В полдень 21 июня 1944 года штаб 4-го воздушного корпуса люфтваффе «Кондор» в Брест-Литовске получил срочное сообщение: «Американские бомбардировщики пересекли линию фронта и следуют в Россию».
Короткое время спустя на стол командующего корпуса генерала Рудольфа Майстера легли еще влажные снимки аэродромов в Полтаве и Миргороде. С того самого дня, когда колонна «летающих крепостей» не легла, отбомбившись, на обратный курс, а ушла на восток и приземлилась где-то на советской территории, в штабе корпуса приступили к разработке плана по противодействию новой инициативе союзников. Полтава как вероятное место базирования американцев в СССР была опознана немцами вскоре после окончания первого этапа операции «Неистовый Джо» – благодаря документам, найденным на обломках сбитого над Румынией Б-17. Свежие снимки самолета-разведчика подтвердили это предположение и запустили разработанный с немецкой тщательностью план ответного удара. Корпус «Кондор» представлял собой уникальное подразделение бомбардировщиков дальнего действия, ориентированное на массированные ночные удары без поддержки истребителей. С мая 1944 года три бомбардировочные эскадры корпуса методично засыпали бомбами железнодорожные узлы и центры сосредоточения советских войск в непосредственной близости от линии фронта, затрудняя переброску резервов и передислокацию частей. Благодаря высокой выучке экипажей и малой эффективности советской ночной истребительной авиации корпус добился ужасающей результативности при минимальных потерях.
В 15:00 штаб генерала Майстера разослал всем подчиненным подразделениям приказ дня: «Предстоящей ночью атаковать и уничтожить американские самолеты на аэродромах Полтавы и Миргорода. Подключить к выполнению задачи все доступные силы. Запланированные ранее вылеты отменить!» Началась лихорадочная подготовка. В 20:30 из Барановичей стартовали специальные самолеты наведения, за которыми из Белостока последовали «хейнкели» эскадры KG 53. Чуть позже к колонне присоединились развернутые под Минском бомбовозы эскадры KG 55. Хотя метеорологи обещали на всем пути следования легкую облачность при полной луне, сразу за линией фронта бомбардировщики угодили в сильную грозу, частично нарушившую радиосвязь. Из-за этого большинство самолетов наведения сбилось с курса и направилось к Полтаве, проигнорировав аэродром в Миргороде.