На суше и на море
21 июня активисты одной из неправительственных организаций из Дрездена подобрали в Средиземном море, недалеко от побережья Ливии, более двух сотен беженцев. Однако ни одна из стран Европейского союза – куда, собственно, и стремятся нелегальные мигранты из государств Африки и Ближнего Востока – не соглашалась принять судно Lifeline. Почти неделю корабль, на борту которого вместе с экипажем находилось более 250 человек, был вынужден провести в море. И только 27 июня Мальта дала Lifeline разрешение войти в один из ее портов. Причем случилось это лишь после переговоров между главой мальтийского правительства Джозефом Мускатом и премьер-министром Италии Джузеппе Конте, во время которого последний заверил: часть находящихся на борту корабля беженцев примет Италия.
Казалось бы, история, ставшая предметом бурного обсуждения и негодования со стороны Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Международной организации по миграции, обрела счастливый конец. Вот только, как оказалось, вход Lifeline в мальтийский порт для спасателей-активистов был лишь ее началом. Так, практически сразу же Джозеф Мускат заявил, что судно будет конфисковано, так как оно «не принадлежит какому-либо государству». Несмотря на то, что сама благотворительная организация базируется в Германии, Lifeline ходит под голландским флагом, однако власти Нидерландов отрицают официальную регистрацию корабля в этой стране.
Мальтийские власти разрешили членам экипажа покинуть Lifeline, а вот его капитану Клаусу-Петеру Рейшу после допроса в полиции пришлось вернуться на борт. Чуть позже на судебном заседании его обязали сдать паспорт, предписали еженедельно появляться в отделении полиции и назначили залог в 10 тыс. евро, который, к слову, был внесен. Также против него были выдвинуты обвинения в незаконном вхождении Lifeline в мальтийские воды, использовании в водах Мальты судна без регистрации и лицензии и отказ выполнить требование со стороны Италии, настаивавшей на том, что терпящих бедствие мигрантов должен подобрать ливийский патруль. Согласно заявлению адвоката Рейша, который ссылался на слова самого капитана, его клиент чувствует себя «жертвой кампании, направленной против НПО и, в конечном счете, против беженцев».
В то же время стало известно, что экипаж Lifeline – не единственные, у кого есть проблемы с Мальтой. 5 июля из здешнего порта не выпустили судно Sea Watch 3, принадлежащее одноименной немецкой неправительственной организации, занимающейся поиском и спасением нелегальных мигрантов. «Заблокированным» оказался и самолет этой НПО. Мальтийские власти сослались на официальное коммюнике, которое было выпущено после начала расследования в отношении прибывшего в ее порт Lifeline и в котором сообщалось, что до прояснения связанных с этим делом вопросов «Мальта не может позволить организациям, структура которых схожа с субъектом расследования, использовать порты Мальты для своих операций». А если говорить о неофициальных объяснениях, то мальтийские власти – а вместе с ними и ряд других европейских политиков – считают, что действия подобных НПО поощряют нелегальную миграцию и способствуют росту преступной деятельности контрабандистов.