Евроcоюз обновляет кадры. Уходят со сцены ван Ромпёй, Баррозу и Эштон. Им на смену идут новые функционеры. Попробуем разобраться, кто и как будет управлять ЕC в следующие несколько лет.
Общеизвестно, что процесс принятия решений в ЕС чрезмерно бюрократизирован. За каждой строчкой протокола стоят многочасовые переговоры, интриги и закулисное перетягивание каната между странами-участницами. А их, между прочим, уже 28, так что даже по мелочам договариваться бывает весьма непросто.
Не исключение, а может даже и квинтэссенция этих процессов – кадровые вопросы. Каждая страна ЕС имеет право представить кандидатуру одного еврокомиссара, но портфели в общеевропейском правительстве – Еврокомиссии – совсем не равноценны. И за места, связанные с реальным влиянием на серьезные торговые и экономические вопросы (а это основа ЕС), между членами Союза идет серьезнейшее соперничество. В прессе такие переговоры получили поэтическое название – «деликатные танцы».
Ситуация еще больше усложнилась с принятием Лиссабонского договора. Он, с одной стороны, усилил централизацию внутри Союза, с другой – сделал процесс управления этим огромным механизмом еще более комплексным. В частности, в «европейской конституции» появились должности постоянного председателя Европейского совета – «почти президента»; верховного представителя по иностранным делам – «почти министра иностранных дел». А председателю Еврокомиссии («премьеру» Евросоюза) теперь приходится добиваться от Европарламента утверждения выбранных им еврокомиссаров («министров»).
Первый после Папы
Высшую должность в Евросоюзе, неожиданно для многих наблюдателей, получил представитель Восточной Европы Дональд Туск, которому по этому случаю пришлось покинуть пост премьер-министра Польши. Журналисты уже успели окрестить это событие сенсационным и революционным, сравнив назначение Туска с избранием в 1978 году поляка Кароля Войтылы римским папой под именем Иоанн Павел II.
Действительно, до этого высшие посты ЕС доставались, как правило, западным странам. По крайней мере, это было (и остается) правилом для председателей Еврокомиссии – самого влиятельного органа объединенной Европы. С другой стороны, единственным предшественником Туска на высоком посту был бельгиец ван Ромпёй, так что традиция, можно сказать, сломалась, толком и не начавшись. Да и сам Ромпёй на этом посту выглядел не слишком уверенно.
Не стоит забывать и другой факт. По значимости пост председателя Европейского совета имеет мало общего с постом главы государства не то что президентской, но даже парламентско-президентской республики. Большая часть полномочий господина Туска сводится к церемониально-представительным функциям, а единственное реальное полномочие – созывать внеочередные саммиты ЕС. Решения же принимают входящие в совет главы государств-членов. Председатель на этих собраниях имеет лишь совещательный голос.
Тем не менее, личность человека, занимающего пост «президента» Евросоюза имеет серьезное символическое значение. Говорят, что главным инициатором назначения Туска была канцлер Германии Ангела Меркель, которую горячо поддержал премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Вдвоем им удалось убедить польского коллегу сменить реальную власть в родной стране на церемониальный пост в Евросоюзе.
Что же должен символизировать поляк во главе объединенной Европы?
Во-первых, Польша в общем и Дональд Туск лично всегда были сторонниками укрепления ЕС. Польский премьер был одним из тех, кто яро ратовал за заключение Лиссабонского договора, ознаменовавшего новый уровень экономической и политической интеграции Европы. На фоне передряг, которые сотрясают ЕС, эта демонстрация незыблемости курса централизации весьма не лишняя. Достаточно вспомнить, что на последних выборах в Европарламент серьезный успех во многих странах получили партии евроскептиков, то есть людей, выступающих за переформатирование, а то и вовсе за роспуск Евросоюза.
Во-вторых, очевидный жест в пользу Восточной Европы, как ожидается, должен пригладить противоречия между тяжеловесами – Германией, Францией и Великобританией – и европейской периферией, которая в последнее время отнюдь не прыгает от восторга, исполняя очередные решения Брюсселя. Польша традиционно настаивала на большем участии «малых стран» в принятии политических решений, иногда даже выступая с критикой (правда, довольно мягкой) «франко-германской монополии» на руководство Евросоюзом.
В-третьих, конечно, украинский кризис. Самое серьезное испытание для Европы со времен кровавых балканских событий. В Брюсселе, да и в других европейских столицах, бытует мнение, что именно варшавские политики, в силу географии и своего недавнего советского прошлого, лучше всего разбираются в процессах, происходящих в странах СНГ. Так это или нет, но сплошь и рядом решение вопросов с восточными соседями поручается польским и (чуть в меньшей степени) прибалтийским аналитикам и переговорщикам. И пост «президента» Евросоюза как нельзя лучше подходит для подобных дипломатических акций.
Чуть менее ясно, зачем это назначением самому Туску.
57-летний польский политик начал карьеру в смутные годы заката советской власти. Еще студентом в Данциге он стал активистом «Солидарности». Потом, будучи не то чтобы гоним, но не слишком тепло принимаем коммунистическими властями, экспериментировал с политическими форматами, став в 1980 году основателем «Свободного студенческого союза», а в 1990-м – «Либерально-демократического конгресса» (Kongres Liberalno-Demokratyczny – KLD). Во главе этой структуры он попал в Сейм под лозунгами свободного рынка, приватизации и движения в Европу.
Однако резкие рыночные реформы очень быстро лишили либералов поддержки населения, и в 1994-м Дональд Туск оказался не у дел. KLD не сумел преодолеть избирательный барьер и лишился всех мест в Сейме. К следующим выборам будущий премьер пришел уже в составе новой политической силы – «Союза Свободы». И был вознагражден местом вице-спикера Сейма. Спустя 4 года он намеревался побороться за пост повыше, но проиграл во внутрипартийной схватке с Брониславом Геремеком. В результате, в партии произошел раскол, и Туск сотоварищи основал новый политический проект – «Гражданскую платформу». В 2001 году «Союз Свободы» выборы с треском проиграл, а «Гражданская платформа» завоевала 65 мест, став самой крупной оппозиционной силой. Туск, избранный от родного Гданьска, снова вернулся в кресло вице-спикера Сейма.
В 2003 году он стал официальным лидером «Гражданской платформы», а в 2005-м – официальным кандидатом на пост президента Польши. Правда, удача отвернулась от Туска, и во втором туре он проиграл выборы Леху Качиньскому, получив 46% голосов против 54% у его соперника. И все же Туск окончательно закрепился на вершинах национальной политики. И два года спустя, после победы «Гражданской платформы» на выборах в Сейм, получил возможность попробовать свои силы в качестве премьер-министра.
Тут стоит сказать, что польская политика последних десятилетий отличалась серьезной нестабильностью. Ни одно правительство не смогло проработать более одного срока, а досрочные выборы проводились так часто, что стали уже обыденностью. Конфликтно строилась и внешняя политика. Польша была постоянным раздражителем для старших партнеров по ЕС, болезненно реагируя на любые «ущемления» своего достоинства. Одновременно она развивала бурную активность на восточном направлении, пытаясь закрепиться в роли регионального «координатора» постсоветских государств и, как следствие, постоянно сталкиваясь с Россией. Апогея этот дипломатический курс достиг как раз в президентство Леха Качиньского.
Туск медленно, но уверенно стал переводить работу своего кабинета на другие рельсы. Новое правительство сделало ставку на развитие свободного рынка, максимальное устранение от госрегулирования экономики и налаживание добрососедских отношений с европейскими соседями. Итог оказался для Туска благоприятным. Польша относительно безболезненно проскочила через финансовый кризис 2008 года. Удалось наладить отношения с Берлином (Меркель сама выдвинула польского премьера в высший пост ЕС). Слегка сгладились и противоречия с Москвой. В общем, на этом фоне случилось ранее невиданное – выборы 2011 года «Гражданская платформа» снова выиграла, а сам Туск остался премьером на второй срок. Впервые с 1989 года.
Когда в Варшаве заговорили о том, что польскому премьеру могут предложить высокий пост в Брюсселе, мнения разделились. Одни говорили о международном престиже страны, другие радовались возможному устранению сильного соперника на внутренней арене, третьи чуть ли не обвиняли премьера в бегстве с корабля. Тут надо сказать, что в последнее время польский премьер внутри страны стал объектом серьезной критики. Во-первых, в экономической политике наметился отход от либеральных подходов первого премьерского срока. Повысились налоги, разросся госаппарат, были подрезаны вольности для бизнеса. Во-вторых, правительство оказалось в центре нескольких громких скандалов. Местные газеты опубликовали записи разговоров крупных польских политиков, которые бросают тень и на самого премьера.
Сначала разоткровенничался польский министр иностранных дел Радослав Сикорский. В весьма непарламентских выражениях он прошелся по администрации Белого Дома, премьеру Великобритании и политике собственного правительства. Основные тезисы главы польского МИДа, если верить опубликованной пленке, звучали примерно так (мы сознательно опускаем самые крепкие слова, которые относятся к категории непечатных): «Альянс между Польшей и США не стоит ничего. Он даже вреден, потому что создает ложное чувство безопасности… Мы конфликтуем с Германией, с Россией и думаем, что все супер… Неудачники. Полные неудачники». Следующая партия опубликованных разоблачений касалась финансовых махинаций на парламентских выборах и закулисных интригах высоких варшавских кабинетов. Ничего удивительного, но удар по репутации правительства был нанесен сильно и мастерски. И рейтинг Дональда Туска сократился до 30%.
Возможно, это в немалой степени повлияло на решение премьера сменить Варшаву на Брюссель, предоставив легитимную возможность «Гражданской платформе» обновить лидеров перед парламентскими выборами 2015 года. Впрочем, многие аналитики предрекают неизбежный хаос при разделе «наследства Туска» и предстоящее серьезное поражение его партии от соперников из «Права и справедливости»…
Дональда Туска характеризуют как человека центристских взглядов, умеренного либерала и прагматика. При этом он не твердолобый фанатик. Вся его политическая карьера демонстрирует способность идти на необходимые компромиссы. В Брюсселе эти навыки будут весьма кстати.
Дональд Туск: «Для меня это очень важный момент. Я понимаю, что главная задача председателя Евросовета – постоянно выстраивать компромисс. И я к этому готов. Мы в Польше глубоко верим в смысл объединенной Европы. Для ЕС просто нет альтернативы».
Дональд Туск: «С моей точки зрения, важно разработать план действий для урегулирования конфликта между Украиной и Россией, чтобы найти храброе, разумное, эффективное решение и добиться мира. Наша цель – достичь мира. Сегодня мы с большим вниманием слушали выступление президента Украины Петра Порошенко. Мы согласны с ним, что действия должны быть направлены на поиск разумного компромисса».
Старый конь борозды не портит
Центральной фигурой администрации ЕС, несомненно, остается председатель Еврокомиссии. После избрания нового состава Европарламента назначение на эту должность получил один из старожилов европейской политики – бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.
Его назначение сопровождалось острыми дебатами. Категорически против кандидатуры люксембуржца выступала Великобритания, столь же категорически за – Германия. В итоге Берлину удалось настоять на своем. Тем более что с этого года при назначении председателя Еврокомиссии страны-участницы обязаны «учитывать результаты выборов в парламент». То есть никакой формальной процедуры выдвижения кандидата победившей фракцией не предусмотрено, но намек остается весьма прозрачным. А первое место по итогам выборов как раз и получили соратники Юнкера из правоцентристской «Народной европейской партии». На голосовании в Европарламенте его кандидатура получила поддержку 422 депутатов. Из 28 стран ЕС его не поддержали только Великобритания и Венгрия.
В запале Кэмерон даже заявил прессе: «Политик из 80-х годов не сможет решить проблемы ближайших пяти лет».
По сути же претензии Великобритании в основном сводились к тому, что Юнкер является чуть ли не «федералистом» (т.е. выступает за создание на базе ЕС единого супергосударства). Для Лондона этот вопрос очень болезненный, так как консерваторов Кэмерона на местных выборах все больше теснят евроскептики. Они утверждают, что Британия ничего не получает от членства в Евросоюзе, поступаясь при этом частью своего суверенитета в пользу Брюсселя. Аналогичная оппозиция есть и в самой правящей партии.
Волнуют британцев также проблема единой валюты (сами они на евро так и не перешли) и наметившееся стремление ЕС все больше закручивать гайки на финансовых рынках. Лондонский Сити, где сосредоточено до 40% европейских банковских и биржевых операций, требует от правительства защиты своих интересов. Юнкер же долгие годы возглавлял Еврогруппу – влиятельный консультативный орган, объединяющий министров финансов стран Еврозоны. Именно оттуда исходили многие инициативы по экономической интеграции Европы, которые не дают покоя кабинету Кэмерона.
Вообще Жан-Клод Юнкер – один из самых влиятельных сторонников объединенной Европы. Его политическая карьера началась под руководством люксембургского премьера Пьера Вернера, архитектора экономического и валютного союза европейских государств, ставшего прототипом ЕС. Сам Юнкер, став премьер-министром Люксембурга в 1995 году, немало сделал для евроинтеграции. Тем более что среди премьеров Европы он считается настоящим патриархом. Он сохранял свой пост рекордные 18 лет.
Жан-Клод Юнкер не скрывает, что ориентиром для своей деятельности во главе Еврокомиссии он видит легендарного Жака Делора, при котором появилась единая европейская валюта и было подписано основополагающее соглашение ЕС – Маастрихтский договор 1992 года, первая «конституция» Евросоюза.
Главные задачи, которые ставит перед собой и своими коллегами Юнкер, заключаются в продолжении интеграции Европы. Прежде всего – в экономических вопросах.
Среди наиболее амбициозных проектов нового европейского «премьера» – расширение зоны евро, создание зоны свободной торговли США–ЕС и формирование единого «цифрового рынка» как главного двигателя экономического роста. При этом ожидается, что при общем довольно либеральном подходе к экономике ЕС Юнкер будет постепенно продавливать «более социальный» союз, что с одной стороны расширит базу его поддержки в Европарламенте, с другой – может привести к конфликту с германским правительством, продолжающим проповедовать режим строжайшей бюджетной экономии.
Подборка цитат Жан-Клода Юнкера:
«Монетарная политика – серьезный вопрос. Мы должны обсудить его за закрытыми дверями, в Еврогруппе… Я за тайные, теневые переговоры».
«Если бы Греция вышла из еврозоны, это был бы удар для греческого населения и всего Евросоюза. Греция – страдающая страна, но восстанавливающая свой экономический потенциал. Условия жизни греков ужасны, но это цена, которую они должны заплатить за восстановление».
«Великобритания должна смириться, что нам нужно больше именно Европы в ЕС, а другие страны должны признать тот факт, что Великобритания никогда не станет членом шенгенской зоны и не примет евро».
Отставка Юнкера с поста премьера Люксембурга была связана со шпионским скандалом. Выяснилось что местная разведка SREL, которую курировал премьер-министр, тайно записывала переговоры великого герцога Люксембурга Анри VI, который имел связи с известным английским бюро МИ-6. После парламентского расследования было раскрыто еще 13 тыс. секретных досье на бизнесменов и отдельные предприятия. Фигурировали в деле и несколько других псевдогосударственных разведывательных операций, осуществлявшихся в интересах отдельных бизнесменов.
Жан-Клод Юнкер – третий представитель крошечного Люксембурга на посту председателя Еврокомиссии. Ни одной другой стране Европы этот пост не доверяли более двух раз.
Новый состав
Состав Еврокомиссии, предложенный Юнкером и который еще предстоит утвердить в Европарламенте (слушания начнутся в конце сентября), является одним из самых представительных в истории ЕС. В список потенциальных комиссаров попали сразу 5 бывших премьеров и 4 вице-премьера из разных европейских стран. 7 членов комиссии пошли на второй срок, хотя и сменили портфели.
В подборе кадров видна рука опытного брюссельского игрока. Причем утверждают, что Юнкеру была предоставлена значительная свобода в подборе еврокомиссаров. Свобода, которой не пользовался, например, Жозе Мануэль Баррозу. В общем, журналисты и аналитики ждут, что новая Еврокомиссия окажется куда «ярче» предшественницы.
Стоит остановиться на некоторых решениях, которые характеризуют господина Юнкера как политика и косвенно проливают свет на приоритеты новой Еврокомиссии.
К примеру, весьма примечательным оказалось распределение портфелей экономического блока между ведущими державами Европы. Великобритания в лице влиятельного консерватора лорда Джонатана Хилла, к немалому удивлению экспертов, получит портфель еврокомиссара по финансиовых услугам и рынкам капитала. Лондонский Сити уже ликует. Юнкер явно продемонстрировал, что желает жить в мире с Лондоном и готов на компромиссы по банковскому сектору. Британцы, помимо морального удовлетворения, получают возможность сдерживать неуместный, по их мнению, пыл коллег по регулированию финансовых рынков, что неизменно ведет к убыткам биржи.
Не осталась без подарка и Франция: Пьер Московиси, бывший министр финансов, должен стать еврокомиссаром по финансово-экономическим вопросам, налогам и таможенным союзам. Пикантность заключается в том, что именно Париж является одним из главных нарушителей бюджетного правила ЕС, грозящего санкциями любому правительству, допускающему чрезмерный дефицит национального бюджета. Теперь французу придется следить за своим бывшим ведомством, но одновременно он получит возможность подкорректировать политику Брюсселя в данном вопросе.
При этом надзирать за британцем и французом в ранге замов Юнкера будут представители Финляндии и Литвы, которые, насколько известно, разделяют позицию Германии в вопросах финансовой дисциплины. В целом, Юнкер, похоже, делает заявку на более взвешенный подход к регулированию европейской экономики. И, видимо, будет искать баланс между строгой экономией и стимулированием экономического роста.
Германии достался пост еврокомиссара по вопросам цифровой экономики и общества. Зная влиятельность Берлина в европейских делах, следует предположить, что сделано это неспроста. Именно эта сфера будет одним из приоритетных направлений развития Европы ближайшие пять лет.
Интересен и выбор еврокомиссара (и одновременно вице-председателя Еврокомиссии) по энергетическим вопросам. Этот пост займет представительница Аленка Братушек Словении, которая, в общем-то, известна своей довольно лояльной позицией в отношении энергопоставок из России. Поэтому выбор госпожи Братушек именно на этот пост свидетельствует о желании Юнкера снизить эмоциональный накал на переговорах по нефтегазовым темам.
Ну и в завершении следует сказать несколько слов о верховном представителе Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности. На этот пост предложена глава МИД Италии Федерика Могерини. Правда, в отличие от Кэтрин Эштон, она не будет первым заместителем Юнкера, а останется одним из простых замов. Роль правой руки председателя Еврокомиссии получит голландец Франс Тиммерманс.
В каком-то смысле выбор Могерини выглядит случайным. Дипломатический опыт у нее невелик. Точнее, она никогда не была кадровым дипломатом. Ее карьера была связана с курированием международных отношений сначала в партийных структурах, потом в соответствующих комиссиях парламента. Присягу министра иностранных дел она приняла всего несколько месяцев назад – 22 февраля.
В брюссельских кулуарах, не скрываясь, говорили, что на пост верховного представителя нужна «женщина», «желательно левых взглядов». Глава европейской дипломатии относится к тройке самых важных функционеров ЕС, и соблюдение принципа равенства полов толерантным европейцам кажется очень важным. Так что к паре мужчин Туск–Юнкер пришлось искать представительницу прекрасного пола.
Точно так же и с политической ориентацией. И новый председатель Евросовета, и новый глава Еврокомиссии по убеждениям правоцентристы. А вторая по численности фракция Европарламента – социалисты. Плюс они находятся у власти в таких важных странах, как Франция и Италия. Поэтому в тройке должен был появиться левый политик. Госпожа Могерини этому требованию также удовлетворяла. Кроме того, за нее активно ходатайствовал премьер Италии Маттео Ренци (из соображений престижа). А в Берлине, Париже и Лондоне очень не хотят отталкивать нового итальянского лидера, который, в отличие от предшественников, больше ориентируется на объединенную Европу.
Еврокомиссия нового состава должна приступить к своим обязанностям уже в ноябре. Она начнет свою работу в непростое для Европы время, когда внешнеполитические трудности соседствуют с очень вялыми экономическими показателями, а количество евроскептиков в странах союза неуклонно растет. Прорвется ли старушка-Европа через эти препятствия? Покажет время.