Не обижайте чукчу зря

            Настоящий международный скандал разгорелся из-за неосторожно брошенной фразы. Латышский политик, лидер блока “Единство” Гирт Валдис Кристовскис в одном из интервью позволил себе заявить, что “латыши – не чукчи”. В ответ на этот выпад в газету “Diena” обратился оскорбленный Оой Милгэр, предприниматель и представитель народа луораветланов (то есть чукчей) с требованием извинений. “По-вашему получается, что чукчи – не люди. Это меня очень обидело. Луораветланы – народ воинов. Об этом написано много книг. У меня карабин моего отца. Латыши – тоже маленький народ, которому пришлось бороться за выживание. Откуда такое высокомерие?” – говорится в его письме.

            Предки современных чукчей появились в тундре на рубеже IV – III тыс. до н.э. Они славились как искусные воины и мореходы, которые на своих легких суденышках, построенных без единого гвоздя, из кожи и дерева, огибали Аляску и достигали Канады. Флотилии быстрых байдар приносили не меньшие опустошения, чем драккары викингов. Из всех северных народов только чукчи почти 150 лет воевали с царской Россией. В конце концов они согласились на формальную власть «большого белого царя» лишь при условии, что не будут платить налогов и сохранят самоуправление. И, наконец, именно они придумали множество вещей, без которых сложно представить современный мир – козырек, солнцезащитные очки и даже… памперсы.

«Настоящие люди» и все остальные

            Чукчи – немногочисленный народ, расселенный на громадном пространстве. Земли от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюя – территорию, сопоставимую с Казахстаном! – занимают всего чуть больше 15 тыс. человек (согласно Всероссийской переписи населения 2002 года).

            Само название «чукчи» – это «вариант для русских» и, по сути, адаптированное чукотское слово «чаучу», то есть «богатый оленями». Именно так в XVII веке русским землепроходцам представились здешние оленеводы. На самом же деле и они, и их соседи-поморы «анкальын» – «ездящие на собачьих упряжках» – называют себя «луораветланы», что в буквальном переводе означает «настоящие люди». Такое нескромное название неслучайно. В мифологии крайнего севера чукчи – избранники богов, «высшая раса». Ни один народ в их фольклоре, кроме них самих, не назван, собственно, людьми. За исключением русских. В мифах говорится – боги создали эвенков, якутов, эскимосов, коряков и отдали их в рабство русским. А те, в свою очередь, обязаны были производить чай, табак, сахар и железо, которые нужны были исключительно для торговли с чукчами. Но что-то пошло не так, и русские развязали войну.

Как чукчи с Россией воевали

            В середине XVII века казак Михаил Стадухин, открывший реку Колыму и основавший Нижнеколымский острог, стал первым русским, повстречавшим луораветланов. «Живут по Колыме иноземцы, колымские мужики, оленные и пешие многие люди, и говорят на своем языке… Бьют они морского зверя, моржа, от которого привозят головы со всеми зубами, и головам этим они молятся, а из зубов делают концы саней», – так он писал царю о «чукотском народе».

            Собственно, покорять туземцев в Сибири русским было не впервой. Еще в начале XVII века казаки стали приплывать сюда на длинных «човнах» и «предлагать» местным жителям перейти под власть «белого царя». Кое-где северяне добровольно принимали все условия и начинали регулярно платить ясак, то есть дань. Кое-где не обошлось без стычек. Но, как правило, после первых мушкетных выстрелов воины, потрясавшие копьями, обращались в бегство. Повозиться пришлось только с якутами, в свое время оказавшими сопротивление даже Чингисхану.

            Интересно, что с самого начала к завоеванным народам отношение было вполне нормальным. В отличие от американских индейцев, сибирских аборигенов никто не истреблял. Более того, эвенкам или корякам достаточно было принять православие, чтобы сделаться «русскими». А некоторые из них даже получали дворянские титулы!

            Экспансия в Сибирь шла бы «по плану», если бы не… чукчи. В 1652 году казаками Семена Дежнева был построен Анадырский острог. С тех пор и начались проблемы. Жить в мире с пришельцами чукчи не хотели, предпочитая грабить обозы. В 1727 году Российский Сенат принял решение покончить с этим «безобразием» и отправил в Сибирь вооруженную экспедицию. Заручившись поддержкой якутов и коряков, жаждавших посчитаться с воинственными чукчами за все набеги и разорения, русские начали наступление. Но не тут-то было!

            Кровопролитные бои длились с переменным успехом более 30 лет. Чукчи оказались не только закаленными воинами, но и умелыми партизанами – устраивали засады, неожиданно нападали на русские крепости и продолжали-таки грабежи. Наконец в 1763 году война закончилась победой… чукчей. Русские были вынуждены оставить Анадырский острог. В одном из документов того времени говорилось: «Немедленно внушить всему русскому населению Нижне-Колымской части, чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

            Екатерина II действовала мудрее – не силой, а подкупом. И благодаря многочисленным посулам и подаркам заманила-таки чукчей в подданство. По указу императрицы они освобождались от налогов на 10 лет и сохраняли независимость во внутренних делах.

            Относительная самостоятельность за луораветланами держалась и гораздо позже. В своде законов Российской империи XIX века говорилось, что чукчи – народ «не вполне покоренный», который платит ясак «количеством и качеством какой сами пожелают».

            Даже авторитет товарища Сталина для чукчей был невелик – в 1947 году они отправились на очередную войну с эскимосами. Тогда едва удалось избежать серьезного международного конфликта, поскольку чукчи формально были гражданами СССР, а их противники – американцами. Впрочем, надо отдать должное вождю народов. Хорошенько изучив историю, он решил не угрожать воинственным оленеводам, а «прививать» им культуру, заманивая всевозможными подарками. И такая политика себя вполне оправдала.

Чукча – воин…

              Уже в советское время чукча стал героем анекдотов. Обязан он этим, скорее всего, комедийному черно-белому фильму «Начальник Чукотки», осчастливившему зрителей в 60-е годы прошлого века. По сюжету наивных и добрых чукчей постоянно обманывают «нехорошие» заграничные коммерсанты. А в одном из эпизодов мирные оленеводы отказываются стрелять во врагов, поскольку те – «живые люди».

              Знал ли режиссер, как мало этот образ имеет общего с реальными чукчами?

              Заселив территорию современной Чукотки примерно 5-6 тысяч лет назад, луораветланы веками оттачивали военное искусство. В конце концов они стали грозой арктического побережья, держа в страхе куда более миролюбивых соседей.

            Выковывание воина начиналось с детства. К маленькому мальчику время от времени неожиданно прикасались тлеющей головешкой. Это должно было приучить ребенка отскакивать в сторону при малейшем шуме. Любимой мальчишеской забавой была стрельба из лука, причем стрела, пущенная с дальнего расстояния, должна была расщеплять тоненький прутик. Наконец, когда приходило время, отец брал подросшего сына на охоту. Подкравшись к юноше со спины, он пускал стрелу. Увернулся – значит, хороший воин, достойный своего племени, а нет – так ему и надо! И отец больше никогда не вспоминал о неудачливом отпрыске.

            Своеобразной «медалью» за победу над врагом была татуировка – точка на тыльной стороне запястья. Чем опытнее воин, тем больше точек, а у самых закаленных в боях они превращались в сплошные линии – от запястья до локтя.

            Побежденному чукче обычай предписывал просить не пощады, а смерти. «Что ж, если я стал для тебя диким оленем, торопись», – эта фраза, произнесенная в таких случаях, как раз и означала что-то вроде: «убей меня скорее».

            Чукотские женщины были не менее суровы. Им предписывалось всегда носить при себе нож, чтобы в случае нападения зарезать сначала детей, потом престарелых родителей и, наконец, себя.

            Удивительна и военная экипировка древних чукчей. Самой примечательной «деталью» был панцирь из толстой моржовой кожи. Ее нарезали ровными полосами, а затем аккуратно нашивали нижний ряд на верхний. На спину крепился высокий щит с «крыльями» – специальными боковыми створками. В нужный момент воин мог сложить их, закрыв лицо и грудь. Впрочем, эта конструкция была достаточно тяжелой, неудобной, и выручала на сто процентов разве что если приходилось спасаться бегством – щит, прикрывавший спину и голову, отлично защищал от стрел. Поэтому к доспеху многие чукчи относились с презрением, считая его символом трусости.

            А вот лук и стрелы брал в поход каждый уважающий себя луораветлан. Лук делали из березы и лиственницы, а на наконечники стрел шли клыки моржей, кости и камни. Чукчи были меткими стрелками, и к тому же смазывали наконечники стрел ядом, который готовили из вполне мирного на вид лютика. Даже легкое ранение обрекало человека на медленную и мучительную смерть.

            В поход чукчи выдвигались под грохот барабанов, обтянутых человеческой кожей. Если, конечно, не требовалось подкрадываться в полной тишине. А уж это луораветланы великолепно умели делать с детства. На рассвете они окружали ярангу коряков, выдергивали стойки и протыкали жилище копьями, стараясь убить всех, кто находился внутри, пока другие воины угоняли вражеские стада. Стоит ли говорить, что самые кровопролитные войны на крайнем севере велись не из-за земли – уж ее-то хватало! Самой большой ценностью были олени – и пища, и транспорт, и одежда, и «свободно конвертируемая валюта».

Секретное оружие чукчи

            В бою чукчи использовали уникальный тактический прием. Когда дело доходило до рукопашной схватки, из задних рядов внезапно вылетали воины, проносились над головами противника на 20-40 метров и приземлялись в тылу. Врагу, зажатому с двух сторон свирепыми луораветланами, приходилось тяжело.

            Как они это делали? Загадка не давала исследователям покоя. Наконец предположили – воины прыгали на древко копья, оно пружинило и подбрасывало человека. Но вот незадача – сделать такое оружие в современных условиях долгое время никому не удавалось.

            Тайну раскрыл исследователь быта народов крайнего севера и краевед Эдуард Гунченко. Оказывается, древко чудо-копья в буквальном смысле слова выращивали. Опытный оружейник находил молодую березку, обрезал нижние веточки, а сам стволик начинал закручивать. Наконец, когда деревце становилось выше двух метров, его срубали, ствол сушили по особой технологии и делали из него древко копья-батута.

            Кстати, эту хитрость так и не разгадали племена, враждовавшие с чукчами. Поэтому на коряков, эскимосов и эвенков «летающие» луораветланы наводили священный ужас.

Ледяные «горки» для неприятеля

            Легкие сани-нарты при желании запросто превращались в настоящее укрепление. Их составляли в круг и накрепко связывали ремнями, затем закрепляли сверху моржовые шкуры – и «крепость» была готова. Из такого укрытия воины могли часами вести обстрел, оставаясь невредимыми.

            Чукчи, обосновавшиеся на берегу моря, пошли еще дальше. Они возводили самые настоящие цитадели. Для постройки выбирали скалистые мысы или островки. «Замок» окружали каменным валом и частоколом.

            Дополнительной защитой служило остроумное изобретение, ставшее сегодня любимой зимней забавой ребятишек. Подступы к укреплению обливали водой, которая на морозе немедленно застывала. Теперь неприятель мог сколько угодно «кататься с горки» без малейшего шанса попасть в крепость.

Вкусно и полезно

            Интересно, что специалисты признали мясо оленя одним из самых диетических продуктов. Оно усваивается организмом лучше, чем говядина, свинина, баранина и даже лучше, чем курятина. Подмечено – те, кто питается олениной, не страдают сахарным диабетом, атеросклерозом, гипертонией, болезнями сердца и многими другими.

…и мореход

            Тактика воины с эскимосами была иная. К ним через Берингов пролив приходилось плыть на весельных байдарах.

            Справедливости ради стоит отметить – обычно чукчи и эскимосы предпочитали обмениваться друг с другом, устраивая «немые торги». Одна сторона оставляла свои товары и отходила, затем покупатели клали напротив понравившейся вещи то, что хотели предложить, и тоже отходили. Так происходила «сделка». Но стоило возникнуть малейшему недоразумению – завязывались кровавые драки, перераставшие в войны.

Иногда чукчи устраивали на соседей захватнические набеги. Их легкие и прочные байдары не боялись острых льдин и были довольно устойчивы в воде.

            Делали лодку так: из тонких березовых, сосновых или кедровых реек выстругивали деревянный каркас острым ножом и связывали ремнями. Затем эту конструкцию обтягивали кожей моржа. На одну лодку уходило 4-6 шкур. Их обрабатывали по особой технологии, высушивали, затем, при обтягивании, специально размягчали и снова сушили. Сегодня на Чукотке в таких байдарах катают туристов. Те, кто опробовал «аттракцион», говорят – днище лодки просвечивает и звенит словно бубен. Так что во время путешествия можно видеть, как под тобой ходят холодные морские волны – зрелище не для слабонервных!

            А вот чукчи на этих суденышках под парусом еще в XVII–XVIII веках огибали Аляску и достигали Канады. На них же промышляли морских животных, например, моржей – их мясо ели, из шкур и костей строили жилища, а из клыков резали великолепные фигуры, славившиеся далеко за пределами Чукотки.

 «Увезу тебя я в тундру»

            В это сложно поверить, но у чукчей едва ли не до 40-х годов прошлого века существовало рабство! Невольницами были женщины, неспособные рожать, и мужчины из бедных семей, которых продавали за долги. Но соплеменников чукчи эксплуатировали неохотно. Совсем другое дело – чужеземцы, захваченные во время набегов.

            Особенно ценились в XVII – XVIII веках молодые женщины, привезенные с американского континента. Пленницы выполняли всю самую трудную и грязную работу. Привычку воровать девушек чукчи сохранили вплоть до XX века. В 1941 году из северного поселка умыкнули молодую и красивую учительницу Анну Кузнецову. Два года она прожила в отдаленном стойбище, где учила грамоте не только детишек, но и взрослых.

            Похожий случай произошел в 1967 году, когда на оленьей упряжке молодые оленеводы умчали в тундру хорошенькую инструкторшу райкома комсомола. «Комсомолка, спортсменка и просто красавица» оказалась не робкого десятка и потребовала встречи с бригадиром. На ее счастье он оказался членом партии. Выслушав гневную тираду «советской гражданки» и испугавшись, что придется отвечать за поступок подопечных на заседании райкома, бригадир распорядился отвезти «добычу» обратно в поселок.

Незаменимая яранга

            Примерно две тысячи лет назад северяне занялись оленеводством. А значит, их жилье должно было легко перевозиться на санях, но в то же время хорошо сохранять драгоценное тепло и защищать от ледяного ветра. Тогда-то и была придумана яранга. Еще в XIX веке русские историки, изучавшие быт чукчей, писали, что живут они стойбищами в 2-3 дома, а жилище представляет собой большой шатер неправильной формы, крытый оленьими шкурами мехом наружу. Устойчивость на ветру обеспечивают камни, привязанные к столбам и покрову шалаша. Внутри расположен очаг, стоят сани, сложена утварь. Жилая часть, своеобразная палатка в палатке, очень хорошо сохраняет тепло – люди даже снимают там верхнюю одежду.

            С приходом советской власти на Чукотке рядом с традиционными стойбищами появились поселки с домами, больницами, школами. Многие чукчи оценили оседлый образ жизни. Тем же, кто продолжал кочевать по тундре вслед за оленьими стадами, советские лидеры попробовали навязать современные утепленные палатки и даже передвижные домики-вагончики. Но вскоре выяснилось – продукты цивилизации не выдерживают суровых условий крайнего севера. Брезент палатки вспыхивал от малейшей искры, а домики вязли в болотах. К тому же для перевоза вагончиков нужен был как минимум трактор, а иногда и вездеход. Зато с легким шалашом вполне справлялись 3-4 оленьи упряжки. Так что чукчи продолжали жить в ярангах.

О чукотской свадьбе, чужих женах и многодетных семьях

            Самые интересные традиции чукчей связаны с женитьбой и семейной жизнью. Например, на свадьбу жениху и невесте родители до сих пор непременно дарят оленей. Считается, что они принесут в дом достаток. Правда, сейчас это скорее символический подарок – всего несколько животных, а раньше молодой муж получал целые стада.

            Интересен обычай «отработки» невесты. Дело в том, что мужчина-холостяк на Чукотке издревле был объектом насмешек и считался ущербным. Поэтому поиски и завоевание жены были одним из главных событий в жизни любого парня. Прежде всего, молодой человек поселялся в семье избранницы и целый год работал пастухом. Тесть внимательно следил за потенциальным зятем и мог его выгнать за малейшую провинность.

            У береговых чукчей существовал обычай невесту выкупать. Причем это не было простой формальностью, вроде нашего выкупа на свадьбе. Супруга в буквальном смысле слова стоила дорого. Видимо, отсюда и родилась традиция воровать девушек. Впрочем, если жених был достаточно богат, он мог взять и нескольких жен. Главное, чтобы он всех мог обеспечить.

            На свадьбу непременно забивался жертвенный олень. Его кровью мазали лицо и руки молодых, а затем старейшина связывал жениха и невесту специальными нитями в знак того, что девушка навсегда отказывается от своего племени и входит в род мужа.

            Одно из интереснейших явлений – групповые браки на Чукотке. «Товарищи по женам» имели право делить ложе с супругой любого члена союза, приезжая к нему в гости. Но не стоит думать, что свободные нравы луораветланов – признак распущенности. Это, скорее, способ выжить в суровых северных условиях. Члены брачного союза поддерживали друг друга и, если кто-то из мужчин погибал, воспитывали его детей. Овдовевших женщин «товарищи по женам» снова брали замуж. Вторым мужем мог стать и брат погибшего воина.

                        Как для мужчины было обязательно умение владеть оружием, так женщина считалась неполноценной, если она не имела детей. Ее награждали презрительным прозвищем «эскыко» (буквально, «яловая»). В старину рожали по 12–15 детей, но выживали всего 3–4. Такая суровая правда жизни научила чукчей философски относиться к смерти младенца. Но вот гибель ребенка старше трех лет (особенно мальчика) уже считалась трагедией.

            К многодетным семьям на Чукотке и сейчас особое отношение. Их поддерживает не только государство, но и все село. Например, самые лакомые кусочки добычи местных охотников достаются в первую очередь старикам и многодетным семьям.

Пляски с бубном

Сейчас многие чукчи ходят в православную церковь. Есть и люди «старой закалки» – атеисты. Но все же самой древней религией луораветланов является шаманизм. И он жив до сих пор.

            Существует так называемое «домашнее шаманство». Во время осеннего убоя скота все семейство, включая и детишек, бьет в старинный бубен, который в каждой семье передается по наследству. Этот обряд должен уберечь оленей от болезней и гибели. Впрочем, все происходящее скорее игра – все члены семьи по очереди изображают одержимость духами, говорят чужими голосами, изрекают «пророчества».

            Совсем не то происходит во время сеанса настоящего шамана. В начале прошлого века выдающийся этнограф, лингвист и писатель Владимир Богораз упоминал в своих трудах случай исцеления чукотского юноши от тяжелой болезни. Подросток совершенно голый лег на землю. Его мать, практикующая шаманка, вскрыла сыну живот. Ученый видел кровь и большую рану, в которую женщина погрузила руки. Но через несколько минут рана исчезла, а на ее месте не осталось даже шрама! Парень же поднялся на ноги совершенно здоровый.

            Еще один интересный факт, упомянутый Богоразом. Во время сеанса общения с духами шаманка растирала в руке камень. Из-под ее пальцев в бубен падало множество камушков. В конце концов они собрались во внушительную кучу, но тот, что женщина держала, нисколько не уменьшился в размерах.

            Впрочем, «чудо» с камушками – скорее внешний атрибут камлания. Задача истинных шаманов – прежде всего исцелять больных, предсказывать будущее, общаться с духами. Для этого они впадают в транс – по их утверждениям, в таком состоянии можно путешествовать между мирами.

            Шаманами не рождаются. Ими становятся. В момент величайшей опасности человека может спасти морж, волк или другой зверь – тогда он даст будущему колдуну чудесную силу. А случается, кто-то заболевает – как бы сходит с ума на время, чтобы затем вновь прийти в этот мир уже с новым сознанием. Богораз приводит рассказ шамана. Еще юношей он услышал голос – «Пойди в безлюдное поле: найдешь бубен. Бей в него, и ты увидишь весь мир!» Бубен действительно оказался на месте, а шаман, по его же утверждению, поднялся в небо и даже поставил там шатер.

            Интересная черта чукотского шаманизма – «превращение в женщину». Некоторым мужчинам духи повелевают сменить пол. Такой шаман носит женскую одежду, соответственно себя ведет, а иногда даже выходит замуж. Впрочем, есть и те, кто, противясь воле духов, предпочитает покончить с собой, только бы избежать «перевоплощения».

            Богораз предположил: символическое и ритуальное превращение в женщину – остатки древнейших верований, дошедших до нас еще из эпохи матриархата.

Хорошо смеется тот, кто смеется, как чукча

            Юмор на крайнем севере с его суровыми условиями всегда ценился очень высоко. Именно чукчи придумали поговорку «смех делает человека сильным». И эта фраза стала своеобразным девизом их жизни.

                        Даже в самые страшные эпидемии, когда люди вымирали целыми стойбищами, смерть встречали без уныния и страха. Кстати, особое отношение чукчей к смерти близкого человека обычного европейца может даже шокировать – сначала поплачут, а потом посмеются над своим же горем.

    Что же касается голода, бывшего нередким гостем в стойбищах луораветланов, то его заглушали танцами, песнями и веселыми историями. Уныние и тоска считались порождением злого духа Келе и всячески осуждались.

                Смотреть на жизнь с улыбкой приучали с детства. Чукчи говорили – если малыш долго плачет после наказания, он дурно воспитан.

            До Октябрьской революции на Севере были особые люди, которые, обладая искрометным чувством юмора и талантом рассказчика, жили тем, что ездили из стойбища в стойбище и смешили народ. Их кормили, хорошо одевали, окружали заботой.

            С приходом советской власти нередко случались казусы. Например, в трудовой книжке одного пожилого балагура, не знавшего никакого другого ремесла, кроме смеха, так и пометили: «Умел веселить людей».          Пришло время оформлять пенсию, и районные чиновники были поставлены в тупик. Сначала хотели написать в документах, что человек по профессии был «клоун», но на Чукотке никогда не существовало цирка. Тогда в чью-то светлую голову пришла гениальная мысль и нашего рассказчика «назначили» «сотрудником юмористического отдела сельского Дома культуры». Хотя и строительство Дома культуры на ту пору было еще только в планах новой власти.

            Показательно, что на Чукотку даже в советские годы редко привозили фильмы про войну. На них просто никто не ходил, а вот комедии – другое дело!

            Чукчи и сейчас остаются самым веселым народом. У них нет грустных песен. Даже если речь идет о неразделенной любви, в сюжете всегда есть место для юмора. «Не ответила взаимностью одна девушка, ответит вторая, а если и эта нет – то третья», – такая жизненная философия считается правильной.

            Кстати, о девушках. У веселой хохотушки гораздо больше шансов быстро выскочить замуж, чем у задумчивой и грустной. Постоянная серьезность для чукчей – признак постоянной озабоченности своими болезнями. Мол, оттого и грустная, что больная.

            Об умении маленького, но гордого народа луораветланов посмеяться даже над собой говорит еще один потрясающий факт – в Интернете создан сайт, где сами чукчи собирают… анекдоты про себя, любимых.

Чукча-изобретатель

            Многие вещи, давно привычные нам, изобретены чукчами. Например, козырек. Всем известно, каким ярким и злым бывает северное солнце. Луораветланы первыми додумались приделать к шапке кусочек китового уса. Эта конструкция ценилась так дорого, что ее могли запросто обменять на женщину.

            Еще одна вещица, без которой не обходятся современные модники – солнцезащитные очки. Правда, чукчи мастерили их из дубленой оленьей шкуры, в которой прорезали узкие щели. Сквозь них было легче смотреть на ослепительно сверкающий под солнцем снег.

            Приятная мелочь – трубочка для коктейля – изначально делалась из полой косточки. Через нее пили из железной посуды – на морозе прикасаться губами к железу не очень-то приятно!

            Изобретение, избавившее молодых мам от многих проблем – подгузники. Новорожденного чукчу «упаковывали» в специальный мешок с разветвлениями для рук и ног. Там малышу было и тепло и уютно. А чтобы картину не портили мокрые пеленки, подкладывали в этот «комбинезон» слой мха с оленьей шерстью. Такой «памперс» меняли несколько раз в день через специальный клапан.