Поклонники любого из искусств, восхищенные работами своих кумиров, называют их королями. Правда, ко многим слава приходит только после смерти, а кому-то приходится ждать ее десятки, а то и сотни лет. Но бывают случаи, когда артист, музыкант или художник получает неофициальный, но от этого не менее почетный титул в расцвете сил и на пике карьеры. Именно так случилось с тем, кого еще при жизни назвали Королем Голливуда.
НЕКОРОНОВАННЫЕ КОРОЛИ. КЛАРК ГЕЙБЛ
Будущий Король Голливуда родился 1 января 1901 года в небольшом городе Кадис в штате Огайо. Его отец, Уильям Генри Гейбл, работал буровиком на нефтяной скважине – семья была не слишком богата, но все же детство великого артиста прошло в достатке. При рождении будущий актер был назван в честь отца, в соответствии со здешними традициями – отличалось только второе имя: мальчика записали в метриках как Уильям Кларк Гейбл. Согласно той же традиции, именно вторым именем его и называли.
Он рано осиротел – Аделина Гейбл, мать мальчика, страдавшая эпилепсией, умерла, когда ему не было и года. Впрочем, Уильям Генри не долго оставался вдовцом – буквально через год он женился вторично на женщине по имени Дженни Данлоп. Биографы звезды утверждают, что к этому решению его не в последнюю очередь подтолкнула именно забота о сыне – отцу надо было работать, чтобы прокормить малыша, а смотреть за ним в это время было некому. По воспоминаниям самого Гейбла, Дженни была женщиной строгих правил, и приемного сына воспитывала соответственно. Впрочем, о мачехе он всегда отзывался с теплотой, утверждая, что она заменила ему мать. Она дала ему отличное воспитание – научила следить за своим внешним видом, привила маленькому Уильяму Кларку хорошие манеры. К тому же Дженни, неплохо игравшая на фортепиано, давала пасынку уроки музыки. И небезуспешно: в возрасте 13 лет мальчика в виде исключения приняли в городской оркестр, в котором играли взрослые мужчины.
С детства Кларк Гейбл мечтал стать врачом. Правда, сбыться этим чаяниям было не суждено: с учебой у мальчика возникли проблемы. Будущий актер, по утверждению его учителя математики, был начисто лишен способностей к точным наукам – некоторые биографы, основываясь на этом, утверждают даже, что в детстве его считали слабоумным. Однако его наставник по литературе поспорил бы с этим мнением: Гейбл был одним из лучших учеников. Он не просто отлично знал программу, но и посещал кружок любителей чтения. Сам актер вспоминал, что с ранних лет любил сонеты Уильяма Шекспира, охотно заучивал их наизусть и с удовольствием выступал перед другими членами кружка. Все это очень радовало Дженни, для которой пасынок стал любимым – и единственным – ребенком. Однако Уильям Генри высказывал по поводу успехов сына все большее недовольство: он считал, что мужчине более пристало заниматься настоящими «мужскими» делами – охотой, спортом, тяжелым физическим трудом. Дженни нередко приходилось вставать на защиту Кларка. Впрочем, когда в семье появился подержанный автомобиль, мальчик изъявил желание помогать отцу с его ремонтом, и это несколько примирило Уильяма Генри с увлечениями сына, тем более что он быстро разобрался с устройством двигателя и со временем стал неплохим автомехаником. Суровый родитель был настолько доволен, что даже позволил себя уговорить на покупку, о которой давно просила его жена. Так в доме появилось 72-томное издание шедевров мировой литературы, призванное, по словам Дженни, обеспечить Кларку образование. Сын так и не стал таким, как хотел его отец – Уильям Генри нередко даже называл Кларка слюнтяем. Однако жизнь показала, что он был неправ: работать мальчик все же уме
Поклонники любого из искусств, восхищенные работами своих кумиров, называют их королями. Правда, ко многим слава приходит только после смерти, а кому-то приходится ждать ее десятки, а то и сотни лет. Но бывают случаи, когда артист, музыкант или художник получает неофициальный, но от этого не менее почетный титул в расцвете сил и на пике карьеры. Именно так случилось с тем, кого еще при жизни назвали Королем Голливуда.
Будущий Король Голливуда родился 1 января 1901 года в небольшом городе Кадис в штате Огайо. Его отец, Уильям Генри Гейбл, работал буровиком на нефтяной скважине – семья была не слишком богата, но все же детство великого артиста прошло в достатке. При рождении будущий актер был назван в честь отца, в соответствии со здешними традициями – отличалось только второе имя: мальчика записали в метриках как Уильям Кларк Гейбл. Согласно той же традиции, именно вторым именем его и называли.
Он рано осиротел – Аделина Гейбл, мать мальчика, страдавшая эпилепсией, умерла, когда ему не было и года. Впрочем, Уильям Генри не долго оставался вдовцом – буквально через год он женился вторично на женщине по имени Дженни Данлоп. Биографы звезды утверждают, что к этому решению его не в последнюю очередь подтолкнула именно забота о сыне – отцу надо было работать, чтобы прокормить малыша, а смотреть за ним в это время было некому. По воспоминаниям самого Гейбла, Дженни была женщиной строгих правил, и приемного сына воспитывала соответственно. Впрочем, о мачехе он всегда отзывался с теплотой, утверждая, что она заменила ему мать. Она дала ему отличное воспитание – научила следить за своим внешним видом, привила маленькому Уильяму Кларку хорошие манеры. К тому же Дженни, неплохо игравшая на фортепиано, давала пасынку уроки музыки. И небезуспешно: в возрасте 13 лет мальчика в виде исключения приняли в городской оркестр, в котором играли взрослые мужчины.
С детства Кларк Гейбл мечтал стать врачом. Правда, сбыться этим чаяниям было не суждено: с учебой у мальчика возникли проблемы. Будущий актер, по утверждению его учителя математики, был начисто лишен способностей к точным наукам – некоторые биографы, основываясь на этом, утверждают даже, что в детстве его считали слабоумным. Однако его наставник по литературе поспорил бы с этим мнением: Гейбл был одним из лучших учеников. Он не просто отлично знал программу, но и посещал кружок любителей чтения. Сам актер вспоминал, что с ранних лет любил сонеты Уильяма Шекспира, охотно заучивал их наизусть и с удовольствием выступал перед другими членами кружка. Все это очень радовало Дженни, для которой пасынок стал любимым – и единственным – ребенком. Однако Уильям Генри высказывал по поводу успехов сына все большее недовольство: он считал, что мужчине более пристало заниматься настоящими «мужскими» делами – охотой, спортом, тяжелым физическим трудом. Дженни нередко приходилось вставать на защиту Кларка. Впрочем, когда в семье появился подержанный автомобиль, мальчик изъявил желание помогать отцу с его ремонтом, и это несколько примирило Уильяма Генри с увлечениями сына, тем более что он быстро разобрался с устройством двигателя и со временем стал неплохим автомехаником. Суровый родитель был настолько доволен, что даже позволил себя уговорить на покупку, о которой давно просила его жена. Так в доме появилось 72-томное издание шедевров мировой литературы, призванное, по словам Дженни, обеспечить Кларку образование. Сын так и не стал таким, как хотел его отец – Уильям Генри нередко даже называл Кларка слюнтяем. Однако жизнь показала, что он был неправ: работать мальчик все же умел.
Путь к мечте
В середине 1910-х семья Гейбл купила небольшой участок земли и переехала на ферму. Однако Уильям Генри не слишком хорошо разбирался в сельском хозяйстве – и это обернулось серьезными финансовыми затруднениями. Чтобы поддержать отца и мачеху, Кларк в возрасте 16 лет бросил школу и отправился на заработки. Сначала юноша устроился на фабрику «Арктор», производившую автомобильные шины. Однако скучная, рутинная работа не удовлетворяла его. Все изменилось почти случано: он посмотрел в местном мюзик-холле постановку «Райская птица» и решил стать актером. Кларк считал, что обладает для этого всем необходимым – он был высок ростом, статен и хорош собой. Теперь все свободные вечера он проводил в мюзик-холле, бесплатно помогая артистам – только чтобы быть поближе к сцене и учиться у них театральному мастерству. Однако он понимал, что здесь ему не удастся осуществить свою мечту и решил уехать в Портленд – самый большой город штата манил его обилием возможностей.
Правда, средств для этого у юноши было немного – рабочий с фабрики «Арктор» не мог скопить достаточно денег для переезда. И он, к вящему гневу Уильяма Генри, оставил это бесперспективное место. За следующие несколько лет Кларк сменил множество профессий – продавал газеты и галстуки, валил лес и даже работал оператором телефонной линии, несмотря на презрение отца – это занятие в то время считалось исключительно женским.
Примерно в это время умерла Дженни Данлоп – единственный человек, ради которого он все еще оставался дома. Уильям Генри Гейбл, так и не справившийся с ведением фермерского хозяйства, продал убыточную землю и вернулся на старое место работы – нефтяную скважину. Кларка больше ничего не держало. Переехав в «город мечты», он продолжал перебиваться случайными заработками, устраиваясь то в одну, то в другую театральную труппу. И вот тут-то оказалось, что быть артистом не так уж просто. Внешних данных, на которые так надеялся молодой человек, оказалось недостаточно для того, чтобы добиться успеха на сцене – играл же вчерашний рабочий, не имевший никакой подготовки, из рук вон плохо. Неудивительно, что ему доверяли только самые маленькие роли. У режиссера одной из трупп даже появилось присловье: «Все, что умеет Гейбл – это уходить со сцены».
Все в очередной раз изменилось в 1924-м, когда 23-летний Кларк устроился в театральный коллектив, организованный Джозефиной Диллон, бывшей бродвейской актрисой, давно вышедшей в тираж по самой банальной из причин – ей было уже под 40. Разглядела ли она в молодом человеке талант или ей просто понравился статный юноша – так или иначе, она решила сделать из него актера. Она начала учить его, как правильно говорить и двигаться на сцене, как работать с ролью и создавать сценический образ. Она заставила Гейбла потрудиться над голосом, сменить прическу и оплатила услуги дантиста – у актера смолоду были проблемы с зубами. Она же уговорила молодого актера сменить сценическое имя. До Диллон он подписывался инициалами – У.К. Гейбл. Однако умудренная опытом наставница заявила, что это скучно и банально – с таким именем не сделаешь актерской карьеры. И ее протеже стал называть себя просто Кларком.
Сложно сказать, на чем строились отношения Гейбла и Диллон – сам актер не любил распространяться на эту тему. Однако Джозефина стала не только наставницей Кларка – буквально через пару месяцев они поженились. Будущий Король Голливуда был на 14 лет младше своей первой жены.
Вставка
Для биографов звезды являются загадкой не только нюансы отношений Кларка Гейбла и Джозефины Диллон – сама история их знакомства со временем обросла домыслами. В различных источниках указываются самые разнообразные версии, однако внимания достойны две.
Согласно первой, в то время будущий Король, в очередной раз лишившись места в театральной труппе, подрабатывал телефонным мастером и пришел к Джозефине по вызову, чтобы отремонтировать ее телефон. Она же как раз искала исполнителя на одну из ролей в новой постановке – и внезапно увидела молодого человека, идеально подходящего под образ, который себе представляла, и сразу же пригласила его в труппу.
Другая версия не менее забавна. По воспоминаниям некоторых друзей актера, в то время он встречался с начинающей актрисой Франс Дофлер. Именно она порекомендовала Кларку попробовать свои силы в труппе Диллон: девушка не желала встречаться ни с кем, кроме коллеги-актера, и уж точно не с продавцом галстуков – а Гейбл в то время, согласно этой легенде, занимался именно этим. Однако хороший совет обернулся крахом их отношений – уже через пару месяцев пара распалась.
К слову, некоторые биографы, подтверждая в целом эту историю, связывают ее не с Франс Дофлер, а с молодой, но уже относительно успешной актрисой театра и кино Лаурой Хоуп Круз.
Старания Джозефины не прошли даром: молодой человек впитывал знания, как губка, и делал огромные успехи. В том же году Диллон отвезла молодого супруга в Голливуд, чтобы попытаться устроить его карьеру в кино. И преуспела в этом: она была достаточно известна на «фабрике грез», чтобы добиться для Кларка маленькой второстепенной роли в немой костюмированной комедии «Запретный рай». Правда, для зрителя кинодебют Кларка Гейбла остался незамеченным: фильм не завоевал особой популярности, а молодой актер появился в кадре всего на несколько минут. Да и имени его в титрах не было – слишком уж незначительной была роль.
За этим фильмом последовали другие – Джозефина Диллон, взяв на себя роль менеджера мужа, всеми правдами и неправдами выбивала для него контракты. Однако ее влияния хватало лишь на второсортные фильмы и маловыразительных персонажей – следующие 6 лет Кларк Гейбл, по сути, числился в Голливуде едва ли не статистом. Он разочаровался в кино и на какое-то время даже вернулся в театр – теперь, когда он освоил актерское ремесло и «засветился» на киноэкране, многие импресарио почли бы за честь пригласить его в труппу.
Однако судьба в очередной раз повернулась к актеру лицом. В 1930 году 29-летний Гейбл познакомился с 46-летней Марией (Рией) Лэнгэм, богатой вдовой, светской львицей и влиятельной представительницей техасской «нефтяной аристократии». К этому моменту его отношения с Джозефиной Диллон сошли на нет – она все еще оставалась его менеджером, однако супругов уже не связывала даже дружба. Развод стал закономерным финалом их отношений – а через несколько дней Кларк и Рия поженились в Техасе.
Влияния новой супруги хватило для того, чтобы «выбить» для мужа роль в новой бродвейской постановке «Последняя миля». Именно этот спектакль стал настоящим стартом «звездной» карьеры Кларка Гейбла. Шоу прошло с огромным успехом, а актер, уже поднаторевший в своем ремесле, поражал зрителей – и особенно зрительниц – обаянием и шармом, мужественным голосом и пронзительным взглядом. Вот теперь-то публика влюбилась в Гейбла. И предложения посыпались одно за другим – бродвейские антрепренеры наперебой предлагали выгодные контракты. Однако Кларк грезил Голливудом.
Вскоре семейная пара перебралась в Калифорнию – влияния Рии хватило на то, чтобы ее мужу предложила контракт сама Metro Goldwyn Mayer, одна из ведущих кинокомпаний «фабрики грез». Впрочем, ее руководство охотно приняло актера – к тому моменту он стал достаточно известен.
Вставка
Об отношениях Кларка Гейбла с его многочисленными женами и возлюбленными ходило множество слухов. И хотя официальная версия гласит, что именно Рия устроила для мужа контракт с Metro Goldwyn Mayer, в различных источниках упоминаются и другие варианты развития событий. По одной из них, вторая жена актера, обладавшая определенным влиянием на Бродвее, была все-таки не настолько могущественна, чтобы организовать карьеру супруга в Голливуде. Некоторые биографы утверждают, что инициатива в этом вопросе исходила как раз от руководства кинокомпании, а женщина была категорически против того, чтобы Кларк подписывал контракт – она боялась утратить влияние на молодого, привлекательного и успешного мужа и оказаться ему не нужной.
Так или иначе, с началом голливудской карьеры Гейбла отношения супругов сильно охладели – если до этого Рия сопровождала Кларка на гастролях и разнообразных мероприятиях, то теперь он начал настаивать на том, чтобы она, как положено хорошей жене, ждала его дома.
Будни «фабрики грез»
Правда, вскоре карьера в Голливуде начала разочаровывать Кларка. Амплуа экранного злодея, которое так хорошо сочеталось со своеобразной выразительной внешностью актера, поначалу устраивало его и к тому же приносило солидный доход. Однако со временем Гейбл устал играть однотипных негодяев в вестернах и коварных соблазнителей в мелодрамах. И в 1934 году он категорически отказался от очередной подобной роли.
Однако руководители кинокомпании были не теми людьми, которые позволяют своим наемным работникам – даже очень ценным – подобные капризы. В наказание Кларка Гейбла «сдали в аренду» на один фильм маленькой и непопулярной в то время Columbia Pictures. Актер, которого уже без всякой натяжки можно было назвать восходящей звездой, был в бешенстве от такого обращения, однако отказ означал расторжение контракта, связывавшего его с Metro Goldwyn Mayer – то есть неминуемые финансовые потери и, вполне вероятно, крах всей его карьеры в кино.
Однако время показало, что злился Гейбл совершенно напрасно. Романтическая комедия «Это случилось однажды ночью», в которой ему пришлось сыграть главную роль в паре с Клодетт Кольбер, одной из самых знаменитых актрис «легкого жанра» 1930-х годов, стала настоящим событием, вызвавшим горячие восторги не только публики, но и критиков. Фильм не сходил с экранов целый год, принеся колоссальный доход, а в 1935-м был удостоен целых 5 «Оскаров», чего в истории этой награды еще не случалось! И одна из заветных статуэток – за лучшую мужскую роль – досталась Кларку Гейблу.
В Metro Goldwyn Mayer актер вернулся с триумфом – теперь он мог сам диктовать руководству кинокомпании условия. Он встал в один ряд с голливудскими «звездами» первой величины, стал желанным гостем на любом светском мероприятии «фабрики грез». Журналисты уже вовсю называли его Королем Голливуда. А количество жертв его сокрушительного обаяния начало исчисляться десятками, если не сотнями.
Неудивительно, что отношения Кларка и Рии становились все хуже. Он блистал на экране и в жизни – ей же оставалось только сидеть дома и коллекционировать сплетни о знаменитом супруге и его многочисленных пассиях, отношений с которыми актер даже не скрывал. Светская львица не привыкла к такому отношению – и хотя она все еще любила мужа, ее терпение подходило к концу.
И немудрено. К концу 1930-х неверный супруг дал ей гораздо более серьезный повод для возмущения, чем простые любовные интрижки. Он уже давно не появлялся дома, зато все чаще выходил в свет в компании восходящей звезды киноэкрана Кэрол Ломбард. Ходили слухи, что Гейбл живет с ней в гражданском браке. И в 1939 году Риа подала на развод.
Вставка
История отношений Кларка Гейбла и Кэрол Ломбард сама по себе тянет на сценарий романтического фильма. Они познакомились в 1932 году во время съемок фильма «Трудный мужчина» (в оригинале No Man of Her Own). У 24-летней актрисы была небольшая роль, даже не в одном эпизоде с Кларком. Однако, по утверждению некоторых биографов, они сразу невзлюбили друг друга. И хотя судьба сталкивала их раз за разом, их отношения не менялись. Так продолжалось несколько лет.
Все изменилось 25 декабря 1936 года. В этот день Гейбл был приглашен на традиционный рождественский бал, проводившийся одним из модных клубов Лос-Анжелеса. Кэрол же исполняла роль хозяйки бала.
Сказалась ли праздничная обстановка, или это случилось рождественское чудо, но актеры были буквально очарованы друг другом. Позже сам Гейбл вспоминал тот вечер: после второго танца он пригласил Кэрол покататься на машине, а, подъехав к отелю, где снимал апартаменты, сказал: «Я здесь живу. Поднимемся ко мне в номер?» «Ты что, думаешь, что ты Кларк Гейбл?» – ответила актриса. Именно ее чувство юмора окончательно покорило Гейбла. С тех пор влюбленные уже не расставались.
На вершине
Бракоразводный процесс оказался нелегким – Риа считала и, к слову, во многом справедливо, что муж обязан ей всей своей карьерой, и ждала от него если не извинений и раскаяния, то хотя бы компенсации. Так что развод обошелся Кларку в половину его состояния, которое к тому времени стало более чем солидным.
Впрочем, Гейбл не слишком опечалился: ему как раз предложили роль Ретта Батлера в фильме «Унесенные ветром» – и он принял ее, но на своих условиях. Во-первых, актер потребовал увеличить обещанный гонорар чуть ли не в 4 раза, во-вторых – гарантировать, что во время съемок у него будет свободное время. И Metro Goldwyn Mayer согласилась на все: участие Гейбла само по себе уже обеспечивало картине успех.
Весь Голливуд и та часть публики, что следила за новостями и сплетнями «фабрики грез», буквально замерли в ожидании новых любовных перипетий – все предрекали бурный роман Кларка Гейбла с исполнительницей роли Скарлетт О’Хара, очаровательной английской актрисой Вивьен Ли. Однако их ожидания оказались напрасными – эта история так и не началась. Вивьен была слишком увлечена своим соотечественником Лоуренсом Оливье, Гейбл же все еще переживал развод с Рией Лэнгэм. Во всяком случае, такова была официальная версия.
На самом же деле Кларк просто избегал шумихи – он не хотел, чтобы их с Кэрол отношения стали достоянием вездесущих репортеров, а потом и всей Америки. В самом начале съемок пара поженилась. Они не устраивали никакой церемонии, никого не приглашали. Не было даже свадебного букета – кому, как не самому роскошному сердцееду Голливуда было не знать, что здешние цветочницы за вознаграждение охотно делятся информацией с журналистами.
Отношения этой пары сложно назвать безоблачными. Через пару месяцев после их свадьбы на экраны вышли «Унесенные ветром», и слава буквально обрушилась на Гейбла. Фильм не только принес ему второго «Оскара» за лучшую актерскую игру – он превратил актера в секс-символ, мечту каждой женщины. Поклонницы буквально окружали его, вызывая ревность Ломбард. Однако этот брак все же оставался счастливым – Кларк и Кэрол по-настоящему любили друг друга.
Однако именно ревность, в конечном счете, стала причиной трагедии.
В начале 1942 года Америка катастрофически нуждалась в средствах: месяц назад, в декабре 1941-го, она вступила во Вторую мировую, а на ведение войны требуется много денег. Поэтому правительство развернуло масштабную кампанию по продаже облигаций государственного займа. А для привлечения внимания инвесторов повсеместно проводились разнообразные благотворительные мероприятия. В одном из них, организованном губернатором штата Индиана, приняла участие и Кэрол Ломбард. Гейбл сам посоветовал ей включиться в кампанию – подобные выступления были весьма полезны для карьеры.
После мероприятия актриса заторопилась домой: она скучала по мужу, да и ревность не давала ей покоя. Для нее было зарезервировано место в поезде, однако, несмотря на все уговоры, Кэрол решила лететь самолетом. Что именно стало причиной катастрофы, точно не известно до сих пор, однако самолет врезался в горы. В живых не остался ни один из пассажиров или членов экипажа – даже тела многих из них так и не нашли.
Жизнь без Кэрол
Смерть любимой жены буквально подкосила Гейбла. Он закрылся на семейном ранчо, практически никого не принимая, начал пить. А через несколько месяцев, несмотря на уговоры менеджеров и противодействие военных, ушел добровольцем на фронт. Казалось, актер мечтал о смерти – во всяком случае, он, потерявший жену в авиакатастрофе, выбрал авиацию. Он стал стрелком в составе экипажа бомбардировщика B-17 и совершил 25 вылетов за линию фронта. Он отчаянно рисковал и не раз попадал в переделки, но ему неизменно везло – с войны он вернулся без единой царапины.
В мирной жизни Гейбл по-прежнему был востребован в кино – его популярность даже возросла. Однако главные успехи остались позади.
Несколько лет Кларк вел жизнь затворника – он утратил вкус к светским развлечениям и шумихе, и, несмотря на славу самого знаменитого сердцееда Голливуда, у него долгое время не было постоянных отношений. Лишь в 1949 году, через 7 лет после гибели Кэрол Ломбарт, Гейбл снова попытался создать семью. Его избранницей стала леди Сильвия Эшли, вдова Дугласа Фэрбенкса, «звезды» немого кино.
Этот брак продолжался менее 3 лет и, как и все предыдущие, был омрачен ревностью. Однако, в отличие от предыдущих жен Гейбла, Сильвии приходилось ревновать не к многочисленным пассиям знаменитого мужа – ее главной соперницей была Кэрол. Леди Эшли очень скоро поняла, что привлекло к ней Кларка: она была немного похожа на его погибшую любовь – и только. Чтобы разрешить этот конфликт, она попыталась избавиться от всего, что напоминало о ее предшественнице. И Кларк не стал это терпеть: когда Сильвия решила перестроить ранчо, которое принадлежало Кэрол Ломбард, он немедленно подал на развод.
Только в последнем, пятом браке актер, которому на момент женитьбы было уже 54 года, обрел семейное счастье. Бывшая модель и актриса Кей Уильямс осуществила самое большое желание Кларка – она родила ему сына. Однако взять малыша на руки Королю Голливуда было не суждено.
В 1960 году Кларк Гейбл получил роль в фильме «Неприкаянные». Его партнершей стала Мэрилин Монро. С первых дней работы между двумя звездами стали складываться сложные отношения. С одной стороны, они восхищались друг другом. Так, Гейбл высказывался о Монро: «Проклятье, она мне нравится, хотя дьявольски непрофессиональная». С другой – Мэрилин к съемкам относилась безответственно: она постоянно опаздывала, порой бывала не в форме, капризничала и изводила своего партнера по фильму придирками. Естественно, Кларк постоянно был на взводе. После завершения съемок он сказал Кей: «Господи, я рад, что эта картина закончена. Она (Монро) почти довела меня до сердечного приступа». И эти слова оказались пророческими: назавтра у актера случился обширный инфаркт, а через 10 дней, 16 ноября 1960 года, он скончался в Пресвитерианской больнице Голливуда. Его сын родился в этой же больнице ровно через 4 месяца и получил имя Джон Кларк Гейбл.
Актеры говорят, что слава капризна. Кто-то так никогда и не добивается ее, а другим она улыбается на краткий миг, чтобы потом уйти навсегда. Лишь немногих она сопровождает всю жизнь.
Слава Кларка Гейбла пережила его – армия его поклонников не уменьшается и сегодня, а новые звезды называют его своим примером для подражания. И почетный титул Короля Голливуда по-прежнему принадлежит ему.