Говоря об игроках мирового рынка, никак нельзя обойти стороной крупные компании и всемирно известные бренды. Каждый год десятки, а то и сотни агентств из разных стран составляют их рейтинги, однако и в этой сфере есть свои авторитеты. Так, традиционно большинство экспертов обращаются к данным, которые ежегодно предоставляет американский финансово-экономический журнал Forbes. И наибольшим вниманием пользуется, конечно же, предоставляемый журналом список богатейших людей мира и рейтинг Forbes Global 2000, куда попадают крупнейшие публичные компании мира. К слову, само издание уже тоже перешагнуло границы одного государства и открыло свои редакции в ряде других стран.
Forbes Global 2000
При составлении рейтинга крупнейших компаний мира, американская редакция журнала Forbes использует 4 основные критерия: доходы, чистая прибыль, стоимость активов (по отчетности за последние 12 месяцев) и рыночная капитализация компании. А так как использование только какого-то одного параметра в качестве основного может привести к односторонней и необъективной оценке, то эксперты Forbes разработали специальный коэффициент, который в равной степени учитывает все критерии.
Опубликованный в мае 2016 года рейтинг особых неожиданностей не преподнес, однако показал, что кризис в мировой экономике сохраняет свое негативное влияние даже на крупных игроков рынка. Так, по сравнению с прошлым годом, общее падение показателей составило порядка 8%. Однако при этом серьезных изменений в первой десятке списка не произошло – свое лидерство в Forbes Global 2000 по-прежнему удерживают компании из Китая и США. Единственно исключение в этом правиле – японская корпорация Toyota, которая все же смогла попасть в топ-10, причем не в последнюю очередь благодаря недавнему дизельному скандалу, который нанес серьезный удар по имиджу одного из основных ее конкурентов, компании Volkswagen.
А самой крупной компанией в мире на настоящий момент Forbes признал китайский банк ICBC (Industrial & Commercial Bank Of China). Рыночная капитализация этого предприятия равняется 198 млрд. долларов; количество сотрудников превышает 460 тыс. человек. Что характерно, контрольный пакет (более 50%) акций компании принадлежит государству. Стоит отметить, что банками из Китая представлена вся тройка лидеров. На втором месте расположился China Construction Bank, имеющий порядка 15 тыс. отделений по всей стране с общим штатом около 370 тыс. сотрудников (организация еще не так давно являлась полностью государственной, но в 2005 году часть акций была продана на Гонконгской фондовой бирже, а в 2007-м они попали уже и в листинг Шанхайской фондовой биржи). Третье место занимает Agricultural Bank of China, количество отделений которого уже приблизилось к 20 тыс., а число сотрудников превысило 500 тыс. Как и два предыдущих, сейчас этот банк стал акционерным, но доля государства в нем по-прежнему остается. Стоит отметить, что все три компании удерживают свои позиции в рейтинге Forbes уже второй год, а вот еще одному их коллеге сохранить за собой четвертое место не удалось – Bank of China переместился на шестую строку. Эксперты полагают, что свою роль в этом сыграло общее замедление темпов роста экономики Китая. Более того, китайская нефтегазовая компания PetroChina, еще в 2009-м имевшая самую большую в мире рыночную капитализацию и занимавшая в прошлом году восьмую позицию в рейтинге Forbes, сейчас и совсем не вошла в топ-10.
Зато такое положение дел сыграло на руку инвестиционной компании Berkshire Hathaway и банку JPMorgan Chase, занявшим в Forbes Global 2000 четвертое и пятое место соответственно. При этом совсем недавно председатель совета директоров Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт, известный под прозвищами Провидец, Волшебник из Омахи, или Оракул из Омахи, в очередной раз доказал, насколько он авторитетен как инвестор. Ведь мало кто может похвастаться тем, что смог одним-единственным заявлением поднять капитализацию такой известной компании, как Apple, на целых 3%. А Баффетт всего лишь сообщил, что действительно вложил крупную сумму в ценные бумаги производителя iPhone. И для игроков рынка это оказалось не просто хорошим знаком, но и сигналом к действию – как результат, Apple смог немного поправить свое финансовое положение. Да и сложно ведь не доверять человеку, который за счет своих грамотных инвестиций прочно закрепился в пятерке богатейших людей планеты.
Стоит признать, что у JPMorgan Chase, крупнейшего банка в США, а также лучшего в мире инвестиционного банка, по версии журнала Global Finance, дела идут не так радужно. Еще в мае 2010-го Федеральная комиссия США по ценным бумагам в рамках расследования торговых операций с ипотечными облигациями предъявила компании гражданские иски. В результате JPMorgan Chase установил рекорд среди банков страны по расходам на судебные разбирательства – за 5 лет, с 2008 по 2013 год, сумма выплат, произведенных компанией, превысила 18 млрд. долларов. И многие полагают, что ставить точку в этой истории пока рано, однако крупнейший американский банк уже не раз доказывал свою способность быстро и эффективно решать любые возникающие перед ним проблемы. Рыночная капитализация JPMorgan Chase в настоящий момент равна 234 млрд. долларов.
В топ-10 Forbes Global 2000 есть и еще один крупный банк из США – Wells Fargo, занимающий седьмую строку рейтинга (в прошлом году он замыкал десятку лучших). На рынке финансовых и страховых услуг эта компания известна своим динамичным развитием и готовностью молниеносно реагировать на изменение окружающих реалий. Благодаря этому более 80% роста выручки Wells Fargo имеет за счет продажи большего числа услуг уже существующим клиентам. Например, именно этот банк одним из первых в мире, еще в 1995 году, предоставил им доступ к счетам через Интернет. А о том, насколько развита сеть банкоматов, которые обслуживает банк Wells Fargo, и вовсе ходят легенды. Например, два из них – основной и резервный, – работающих по замкнутому циклу и потому не требующих пополнения, можно найти даже в Антарктиде. О многом говорит и тот факт, что крупнейшим акционером банка является Уоррен Баффет, который как-то отметил: «Я оцениваю банки по их динамизму и способности привлекать депозиты и выбрал Wells Fargo, так как это потрясающая компания. Ей удается привлекать средства по низкой цене, принимая на себя меньше рисков по кредитованию, чем конкуренты».
Восьмое место в Forbes Global 2000 занимает корпорация Apple, которая на данный момент удерживает лидерство по рыночной капитализации (приближается к 600 млрд. долларов) и владеет самым дорогим брендом. И это при том, что в последнее время компания столкнулась с рядом серьезных сложностей – например, снижением спроса на новые модели iPhone и, соответственно, сокращением дохода. Однако все это не помешало Apple не только войти в десятку, но и сместить на девятое место ExxonMobil, крупнейшую в мире частную нефтяную компанию, которая еще год назад находилась в этом списке на 2 позиции выше. Правда, свою роль здесь сыграло и стремительное падение цен на черное золото, что сделало сырьевые компании менее привлекательными для инвесторов. Так что той же ExxonMobil, например, пришлось заморозить некоторые из своих проектов на неопределенное время, а это, конечно же, сказалось на общих показателях. Но, к счастью для нее, не настолько сильно, как это случилось с PetroChina.
А замыкает топ-10 Forbes Global 2000, как уже было сказано, единственная компания не из Китая или США – японская Toyota в этот раз наглядно продемонстрировала, что не только умеет обращать в свою пользу промахи конкурентов, но и внимательно следит за ситуацией на смежных рынках. Так, некоторые аналитики считают, что рейтинг корпорации заметно подрос еще и после того, как в прессу просочилась информация о решении Toyota стать одним из инвесторов Uber, международной компании из Сан-Франциско, создавшей одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей. К слову, активные действия крупных компаний за последний год в большинстве случаев напрямую отразились на их итоговых позициях в рейтинге. Так, объединение Kraft и Heinz позволило новой организации сразу же подняться на 100 строк вверх, а страховая компания ACE после поглощения Chubb улучшила свой предыдущий результат на целых 200 позиций. Но есть и обратные примеры: после разделения с eBay позиции PayPal упали, и компания смогла претендовать лишь на 424-е место в Forbes Global 2000.
Один из наиболее авторитетных финансово-экономических журналов в мире – Forbes – был основан в 1917 году Берти Чарлзом Форбсом. Изначально журналист хотел назвать издание «Дела и их вершители», но друзья отговорили его от этого шага и предложили ему использовать в качестве названия свое имя. При жизни Форбса журнал так и не стал лидером – уж слишком много успешных конкурентов у него существовало (например, Business Week и Fortune). А в годы Великой депрессии Берти Чарлзу и вовсе приходилось оплачивать редакционные расходы из собственного кармана. Однако когда практически в это же время ему предложили продать Forbes за 10 млн. долларов, он ответил отказом, который объяснил «попыткой сохранить единственный независимый журнал Америки».
Сейчас Forbes считается ведущим деловым журналом в мире. Его штаб-квартира расположена на Пятой авеню в центре Нью-Йорка. Председателем и главным редактором издания является внук Берти Чарлза Форбса – Стив Форбс. Издателем – Ричард Карлгаард. В США Forbes – это второй по объему аудитории деловой журнал (после Bloomberg Businessweek) с тиражом более 900 тыс. экземпляров. Признание общественности издание получило благодаря своим смелым расследованиям в мире бизнеса и объективным оценкам событий, а также различным спискам и рейтингам, которые регулярно в нем публикуются.
Самый дорогой бренд
В числе рейтингов, ежегодно предлагаемых журналом Forbes, есть и список самых дорогих брендов мира. В данном случае сотрудничающие с изданием маркетологи и эксперты по брендингу руководствуются несколько иными критериями, чем одна только прибыль компании или ее рыночная капитализация. Здесь аналитиков в первую очередь интересует, как воспринимают ту или иную торговую марку потребители, готовы ли они платить за производимый под тем или иным именем продукт более высокую цену, купят ли они именно его при наличии выбора. То есть, по сути, аналитики оценивают, сколько стоит бренд. И наглядным примером может стать как раз лидер рейтинга, которым, по мнению Forbes, является корпорация Apple. Это в списке крупнейших компаний она всего лишь на восьмом месте, а вот в списке самых дорогих брендов занимает первую строку уже шестой год подряд.
Несмотря на то, что в этом году корпорация Apple впервые за прошедшее десятилетие сократила свою выручку, она по-прежнему доминирует среди той части покупателей, для которых важен бренд. При том, что новые iPhone по своему функционалу не так уж сильно отличаются от последних моделей их ближайшего конкурента Samsung, Apple назначает на них премиум-цену, и они составляют около половины от всех проданных смартфонов в США. Более того, по данным Forbes, только за рождественские каникулы мировые продажи гаджетов iPhone составили порядка 75 млн. штук. А потому издание даже не сомневается, что сразу после выпуска нового iPhone 7 магазинам стоит ожидать длинных очередей. Собственно, о том, насколько велика популярность бренда, говорит размер чистой прибыли Apple в 2015 году – 53 млрд. долларов. Стоимость бренда Forbes оценил в 154,1 млрд. долларов.
Второе место занимает известная практически любому пользователю Интернета компания Google, стоимость бренда которой за год выросла с 65,6 млрд. до 82,5 млрд. долларов, что и позволило подняться в рейтинге, подвинув на третью строку Microsoft. К слову, этим корпорациям не привыкать ни к конкуренции, ни к взаимным претензиям. Правда, в ноябре 2015 года появилась информация, что Google и Microsoft все же договорились урегулировать все судебные споры по патентным правам в отношении друг друга. Так, компании заявили, что им удалось достигнуть договоренностей касательно прав на некоторые технологии. Предполагается, что эти соглашения позволят урегулировать 18 судебных дел, которые велись в США и Германии. Финансовые условия соглашения стороны предпочли не разглашать.
Следующей за тройкой лидеров оказалась компания Coca-Cola, стоимость бренда которой была оценена в 58,5 млрд. Пятое место с очень небольшим отставанием заняла социальная сеть Facebook. Хотя, пожалуй, в этом году в центре внимания оказалась не столько прибыль или стоимость этой компании, сколько обнародованная информация о расходах на охрану ее основателя – Марка Цукерберга. Так, за три года на это было потрачено 12,5 млн. долларов, что стало самой высоким показателем на охрану руководителей среди компаний из списка Standard & Poor’s 500 Index, в который входит 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию. Представители социальной сети объяснили это «особенными угрозами его безопасности с учетом его положение как основателя, председателя и главы Facebook».
О том, насколько грамотно крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация Toyota Motor Corporation выстраивает свой имидж, уже было сказано. И конечно же, подобные шаги идут на пользу бренду, стоимость которого за год выросла на 11%. К слову, на рекламу компания тратит действительно немало – больше нее из топ-10 потратила только Coca-Cola. Кроме того, в 2015 году Toyota представила концепт автомобиля на базе седана, который сможет двигаться по автотрассе самостоятельно, и пообещала, что реальная модель подобной машины появится уже к 2020 году. И более того, концерн недавно объявил о том, что планирует инвестировать 1 млрд. долларов в создание научно-исследовательского института по изучению искусственного интеллекта и робототехники. Неудивительно, что многие покупатели считают Toyota одной из наиболее инновационных компаний в своей отрасли. В рейтинге самых дорогих брендов Forbes поставил ее на шестое место.
Седьмое место досталось компании IBM, хотя дела у нее в последнее время идут не очень – как минимум снижение продаж оборудования, выпущенного под этим брендом, наблюдается уже несколько кварталов подряд. Правда, IBM не унывает и активно ищет альтернативные пути развития, так что эксперты утверждают, что сбрасывать ее со счетов пока рано. Есть проблемы и у обладателя девятой строки рейтинга – McDonald’s. Несмотря на то, что рестораны компании, по ее данным, ежедневно обслуживают порядка 69 млн. клиентов в 100 странах мира, убыточных заведений в США, Китае и Японии становится все больше. А вот расположившийся между IBM и McDonald’s на восьмой позиции Disney никаких трудностей, похоже, не испытывает. По итогам 2014 года киностудия была признана самой прибыльной в Голливуде, причем во многом благодарить за это стоит кассовый успех фильма «Малефисента» с Анджелиной Джоли в главной роли, который в мировом прокате заработал для киностудии Walt Disney Pictures более 758 млн. долларов. Как результат, за 2015 год подросла и стоимость бренда Disney.
За право занять десятую строку соперничали Samsung и General Electric – последней повезло чуть больше, хотя в обоих случаях речь шла скорее не о том, чей рост окажется более динамичным, а о том, какая из компаний сможет лучше справиться с преследующими ее неудачами. В итоге стоимость бренда Samsung была оценена в 36,1 млрд. долларов, а стоимость GE – в 36,7 млрд. Несмотря на эту победу, многоотраслевой корпорации из США, производящей огромное количество видов техники – от медицинского оборудования до локомотивов и атомных реакторов, – есть над чем задуматься. Дело в том, что еще год тому General Electric входила в топ-10 списка Forbes Global 2000, тогда как сейчас корпорации нет даже в первой двадцатке, в которую Samsung как раз попал.
Отдельного внимания заслуживают так называемые стартапы, или компании, которые вышли на рынок относительно недавно, а потому имеют короткую историю операционной деятельности. Кстати, сам термин впервые был употреблен именно в журнале Forbes еще в 1976 году, однако в активный обиход определение вошло спустя несколько десятков лет. Сейчас, правда, ведется немало споров о том, с какого момента проект стоит перестать считать стартапом, но вряд ли в ближайшее время появится единое мнение по данному вопросу.
Если говорить о наиболее успешных стартапах – согласно оценке рыночной стоимости компании – за прошедшие 10 лет, то тройка лидеров выглядит вполне однозначно. На третьем месте расположился сервис Pure Storage, предназначенный для анализа и хранения данных и рассчитанный в основном на корпоративных клиентов. Компания была основана в 2009 году, и практически сразу же The Wall Street Journal дал ей звание «Инновация года». Партнерами проекта выступили такие мощные инвестиционные фонды, как Greylock Partners, T. Rowe Price Associates иTiger Global. Стоимость компании на данный момент оценивается в 4 млрд. долларов.
Второе место в рейтинге стартапов удерживает Airbnb – еще один сервис, только рассчитанный уже не на бизнес-клиентов, а на всех, кто любит путешествовать. С его помощью туристы могут быстро и легко арендовать жилье на короткий или длительный срок непосредственно у его владельцев. Сейчас Airbnb считают одним из лидеров на рынке экономики совместного потребления. Компания была основана в 2008 году, и за это время ее услугами воспользовались более 11 млн. человек. Стоимость стартапа – 10 млрд. долларов.
А первое место занимает проект, который уже давно превратился в серьезный бизнес, хотя формально все еще может считаться стартапом. Речь идет о сервисе Uber, позволяющем пассажирам самостоятельно находить свободных водителей, резервировать автомобиль, отслеживать его перемещение к указанной точке и расплачиваться за это с помощью банковской карточки (а в некоторых странах – и наличными денегами), данные которой уже имеются в его личном приложении для смартфона. Проект стартовал только в 2009 году, однако его основатель Трэвис Каланик уже несколько лет не покидает рейтинги самых богатых людей мира. При этом Uber активно осваивает и другие рынки, для которых важна продуманная логистика – например, доставка продуктов, почтовые услуги или курьерские перевозки. Стоимость компании оценивается в 40 млрд. долларов.
Рейтинги, предоставленные различными финансово-экономическими изданиями или агентствами, могут различаться между собой, однако различия нечасто бывают значительными и обычно не затрагивают лидеров. Сами списки составляются ежегодно и, кроме прочего, являются наглядным показателем того, какие страны в настоящий момент имеют наибольший вес на мировой экономической арене. И в наибольшей степени это касается рейтингов, подобных Forbes Global 2000. Так, чтобы понять, насколько сейчас сильны экономики Китая и США и какая острая конкуренция идет между ними, достаточно просто взглянуть на данные, предоставленные Forbes за последних несколько лет.
Причем рейтинги этого издания сейчас имеют настолько большой вес, что даже крупные инвесторы учитывают их, планируя совершить серьезные вложения, а сами компании – даже очень именитые – гордятся своими лидерскими позициями и с гордостью сообщают о вхождении в топ-10 или топ-25 Forbes Global 2000 в своих пресс-релизах.