В начале октября 1904 года главной новостью европейских газет стало сенсационное происшествие в Северном море. Высланная на помощь осажденной крепости Порт-Артур вторая Тихоокеанская эскадра вице-адмирала Зиновия Петровича Рождественского при проходе через Доггер-банку – крупнейшую отмель в непосредственной близости от берегов Англии – открыла огонь по находившейся поблизости флотилии рыболовных судов. Выпустив порядка 500 снарядов, русские боевые корабли потопили траулер «Крейн» и повредили еще 5 британских судов. Два моряка были убиты, шестеро – ранены, причем один из них позже скончался. Британская пресса назвала инцидент «русским произволом» и обвинила Рождественского в пиратстве, поскольку ни один из кораблей эскадры даже не попытался оказать помощь пострадавшим. Журналисты открыто издевались, заявляя, что британские потери были бы куда больше, если бы русские канониры умели стрелять. Фактически же британские рыболовы просто оказались на линии огня, а перестрелка происходила между двумя группами русских боевых кораблей. Тем не менее Российская империя оказалась на грани войны с Великобританией. Британский флот был выслан в погоню за эскадрой Рождественского и блокировал ее в испанском порту Виго. Только чудом дипломатам удалось разрешить дело через международный третейский суд. Россия принесла Великобритании извинения и выплатила 65 тыс. фунтов стерлингов компенсации в обмен на утверждения, что инцидент не бросает тени на адмирала Рождественского и личный состав его эскадры.
В Петербурге были удивлены не столько происшествием, сколько решительным нежеланием европейцев принимать всерьез объяснения Рождественского, что целью его флота были не британские гражданские суда, а японские миноносцы, которые под покровом тумана подкрались к эскадре и первыми открыли огонь. С лета 1904 года в Петербург поступал шквал донесений о том, что Япония готовит ряд провокаций против русских кораблей с целью не допустить проход эскадры в Порт-Артур. Интенсивность сообщений наталкивала на мысль, что Северное море буквально кишит японскими миноносцами. На меры по обеспечению безопасности прохода своих кораблей правительство Российской империи выделило 300 тыс. рублей. Судя по всему, эти деньги были пущены на ветер. После некоторого разбирательства был найден формальный виновник казуса – глава Берлинской агентуры Департамента полиции Аркадий Михайлович Гартинг, на которого было формально возложено обеспечение безопасного следования эскадры. Человек же, вызвавший к жизни волну истерии и фальсификаций в связи с японскими миноносцами и фактически заложивший фундамент инцидента в Доггер-банке, умудрился остаться за кадром. Хотя тогда в российском обществе это имя было на слуху – Иван Федорович Манасевич-Мануйлов. Французский посланник в России Морис Палеолог охарактеризовал его достаточно емко: «Мануйлов – субъект интересный… Совести у него нет и следа… А в общем – милейший человек». Историк и член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства Павел Елисеевич Щеголев, подводя итог карьере Манасевича-Мануйлова, отметил: «Такие специфические фигуры позволяют понять, почему пал царский режим и почему пал именно так, а не иначе».