Привидения бывают разные. И наряду с привычными для любителя оккультизма духами людей или животных описаны, оказывается, деревья-призраки, дома-призраки и даже поезда-призраки. Встречи с такими фантомами на железнодорожных ветках то тут, то там не подчиняются правилам и расписаниям, они возникают из пустоты и уносятся в никуда.Явление это, правда, пока довольно редкое, однако свидетельств его существования столько, что им трудно не придавать значения.

Траурный поезд Авраама Линкольна

Одним из самых известных поездов-призраков в истории по праву считается траурный поезд Авраама Линкольна. Похоронный состав, на котором шестнадцатый президент США отправился в свой последний путь, вот уже полтора века каждый апрель повторяет свой маршрут длиной в 2800 км из Вашингтона в Спрингфилд, проезжая через 180 американских городов.

Впервые он проделал этот путь после убийства Линкольна – чтобы весь американский народ мог проститься с любимым президентом, его тело в специальном саркофаге было помещено в траурный поезд, который проехал через полстраны от штата Вашингтона до города Спрингфилда в Иллинойсе, где состоялись пышные похороны.

На заре своей политической карьеры Авраам Линкольн начал увлекаться спиритизмом – биографы считают, что толчком к этому стала смерть его любимого сына Уилли. С тех пор с политиком начали случаться странные вещи – он слышал призрачные голоса, чувствовал присутствие потусторонних сил и видел пророческие сны. А за 10 дней до гибели Линкольн увидел необычный сон и подробно изложил его в своем дневнике. Ему снилось, что он слышит рыдания множества людей, но обойдя весь Белый дом, не встретил ни одной живой души и только слышал плач со всех сторон. Наконец в Восточных апартаментах он нашел новенький закрытый катафалк в окружении почетного караула. Когда он спросил у солдат, кто же умер в Белом доме, ему ответили, что погиб сам президент. Вечером накануне убийства Линкольн рассказывал министрам, что видел во сне, как на него было совершено покушение. А утром в день трагедии он признался своему телохранителю Крауку, что уже три ночи подряд он видит во сне, как его убивают. Он даже сказал охраннику «Прощай!», вместо традиционного «Всего хорошего!». Тем же вечером, 15 апреля 1865 года, президент был убит в театре Форда актером Джоном Уильямом Бутом. Однако стоит ли удивляться, что такой неординарный человек смог вернуться с того света в виде привидения?

К слову, традиция организовывать подобные прощания – не редкость: так же возили по стране и тело английского короля Эдуарда VII, и покойного Уинстона Черчилля, и Франклина Делано Рузвельта, и Владимира Ильича Ленина. Правда, их кортежи совершили всего один вояж. А вот посмертное путешествие Авраама Линкольна на этом не окончилось. Свидетельства о поезде-призраке появились уже в первую годовщину смерти президента. Очевидцы рассказывали, что виденный ими фантом был как две капли воды похож на траурный состав, проезжавший здесь же год назад. И с тех пор ежегодно его видят сотни человек.

Рассказы очевидцев очень похожи. Все они утверждают, что фантом появляется только после наступления темноты, но все равно виден во всех деталях, ведь от него исходит призрачный свет. Движется он совершенно бесшумно, и лишь иногда можно услышать тихий, будто бы доносящийся издалека гудок. Воздух позади поезда всегда нагревается, даже в очень холодные весенние ночи. Но призрак изменяет не только температуру. Его появление воздействует на все часы в округе – они останавливаются и начинают идти снова с опозданием в среднем на 6 – 7 минут. Да и все поезда, которые следуют по тому же маршруту, что и похоронный поезд Линкольна, на такое же время опаздывают на станции. А стрелки, которые минует на своем пути поезд-призрак, на некоторое время перестают слушаться электронного управления и самовольно переводятся туда-сюда.

Похожи и описания самого поезда. Все сходятся на том, что все вагоны охраняют скелеты в синих мундирах и при парадном оружии. На открытой платформе размещается оркестр, но музыканты тоже давно превратились в скелеты. Они непрерывно играют, предположительно, траурный марш, но никто не слышит ни звука. А во втором вагоне через полупрозрачные стены можно увидеть почетный караул и гроб Линкольна, покрытый государственным флагом. Правда, рассмотреть, лежит ли в нем президент, невозможно.

За многие годы исследователи установили, что этот поезд редко появляется в крупных городах, предпочитая показываться только на малонаселенных участках дороги. Но единственное место, где поезд-призрак пока не объявлялся ни разу, – конечный пункт его назначения, Спрингфилд. Кто знает, что произойдет, когда фантом наконец доберется до цели?

Жертвы Стейтсвилльского моста

27 августа 1891 года в двух милях от городка Стейтсвилль ровно в 2 часа ночи с моста в ущелье рухнул пассажирский поезд, ехавший в Бостон. В крушении погибло 25 человек, многие были тяжело ранены и скончались позднее. Эта трагедия стала одной из самых серьезных железнодорожных катастроф в истории штата Северная Каролина. С тех пор на Стейтвилльском мосту каждый год в день катастрофы появляется поезд-призрак.

Поначалу этому не придавали особого значения, лишь энтузиасты и любители пощекотать себе нервы ходили к мосту в канун трагедии. Гибель нескольких человек под колесами поездов на мосту списывали на реальные несчастные случаи. Однако лет 20 назад Стейтвилльскую ветку полностью забросили, и с тех пор она не эксплуатируется. Ржавые рельсы и заросшие сорняками шпалы ни за что не выдержали бы веса настоящего поезда. Так что для всех стало загадкой обнаружение на путях тела молодого мужчины. Судя по состоянию тела, а также согласно экспертизе, убить его мог только движущийся с огромной скоростью поезд. Тогда-то и вспомнили о страшном поезде-призраке, предположив, что неизвестный стал жертвой жестокого привидения – и, похоже, не первой.

Последним под колесами этого фантома погиб 29-летний американец по имени Кристофер. 27 августа 2011 года он с друзьями приехал с Стэйтвилльскому мосту, чтобы взглянуть на знаменитое привидение. Ожидание затянулось, и молодые люди, по их собственным словам, начали клевать носом, а то и вовсе дремать на насыпи. Никто не заметил, как на часах, поставленных неподалеку, чтобы не пропустить появление призрака, высветились цифры 2:00. В этот же момент из-за поворота появился несущийся поезд и ослепил компанию прожектором. Молодые люди, дежурившие возле моста, растерялись, и все же почти все они успели спрыгнуть с насыпи. Однако Кристофер замешкался, чтобы столкнуть с путей девушку, которая впала в ступор и, не двигаясь с места, смотрела на приближающийся поезд. Она отделалась парой ушибов и ссадиной, а вот парень спастись уже не успел. Призрачный поезд, не сбавляя скорости, сбил его, протащил за собой до моста и вместе с телом молодого человека рухнул в ущелье.

Но страшное происшествие не отпугнуло многочисленных охотников за острыми ощущениями. После смерти Кристофера на Стейтвилльском мосту год от года собирается все больше и больше людей в ожидании появления поезда-убийцы. Так что можно лишь гадать, кто станет его следующей жертвой.

Итальянский поезд-призрак

14 июля 1911 года с римского вокзала отправился фешенебельный прогулочный поезд фирмы «Санетти». 106 пассажиров – богатых туристов – планировали прокатиться в удобных вагонах, осмотреть достопримечательности на новом участке железной дороги и отобедать на природе. Кроме того, поезд должен был проехать по самому современному и длинному на то время тоннелю почти километровой длины. Но въехав в этот тоннель, он так и не выехал с другой стороны – состав пропал бесследно.

Всполошившиеся железнодорожники провели каждый метр тоннеля, но никаких следов поезда или его крушения так и не обнаружили. Как что-то могло исчезнуть в простой километровой трубе без каких-то ответвлений? На этот вопрос поисковые группы ответить не смогли, зато нашли двоих пассажиров пропавшего поезда. Оба они были в синяках и ссадинах и пребывали в состоянии глубокого шока. Лишь через несколько дней они смогли рассказать, что же случилось. По их словам, незадолго до того, как поезд должен был въехать в тоннель, вокруг него начал стремительно сгущаться молочно-белый туман. По мере приближения к тоннелю он становился все гуще, вскоре превратившись в вязкую жидкость. Пассажиров захлестнул приступ паники, люди начали метаться по вагонам, в конце концов двое спасшихся выпрыгнули на полном ходу. Они слышали, как стук колес поезда отдалялся и наконец затих, будто оборвавшись.

К делу подключилась полиция, все же без вести пропали 104 человека, среди которых было немало богатых и известных. Но и стражи порядка не нашли никаких улик, способных пролить свет на произошедшее. Удивительно, но на сводах новенького тоннеля не было даже следов копоти от паровозного дыма, которые должны были бы остаться после проезда поезда «Санетти».

В запасниках железнодорожного музея в Милане до сих пор хранится макет, похожий на детскую железную дорогу, – заводной паровоз с тремя вагонами, рельсы и даже тоннель. С помощью этой модели лучшие инженеры и следователи пытались смоделировать обстоятельства, при которых исчез злополучный поезд. Так ничего и не выяснив, железнодорожные службы Италии предпочли от греха подальше не только закрыть новую железнодорожную ветку, но и на всякий случай завалить таинственный тоннель камнями.

На этом история поезда «Санетти» могла закончиться, если бы пропавший поезд не начал объявляться то тут, то там по всему миру в виде фантома. Так в 1955 году трехвагонный состав, по описаниям полностью идентичный исчезнувшему, заметил пожилой железнодорожный рабочий в Крыму. Он совершал ежедневный обход, когда увидел, что странный поезд движется мимо него по старой насыпи, где когда-то лежали рельсы, которые вот уже несколько лет как разобрали. По словам очевидца, паровоз и вагоны двигались совершенно бесшумно, хотя из трубы валил дым, колеса быстро крутились, а задернутые занавески на окнах колыхались, как будто кто-то осторожно выглядывал из-за них. Призрачный состав быстро скрылся из вида, раздавив несколько кур, которые собирали зернышки на насыпи.

После этого случая тот же призрачный поезд с задернутыми шторами видели в Полтавской области Украины в 1991 году. А в 1994-м его заметили в Иркутской области на станции Половина. Несколько поздних пассажиров рассказывали, что старинный паровоз и три необычных вагона проехали мимо станции без остановки, причем диспетчер не объявил о проходящем поезде. Древний паровоз украшала крупная желтая надпись латиницей, в окна выглядывали странно одетые джентльмены и дамы в шляпках, а кондуктор был одет в коричневую униформу и шапку с околышем.

Кроме того, многие исследователи склонны связывать с поездом «Санетти» и странный случай, произошедший в Мексике еще в начале 1840-х годов. Дело в том, что сразу несколько газет написали тогда о появлении неизвестно откуда ровно 104 человек. Все они были странно одеты и утверждали, что прибыли из Италии на поезде. Неудивительно, что их сразу же сочли сумасшедшими и упекли в разнообразные дома милосердия и психиатрические больницы. Однако некоторые верят, что поезд-призрак, въехав в туман, неизвестным образом попал в прошлое, и пассажиры, пытаясь рассказать об этом, были приняты в Мексике за простых умалишенных.

Фантом в Цюрихе

Далеко не всегда очередной поезд-призрак удается опознать и соотнести с каким-то реальным локомотивом. Так неопознанным остался поезд, появившийся в 1929 году на вокзале Цюриха. К платформе, от которой несколько минут назад отошел скоростной экспресс, подъехал странный состав из нескольких длинных темно-синих с серебром вагонов и красно-черного паровоза. Дежурный по станции, прекрасно знавший, что никакого поезда здесь быть не должно, пошел выяснять, что это за состав и откуда он взялся. Приблизившись, он обратил внимание, что все шторы в вагонах опущены, так что заглянуть внутрь невозможно. Дежурный не успел подойти к машинисту – поезд тронулся и, быстро набирая ход, скрылся за ближайшим поворотом. Недоумевающий железнодорожник на всякий случай проверил расписание, убедился, что этот таинственный рейс там не значится, и поспешил оповестить все станции по пути следования неизвестного поезда о его скором прибытии. Но даже до ближайшей станции состав не доехал, исчезнув без следа.

Призрак перевала Маршалла
Не менее известный американский призрачный состав появляется у перевала Маршалла в Скалистых горах штата Колорадо. По своей популярности эта городская легенда может соперничать даже с всемирно известным поездом Авраама Линкольна.
Железную дорогу через перевал проложили в конце XIX века, и здесь она проходит довольно высоко – около 3600 м над уровнем моря. И из-за природных и погодных особенностей здесь нередко случались поломки и повреждения железнодорожного полотна.
Машинистом одного из поездов, ходившего регулярным маршрутом через перевал, был некто Нельсон Эдвардс. Несколько месяцев его работы здесь прошли без происшествий, но однажды утром на станцию сообщили о повреждении рельсов и одного из мостов из-за сильного снегопада. Мистера Эдвардса это сообщение застало уже в пути, и он решил продолжить движение, ведь его поезд уже шел вниз с перевала и вряд ли ему что-то угрожало. Поначалу все было спокойно, но вдруг он услышал резкий свист, которым кондуктор сообщает машинисту, что надо срочно остановить состав. Обычно такой сигнал подают, только если дело по-настоящему серьезное, например, кто-то вывалился из поезда или отцепился один из вагонов. Разумеется, Эдвардс немедленно начал тормозить, а через несколько минут к машинисту прибежал взволнованный кондуктор, который хотел знать, в чем причина экстренной остановки. Как оказалось, он и не думал подавать никакого сигнала.
Мистер Эдвардс снова тронул поезд, и буквально через минуту сзади на путях появился другой состав. Без сомнения, никакого другого состава на одноколейной дороге в это время не должно было быть. Поезд Эдвардса очень медленно разгонялся на заснеженных рельсах, а догоняющий состав и не думал тормозить, среди пассажиров начиналась легкая паника, и они могли говорить только о том, что их нагоняет поезд со свихнувшимся машинистом, и столкновения уже не избежать.
Сам Эдвардс позже рассказывал, что паровозом-призраком управлял высокий человек в темном костюме, напоминающий мертвеца. А на повороте дороги Эдвардс сумел разглядеть и лицо безумного машиниста в кабине другого поезда – оно было похоже на кусок теста, и по нему блуждала рассеянная улыбка.
Как раз на этом участке пути должны были находиться поврежденные рельсы, но машинист напрочь забыл об этом, стараясь не столкнуться со зловещим поездом. Вспомнил он только тогда, когда увидел за очередным поворотом мост, почти полностью заваленный снегом и камнями. Проехать здесь на полной скорости было бы равнозначно самоубийству, так что Эдвардс принял решение сбросить скорость до минимума, благо его состав еще не успел набрать разгон и успевал затормозить вовремя.
Казалось, теперь столкновение поездов неизбежно, но призрачный машинист решил иначе – всего за пару десятков метров от последнего вагона поезда Эдвардса фантомный состав, вместо того чтобы повернуть в соответствии с направлением рельсов, сошел с насыпи, поехал прямо и совершенно бесшумно рухнул в горное ущелье. А Эдвардс аккуратно провел свой поезд по поврежденному мосту.
Когда же состав благополучно прибыл в пункт назначения, на обледеневшем стекле кабины машиниста загадочным образом появилась пугающая надпись: «Ты видел, как разбился мой поезд. Если ты еще раз поедешь по этому маршруту, разобьешься точно так же». Стоит ли говорить, что пораженный всем произошедшим Нельсон в тот же день подал прошение об увольнении? Он навсегда оставил этот опасный участок железной дороги, уехал в Денвер и устроился на работу в «Юнион Пасифик».
Эта история, рассказанная Эдвардсом, была напечатана в нескольких газетах и вскоре стала весьма популярной. А по факту происшествия на железной дороге даже было проведено расследование. Выяснилось, что поезд-призрак сошел с рельсов именно в том месте, где находился поврежденный рельс. Причем разрушен он был так сильно, что состав Эдвардса миновал этот участок лишь чудом.

Призрак перевала Маршалла

Не менее известный американский призрачный состав появляется у перевала Маршалла в Скалистых горах штата Колорадо. По своей популярности эта городская легенда может соперничать даже с всемирно известным поездом Авраама Линкольна.

Железную дорогу через перевал проложили в конце XIX века, и здесь она проходит довольно высоко – около 3600 м над уровнем моря. И из-за природных и погодных особенностей здесь нередко случались поломки и повреждения железнодорожного полотна.

Машинистом одного из поездов, ходившего регулярным маршрутом через перевал, был некто Нельсон Эдвардс. Несколько месяцев его работы здесь прошли без происшествий, но однажды утром на станцию сообщили о повреждении рельсов и одного из мостов из-за сильного снегопада. Мистера Эдвардса это сообщение застало уже в пути, и он решил продолжить движение, ведь его поезд уже шел вниз с перевала и вряд ли ему что-то угрожало. Поначалу все было спокойно, но вдруг он услышал резкий свист, которым кондуктор сообщает машинисту, что надо срочно остановить состав. Обычно такой сигнал подают, только если дело по-настоящему серьезное, например, кто-то вывалился из поезда или отцепился один из вагонов. Разумеется, Эдвардс немедленно начал тормозить, а через несколько минут к машинисту прибежал взволнованный кондуктор, который хотел знать, в чем причина экстренной остановки. Как оказалось, он и не думал подавать никакого сигнала.

Мистер Эдвардс снова тронул поезд, и буквально через минуту сзади на путях появился другой состав. Без сомнения, никакого другого состава на одноколейной дороге в это время не должно было быть. Поезд Эдвардса очень медленно разгонялся на заснеженных рельсах, а догоняющий состав и не думал тормозить, среди пассажиров начиналась легкая паника, и они могли говорить только о том, что их нагоняет поезд со свихнувшимся машинистом, и столкновения уже не избежать.

Сам Эдвардс позже рассказывал, что паровозом-призраком управлял высокий человек в темном костюме, напоминающий мертвеца. А на повороте дороги Эдвардс сумел разглядеть и лицо безумного машиниста в кабине другого поезда – оно было похоже на кусок теста, и по нему блуждала рассеянная улыбка.

Как раз на этом участке пути должны были находиться поврежденные рельсы, но машинист напрочь забыл об этом, стараясь не столкнуться со зловещим поездом. Вспомнил он только тогда, когда увидел за очередным поворотом мост, почти полностью заваленный снегом и камнями. Проехать здесь на полной скорости было бы равнозначно самоубийству, так что Эдвардс принял решение сбросить скорость до минимума, благо его состав еще не успел набрать разгон и успевал затормозить вовремя.

Казалось, теперь столкновение поездов неизбежно, но призрачный машинист решил иначе – всего за пару десятков метров от последнего вагона поезда Эдвардса фантомный состав, вместо того чтобы повернуть в соответствии с направлением рельсов, сошел с насыпи, поехал прямо и совершенно бесшумно рухнул в горное ущелье. А Эдвардс аккуратно провел свой поезд по поврежденному мосту.Когда же состав благополучно прибыл в пункт назначения, на обледеневшем стекле кабины машиниста загадочным образом появилась пугающая надпись: «Ты видел, как разбился мой поезд. Если ты еще раз поедешь по этому маршруту, разобьешься точно так же». Стоит ли говорить, что пораженный всем произошедшим Нельсон в тот же день подал прошение об увольнении? Он навсегда оставил этот опасный участок железной дороги, уехал в Денвер и устроился на работу в «Юнион Пасифик».Эта история, рассказанная Эдвардсом, была напечатана в нескольких газетах и вскоре стала весьма популярной. А по факту происшествия на железной дороге даже было проведено расследование. Выяснилось, что поезд-призрак сошел с рельсов именно в том месте, где находился поврежденный рельс. Причем разрушен он был так сильно, что состав Эдвардса миновал этот участок лишь чудом.

 

Призраки в метро

Немалую часть легенд о поездах-призраках составляют истории о фантомных составах метро.

Так, в Стокгольме многие рассказывают истории о поезде «Серебряная стрела». Этот экспериментальный состав метро был сделан всего в одном экземпляре и состоял из 8 вагонов нового образца. Модель признали неудачной и так и не пустили в производство, но готовый поезд решили пока оставить на линии. До 1996 года «Серебряная стрела» использовалась в качестве дополнительного состава, который пускали в часы пик. Именно поэтому он сохранил свой первозданный вид и не был оклеен рекламой, как все остальные поезда стокгольмского метрополитена.

А когда в 1997 году его все же сняли с линии, по городу пошли слухи, что серебристый поезд появляется то тут, то там в заброшенных тоннелях, а по ночам проносился без остановки мимо платформ. Эти слухи вскоре подтвердили рабочие, которые видели «Серебряную стрелу» в технических тоннелях, и ночной сторож одной из станций. Считается, что если сесть в вагон этого поезда, он увезет тебя на давно заброшенную станцию «Кимлинг» на синей ветке. Попавшие туда возвращались лишь несколько месяцев спустя, изможденными и ничего не помнящими. А то и вовсе не возвращались.

Московское метро тоже полнится слухами. Считается, что как минимум пару раз в год на Кольцевой линии можно увидеть поезд-призрак. Одни свидетели утверждают, что вагоны, проносящиеся мимо платформы, совершенно пусты, и даже в кабине никого нет. Другие очевидцы говорят обратное: полупрозрачный поезд заполнен изможденными и иссушенными мертвецами в рабочих комбинезонах. Многие верят, что это неприкаянные души рабочих и заключенных, погибших при строительстве московского метрополитена. А в кабине этого поезда сидит машинист, одетый в форму 40-х годов. Считается, что этот фантом иногда даже останавливается на станциях и открывает двери для всех желающих, но заходить в него никому не советуют, ведь вернуться назад уже не получится. До сих пор никто не может прийти к однозначному выводу, один и тот же поезд видели в разное время на Кольцевой ветке, или же это два курсирующих тут состава.

Еще один поезд из прошлого иногда появляется на Сокольнической линии. В этом поезде едут люди в одежде 1930-х годов, многие верят, что это первые пассажиры только что открывшегося в Москве метро. Подробно об этом составе рассказала журналистам некая Виолетта Павлова, которая однажды нечаянно проехалась на призрачном поезде. Она, ничего не подозревая, села в вагон на одной из станций и только через некоторое время обратила внимание на то, что люди вокруг нее очень странно одеты. А когда к ней подошел кондуктор, что было характерно только для довоенных времен, она вдруг поняла, что видит и его, и своих соседей по вагону насквозь отнюдь не в переносном смысле. На следующей же станции женщина выскочила из вагона, а поезд-призрак поехал дальше.

Кроме того, даже в официальных документах отмечено, что как минимум четыре раза – в 1975, 1981, 1986 и 1992 годах – в метро появлялся «неизвестный железнодорожный объект», из-за которого каждый раз надолго перекрывали движение поездов. Что за странности скрываются за таинственным канцелярским названием, пока никому не известно.

Лишь отголоски

Далеко не всегда призрачные поезда являют себя полностью, нередко очевидцам приходится довольствоваться лишь отдельными проявлениями таинственных фантомов.

Так, неподалеку от небольшого канадского города Сент-Луис в провинции Саскачеван можно наблюдать довольно странное явление. По железнодорожному перегону на север от городка с завидной регулярностью движется пятно таинственного света, напоминающее свет фонаря на носу локомотива. Свет бывает разного цвета и яркости, а иногда даже меняет привычное направление движения, как будто каждый раз принадлежит новому поезду. Многие верят, что это свет прожектора неизвестного поезда-призрака.

А в английском городе Хэллингтон в графстве Линкольншир больше полувека назад ходили поезда местного назначения. Когда же этот маршрут был закрыт, местные жители стали слышать по ночам звуки, характерные для движения поезда: гудки, перестук колес, лязг вагонов. Однако никаких поездов поблизости, конечно, не было.

 

Как же избавиться от призрака? Если это призрак поезда, иногда бывает достаточно просто разобрать железнодорожную ветку, по которой он ездит. Так и случилось с известным британским привидением Серого поезда. Этот старинный паровоз серого цвета с четырьмя вагонами впервые был замечен на Высокогорной железной дороге неподалеку от Эдинбурга еще в 1921 году. Он появился из ниоткуда, проехал по путям около километра и на глазах у очевидцев исчез в никуда. В течение 8 лет его не раз видели и машинисты других поездов, и жители ближайших окрестностей. Но с тех пор как в 1929 году Высокогорную железную дорогу демонтировали, Серый поезд больше не появлялся.

Но для того чтобы избавиться от всех поездов-призраков, к сожалению, пришлось бы разобрать слишком много железных дорог.