к счастью, их смогли поднять при освобождении Восточной Германии. Увы, многие полотна серьезно пострадали от влаги.

Во время многочисленных бомбардировок был разрушен весь центр города, в том числе здание Цвингера и Земпербау. Цвингер, где располагались на тот момент библиотека, математический кабинет, кунсткамера, коллекции фарфора и гравюр, сгорел дотла. Сохранилась только часть потайного хранилища-казны на первом этаже в западном крыле. Из более чем 2 тыс. художественных произведений уцелела от силы четверть – несколько сотен экспонатов погибло или пропало без следа, около тысячи были вывезены из Германии в качестве трофеев.

В послевоенное время часть художественных ценностей хранилась в Советском Союзе – после реставрации они даже выставлялись в Московском музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1955 году было восстановлено здание Дрезденской галереи, и Совет Министров СССР принял решение вернуть предметы Дрезденской коллекции правительству ГДР. В 1956 году экспонаты вновь заняли свои законные места.

Современность

В настоящее время коллекции размещены в 12 музеях и входят в состав Государственных художественных собраний Дрездена. К ним относятся Музей прикладного искусства во дворце Пильниц, Дрезденский музей этнографии в Японском дворце. Музей саксонского народного творчества и Собрание кукольного театра расположились в «охотничьем дворе» Егерхофе. А в залах Цвингера и Земпербау разместились сразу три знаменитых музея: Физико-математический салон, Собрание фарфора и, конечно же, Галерея старых мастеров.

И именно последнее собрание шедевров по-прежнему остается главной достопримечательностью города и одной из самых значительных мировых коллекций живописи. Оно включает около 750 полотен всемирно известных художников.

Больше всего в коллекции произведений итальянских живописцев периода Возрождения – знаменитые полотна Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Корреджо, Мантеньи, Боттичелли, Пармиджанино, Веронезе и Тинторетто. Многочисленные экспонаты знакомят посетителей с творчеством Рембрандта и его учеников. Кроме того, музей славится прекрасным собранием картин старонемецких и старонидерландских художников, в том числе Яна ван Эйка, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Ганса Гольбейна, а также великолепными работами испанских и французских мастеров XVII столетия.

 В отличие от других музеев, Дрезденская галерея старается избегать новаторских подходов – здесь стараются сохранить исторический тип размещения картин в потемневших от времени старинных рамах. Ежегодно залы галереи посещают до 3 млн. человек, что позволяет считать ее самым популярным музеем Германии, прославленным на весь мир.

Дрезденское Собрание фарфора – пожалуй, лучшая и наиболее обширная коллекция такого рода во всем мире. Экспозиция музея охватывает произведения от эпохи династии Мин, фарфор периода правления китайского императора Кангcи вплоть до японского фарфора имари и какиемон раннего XVII и XVIII столетий. Здесь также представлена история развития мейсенского фарфора, начиная с его изобретения в 1708 году до конца XVIII века.

Физико-математический салон демонстрирует историю развития точных механических приборов и их применения и насчитывает более 1000 экспонатов. Здесь хранятся земные и небесные глобусы, оптические, астрономические и геодезические приспособления для счета, черчения, измерения длины, массы, температуры и давления.

Галерея новых мастеров, размещенная в Альбертинуме, насчитывает около 2,5 тыс. картин европейских художников XIX и XX веков. Среди них – работы видных немецких представителей романтизма (Каспара Давида Фридриха, Карла Густава Каруса, Людвига Рихтера), импрессионизма (Ловиса Коринта, Макса Либермана), экспрессионизма (Эрнста Людвига Кирхнера, Отто Дикса), картины Густава Климта, Эдуарда Мане, Клода Моне. А соседствующее с Галереей новых мастеров дрезденское Собрание скульптуры, охватывает произведения искусства от античности до современности: работы Поликлета, Джамболоньи, Пермозера, Родена и Лембрука, Глекнера и Чимиотти.

А если у вас будет время, то стоит уделить внимание расположенным во дворце-резиденции Гравюрному и Нумизматическому кабинетам, а также музею Зеленые Своды. Коллекция последнего пользуется славой одного из богатейших собраний драгоценностей мира. Свое название она получила потому, что еще в XVI веке стены и сводчатый потолок помещения, в котором было размещено собрание, были выкрашены в зеленый цвет. Сегодня музей разделен на две различные по своему характеру экспозиции. Причем в «старых» Зеленых Сводах интерес представляют не только редчайшие экспонаты, но и роскошные интерьеры эпохи барокко.

В Гравюрном кабинете можно ознакомиться едва ли не с самым огромным собранием рисунков, эскизов, гравюр и фотографий – в музее хранится около 515 тыс. работ. Их авторы – более 20 тыс. художников восьми столетий. Здесь вас ждут графические листы и рисунки Дюрера, ван Эйка, Рембрандта, Микельанджело, Фрагонара, Рембрандта, Каспара Давида Фридриха, а также Тулуз-Лотрека, Пикассо и Базелица.

Уникальная и богатая история, именитые покровители и их искренняя любовь к искусству – все это сделало Государственные художественные собрания Дрездена пусть и не самыми богатыми, но невероятно разнообразными и интересными. Гуляя по коридорам и залам Галереи старых мастеров, любуясь шедеврами мировой живописи, не замечаешь, как летит время. И, к слову, из окон Галереи открывается удивительный вид на Театральную площадь, которую многие также называют настоящим произведением искусства.