Почти 370 лет назад в Амстердаме в типографии известного издателя Иоганна Янсона был напечатан трактат, продвинувший далеко вперед науку и технику. Он оказался поистине революционным, на целые века опередив свое время – многие открытия автора, жившего в первой половине XVII века, актуальны и по сей день. Этот труд стал не только настольной книгой любого ученого середины XVIII и даже XIX столетия, но и источником вдохновения для тех, кто стоял у истоков современного ракетостроения и в конечном итоге вывел человечество в космос. Автором этого труда под названием «Великое искусство артиллерии» был наш соотечественник – шляхтич, артиллерист, ученый Казимир Семенович.

Биография знаменитого белоруса полна белых пятен; основной источник информации о нем – его книга «Великое искусство артиллерии», плюс скупые записи в архивах Речи Посполитой и упоминания в трудах других авторов.

Казимир Семенович родился в местечке Дубровно на Витебщине около 1600 года в семье обедневших шляхтичей. Это была эпоха жестоких битв: Речь Посполитая воевала со Швецией, с Османской империй, с Россией. Страна истекала кровью. Однако в это сложное время отец смог дать мальчику неплохое начальное образование, а в возрасте 20 лет отправил учиться. Но знаменитый Краковский университет, видимо, оказался Семеновичу-старшему не по карману. Зато подошла Виленская иезуитская академия – там студенты не только обучались за казенный счет, но и обеспечивались жильем. 90 профессоров преподавали философию, теологию, риторику, историю, естествознание, языки, но не точные науки или медицину. Однако в своей книге Семенович писал, что «изучил много искусств, как свободных, так и механических». Где приобретены столь обширные знания, доподлинно неизвестно, однако библиотека академии была весьма богата, так что, вероятнее всего, молодой человек упорно занимался самообразованием. Известно, что Семенович поступил в академию в возрасте 20 лет, но экзамен на степень магистра вольных искусств и философии он сдал по каким-то причинам только в конце своей жизни, 7 июня 1651 года.

Родители хотели видеть сына политиком, который смог бы прославить их род, некогда владевший землями в Могилевском и Витебском Поднепровье. Но такая карьера не привлекала Семеновича. Впрочем, весьма почетной для шляхтича считалась и военная служба – и Казимир решил посвятить себя армии. Но его выбор расстроил отца – он пал не на знаменитых тогда «летучих гусар», а на артиллерию. Уже в то время молодого человека завораживала мистическая сила огня.

Молодой офицер продолжил учебу в корпусе королевских адельсманов-артиллеристов в Варшаве – привилегированной школе для шляхтичей и образованных людей, открытой под патронажем короля Речи Посполитой Владислава IV. Закончив учебу одним из лучших, Семенович отправился на Смоленскую войну. Здесь он впервые столкнулся с ужасом кровопролитных сражений и бессмысленных смертей. При осаде крепости Белой (нынешняя Тверская область) он стал свидетелем неумелого использования пиротехники и просчетов при выполнении подкопа, унесших десятки жизней своих солдат. А во время битвы под Охматовом он столкнулся с необычным применением крымскими татарами фейерверков: чтобы избежать разгрома, они прикрыли свое отступление дымовой завесой. Это произвело на молодого артиллериста неизгладимое впечатление. «С помощью дьявола туманом и паром затемнили солнце на побоище и взорвали огнями ночь», – писал Семенович в своей книге. Несколько лет он искал разгадку этого явления.

Отслужив 10 лет в войске Речи Посполитой, он отправился в Нидерланды постигать секреты фейерверкеров и совершенствоваться в артиллерийском деле. Есть сведения, что его послало командование артиллерийского корпуса по согласованию с королем и обеспечило стипендией.

Книга длиною в жизнь

С 1645 года Семенович служил в армии Республики Соединенных Провинций Нидерландов. Начав простым канониром, он быстро сделал карьеру. Возможно, именно тогда он получил за храбрость орден Звезды (по другой версии, его наградили позже за трактат «Великое искусство артиллерии»). На войне он получил неоценимый опыт, учась у профессионалов пушечного дела и мастеров фейерверков. Именно в это время написал первые главы своей книги. Уже в них отражены сомнения ученого: нужно ли изобретать оружие, несущее смерть, стоит ли излагать и воплощать свои идеи?

В 1646 году Казимир Семенович был отозван из Нидерландов польским королем Владиславом IV и назначен инженером коронной артиллерии, а позже заместителем начальника артиллерии Королевства Польского. Именно в этот период он встретился в варшавском арсенале с людьми из Дрездена, имевшими опыт и знания в деле строительства ракет для фейерверков и военных целей, ознакомился с особенностями их производства в больших масштабах.

О личной жизни Казимира Семеновича практически ничего не известно. Такова суровая правда истории – любовь, дружба, семейное счастье бесследно исчезают в веках вместе с людьми, мы знаем лишь о черных полосах в их жизни, зафиксированных порой в судебных протоколах и доносах. Поглощенный идеями совершенствования ракет и работой над книгой, Семенович попал в немилость к своему начальнику, генералу Христофору Арцишевскому. Можно предположить, что хозяйственная составляющая высокой должности тяготила Семеновича, и с ним произошла череда «экономических приключений».

В мае 1648 года он выдал из варшавского арсенала по письменному распоряжению регента полку королевских мушкетеров 100 голландских мушкетов и 60 пик, сочтя, что идущие на войну солдаты имеют право получать все необходимое. Генерал пылал от возмущения: оружие было выдано бесплатно! В том же году Семенович участвовал с пушкарями и обозом в походе против восставших украинских казаков и получил от Арцишевского деньги на оплату обоза и жалованье пушкарям. Отчет же о потраченных средствах генерала не устроил – он обвинил своего заместителя в присвоении денег и потребовал суда. Суд подтвердил долг в 7885 злотых. Имея чин полковника-лейтенанта, скромную зарплату в 200 злотых и постоянно тратя деньги на эксперименты, Семенович так и не смог рассчитаться. Он обратился за помощью к новому королю Яну II Казимиру, и тот, зная о его ученых изысканиях, освободил его от выплаты, принял отставку и разрешил уехать в Нидерланды.

В Амстердаме Семенович продолжил писать книгу, и в конце 1649-го рукопись и эскизы рисунков ушли в типографию Яна Янсона. Но работа не была завершена: автор неоднократно дополнял рукопись и редактировал вступление. В это время он нашел покровителя в лице Леопольда Вильгельма Габсбурга, испанского наместника в Бельгии и Бургундии, который, скорее всего, и оказал финансовую помощь в издании. И в 1650-м трактат Аrtis mаgnае аrtillеriае, pаrs primа («Великое искусство артиллерии, часть первая») вышел в свет. В предисловии к нему Семенович написал: «Я с самого детства отложил в сторону все старания добиться политической карьеры, хотя она согласно происхождению предков, традициям и моему материальному положению была для меня достигаема, и посвятил себя практическому исследованию тайны этой науки, и имел к ней (артиллеристской науке) такое влечение, что не жалел для этого никаких затрат (хотя и с величайшими потерями для моего наследства), дабы только узнать что-нибудь, чего не знал раньше или что практически мне было неизвестно». Книга была написана по-латыни, в ней содержалось 304 страницы с текстом, 22 с таблицами и 206 с рисунками, сделанными самим Семеновичем, и гравюрами по его эскизам, выполненными известным гравером Якобом ван Мейрсом. В ней был обобщен огромный научный опыт – подсчитано, что в тексте приведены ссылки на более чем 260 трудов величайших мыслителей от Античности до эпохи Возрождения. Трактат состоит из трех разделов. В первом излагаются методы определения калибра пушек, радиуса и веса ядер в зависимости от вида материалов. Во втором автор описывает способ получения единственного взрывчатого вещества того времени – черного пороха, способы его хранения и даже некоторые рецепты лечения ожогов, полученных при неосторожном обращении с порохом и горючими материалами. Но наибольший интерес представляет третий раздел книги. В нем собраны и обобщены все сведения о ракетах, доступные на то время, и подробно описаны собственные разработки автора, расчеты, открытия и изобретения. Они относятся к областям конструирования ракет, ракетного топлива, технологических механизмов для производства и запуска.

В ХVII веке пороховые ракеты использовались в основном для забавы. Семенович же увидел за этой мишурой другое. Он предложил революционную технологию разделения топлива по отсекам – многоступенчатый принцип, который стал прорывом. Ранее топливо в ракете размещалось в одном отсеке и сгорало очень быстро, так что снаряд не успевал набрать скорость. При разделении же сначала сгорает топливо в одном отсеке – для разгона, потом в другом – для ускорения, потом в третьем – и ракета летит еще дальше. Сегодня все ракеты строят именно по такому принципу.

Идея и, самое главное, чертежи ракеты белорусского шляхтича Казимира Семеновича более чем на 250 лет опередили выводы всемирно известных ученных: русского К.Э. Циолковского, бельгийца Р. Бинга (патент 1911 года), американца Р. Годдарда (патент 1914 года).

Интересно одно наблюдение-открытие Семеновича, касающееся причин движения ракет. До него, да и до начала ХХ века, доминировало мнение, что оно происходит за счет отталкивания струи порохового газа от воздуха. Свой взгляд на причину этого явления знаменитый изобретатель изложил почти в поэтической форме: «Огонь возвращает свою силу, если вытекает и с большой мощью бросает ракету…». Это означает, что ракету заставляет лететь реактивная тяга. Но такого понятия тогда не существовало, а саму идею подтвердили на практике американцы только в 1910 году, проведя опыт по запуску ракеты в безвоздушном пространстве. По сути дела, Казимир Семенович сформулировал своими словами третий закон Ньютона: «Силы, с которыми тела взаимодействуют друг с другом, равны по модулю и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны».

Изучал Семенович и аэродинамические особенности ракет. Так, он считал, что дальность и устойчивость полета во многом определяется внешним контуром снаряда – соотношением диаметра и длины корпуса. Многие его практические рекомендации по конструированию не устарели до сих пор: пропорциональность высоты ракеты диаметру сопла, минимизация сопротивления воздуха носовой части грузового отсека при вертикальном взлете, использование формы пирамиды или конуса для ракет с грузовым отсеком, взаимосвязь между расположением сопла и эффектом ее опрокидывания во время полета и т. д. И еще один немыслимый прорыв – Семенович описал ракеты с хвостовыми стабилизаторами различной конфигурации, в том числе формы «дельта», который широко применяется в современной реактивной авиации и космических системах, в том числе на американском «Шаттле». Подобное изобрели заново и начали использовать только в начале 50-х годов ХХ века.

Разработки Семеновича уникальны. Когда смотришь на них, кажется, что это – современная документация! Доктор технических наук Руслан Есьман из Минска так прокомментировал чертежи Семеновича: «Исследования и чертежи нашего великого земляка можно назвать фантастическими, если учесть, что совсем незадолго до этого все признали, что Земля круглая!»

Книга сразу же была переведена на основные европейские языки и чуть ли не два столетия оставалась одной из главных научных работ. Западные историки утверждают, что в 1698 году в Кёнигсберге Петр I осваивал бомбардирское мастерство у наставников, которые преподавали на основании немецкого издания этого трактата. Позже книга появилась и в личной библиотеке Петра I. Возможно, что Наполеон также постигал артиллерийское дело по тому же учебнику.

Загадка второго тома

Трактат об артиллерии стал настоящей сенсацией, но это была лишь первая часть книги. И уже в 1650-м Казимир Семенович приступил к написанию второй книги. Судя по всему, дело двигалось довольно быстро: накопленные ученым знания, многочисленные записи и расчеты оставалось лишь систематизировать на бумаге, проиллюстрировать и подготовить к печати. Тем не менее на это потребовалось больше года.

В предисловии к первой книге Семенович написал, о чем планирует рассказать во второй. Она должна была состоять из 7 разделов, посвященных истории старинной техники, устройству складов и укреплений, способам построения тайных ходов и подрыву стен. Самая интригующая, седьмая глава посвящена некоему «умному оружию». Ее уникальность и значимость подчеркивал сам Семенович. Он обещал написать о каком-то «универсальном пушечном приспособлении»: «Это моя новая находка, в которой содержатся все наши знания. Она одна превосходит многие другие приспособления и заменяет их все». С помощью таинственного изобретения, по словам ученого, можно было бы измерять калибр орудий, наводить пушки и мортиры, измерять расстояния, высоту и глубину объектов и даже переносить плоские фигуры с листа бумаги на поле и наоборот. Некоторые исследователи считают, что речь идет об оптико-механическом прицельном устройстве, прообразе современной артиллерийской буссоли – основного прибора управления огнем. В то время подобное изобретение было из области фантастики.

Судя по документальным свидетельствам, исследователь успел даже завершить свою работу. Однако издать этот труд помешала внезапная кончина. О том, что Казимир Семенович умер странно и преждевременно, писали многие его современники. Его смерть до сих пор окутана тайной. До сих пор исследователи биографии ученого высказывают множество версий. По одной из них, он умер от болезни. О его недуге упоминается в архивах Виленской академии от 7 июня 1651 года, когда он прибыл туда, чтобы сдать экзамен на степень магистра. По второй версии, он погиб по неосторожности во время своих опытов. Но скрупулезная тщательность расчетов и аккуратность ученого в подготовке и проведении экспериментов стали у современников притчей во языцех, так что эта гипотеза маловероятна.

Но большинство исследователей жизни Казимира Семеновича склоняются к версии убийства. Так, например, утверждает немецкий ученый, известный историк космонавтики Ари Штернфельд. По его мнению, успех книги Семеновича настроил против него цеховых ремесленников, которые сочли, что он раскрыл их секреты и тем самым подорвал благосостояние. Когда же Семенович сообщил, что второй том «уже готов и скоро выйдет из печати», а также обнародовал его краткое содержание, заинтриговав всех новым открытием, способным кардинально изменить всю артиллерию, ему вынесли суровый «внутрицеховой» приговор. Дом ученого подожгли глухой ночью, когда он спал, и порох, который хранился здесь для экспериментов, взорвался. Погиб гениальный изобретатель, погибли все его труды. Рукопись второй части книги бесследно исчезла.

В то время взрывы в мастерских пиротехников не были редкостью. Власти Амстердама все списали на несчастный случай и от расследования отказались. Но многие считают, что, если бы они решили иначе, возможно, мир не лишился бы второй части гениального трактата. За рукописью охотились, и Семенович знал об этом. Он боялся хранить ее у себя, понимая, насколько ценен и опасен этот текст. За подобные открытия его мог озолотить любой монарх, однако за них же его могли и убить. К тому же ученого все сильнее беспокоил вопрос: как служить человечеству, изобретая орудие убийств? Он не раз писал об этом, и такая мысль породила еще одну теорию: он сам устроил поджог, инсценировал собственную смерть и уехал, забрав с собой рукопись. Есть сведения, что ее видел печатник в типографии. Кое-какие следы легендарного труда найдены в XVIII и даже XX столетии. Библиотекарь графов Залуских в Варшаве подтверждает, что вторая часть книги «Великое искусство артиллерии» хранилась в 1750-х в библиотеке князя Сангушко в Любартове, вблизи Люблина, а позднее очутилась в библиотеке Залуских. В XIX веке вместе с другими книгами библиотеки она была доставлена в Петербург. В 1909 году польский историк Бронислав Гембажевски сообщил в короткой заметке в журнале, что обнаружил рукопись в библиотеке Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге. После этого ее следы окончательно затерялись. Где она теперь, никто не знает. Какое особо важное открытие содержалось в ней и кто в нем мог быть заинтересован, остается тайной. А к XX веку и первая часть трактата практически исчезла с книжного рынка.

Долгая слава

В 1676 году некто Томас Берен перевел «Великое искусство артиллерии» на немецкий язык. А капитан артиллерии Даниэль Эльрих, якобы по просьбе издателя, написал предисловие к немецкому изданию и собственную вторую часть, которая вместе с переводом была отпечатана во Франкфурте-на-Майне. В предисловии Эльрих сообщает, что дополнение является как бы продолжением работы Казимира Семеновича и скромно признается, что он не имеет для этого нужного таланта. Удивляет другое: иллюстрации и чертежи во второй части очень похожи на рисунки нашего земляка. Возможно ли, что это неизвестные рисунки автора первой части? Загадка этого «как бы продолжения» до сих пор не разгадана…

В 1729 году книгу издали на английском языке. Переводчик Джордж Шелвак также написал предисловие, в котором были слова: «Авторитет Казимира Семеновича был и до сегодняшнего дня остается для пироболистов (артиллеристов) и фейерверкеров чем-то святым». В 1963-м вышла книга на польском языке с параллельным латинским текстом. А вот полного русскоязычного варианта «Великого искусства артиллерии» не существует до сих пор. Однако на рубеже XVII – XVIII веков по приказу Петра I была переведена книга немца Георга Андреаса Бёклера «Краткая архитектура воинская». Разделы, касавшиеся изготовления и применения ракет были полностью заимствованы у Семеновича, о чем пишет сам автор: «…мы же хощем здесь токмо и едино высокоискуснаго и избраннаго литовского шляхтича именем Казимира Семеновича новое изыскание и доброе основание о изображениях и разделениях ракетных станов купно с иными хитростными огнями, последывать которое сице описано». Впрочем, это неудивительно: почти в каждой книге, вышедшей во второй половине XVII или в XVIII столетии и посвященной артиллерии, обнаруживаются сведения, взятые из книги Семеновича, часто даже без ссылки на источник.

В ХХ веке работа Казимира Семеновича оказалась почти полностью забыта. Хотя отец русской космонавтики Константин Циолковский прямо ссылался на нее в своих трудах. В 1929 году увидела свет книга Циолковского «Космические ракетные поезда». Великий ученый скромно признавался: «Все, что я пишу, конечно, навеяно чтением книг и работами других авторов… Что это так, видно из того, что я готов отречься от приоритета всего, что сообщаю».

Память

В последнее время интерес к работе Казимира Семеновича возвращается. И хотя его труды представляют уже не столько научную, сколько историческую ценность, многие экземпляры «Великого искусства артиллерии» являются жемчужинами музеев, в том числе белорусских. Один из них, немецкое издание с дополнениями Даниеля Эльриха, хранится в Музее истории Могилева. Деньги на приобретение этого экспоната собраны жителями города. Еще одна книга есть в Национальном историческом музее Беларуси, а в фонде Национальной библиотеки Беларуси находятся целых 4 экземпляра, в том числе на латинском, французском и английском языках.

Однако имя Казимира Семеновича знают не только специалисты – инженеры, историки и букинисты. Еще в 1995 году в нашей стране выпустили почтовую марку с его портретом в серии «Выдатныя асобы Беларусi».

Не забывают об ученом и наши соседи: в 2003 году в Литве открылся Университет Казимира Семеновича (KSU). Он является «частной аккредитованной институцией высшего образования с кампусами, расположенными в Вильнюсе и Клайпеде». Сайт KSU сообщает: «Казимир Семенович – незаслуженно забытый один из самых выдающихся ученых XVII века Великого княжества Литовского, чьи идеи, работы и решения связаны с инженерией, военной наукой и наиболее актуальными темами современности, такими как креативность, предпринимательство, инновации, коммуникации и поиск нестандартных решений». Новый университет «выбрал Казимира Семеновича как личность, чьи идеи опередили его время и образ мышления современного ему общества».

Сегодня можно уверенно заявить, что идея многоступенчатых ракет принадлежит именно Казимиру Семеновичу. Этого мнения придерживаются специалисты во всем мире: даже NASA называет его одним из основоположников ракетостроения.