Более 130 лет ученые пытаются разомкнуть уста древней Хараппской цивилизации. У лингвистов имеются текстовые артефакты из стеатита и терракоты, возраст которых составляет по меньшей мере четыре тысячи лет. Проведены десятки исследований, выдвинуты сотни гипотез, а разгадка не стала ближе. Что означают квадраты, прямоугольники, зубчатые линии и сложные рисунки-символы, когда-то начертанные на юге полуострова Индостан?
Ученые могли бы пожаловаться на малое количество артефактов – мол, имеющихся памятников не достаточно для успешной дешифровки письменности. Однако печатей и других находок с причудливым символьным рядом насчитывается свыше 5 тыс., а общий объем текста составляет 18 680 знаков! Увы, все эти памятники сами по себе довольно малы. И объем текста, который умещается на них, включает всего десяток символов. Для успешной дешифровки неизвестной системы письменности лингвистам необходимы не надписи в два-три слова, а довольно большой и связный текст, в котором проявляются все уровни грамматических закономерностей письменной системы. Желательно, продублированный на еще каком-нибудь языке, как в случае с Розеттским камнем. К концу прошлого века было предпринято более 60-ти попыток дешифровать хараппскую письменность. Среди этих работ нет ни одной, которая бы соглашалась в толковании символов с другими. Даже количество уникальных знаков варьируется в разных работах от 62 до 700.
Хараппская цивилизация
Индостан – огромный полуостров в Азии, который находится к югу от Гималаев и занимает площадь 2 млн. км2. Его пересекает великая река, давшая название и местности, и проживающей на нем нации – Инд. Индостан омывается Аравийским морем и Бенгальским заливом. В настоящее время на полуострове располагаются государства Индия, Пакистан и Бангладеш.
Хараппская цивилизация названа так по первому открытому поселению близ города Хараппа. Обнаружили древний город довольно давно – еще в середине XIX века. Тогда английские железнодорожники прокладывали рельсы между городами Карачи и Лахор и остро нуждались в материале для насыпи под рельсы. Работники, нанятые из местных жителей, с готовностью подсказали выход – неподалеку от городка Хараппа есть какой-то заброшенный и никому не нужный холм с обожженными кирпичами… Так остатки древней цивилизация долины Инда в прямом смысле слова послужили опорой для современного прогресса. Кирпича в древнем городе оказалось так много, что его с лихвой хватило на прокладку 160 км железнодорожного полотна.
Только в последней четверти XIX столетия состоялось повторное открытие объекта. Сэр Александр Каннингхэм, директор Археологической службы Индии, приехал к загадочному холму. Осознав масштаб разрушения, причиненного памятнику железнодорожниками, Каннингхэм добился неприкосновенности объекта и быстро организовал раскопки. Дело шло трудно, однако вскоре в руки археолога попала печать из стеатита, на которой четко проступал рисунок быка – традиционный в индийской культуре символ – и ряд неизвестных знаков. Каннингхэм знал санскрит, но надпись не была на него даже отдаленно похожа. Археолог предположил, что эта печать была привезена сюда издалека. Шли годы, раскопки в Хараппе продвигались медленно, да и сам Каннингхэм, уже успевший сделать самое главное – объявить древний город историческим наследием Индии, – утратил интерес к археологии. Он вышел в отставку в 1885 году.
Спустя без малого 30 лет, в 1914-м, к руинам близ Хараппы направился с экспедицией сэр Джон Маршалл, тогдашний директор Археологического управления Индии. Он плодотворно и методично исследовал заброшенный город и обнаружил еще две печати с надписями, значения которым, впрочем, придал немного. А в 1919 году коллега Маршалла, индус Ракхал Дас Банержи, занимавшийся раскопками буддийского святилища в местности Мохенджо-Даро, что лежит примерно в тысяче километров к юго-западу от Хараппы, обнаружил в древнем культурном слое аналогичную хараппской печать из стеатита.
Банержи представил свои находки Маршаллу, который отправил их в свой археологический центр для изучения и сравнения. После анализа Маршалл писал в своем дневнике: «Это находки из двух мест, принадлежащих одной и той же культуре и относящиеся к одному и тому же времени. И они совершенно не вписываются в то, что нам было известно об Индии ранее».
Неизвестная Индия
В 1924 году Маршалл решил воспользоваться помощью мирового ученого сообщества и опубликовал фотографии своих печатей в Illustrated London News, ведущем археологическом журнале Великобритании в начале прошлого века. В примечании к фото он отмечал, что ученым не так часто выпадает честь стоять на пороге великого открытия забытой цивилизации. До настоящего времени, писал археолог, все найденные артефакты уводили историков не дальше III века до Рождества Христова. А представленный на суд общественности ряд предметов не имеет ничего общего со всеми известными до этого археологическими находками в Индии.
Основная интрига заключалась как раз в определении возраста печатей. Ракхал Банержи во время раскопок буддийского святилища в Мохенджо-Даро обнаружил в одном из верхних слоев монеты, которые датировались II веком н.э. Но печати были найдены гораздо глубже и, следовательно, должны быть древнее монет. Вопрос – на сколько?
После публикации фотографий в журнале мгновенно стартовала открытая переписка ученых. Уже в следующем номере Illustrated London News опубликовал ответ Сойса, специалиста по Ассирии из Оксфорда. Он отмечал сильное сходство находок Маршалла с печатями из древней Месопотамии. Еще более точные данные смог предоставить Эрнест Маккей, письмо которого было опубликовано следующим. Он был руководителем американской экспедиции, которая изучала месопотамское царство Киш и также обнаружила при проведении раскопок аналогичные печати. В личном письме к Маршаллу Маккей уточнил: археологи раскапывали храм бога войны Илбаба и по окружающему культурному слою датировали найденную печать примерно 2300 годом до н.э.
Две столицы
После таких сенсационных известий Археологическая служба Индии с воодушевлением взялась за разработку исторических объектов. Руины в Хараппе из-за высокой степени разрушения железнодорожниками было решено на некоторое время законсервировать. Экспедиция переместилась в Мохенджо-Даро. Раскопки были поистине масштабными – в общей сложности в работах принимали участие свыше 800 человек. Археологический лагерь напоминал небольшой город.
С самого начала археологи поняли, что им повезло. Мохенджо-Даро не подвергся такому разрушительному вандализму, как Хараппа, а толстые наслоения песка и ила законсервировали древний город. За 6 лет раскопок археологи выяснили следующее. Мохенджо-Даро был многолюдным культурным и ремесленным центром в III тысячелетии до н.э. и имел на редкость продуманную планировку. В ее основе лежало деление на сектора-кварталы. Цитадель господствовала над всем городищем, с севера на юг город пересекал бульвар 9-метровой ширины. Через каждые 180–200 м его под прямым углом пересекали артерии улиц. Окончания улиц превращались в аллеи шириной 1,5–3 м.
Архитектура Мохенджо-Даро оказалась разнообразной и искусной. Здесь находились как частные дома, так и общественные здания высотой в несколько этажей. Все постройки были выполнены из обожженного кирпича. В городе был организован доступ к питьевой воде – колодцы находились на главных улицах и во двориках частных домов. Практически в каждом жилом сооружении имелась своя купальня, а нередко и туалет. Да-да, древние Рим и Китай оказались не единственным государствами, которые могли похвастаться канализацией. В Мохенджо-Даро уже в III тысячелетии до н.э. функционировала система каналов для вывода нечистот за пределы города.
Как показали раскопки, проведенные позже, в Хараппе была аналогичная планировка и идентичная архитектура. Такие же стреловидные, широкие улицы, пересекающие под прямым углом центральный бульвар, тот же обожженный кирпич, система канализации. После сопоставления этих фактов археологи выдвинули гипотезу о том, что Хараппа и Мохенджо-Даро были городами-близнецами в процветающем древнеиндийском царстве. Последующие исследования, кстати, определили масштабы Хараппской цивилизации. В период своего расцвета с 2400 по 1900 годы до н.э. в городах долины Инда проживало около 5 млн. человек, а территория простиралась на 1100 км с севера на юг и на 1600 км с запада на восток, не считая колоний и промышленных поселений за пределами основного ареала.
Классификация и предназначение
Таким образом, стеатитовые таблички с непонятными символами одним махом расширили историю Индии по меньше мере на 2 тыс. лет, подтвердили наличие развитых торговых отношений древней Индской цивилизации с Месопотамией, Шумером и другими государствами, а также помогли установить, что Хараппская цивилизация была самой крупной из всех древних развитых культур своего времени.
Пока археологи откапывали улицы Мохенджо-Даро, лингвисты и дешифровщики работали над интригующим текстом табличек. Было установлено, что большинство надписей находится на печатях или табличках из стеатита, реже – из фаянса и терракоты. Часто текст сопровождает изображение животного или другой символ, заметно увеличенный в масштабе по отношению к остальным. Многие таблички имеют просверленное отверстие – предположительно, для удобства ношения или крепления к чему-либо. Кроме табличек и печатей, символы таинственной письменности присутствуют на стенках керамики, костяных и деревянных палочках, мелких скульптурах. Также встречаются надписи на оружии и украшениях.
Советский этнограф Маргарита Альбедиль предложила следующую классификацию этих символов. Надписи на табличках могли служить товарными бирками или амулетами. Цепочки знаков на керамике и статуэтках могли преследовать религиозные цели. На это указывает выделение во всей этой группе знака, интерпретированного как «жертва». Надписи на оружии, скорее всего ритуальном, должны были выполнять календарно-хронологические функции, а символы на украшениях означали знаки отличия.
Три падежа Мериджи
Серьезное исследование, призванное проникнуть в суть древнеиндийских надписей, провел итальянский лингвист Пьеро Мериджи. Автор начал свое исследование с отказа от попыток звукового прочтения текста. Вместо этого ученый сосредоточился на комбинаторном методе, при котором толкование отдельных символов или их совокупности основывается на внутренней закономерности текста, через которую можно проникнуть в его суть. В своей работе он сосредоточился на трех важнейших аспектах: фиксация вспомогательных знаков, например словоразделителей, обнаружение знаков для обозначения самых частотных грамматических имен и объяснение ряда отдельных символов.
В ходе исследования ученый пришел к выводу, что система письма в древней долине Инда была идео-фонографической. На это указывает количество знаков – заметно превышающее количество звуков, которые может издать голосовой аппарат человека, но недотягивающее до полноценной иероглифической системы, где каждый символ обозначает звук, слог или слово.
Мериджи соглашается с некоторыми своими коллегами, что в письменности долины Инда числовые символы употреблялись, в том числе, как звуковые. Также он принимает направление письма справа налево и немногочисленные примеры бустрофедона. После изучения данных археологии он пришел к выводу, что печати с надписями представляют что-то вроде бирок на товар. Следовательно, на них должна содержаться информация о самом товаре, его владельце и том месте или цели, для которого он предназначается. А значит, в языке Хараппской цивилизации могли присутствовать по меньшей мере три падежа. Лингвист сопоставил группы похожих друг на друга знаков, различающихся только окончаниями, и подтвердил свою гипотезу.
В попытках объяснить отдельные символы и истолковать надписи Мериджи сформировал так называемую таблицу соответствия. В ней каждому знаку на основе логики и грамматики соответствовало определенное понятие. Так, символ, напоминающий ступку с пестиком, был обозначен им как понятие «зерно»; фигурка человека с луком – «воин»; косой крестик с горизонтальной полосой сверху – «стол» и так далее. На основе этой таблицы соответствия некоторые надписи начинали прочитываться более осмысленно – например, как «зерно для воинского стола» или «двойной груз бобовых для храма».
Следует понимать, что толкование, объяснение знаков вовсе не означает прочтение и дешифровку древнеиндийских текстов. Это один из путей расшифровки, а не конечный результат. Но стоит отметить и внутреннюю стойкость версии Мериджи. Подобный метод толкования логичен и актуален для любой глиняной таблички, а не только для тех, которые «считывал» ученый. Кроме того, «товарный» характер текста, на котором основывался лингвист, сосредоточен на области сельского хозяйства. Таблички, по предположению Мериджи, сопровождали грузы с разными видами продовольствия: зерна, бобов, плодов, ягод. Каждый из них обозначался сходным инструментом – ступкой, мотыгой, мельницей. И предназначался для определенных лиц – знати, жрецов, воинов, простых мужчин. Даже если эта версия не раскрывает окончательно секрет письменности древнего Инда, то направление дешифровки, по мнению коллег Мериджи, выбрано удачно.
Клановое общество Файрсервиса
Американский археолог В. Файрсервис утверждал, что язык древней Хараппы лого-силлабический, то есть одни символы обозначают слова, а другие – звуки или слоги. Языковая структура письменности, таким образом, строится по принципу омонимии: один и тот же набор звуков имеет разное значение.
Файрсервис приступил к разработке этой версии вместе со своим финским коллегой Аско Парполой. В качестве предполагаемого языка, для записи которого могла служить таинственная письменность, был выбран дравидийский. На нем в наши дни говорит более 100 млн. человек, проживающих на юге Индостана. Как оказалось, дравидийский язык весьма богат примерами омонимии. Ученых привлекло звучание и значение такого простого наименования, как «рыба». Схематичное изображение рыбы часто встречается на печатях Инда. По-дравидийски рыба будет звучать как «мин». Однако точно так же будет звучать и понятие «звезда». Файерсервис и Парпола вгляделись в древние оттиски. Рядом с пиктограммой рыбы часто присутствовали вертикальные знаки, по мнению ученых, выполняющие роль числительных. Таким образом, пиктограмма рыбы с 6 вертикальными знаками ясно указывала на созвездие Плеяды, которое имеет 6 звезд.
Древние индийцы были астрономами? Возможно, говорит Файрсервис. Но вполне вероятно, что эти комбинации символов служили для другого – для идентификация отдельных лиц по клановой принадлежности в таких больших городах, как Хараппа и Мохенджо-Даро. Так, одну из надписей Файрсервис перевел как «Арасамбан, Глава всех Глав Юго-Запада, и рода Луны». Звездные кланы были далеко не единственными подобными образованиями на этой территории. Все изображения животных, по мнению археолога, несут точно такую же функцию: в древней Хараппе были кланы слона, носорога, быка, единорога и многие другие. Вполне вероятно, что каждый клан занимался собственным делом, например, торговлей. Тогда отдельный индивид получал не просто родовую, а цеховую принадлежность.
Изображение единорога встречается на табличках довольно часто. В индийской традиции I тысячелетия до н.э. этот символ нес положительную окраску и означал полубожество, сверхчеловека. Антрополог Ш. Ратнагар, исходя из версии клановости Файрсервиса, утверждает, что клан единорога составлял правящую политическую или, скорее всего, жреческую касту. Более половины всех печатей с изображением этого мифического существа были найдены в Мохенджо-Даро, что указывает на главенствующее положение одного из городов-близнецов. Видимо, Мохенджо-Даро был религиозным центром древней цивилизации Инда. Члены клана единорога вели активную торговлю и с гордостью ставили свою «подпись» на «сопроводительных документах» груза. Печати с изображением единорога найдены в Иране и Месопотамии.
Письменность или орнамент?
Помимо исследователей, которые придерживаются версии о том, что на таблички нанесен именно текст, существует и лагерь ученых, которые отрицают наличие таинственной письменной системы в Хараппской цивилизации. В мировом декоративно-орнаментальном искусстве присутствуют тысячи удивительных элементов, которые, соединяясь друг с другом, могут образовывать нечто похожее на связный текст. Более того, отдельные мотивы и их сочетания часто обозначают какие-то определенные понятия. Но при этом они не являются системой письменности как таковой, призванной кодировать информацию определенного языка в четко организованном символьном ряде. Таким образом, изображения на печатях долины Инда могут нести политический или религиозный смысл, но никак не текст.
Кроме того, до сих пор не понятно, какой язык записывала эта якобы письменность. Два древнейших языка Индии – ведический и санскрит – не могут быть кандидатами, так как история Хараппы охватывает тот период, когда на территории Индостана не было носителей этих языков.
Чтобы доказать наличие внутренней структуры в символах на хараппских табличках и получить ряд новых сведений, индийский ученый Райеш Рао с командой коллег предпринял интересное исследование. Математики и программисты разработали статистический метод анализа текста, при котором специальная программа на основе уже известных текстовых систем ищет определенные закономерности в неизвестном тексте. Прежде всего, они касаются повторения символов, их сочетаний, непротиворечивость соединения символов и порядок их организации.
В качестве «базы» послужили лингвистические и нелингвистические последовательности знаков. Первые были представлены современным английским языком, языком программирования Фортран, шумерским логографическим письмом, санскритом Ригведы, старо-тамильской абигудой. Вторые – нелингвистические – системы знаков представляли ДНК человека, структурные данные белков бактерий и два искусственных набора символов.
Согласно отчету, опубликованному в журнале Science, ученые получили неопровержимое статистическое подтверждение того, что на табличках присутствует именно записанный текст, а не декоративные оттиски. Данные исследования указывают на сходство протоиндийской письменности с шумерской и тамильской системами письма. Судя по всему, отмечает Райеш Рао, эта письменная система фиксировала язык дравидийской семьи, на котором разговаривают на юге полуострова Индостан по сей день. Ученый надеется, что рано или поздно сможет найти ключ к шифру табличек и наконец-то узнать, что скрывают в себе артефакты древности.
Его надежды разделяют множество других исследователей из областей истории, этнографии, археологии и других наук. Даже с учетом фрагментарности или очевидной хозяйственной направленности надписей в них может содержаться ценная информация об ушедшей в глубину веков Хараппской цивилизации.
По сути, ученые до сих пор не знают, как именно называлось древнее государство в долине Инда, что за народы его образовали и как звучали имена их вождей. Кроме того, историкам очень любопытен период упадка Хараппской цивилизации. Почему развитая культура с выдающимися достижениями в торговле, архитектуре, ремеслах стремительно приходит в упадок и в период XVII–XV веков до н.э. исчезает с территории Индостана? И почему крупные культурные центры Хараппа и Мохенджо-Даро внезапно опустели, как будто их жители вышли за городские ворота и никогда больше не возвращались в брошенные дома? Об этом и многом другом продолжают молчать стеатитовые печати с берегов полноводного Инда.