Прибыв в столицу Швеции, вы не встретите ни суровых морозов, ни палящей жары – приятный мягкий климат станет одним из лучших спутников в долгих пеших прогулках. Тем более что посмотреть здесь, безусловно, есть на что. Сад-музей скульптора Карла Миллеса, царство сказок Астрид Линдгрен, Старый город – вам остается только выбрать. И ведь это еще далеко не все, что может предложить Стокгольм пытливым путешественникам, готовым открыть для себя его красоты и страницы истории.

     

Остров на столбах

     Стокгольм – город, который покоряет гостей любого возраста. Визитеры от мала до велика находят в нем интересные для себя места. Кто-то восхищается величественными средневековыми постройками, сохранившимися практически в первозданном виде, а кого-то манят современные экорайоны, равных которым мало где еще встретишь. Удивительные чистота и спокойствие, царящие в Стокгольме, поражают многих туристов. Да и в какой еще из современных европейских столиц можно искупаться в реке в самом центре города?

     Интересный факт: существует две трактовки названия шведской столицы. Первая гласит, что в переводе со шведского stock обозначает «столб», а holme – «остров», и вместе это трактуется как «остров на столбах». Подтверждением этой версии служит легенда, которую вам расскажут едва ли не сразу, как вы попадете в столицу. Когда было вынесено решение о строительстве Стокгольма, то долго не могли определить, на каком именно острове начать возводить город. По преданию, шведы пустили бревно в воды озера Меларен – к какому острову оно причалит, там, мол, и заложим город. Течение прибило «судьбоносное бревно» к острову Гамла Стан, который в настоящее время является историческим и культурным центром Стокгольма.

     По другой версии, название города происходит от слов stack («залив») и holme («остров») – то есть «остров в заливе». Ее сторонники в качестве аргумента приводят географическое положение города.

     Любопытно еще и то, что на шведском языке слово «Стокгольм» – женского рода. Так что шведы недаром называю свою столицу «Красавица на воде», «Королева озера Меларен», а то и «Северная Венеция».

     Первые упоминания об этом населенном пункте относятся к Средним векам. Правда, тогда на этом месте располагалась небольшая рыбацкая деревушка, называемая Агнафит в честь короля Агне. Удачное географическое положение в устье пролива, соединяющего озеро Меларен с Балтийским морем, позволило поселению достаточно активно развиваться и со временем стать важным торговым центром.

     Как город Стокгольм впервые упоминается в 1252 году. Его основателем считают Ярла Биргера, (Биргера Магнуссона), родоначальника династии Фолькунгов. К слову, этот правитель также известен в истории как «король без имени». Сейчас, по сложившейся традиции, оба слова нередко пишут с большой буквы, несмотря на то, что «ярл» – это высший титул в иерархии в средневековой Скандинавии (позже – титул доверенного лица конунга, осуществлявшего власть правителя на местах). Но никак не имя.

     В память об основателе города в Стокгольме установлен памятник, созданный шведским скульптором Бенедиктом Эрландом в 1854 году. Монумент находится в центре площади, носящей имя Ярла Биргера, на Рыцарском острове Стокгольма. Он представляет собой каменную колонну, на которой расположена бронзовая фигура в доспехах. У ее подножия находится щит с фамильным гербом рода Фолькунгов. Скульптор создавал свое творение в соответствии с личным представление о внешности правителя, и после вскрытия могилы Ярла Биргера было выяснено, что его облик существенно отличался от представленного в скульптуре. Так что в 2002 году была проведена реконструкция памятника.

     В Стокгольме есть и улица, носящая имя ярла. Биргер Ярлсгатан – одна из самых длинных улиц в центре шведской столицы.

     

Рандеву со Средневековьем

     Узкие улочки, застроенные кирпичными домами в стиле северогерманской готики, сменяются одна другой. Это и есть тот самый средневековый характер Стокгольма. Настроение эпохи здесь чувствуется на каждом шагу. И кажется, что единственное определение, которое можно подобрать к тому, что видишь вокруг, – сказка. Здесь в любое время дня и ночи царит атмосфера волшебства.

     Старый город (Галма стан) – исторический центр Стокгольма – еще называют «Городом между двумя мостами». Он расположился на острове Стадсхолмен и относится к району Сёдермальм. Кстати, изначально название Стокгольм относилось к территории, которую занимал исключительно Галма стан. Со временем город рос и развивался – так название распространялось на всю территорию, которую сейчас занимает столица Швеции.

     Путешествие по Старому городу мы начнем с одного живописного, но в то же время «кровавого» места – со Стурторьет, или Большой площади. Как только оказываешься на ней, взгляд сразу приковывает к себе узкий красный дом, украшенный ступенчатым фронтоном. Его называют Домом Шанца в честь самого известного владельца – Йохана Эберхарда Шанца. Как минимум, он был первым, кто внес в облик здания изменения: на главном фасаде дома Шанц разместил инициалы J.E.S и M.S – свои и своей жены.

     Глядя на это красивое сооружение, сложно представить, что оно является напоминанием о страшных событиях, произошедших на площади почти 500 лет назад. В историю они вошли под названием «Стокгольмская кровавая баня». Датский король Кристиан ІІ вторгся в страну еще в самом начале 1520 года и разгромил на льду озера Осунд немногочисленную армию шведов. Но вот добиться провозглашения себя шведским королем он смог лишь в середине осени. 4 ноября дворяне и служители церкви, зажиточные бюргеры и бонды собрались в Стокгольме на его коронацию, после которой планировались трехдневные торжества. Но еще до их окончания архиепископ Густав Тролле, при поддержке которого Кристиан ІІ и смог получить шведский трон, подал новому королю прошение. В нем упоминался ряд лиц, которых должны были наказать как еретиков – в большинстве своем это были горожане Стокгольма, сохранившие верность семье Стена Стуре, прежнего регента Швеции.

     …В пиршественный зал неожиданно ворвалась группа солдат и вывела оттуда несколько человек. Все оставшиеся даже не предполагали, что их ожидает. Последовала ночь, полная неизвестности. Ясно было лишь одно – ситуация не сулит ничего хорошего. На следующий день находившиеся в зале и преданные Тролле священники изобразили церковный суд, провели допрос, объявили действия прежнего регента и его сторонников еретическими и вынесли жуткий приговор. Казнь длилась на протяжении трех дней. Кровь буквально затопила площадь. Всего было убито 92 человека…

     Ровно такое количество белых кирпичей помещено в фасад дома Шанца в память о тех зловещих событиях.

     Другая привлекающая взгляд достопримечательность – колодец в центре торговой площади, спроектированный и построенный в XVIII веке Эриком Палмстедтом. Он служил источником питьевой воды для жителей города; с его же помощью тушили многочисленные пожары. Однако в 1856 году родник, питающий колодец, пересох. Казалось, что это навсегда. Но ныне колодец подключен к водопроводной системе Швеции и является одним из самых красивых фонтанов города, привлекающим к себе не только множество туристов, но и жителей Стокгольма.

     На северной стороне площади находится здание стокгольмской фондовой биржи, известное также как Шведская академия. По своему прямому назначению оно не используется с 1990 года, но будет крайне интересно тем, кто всерьез любит науку. Ведь ныне это не просто одна из красивейших построек в Стокгольме в стиле классицизма, но и место расположения музея Нобеля и Нобелевской библиотеки.

     

Мальчик, смотрящий на Луну

     Несмотря на свой небольшой размер – всего 15 см – эта скульптура по известности и популярности может сравниться даже с Королевским дворцом, напротив которого, по сути, она и расположена. Мальчик, смотрящий на Луну, или Железный мальчик, как еще его называют, находится во дворике за зданием Финской церкви. Но найти его не так уж и просто. Особенно, если вы приедете в Стокгольм зимой: в снежные дни Железный мальчик нередко «прячется» под сугробом.

     Крошечное произведение искусства было создано Лиссом Эрикссоном в 1954 году. Для скульптора, как он сам говорил, эта работа является автобиографичной: будучи ребенком, художник постоянно страдал бессонницей. Бесконечными ночами он сидел на кровати и смотрел на Луну за окном.

     Горожане трепетно относятся к Железному мальчику. В зимние холода они наряжают его в крошечные шарфики и шапочки. Да и вообще внимательно следят за его гардеробом, который меняется едва ли не каждую неделю. Правда, способствуют этому и путешественники, которые с удовольствием забирают детали костюма в качестве сувенира, но всегда оставляют взамен новый наряд.

     Голодным Железный мальчик также не остается. Среди местных жителей и туристов бытует поверье: если погладить Мальчика по голове и загадать желание – оно непременно исполнится. А в благодарность принято оставлять у памятника сладости или монетку.

     

Следующая наша остановка – Королевский дворец – может показаться чересчур ожидаемой, но не следует относиться к ней с пренебрежением и скукой. Ведь именно это сооружение является ярким отражением менталитета страны, ее исторического прошлого.

     Королевский дворец построен на месте, с которого зарождался сам Стокгольм. Согласно историческим хроникам, ранее здесь располагался замок основателя города – Ярла Биргера. Самые ранние останки дворцовых стен относятся ко времени правления короля Магнуса Эрикссона (середина XV века). В то время замок носил имя Трех Корон. Это был дворец-крепость, окруженный рвом. Из-за высокой стены, обступавшей дворец по периметру, выглядывала высокая мощная башня. Именно она была главным строением на территории замка. Ее шпиль украшал символ шведского государства – «тре крунер» (три золотые короны). Однако в настоящее время для жителей столицы и страны это название больше ассоциируется с национальной сборной Швеции по хоккею – «Тре-Крунур».

     Судьба дворца Трех Корон трагическая. После пожара 7 мая 1697 года уцелело только северное крыло. К счастью, ни одного пострадавшего не было. Однако пропало практически все имущество, находившееся во дворце. Спасти удалось немногое, но в том числе – серебряный трон королевы Кристины, который до сих пор принадлежит шведскому королю и занимает почетное место в новом дворце.

     Вскоре после пожара по городу пополз слух о намеренном поджоге дворца. Позже был найден и виновник трагедии – Свен Линберг, проживающий на верхнем этаже здания. Правда, причиной пожара стал не злой умысел, а халатность служащего. В ходе дела выяснилось, что он организовал незаконную торговлю алкоголем. И, пользуясь своим служебным положением, посылал своих подчиненных-пожарников, бывших с ним в сговоре, по личным вопросам. Так было непосредственно в день трагедии. Ни одного из пожарных, как и самого брандмейстера, на рабочем месте не было. Но проблема была не только в этом. По злому року, пожар начался с трещины дымовой трубы, находившейся в покоях того же Линберга.

     Свен Линберг и его подчиненные были приговорены к смертной казни, но она так и не состоялась. Вместо этого их наказание представляло собой прохождение сквозь строй семь раз с последующей шестилетней каторгой. В случае Линберга до каторги дело так и не дошло. Не выдержав шпицрутенов, он скончался.

     Долгое время дворец не реконструировался. Работа над восстановлением интерьеров началась лишь в 1730 году. Проект был разработан архитектором Карлом Харлеманом. Приобретенный тогда вид дворец сохраняет по сей день.

     Королевский дворец – настоящий кладезь впечатлений для туристов. Кроме поражающей взгляд величественной красоты этого здания, вы найдете немало интересного внутри: Королевские апартаменты с сокровищницей и монаршими регалиями, зал торжеств, палаты Рыцарского Ордена, Казначейство, дворец-музей Три Короны, арсенал с собранием карет и оружия, античный музей Густава III. Восхищают и размеры здания – по количеству комнат и помещений (а их более 6 тыс.) он является самым большим действующим дворцом в мире.

     Обязательно стоит обратить внимание на фасады. Помимо эстетической функции, каждый из них несет смысловую нагрузку. Главные из них – западный и восточный. Первый известен как «фасад Короля»; второй – как «фасад Королевы».

     Посещение Королевского дворца лучше всего отнести на первую половину дня. В полдень на площади перед ним проводится смена почетного караула.

     

Яркая современность

     Стокгольм – удивительный город. На его улицах историческое прошлое гармонично переплетается с настоящим и даже будущим. Первое, что по-настоящему впечатляет, – это высокий уровень компьютеризации и автоматизации. Во многих магазинах вы даже не встретите какого-либо обслуживающего персонала, зато найдете компьютеры для самообслуживания, с помощью которых получите всю необходимую информацию: где находится товар или сколько он стоит. И даже в обычном продуктовом магазине, если число покупок небольшое, можно пройти в экспресс-кассу и самому оплатить свой товар.

     

     Как бы ни был прекрасен город, силы для его осмотра не бесконечны. В Стокгольме решить эту проблему можно просто и при этом весьма захватывающе. Скай-Вью – одна из самых современных и впечатляющих смотровых площадок в мире. Она находится на крыше самого высокого в мире сферического здания – Эриксон Глоб. Его высота составляет 130 м. Смотровая площадка представляет собой 2 движущиеся по кругу стеклянные кабины. В общей сложности «экскурсия под облаками» длится примерно 20 минут. И все это время вы получаете необыкновенное удовольствие от осмотра города с высоты птичьего полета – на такой экскурсии уж точно не заскучаешь!

     

Ни для кого не секрет, что в наше время метро – один из самых быстрых и экономичных видов городского транспорта. Тысячи людей пользуются им ежедневно. В Стокгольме метро не только удобно, но и поражает своим дизайном. Это своеобразный музей под землей – его нередко называют «самой длинной художественной галереей в мире». Более того: полноценные выставки здесь – скорее правило, чем исключение. Сотни художников предоставляют свои работы для «подземной галереи».

     Стокгольмское метро состоит из трех веток: красной, зеленой и синей. Наиболее старая – зеленая, а наиболее живописной считаю синюю. Спустившись сюда, не сразу и поймешь, кто ты и где ты. Так, на станции Kungstradgarden можно почувствовать себя Алисой, попавшей в Страну чудес. Стоит сесть в поезд и немного проехать – и оказываешься в волшебной пещере. В метро можно встретить античные скульптуры, картины в стиле «поп-арт», видеоинсталляции и многое-многое другое. Так что прогулка под землей может стать настоящей увлекательной экскурсией.

     А для тех, кто действительно желает проникнуться шведской культурой, можем порекомендовать посещение сада скульптур Карла Миллеса – Миллесгорден. Считается, что именно в его работах отразились характер и темперамент шведского народа. Сад подобен машине времени, переносящей путешественников во времена легендарных викингов.

     Карл Миллес, родившийся в 1875 году, свое призвание осознал достаточно рано, обучаясь на столяра в технической школе. И в 22 года он отправился в Париж, чтобы стать там подмастерьем Огюста Родена. Скульптор не раз говорил, что именно этот великий мастер помог открыть ему свой неповторимый стиль. Работы Миллеса быстро приобрели популярность по всему миру. В начале ХХ века Карл получил почетный диплом Парижского Салона и серебряную медаль на Всемирной выставке. Через некоторое время он вернулся на родину в Швецию и приобрел небольшой участок земли на окраине Стокгольма. Позднее это место стало не только его домом и мастерской, но и музеем скульптур под открытым небом, который уже в конце 30-х годов встретил своих первых посетителей. Миллесгорден, без преуменьшения, можно назвать величайшей работой художника. Он является финальным этапом его творческого пути.

     Кстати, Миллесгорден – не единственное место в Стокгольме, где можно встретить скульптуры Карла Миллеса. Прогуливаясь по городу, не пропустите статую короля Швеции Густава I Васа в Скандинавском музее и скульптурную группу «Орфей» с внешней стороны Стокгольмского концертного зала.

     

Ожившая сказка

     Не менее яркие впечатления подарит туристам всех возрастов и музей сказок – Юнибаккен. Конечно же, в первую очередь он порадует детей, но признайтесь: кто, приехав в Стокгольм, не испытает желание услышать над своей головой жужжание моторчика «умного, красивого, в меру упитанного мужчины в полном расцвете лет»? К слову, в Швеции фамилия Карлсон – третья по распространенности.

     Так что, музей Юнибаккен будет интересен как взрослым, так и детям. Малыши смогут вдоволь повеселиться на аттракционах, проникнуться волшебством и ощутить полную свободу. Ведь это самое настоящее сказочное царство. А взрослые получат возможность вновь почувствовать себя детьми и вспомнить героев, с которыми провели свои юные годы.

     Юнибаккен (название музея взято из произведения «Мадикен и Пимс из Юнибаккена» Астрид Линдгрен и в переводе означает «июньская горка») начал свою работу 8 июня 1996 года. С тех пор он полюбился не только жителям Швеции, но и туристам со всего мира. На данный момент он является пятой по популярности достопримечательностью Стокгольма. Говорят, что двери музея – это ворота между повседневностью и сказкой. Гости сразу попадают на Сказочную площадь, с которой отправляется волшебный экспресс по сказочному миру Астрид Линдгрен. На его пути немало интересных остановок, а в гостях у Пеппи Длинныйчулок – в «Вилле Вверхтормашками» – даже можно примерить наряды веселой и вздорной девчонки или покататься на ее лошади.

     Но встретиться со сказкой можно не только в музее. Вопросом о месте жительства Карлсона задавались многие – спрашивали об этом и саму писательницу. Говорят, что она все же дала ответ. Но вот какой?… Во время пешей прогулки по Гамла Стану туристам почти всегда показывают дом №10 по улице Kopmantorget, утверждая, что именно на его крышу указала Астрид. Но есть и другая версия, согласно которой «мужчина с моторчиком» обитал по соседству с самой Линдгрен. А она с 1941 года и до самой смерти проживала на улице Dalagatan в доме №46. Крыша Карлсона находилась чуть западнее, на южной стороне площади Санкт-Эриксплан.

     

     В наши дни одним из наиболее известных шведских писателей является, бесспорно, Стиг Ларссон. Его трилогия «Миллениум» уже стала мировым бестселлером и экранизировалась несколько раз.

     Родился писатель 15 августа 1954 года в небольшом городке Шеллефтео на северо-востоке страны. В 16 лет он ушел из дома и много путешествовал. После занимался политикой и журналистикой, придерживался левых взглядов и активно поддерживал различные антифашистские организации. Стиг Ларссон умер в ноябре 2004 года. Прожив всего 50 лет, он написал три романа, но так и не увидел их издания.

     А вместе с тем первая же его книга «Мужчины, которые ненавидят женщин» сразу после выхода стала мировым бестселлером. Романы настолько полюбились шведам, что в Городском музее Стокгольма была открыта постоянная выставка, посвященная главным героям: необычной девушке-хакеру Лисбет Саландер и журналисту Микаэлю Блумквисту. В музее также предлагаются экскурсии по «местам романов» – все главные герои жили в районе Сёдермаля. Это место, безусловно, имело большое значение для писателя: он и сам жил неподалеку. Изначально туры проводились исключительно для шведов, но вскоре они стали популярны у туристов со всего мира.

     И что самое удивительное – между Астрид Линдгрен и Стигом Ларссоном есть тесная связь. Писатель не раз говорил, что прототипом Лисбет Саландер была Пеппи Длинныйчулок. В оригинальной версии книги у Лисбет – рыжие волосы, а на табличке ее квартиры написано «В. Кула» (сокращение от Villekulla – виллы, где жила героиня Линдгрен). И это только самая явная отсылка к творчеству детской писательницы.

       

     

Если с чем и можно сравнить столицу Швеции, так это с морем. В штиль оно может казаться излишне безмятежным и тихим. Но стоит подуть ветру – и первые же волны уносят с собой все спокойствие. Так и Стокгольм. На первый взгляд, он консервативен и предсказуем. Но стоит лишь приоткрыть завесу – и богатая история, оригинальная архитектура и необычные музей захватят вас в водоворот новых эмоций и ощущений.