Говорят, молния дважды в одно место не попадает. Но мисс Вайолетт Констанс Джессоп могла бы с легкостью это опровергнуть. Она выжила в трех кораблекрушениях. Удивительную женщину называют «самой удачливой неудачницей» за всю историю мореплаванья.

Детство Вайолетт Джессоп

Родители нашей героини, Уильям Джессоп и Кэтрин Келли, переехали в Аргентину из Ирландии за несколько лет до рождения своего первенца. Обосновавшись на новом месте, они занялись разведением овец. Сначала в Южную Америку перебрался отец будущего семейства. Это случилось в 1880-х годах, когда фермерство было особенно популярно в этих краях. Экспорт производимых товаров приносил немалый доход, и Уильям, ни минуты не сомневаясь, решил обосноваться здесь и открыть свое дело.

В 1886 году за ним последовала и Кэтрин. Молодые люди поженились и осели неподалеку от аргентинского города Баия-Бланки. А 2 октября 1887 года у пары появилась девочка, которую назвали Вайолетт Констанс. Это был первый ребенок в семье Джессопов. Позже родилось еще 8 детей, трое из которых погибли от туберкулеза в раннем возрасте.

Смерть от неизлечимого на тот момент заболевания грозила и самой Вайолетт, в детстве заразившейся от братьев и сестер, но судьба уберегла девочку – она выздоровела. Это исцеление было первым, но далеко не последним чудом в жизни Вайолетт Констанс.

Вопреки благоприятным прогнозам продажи шли не очень хорошо: молодым фермерам едва хватало денег на то, чтобы прокормить быстро растущую семью. Сколько бы сил супруги ни вкладывали в свое дело, им так и не удалось обжиться в чужом краю. Аргентина не смогла стать для них новым домом. И когда, не перешагнув и сорокалетнего возраста, отец Вайолетт умер, осиротевшее семейство вернулось в Великобританию.

Начало морской карьеры

После переезда на родину Кэтрин Джессоп нашла для себя место стюардессы в пассажирской компании «Уайт Стар Лайн», базировавшейся в Ливерпуле, а Вайолетт поступила учиться в школу, основанную при женском монастыре.

Но вскоре мать семейства серьезно заболела и умерла, и старшей дочери ничего не оставалось, кроме как задуматься о поисках работы. Это была единственная возможность помочь младшим братьям и сестрам выжить и встать на ноги.

Вайолетт оставила учебу и, как до этого ее мать, устроилась работать стюардессой на круизный лайнер. Надо отметить, что сначала мисс Джессоп не хотела работать на «Уайт Стар Лайн»: компания занималась трансатлантическими рейсами, а суровый океанический климат становился дополнительным фактором риска для корабля и был не по нраву теплолюбивой Вайолетт Констанс. Но в итоге она согласилась и на риск, и на холод, прельстившись солидным жалованьем: «Уайт Стар Лайн» платила стюардессам 210 фунтов в месяц. Правда, и работать за такие деньги приходилось немало – Вайолетт и ее коллеги проводили на ногах по 17 часов в сутки. Впрочем, привитые родителями трудолюбие, аккуратность и ответственность стали для Вайолетт хорошим подспорьем – она была на отличном счету у начальства.

Борьба за клиента

В то время между крупными трансатлантическими перевозчиками развернулась нешуточная конкуренция: каждая компания отчаянно боролась за пассажиров; инженеры, декораторы, команда и обслуживающий персонал шли на самые разные ухищрения, чтобы привлечь публику. Именно в ходе этой борьбы руководство «Уайт Стар Лайн» поставило своим конструкторам задачу: создать и вывести на маршрут трансатлантические круизные лайнеры, превосходящие корабли конкурентов по всем показателям – по скорости, комфорту, роскоши, а главное, безопасности. Именно так появились «гончие океана» – «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик», названный в будущем «Британиком».

Компания делала особый акцент на быстроходности своих судов. На кораблях были установлены гигантские мощные двигатели, благодаря которым огромные лайнеры могли развивать скорость до 42 км/ч, или, по морской мере, 23 узла.

Все корабли ливерпульской компании позиционировались как «непотопляемые». По крайней мере, именно так их окрестил авторитетный ежеквартальный британский журнал «Судостроитель». Это уникальное качество должно было обеспечить эксклюзивное ноу-хау: у судов было 16 водонепроницаемых отсеков, двойное дно и герметичные двери в переборках. В случае аварии их можно было бы закрыть прямо с капитанского мостика. Причем, согласно широко растиражированным результатам инженерных расчетов, даже если бы случилось маловероятное затопление четырех отсеков, судно по-прежнему осталось бы на плаву.

Первый лайнер «Уайт Стар Лайн», «Олимпик», стал знаковым судном в истории кораблестроения. Его сборка завершилась 29 мая 1911 года, но еще около месяца, прежде чем отправиться в первое плаванье, он играл роль выставочного экспоната: в целях рекламы лайнер открыли для посещения. Создатели корабля постарались на славу, спроектировав огромный, протянувшийся через все палубы, богато украшенный обеденный зал. Не меньший восторг вызывала у гостей и главная лестница первого класса, которая уместно смотрелась бы даже во дворце. Роскошь и огромные размеры лайнера удивляли и восхищали посетителей. На это и рассчитывали владельцы нового корабля. Желающих совершить на нем путешествие было более чем достаточно.

На борту «Олимпика»

Когда Вайолетт впервые ступила на борт «Олимпика», ей было 23 года. Она обладала примечательной внешностью: серо-голубые глаза, медные волосы и легкий ирландский акцент. Рост девушки едва доходил до 160 см. Чтобы выглядеть более зрелой и не выделяться на фоне других стюардесс, которые были намного старше ее, Вайолетт не пользовалась косметикой и одевалась в неброскую одежду серых тонов.

В то время, когда на лайнер еще водили экскурсии, для мисс Джессоп уже начались трудовые будни. На борт корабля прибывали постельное белье, посуда, запасы продовольствия. Все это требовало строгой проверки и пересчета. Вайолетт проявляла необычайную старательность в работе, ведь именно от стюардесс зависел комфорт пассажиров во время предстоящего плавания.

1 июня 1911 года корабль совершил короткий заплыв из Ливерпуля в порт Саутгемптон, откуда должно было начаться первое трансатлантическое путешествие. В этом вояже «Олимпик» показал свои лучшие качества – быстроходность, вместительность и комфортабельность. Но, к сожалению, никто не принял во внимание еще два: громоздкость и неповоротливость.

14 июня 1911 года под руководством капитана корабля Эдварда Дж. Смита «Олимпик» отправился в первое длительное путешествие в Нью-Йорк. Но судно ожидала неудача. В порту прибытия лайнер должен был встретить портовый буксир, чтобы проводить его к месту стоянки. Маломощный, не рассчитанный на работу с кораблями такого размера, буксир затянуло под «Олимпик», в результате чего он сильно пострадал. Борта лайнера лишь слегка поцарапало.

Более серьезное происшествие случилось с кораблем 20 сентября 1911 года. В этот несчастливый день «Олимпик», проплывавший вблизи острова Уайт в проливе Ла-Манш, столкнулся с крейсером «Хоук». В результате в правом борту лайнера возникла 14-метровая пробоина. Правда, она была немного выше ватерлинии, так что корабль не начал тонуть. Пострадал и «Хоук»: ударом ему разнесло носовую часть, но в целом повреждение не было фатальным. Перепуганных пассажиров доставили целыми и невредимыми в ближайший порт. Оба судна были быстро отремонтированы.

Наверное, механикам следовало тщательнее следить за техническим состоянием лайнера. 24 февраля 1912 года по пути из США в Англию корабль потерял одну винтовую лопасть и снова был отправлен в ремонт, на этот раз в Белфасте.

Катастрофа в проливе Ла-Манш стала для Вайолетт Констанс первым удачно пережитым морским происшествием. А «Олимпик» оказался единственным из трех кораблей «Уайт Стар Лайн», прослужившим до самой старости.

На борту «Титаника»

«Олимпик» встал на прикол в доке – эти расходы были для «Уайт Стар Лайн» неизбежны. А вот платить за простой экипажу никто не желал. Но и терять опытную и отлично зарекомендовавшую себя команду и хорошо обученный обслуживающий персонал было бы расточительством. Поэтому всем предложили новый контракт – на «Титанике», практически близнеце «Олимпика».

Постройка «Титаника» началась еще весной 1909 года на верфи «Харленд энд Вулф», расположенной в Белфасте. 31 мая 1911 года судно спустили на воду, и почти через год оно отчалило в свое первое плавание. Этот рейс для «Титаника» оказался также и последним: 14 апреля, столкнувшись с айсбергом, корабль пошел ко дну.

Вайолетт, прислушиваясь к интуиции, долго сомневалась, переходить ли ей на другое судно. Но все ее знакомые и сослуживцы в один голос твердили, что работа на «Титанике» станет отличной рекомендацией, и, поддавшись уговорам, стюардесса снова поднялась на борт корабля фирмы «Уайт Стар Лайн». Кроме личных вещей на «Титаник» Вайолетт взяла переписанный перевод древней еврейской молитвы, которую когда-то дала ей знакомая старая ирландка. Вайолетт была набожной католичкой и верила, что священные слова уберегут ее от огня и воды. Она не только сама раз за разом повторяла молитву, но и уговорила читать ее свою соседку по каюте.

                                                                                                               

В момент катастрофы

Казалось, что судьба в очередной раз давала подсказки. Едва «Титаник» отчалил от пристани, как в его борт чуть было не врезался американский пароход «Нью-Йорк». Еще не отошедшая от предыдущей катастрофы команда корабля почувствовала неладное.

Но на четвертый день плавания мрачные настроения экипажа развеялись. Корабль легко рассекал водные просторы, море было безмятежным, качка почти не чувствовалась. Пассажиры также пребывали в хорошем расположении духа – танцевали, пели, играли в покер, бридж, домино и мини-гольф. Погода была отличной, испортилась она только к ночи: резко начала падать температура, а от воды поднялся густой слой тумана. От других судов на борт «Титаника» стали поступать сообщения о встречающихся в воде глыбах льда.

Около полуночи корабль вплотную подошел к одному из айсбергов и не смог избежать столкновения. В результате лайнер получил многочисленные повреждения стального борта. В некоторых из водонепроницаемых отсеков образовались пробоины.

К моменту катастрофы Вайолетт закончила свою вахту и готовилась ко сну в каюте. Она была уже в постели, когда в 23:40 «Титаник» по касательной налетел на айсберг. Пассажиры, находившиеся на верхних палубах, почувствовали лишь слабый толчок и легкое дрожание корпуса, но на нижних палубах удар ощущался сильнее и заставил стюардессу подскочить на месте.

Через полчаса после аварии судно стало клониться к носу. Гибель корабля была вопросом ближайшего времени. Начался спуск 20 имеющихся на борту спасательных лодок, предназначенных для эвакуации 1178 человек. Однако людей на борту находилось намного больше – только пассажиров было 1317 человек, а ведь оставались еще 908 членов экипажа и обслуживающего персонала.

Столкновение с айсбергом для многих присутствовавших на судне не было очевидным, и далеко не все понимали, что грядет катастрофа. Чтобы не поднимать панику, пассажирам сообщили, что эвакуация – всего лишь мера предосторожности. Сам корабль не выглядел терпящим бедствие: на борту по-прежнему работало электричество, да и крен на нос поначалу не был заметен. Поэтому пассажиры с большой неохотой покидали уютные каюты. Рассадкой людей в шлюпках занимались офицеры, которые не знали, сколько человек на самом деле может выдержать спасательная лодка, и потому загружали каждую только наполовину.

Вайолетт, продолжавшая исполнять обязанности стюардессы, вместе с пассажирами оказалась в шлюпке № 16. Как вспоминала удачливая женщина, перед самым отплытием в спасательной лодке из суетящейся толпы к ней подбежал один из офицеров и протянул ей младенца.

О событиях на «Титанике» мисс Джессоп вспоминала: «Мне было приказано выйти на палубу. Там спокойно прогуливались пассажиры. Я стояла на переборке с другими стюардессами, наблюдая, как женщины держатся за своих мужей, прежде чем сесть в лодки со своими детьми. Через некоторое время после этого корабельный офицер приказал нам сесть в лодку первыми и показать другим женщинам, что это безопасно. Когда лодка опускалась, офицер сказал мне: «Мисс Джессоп, берегите этого ребенка». И положил завернутого младенца мне на колени».

На помощь людям с тонущего «Титаника» спешили 7 судов, среди которых первым оказался пароход «Карпатия», находившийся менее чем в 100 км от места катастрофы и пришедший туда спустя два часа после гибели корабля. Спасательные работы проводились свыше четырех часов, в результате удалось поднять на борт порядка 700 человек. Вайолетт с младенцем оказались в числе первых спасенных.

На борту «Карпатии»

Когда Вайолетт поднялась на борт спасительного парохода, к ней подбежала незнакомка. Позже стюардесса вспоминала: «Я все еще держала ребенка, когда ко мне подскочила женщина, выхватила его и убежала. Казалось, что она оставила его на палубе «Титаника», и ушла за чем-то в каюту, а когда вернулась, ребенка уже не было». Мисс Джессоп еще долго приходила в себя от пережитой катастрофы и пыталась согреться. Она не знала, кто забрал младенца, но надеялась, что все-таки случилось чудо и он попал в руки родного человека. Но больше всего стюардессу смутило то, что незнакомка даже не сказала ей спасибо.

Трагедия, произошедшая с «Титаником», всколыхнула весь мир, но для Вайолетт все закончилось благополучно. К удивлению знакомых, которые были уверены, что женщина навсегда оставит опасную работу, мисс Джессоп продолжила сотрудничать с «Уайт Стар Лайн».

Вайолетт Джессоп на борту «Британика»

«Британик» стал третьим и последним из судов-гигантов ливерпульской компании. Его строительство началось в 1912-м. Спустя два года лайнер был спущен на воду, но отделочные работы на нем все еще продолжались. Габаритами «Британик» был похож на другие корабли фирмы, но, в отличие от своих предшественников, был оснащен более продуманными водонепроницаемыми переборками, проходящими сквозь все палубы, на которых должны были расселиться пассажиры первого класса. Судно предназначалось для перевозки 3300 человек, но так и не сделало ни одного пассажирского рейса.

Отделка лайнера заняла около полугода, и в августе корабль готовился к своему первому плаванью: он должен был преодолеть путь от Саутгемптона до Нью-Йорка. Но после начала Первой мировой войны корабль, который мог бы покорять океан, везя на борту сотни изысканно одетых пассажиров из высшего общества, экстренно переделали в плавучий госпиталь.

В это время Вайолетт поступила медсестрой в Британский Красный Крест. И конечно, ее огромный опыт работы стюардессой не остался незамеченным. В 1916 году мисс Джессоп отправили лечить раненых на «Британик».

Плавучий госпиталь расположился в Средиземном море, воды которого были относительно безопасны. Угрозу для кораблей представляли лишь немецкие подлодки, расставлявшие мины в проливах между островами. На одну из них и наткнулся «Британик» 21 ноября 1916 года.

Взрыв повредил носовую часть лайнера, но судно осталось на плаву и продолжило движение. Положение не казалось настолько серьезным, чтобы проводить срочную эвакуацию, и капитан попросил медсестер и других членов команды не прерывать только что начавшийся завтрак. После утренней трапезы Вайолетт вместе с остальными медсестрами занялась своими каждодневными делами. Ни у кого и мысли не возникло, что в это время через пробоину корабль заполняет морская вода. Но вскоре «Британик» стало заметно кренить на правый бок.

Дурная слава компании «Уайт Стар Лайн» сыграла свою роль – на борту началась паника. В эфир полетели сигналы бедствия. В это время «Британик» продолжал движение и все больше кренился вправо. Прежде чем спускать шлюпки на воду, команда корабля должна была дождаться полной остановки судна, ведь двигатель мощностью в 18 тыс. л. с. все еще вращал гребные винты. Но, несмотря на приказ капитана, эвакуацию начали раньше, и произошел несчастный случай.

Первые две лодки с людьми затянуло под киль еще работающими винтами. В одной из них находилась и Вайолетт. В последнюю минуту, прежде чем лодка была разбита, стюардессе удалось из нее выпрыгнуть, и это спасло ей жизнь. Оказавшись под водой, мисс Джессоп попала в круговорот и стукнулась головой о днище лайнера. Женщину уберегли густые волосы, ослабившие удар. Вскоре течение вынесло хрупкую стюардессу на поверхность. Многие годы после этого Вайолетт страдала от головных болей. Когда она обратилась к врачу, тот нашел в черепе женщины большую заросшую трещину.

Сигнал бедствия, подаваемый с «Британика», приняли три корабля, находившиеся неподалеку. Когда суда добрались до потерпевшего крушение лайнера, он уже начал тонуть. Большей части пассажиров удалось спастись, и они были подняты на борт подоспевших кораблей. Под винтами «Британика» погиб 21 человек. И еще 9 раненых, которых вытащили из воды, умерли позже. Но к Вайолетт судьба снова оказалась благосклонна – она выжила. Как вспоминала мисс Джессоп, покидая судно, она успела захватить зубную щетку, которой так не хватало стюардессе на «Карпатии» после крушения «Титаника».

Интересно, что после всех усовершенствований «Британик» считался более прочным и безопасным, нежели «Титаник». Однако теория теорией, а на практике же вышло иначе – после злополучного столкновения «Титаник» пробыл на плаву около трех часов, а «Британик» затонул спустя час.

42 года в плаваниях

После короткого курса лечения, на удивление всему миру, Вайолетт Констанс продолжила работу на больших круизных кораблях. Она перешла на суда компании «Рэд Стар Лайн». На борту лайнера «Бельгенланд», выполняя обязанности горничной, женщина дважды совершила кругосветное путешествие, а затем устроилась на работу в компанию «Роял Мэйл Лайн».

В 1950 году стюардесса вышла на пенсию и купила домик в Грэйт-Эшфилд на востоке Англии, где вела спокойную, уединенную жизнь. Внешне ее дом был ничем не примечателен, зато внутри он напоминал музей с необычными экспонатами, привезенными из различных уголков земного шара. Все свое время Вайолетт проводила в саду и за разведением кур, к которым у нее было особенно трепетное отношение.

К сожалению, о личной жизни Вайолетт Констанс достоверной информации нет. Предположительно, она была замужем один раз в конце 30-х годов. Ее избранником стал моряк торгового флота. Но детей от их брака зарегистрировано не было. Сама Вайолетт в шутку вспоминала, что на одном из рейсов ей сделали предложение руки и сердца трое мужчин, среди которых даже был пассажир первого класса.

Звонок из прошлого

Однажды мисс Джессоп разбудил телефонный звонок. Женский голос на том конце провода поинтересовался у Вайолетт, не спасала ли она младенца в ночь катастрофы на «Титанике». Удивленная пенсионерка ответила, что такое действительно было. Тогда ее собеседница воскликнула: «Я была тем ребенком!» – рассмеялась и бросила трубку.

Позже биограф и близкий друг мисс Джессоп Джон Мэкстоун-Грэм предположил, что ночной звонок от якобы спасенного младенца – это розыгрыш деревенских детей, но Вайолетт ответила, что Джон единственный, кому она рассказывала о малыше. Тайна ребенка, которого стюардесса забрала с «Титаника», до сих пор не разгадана. Судя по уцелевшим документам, единственным младенцем, который спасся на шлюпке № 16, был Эссад Александр Томас. Но пятимесячного ливанца увезла с тонущего корабля одна из пассажирок второго класса.

Необычная судьба Вайолетт Джессоп вдохновляла режиссеров и писателей – женщина стала прототипом главной героини пьесы Криса Берджесса «Айсберг – прямо по курсу», а также прообразом храброй стюардессы Люси в знаменитом «Титанике» Дж. Камерона.

Мисс Джессоп дожила до 83 лет, скончавшись 5 мая 1971 года от сердечной недостаточности.

Судьба этой женщины до сих пор ставит в тупик исследователей кораблекрушений. С одной стороны, Вайолет Констанс можно назвать счастливицей – ведь ей трижды удавалось избежать смерти. С другой – то, что она трижды оказалась в ужасной катастрофе, может говорить и об обратном.