Кто не знает истории, давно ставшей детской сказкой, о таинственном дудочнике-крысолове? Музыканта обманул жадный магистрат города Гамельн, отказавшись выплатить вознаграждение за избавление города от крыс, – и в отместку Крысолов с помощью колдовства увел с собой всех детей этого города.
Но как появилась эта легенда? Какие исторические события легли в основу сказочной истории?
Легенда о крысолове
Считается, что немецкая легенда возникла в XIII веке и является одной из разновидностей истории о загадочном музыканте, который при помощи своей волшебной музыки околдовывает и уводит за собой людей и животных. Похожие легенды в Средние века существовали в самых разных местах.
Например, во Франции рассказывали о загадочном монахе, который сначала освободил некий город от крыс, но затем в наказание за обман градоправителя увел за собой весь их скот и всех домашних животных. В Ирландии тоже есть сказка о волшебном музыканте, правда, не флейтисте, а волынщике, который уводит за собой молодежь.
Легенда о Крысолове в самом известном варианте звучит так:
«Однажды в город Гамельн пришли полчища крыс. Ничто не помогало избавиться от грызунов, которых с каждым днем становилось все больше. Вскоре они обнаглели до того, что стали нападать на кошек и собак и даже кусать младенцев в колыбельках. Отчаявшийся магистрат обещал награду любому, кто поможет избавить город от крыс. Тогда в Гамельне появился бродяга в пестрой одежде и с флейтой, назвавшийся Крысоловом. Неизвестно, кем он был на самом деле и откуда пришел. Взяв с магистрата обещание дать ему в качестве вознаграждения «столько золота, сколько он сможет унести», музыкант вынул волшебную флейту и заиграл на ней. Услышав эти звуки, все городские крысы сбежались к нему, и он повел их прочь из города, а потом заманил их в реку Везер, где они все и утонули.
Но магистрат уже успел пожалеть о данном обещании, и когда Крысолов вернулся за обещанной наградой, ему не дали ни гроша. Флейтист, затаив злобу, через некоторое время вернулся и снова заиграл на волшебной флейте, но на этот раз к нему сбегались не грызуны, а дети от мала до велика, а околдованные взрослые не могли ему помешать. Так Крысолов и увел детей за собой в ущелье на горе Коппен, где все они пропали без следа».
В более поздних версиях написано, что два мальчика, устав в дороге, отстали от процессии и остались живы. Но когда они вернулись домой, оказалось, что один из них ослеп, а другой онемел, так что ни один не смог рассказать, куда Крысолов увел остальных детей.
Да и в Германии повсеместно рассказывают похожие истории. Так, в городе Нойштадт-Эберсвальде существовала легенда о колдуне-крысолове, избавившем от грызунов городскую мельницу. Впрочем, эта история заканчивается благополучно – колдун получил плату и исчез из города навсегда. А вот в Бранденбурге до сих пор вспоминают о неизвестном, который будто бы вдруг появился из ниоткуда и без каких-либо объяснений увел за собой всех городских детей, скрывшись с ними в горе Мариенберг. Только вот играл он не на флейте, а на органиструме.
Известна и история о том, что поля в окрестностях города Лорха сильно страдали от нашествий муравьев. Епископ Вормса даже организовал молитвенное шествие, чтобы избавиться от них. А когда эта процессия достигла берега озера Лорха, ей навстречу вышел отшельник, который пообещал избавить посевы от вредителей, если горожане воздвигнут новую часовню, потратив на нее ни много ни мало 100 гульденов. Те согласились, и отшельник, достав свирель, заиграл, созывая к себе муравьев, а когда те сползлись к нему, он отвел их к озеру и завлек музыкой в воду. Когда же горожане отказались выполнять свое обещание, отшельник снова заиграл на свирели, созвал к себе всех свиней в округе, повел их к озеру и скрылся в воде вместе с ними.
А на острове Умманц есть своя легенда о крысолове, который с помощью колдовства утопил в море крыс и мышей, донимавших округу. С тех пор это место называют Rott, что значит «крыса», а земля, взятая оттуда, якобы еще долгое время служила отличным средством против грызунов.
Тем интереснее история Крысолова из Гамельна, ведь только эта легенда с точностью называет дату трагического события – 26 июня 1284 года. К тому же записи об этом происшествии имеются в хрониках города наряду с совершенно подлинными событиями. Все это заставляет исследователей предполагать, что за легендой о Крысолове из города Гамельн стояли реальные события, только спустя века ставшие сначала легендой, а потом и народной сказкой.
Не существует, однако, единой точки зрения на то, что это были за события; ученые даже расходятся во мнении, когда именно они произошли. Так, в поздних источниках дата трагического исчезновения детей из города по непонятной причине заменяется на другую – 22 июля 1376 года, а иногда и на 20 июня 1484 года.
В городе Гамельн до сих пор стоит Дом Крысолова. Сейчас это старинное здание городской ратуши по адресу Остерштрассе, 28, фасад которого построен в 1603 году местным архитектором Иоганном Хундельтоссеном в духе везерского ренессанса. Но у этого здания есть и куда более старые части, которые неоднократно перестраивали. Их возведение датируется как раз XIII веком. Свое название – Дом Крысолова – здание получило потому, что во время ремонта в начале XX века в самой древней его части обнаружилась знаменитая табличка, на которой была выбита история изгнания крыс и похищения детей крысоловом: «В году 1284 в день святых Петра и Павла 26 июня чародей-крысолов выманил из Гамельна звуками своей флейты 130 детей на гору Коппен, где все они исчезли в глубине земли». Эта табличка была отреставрирована, вызолочена и прикреплена к фасаду ратуши.
Документы, хроники и факт
Самое раннее упоминание о Гамельнском Крысолове восходит к витражу в церкви на Рыночной площади Гамельна, созданному около 1300 года. К сожалению, он был уничтожен примерно в 1660 году, но остались его описания, сделанные разными летописцами в XIV–XVII веках, и даже рисунок, выполненный бароном Августином фон Мерспергом, когда-то путешествовавшим через город Гамельн. Если верить этому наброску, на стекле был изображен дудочник в пестрой одежде, а вокруг него — дети в белых платьях.
Между тем в хронике города Гамельна за 1375 год сохранилась короткая запись: «В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пеструю одежду флейтист вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на гору Коппен близ Кальварии, где они и пропали». И в той же хронике в записи, датированной 1384 годом, американская исследовательница Шейла Харти обнаружила следующее: «Сто лет тому назад пропали наши дети». Та же Шейла Харти отмечает, что эта дата – 26 июня 1284 года – для гамельнцев служит своеобразной точкой отсчета, и последующие события иногда датируются каком-то количеством лет «от ухода детей наших».
Также существуют записи о том, что декан гамельнской церкви Иоганн фон Люде, родившийся около 1360 года, всегда имел при себе молитвенник, на обложке которого еще его бабушка, которая своими глазами видела уход детей из города, сделала о случившемся короткую рифмованную запись на латыни. Этот молитвенник, долго хранившийся после смерти фон Люде в церкви, был утерян в конце XVII века.
В XV веке, около 1440–1450 годов, история о гамельнском Крысолове вошла в написанную на латыни Хронику княжества Ленебургского. Историю эту расписали тут чуть шире, чем в хрониках самого Гамельна: «Молодой человек тридцати лет, красивый и нарядный, так что все, видевшие его, любовались его статью и одеждой, вошел в город через мост и Везерские ворота. Тотчас же начал он повсюду в городе играть на серебряной флейте удивительных очертаний. И все дети, слышавшие эти звуки, числом около 130, последовали за ним, выйдя из города, они исчезли – так, что никто никогда не смог обнаружить ни одного из них».
1556 годом датируется один из самых полных отчетов о произошедшем. Его записал Йобус Финцелиус в своей книге «Чудесные знамения. Правдивые описания событий необыкновенных и чудесных». Он пишет о гамельнском Крысолове: «Нужно сообщить совершенно необыкновенное происшествие, свершившееся в городке Гамельне, в епархии Минденер, в лето господне 1284, в день святых Иоанна и Павла. Некий молодец лет 30, прекрасно одетый, так что видевшие его любовались им, перешел по мосту через Везер и вошел в городские ворота. Он имел серебряную дудку странного вида и начал свистеть по всему городу. И все дети, услышав ту дудку, числом около 130, последовали за ним вон из города, ушли и исчезли, так что никто не смог впоследствии узнать, уцелел ли хоть один из них. Матери бродили от города к городу и не находили никого. Иногда слышались их голоса, и каждая мать узнавала голос своего ребенка. Затем голоса звучали уже в Гамельне, после первой, второй и третьей годовщины ухода и исчезновения детей. Я прочитал об этом в старинной книге. И бабка господина декана Иоганна фон Люде сама видела, как уводили детей».
А уже дальнейшие авторские пересказы этой истории привнесли в нее и изгнание крыс из города, и козни скупого магистрата, и путаницу в датах. Так, английский писатель Ричард Роландс в книге «Возрождение угасшего разума» не только впервые называет Крысолова «пестрым флейтистом из Гамельна», но и почему-то приводит дату события 22 июля 1376 года. Дальнейшую путаницу в хронологию события внес другой английский автор – Роберт Бертон, который в 1621 году в своем труде «Анатомия меланхолии» называет 20 июня 1484 датой ухода детей из Гамельна.
Неудивительно, что многие исследователи решили разобраться в истоках этой легенды. К сожалению, к единому мнению они пока так и не пришли, но у ученых есть несколько обоснованных предположений.
Современный Гамельн не только хранит память о древней легенде, но и зарабатывает на ней. Здесь туристов с радостью проведут по улице Молчания, по которой Крысолов уводил несчастных детей и на которой до сих пор законодательно запрещено исполнять музыку. Покажут механические часы Дворца бракосочетания, которые три раза в день демонстрирует фигурку флейтиста, уводящего за собой сначала крыс, а затем и детей. Накормят блюдами с оригинальными названиями – фламбе «Крысиные хвосты», «Шнапс истребителя крыс», комплексный «Обед флейтиста» – или знаменитыми булочками в форме мышек. А проводить экскурсию будет гид в пестром костюме Крысолова.
Крестовый поход детей
Одна из самых распространенных версий происхождения легенды о гамельнском Крысолове говорит о том, что дети могли присоединиться к так называемому Крестовому походу детей 1212 года. Это печально известное религиозное движение в то время охватило детей и подростков Франции и Германии. Немецкий мальчик Николас и его соратник, французский паренек Этьен, провозгласили себя пророками и избранниками Бога. Они утверждали, что только детям под силу вернуть христианам власть в Святой земле, потому что Бог не отдаст Иерусалим в руки погрязших в грехе взрослых. Для этого в войске должны быть только невинные, чистые душой дети. Тогда перед ними расступится морская пучина, пропуская к Иерусалимскому королевству, а там они молитвами изгонят всех неверных из Святого города. Многие исследователи считают, что Николаса научил подобным речам отец, заключивший договор с тунисскими работорговцами.
Но так или иначе, Николас и его сподвижники сумели собрать под свои знамена около 20 тыс. детей и отправились с ними через Альпы в Италию. Судьба паломников была очень печальна: многие из них умерли по дороге от болезней и голода – до берега моря дошла лишь четверть отправившихся в опасный путь. А тех, кто смог добраться до Италии, захватили и продали в рабство на рынках Туниса. Домой, как утверждают хроники, не вернулся никто.
Сторонники этой версии говорят, что роль Крысолова в этом случае мог сыграть проповедник из армии Николаса, который уговорил гамельнских детей отправится в Крестовый поход. Это кажется вполне возможным, но Крестовый поход детей и события, описанные в Хронике города Гамельна, разделяют ни много ни мало 72 года. Да и представить себе ярого проповедника в ярких и пестрых одеждах, которые упоминаются во многих хрониках, довольно трудно.
Битва при Зедемунде
Другие исследователи стараются связать легенду о Крысолове с небольшой битвой при Зедемунде, состоявшейся в 1259 году. В этом бою ополчение Гамельна выступило против войск епископа Минденского, стараясь силой закрепить за собой спорное земельное владение, но потерпело поражение. Около 30 человек были убиты, многие другие попали в плен. Ученые считают, что именно этих «детей Гамельна», или уроженцев города, и упоминают в хрониках. К тому же пленных уводили с поля боя через горы, что совпадает с информацией из других летописей.
Однако битва при Зедемунде, зафиксированная во многих хрониках, произошла немного раньше, чем описанная в гамельнской хронике история Крысолова. Да и число погибших и уведенных в плен не совпадает с указанным числом пропавших детей. Объяснением могла быть простая забывчивость или рассеянность хрониста, но мог ли он перепутать или неправильно описать такие значимые и важные для города события? Да и откуда на поле боя взяться Крысолову?
Черная смерть
Еще одна теория происхождения легенды о гамельнском Крысолове и вовсе зловеща. Она говорит о страшных эпидемиях чумы, опустошавшей в Средневековье целые деревни и города. А разносили ужасную болезнь расплодившиеся и наводнившие людские дома крысы.
В Германии чума впервые появилась осенью 1349 года.
Специалисты предполагают, что именно гибель большого числа молодежи и детей могла стать основой для легенды о пестром флейтисте, уведшем их за собой в небытие. Они напрямую связывают этот образ с возникшим тогда же символом Пляски смерти и ведущим этот хоровод скелетом. На картинах и иллюстрация к рукописям и хроникам его нередко изображают одетым в разноцветные лоскуты и лохмотья – пестрые одежды. К тому же в книгах того времени, посвященных мистериям смерти, нередко рисовали флейтистов и дудочников, которые играли танцующим страшный танец, а порой и сама Смерть принимала вид менестреля или музыканта.
Другие исследователь проводят аналогию между пестрым одеянием Крысолова и красными, черными и синими пятнами, которые появляются на лице и теле заболевшего бубонной чумой.
Полагают, что подобная жестокая эпидемия, ставшая причиной единовременной смерти большого количества детей и подростков в Гамельне, и могла войти в хроники. А потом превратиться и в страшную и грустную легенду о таинственном музыканте, который увел танцующих детей за собой на погибель.
Но и эта версия, кажущаяся очень убедительной и логичной, идет вразрез с хронологией. Ведь история с Крысловом случилась в Гамельне более чем за полвека до первой эпидемии «черной смерти» в этих краях – в конце XIII века ни одной вспышки чумы в Германии зафиксировано не было.
Неудивительно, что крыс в Средние века не любили и боялись, ведь они, уничтожавшие посевы и запасы, были причиной голода во многих странах и провинциях. К тому же именно крысы разносили по всей Европе чумных блох, так что люди вскоре заметили закономерность: вслед за крысами в город приходила «черная смерть». А поскольку домашние кошки, считавшиеся в те времена «бесовским отродьем», были почти полностью истреблены, с серой напастью просто некому было бороться. Так и появилась новая необходимая профессия крысолова. Даже при дворе короля Якова I имелся придворный крысолов, не говоря уже о десятках странствующих охотников за грызунами. Правда, ремесло это считалось неуважаемым и нечистым, ведь крысоловам в работе приходилось использовать обряды и заклинания, и многие считали, что они заключают сделки с самим дьяволом.
Пляска святого Витта
Связывают исчезновение детей из Гамельна и с другой болезнью – пляской святого Витта (хореоманией). Странная эпидемия, отдельные вспышки которой случались уже в XIII веке, охватила Европу в XIV–XV веках, а потом исчезла без следа, оставив современным ученым для изучения только многочисленные письменные свидетельства. Болезнь вызывала поражение нервной системы, напоминающее эпилепсию – страдающие ей могли часами дергаться и извиваться в неком странном и пугающем подобии танца, пока не падали от изнеможения. Хореомания считалась заразной, но многие современные исследователи считают, что она могла иметь и чисто психические происхождение: так люди выплескивали панику и ужас, охватывающий их во время эпидемий и бедствий.
Известен, например, случай в немецком городе Эрфурте, произошедший в 1237 году. Там этой болезнью оказались поражены две сотни детей, которые в безумном танце вышли из города и сумели дойти до соседнего Армштадта, где и рухнули от усталости, а кое-кто и мертвым.
Исследователи считают, что аналогичный случай мог приключиться и в Гамельне. А потом уже людская молва записала это на счет колдовства и козней дьявола – или его верного слуги Крысолова.
Эмиграция
Еще одна версия, очень популярная в последнее время, – теория эмиграции. Согласно ей, ушедшие из города дети и подростки просто отправились на восток осваивать новые земли, например, Польшу, Моравию или Трансильванию, на тот момент опустошенные монгольскими нашествиями. Эмиграция, правда, была не очень-то популярна среди степенных саксонцев. Многие из них были крепко привязанных к родным местам, поэтому пропагандирующие переселение графы нанимали специальных вербовщиков, которые уговаривавших людей собрать вещи и отправиться на поиски лучшей жизни. Они одевались в дорогую и яркую одежду и имели при себе барабаны и флейты, чтобы привлекать внимание народа.
В таком варианте слова «дети Гамельна» опять трактуют как синоним «уроженцев Гамельна», и считают, что речь идет о молодежи, отправившейся в странствия с легкой руки местного графа Николаса фон Шпигельберга, ярого сторонника расселения на восток. Этому даже есть косвенное подтверждение – рисунок Августина фон Мерсперга. На скопированном витраже рядом с Крысоловом и детьми изображены три оленя – таких же, как на гербе фон Шпигельбергов. Да и яркий наряд флейтиста мог быть на самом деле просто дорогими одеждами богатого графа.
Наряду с вполне обоснованными теориями, конечно же, выдвигались и куда менее вероятные. Так, появились версии о средневековом маньяке, который похитил и убил 130 детей; массовом гипнотическом наваждении, вызванном отравлением грибком спорыньей; пестром цыганском таборе и даже НЛО. Ни одна из этих теорий, впрочем, не нашла подтверждений.
Горный оползень
Еще одну версию произошедших событий предложила немецкая исследовательница Вальтраут Веллер. Она отметила, что несчастье с детьми – судя по указанной в хрониках дате – приключилось вскоре после дня летнего солнцестояния. А по языческой традиции, во многом еще сохранившейся в тех землях в XIII веке, было принято устраивать в этот день гуляния, праздники и танцы.
Вальтраут Веллер приняла к сведению версию о том, что два мальчика отстали от остальных детей, потому что устали в дороге, и закономерно посчитала, что путь их был неблизким. А значит, Крысолов и идущие за ним могли дойти до гористой местности недалеко от Гамельна, которая славилась частыми оползнями. Обвал в горах, особенно в узком ущелье, мог бы прекрасно объяснить историю об исчезновении детей на горе Коппен.
После недолгих поисков исследовательница и ее единомышленники нашли подходящее место в 15 км от города, неподалеку от современного поселка Коппенбрюгге. Деревушку эту назвали по имени замка Коппенбург, который был здесь когда-то расположен. Путь от Гамельна к Коппенбургу как раз и проходил у подножья горы Коппен, о которой говорится в преданиях. К тому же недалеко от поселка находится Чертова Дыра – болотистая котловина, пройти по которой можно только через узкое горное ущелье. Так и появилась версия о том, что дети направлялись к замку на праздник, причем вести их за собой вполне мог музыкант в ярком, пестром костюме. В ущелье процессию мог завалить камнями внезапный оползень. Или они могли сбиться с пути и угодить в топь – спаслись только двое детей, которые, услышав крики умирающих, в страхе убежали домой.
Вальтраут Веллер готова доказать правильность своей версии. Она считает, что тела детей могли мумифицироваться и сохраниться в торфяных слоях и до наших дней. Но начать раскопки в Чертовой Дыре пока не представляется возможным: исследователи так и не смогли собрать на это достаточное количество денег.
Вызывают сомнения и некоторые расхождения этой теории с легендой. День летнего солнцестояния празднуют 21 июня, а пропали дети 26 числа. Да и идти к замку Коппенбург они не могли, ведь в 1284 году, когда случилась трагедия, он еще не был построен.
Как видим, версий бытует немало. Вот только пока ни одна из них не может считаться истиной. Но ученые и просто энтузиасты не теряют надежды, что однажды все же смогут с полной уверенностью рассказать о тех исторических событиях, что стали основой для легенды о таинственном дудочнике-крысолове.