Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног,
чтобы только остаться на том же месте!
Если же хочешь попасть в другое место,
тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!
Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
В последние несколько десятилетий наше общество столкнулось с серьезной проблемой: темп жизни нарастает, люди постоянно куда-то спешат, но при этом не могут избавиться от ощущения, что всюду опаздывают и теряют больше, чем приобретают. И порой нам кажется, что мы стали невольными участниками некой странной гонки, в которой стоит остановиться хотя бы на миг – и ты тут же окажешься в отстающих. Мы постоянно бежим вперед, конкурируем со всеми и вся, стремимся сделать как можно больше и нередко покоряем новые вершины только для того, чтобы продемонстрировать свои достижения окружающим, убедить их и самих себя в том, что шагаем в ногу со временем.
При этом времени постоянно не хватает. Мы думаем, что оно безвозвратно ускользает, и не успеваем узнать или сделать что-то важное. Хотя на самом деле мы сами теряем его, не замечаем, как оно проносится мимо нас. Вместе с темпом жизни нарастает и чувство тревожности. Ведь с экрана телевизора, страниц в социальных сетях, рекламных щитов и обложек глянцевых журналов на нас глядят молодые, успешные и улыбающиеся люди, всем своим видом внушающие мысль, что надо бежать вдвое быстрее. И мы бежим. Но часто ли при этом задумываемся, куда именно так торопимся? Почему нам кажется, что когда-то давно – быть может, в детстве? – время текло гораздо медленнее и мы успевали гораздо больше. Или отчего мы считаем, что ритм жизни в больших городах очень сильно отличается от него же в сельской местности? Какую роль сыграл во всем этом научно-технический прогресс и почему все чаще можно услышать о том, что различия между западной и восточной цивилизациями заключаются в том числе и в их отношении ко времени?
«Мы превращаем свою жизнь в бесконечную спешку вместо того, чтобы действительно ее прожить. Живем быстро вместо того, чтобы жить хорошо. Иногда для того, чтобы мы поняли это, необходим «тревожный звонок». Для многих таким «звонком» становится болезнь, истощение физических и душевных сил, когда наше тело говорит: «Я так больше не могу». Или же отношения разрушаются, поскольку нам не хватает времени, терпения или спокойствия для того, чтобы проводить время с другими людьми и прислушиваться к ним», – рассуждает канадский писатель и журналист Карл Оноре, один из основоположников и идеологов «Медленного движения» (Slow Movement), которое также иногда называют «Медленной жизнью» (Slow Life).
«Медленное движение» – это культура замедления ритма жизни, поиск равновесия между теми моментами, в которых спешка действительно необходима, и ситуациями, когда стоит сбавить скорость и насладиться красотой мгновения, действительно прожить его, а не просто поприсутствовать рядом. Основная же цель последователей данного движения – поиск своего собственного, комфортного и оптимального темпа, который позволит им «перестать спешить и начать жить». В настоящее время Slow Movement набирает все большую популярность и насчитывает более десятка направлений своего развития. Его сторонниками становятся люди различных национальностей, пола, возраста, достатка и социального статуса. В числе организаций, пропагандирующих принципы культуры Slow Life, американский фонд «Продлить мгновение», европейское «Сообщество замедления времени», Всемирный институт медленности, японский «Клуб неторопливости». Уже даже существует международный институт, в котором учат «не делать слишком много» (International Institute of Not Doing Much).
К слову, психологи давно отметили: в наши дни люди нередко жалуются на то, что испытывают чувство вины, если вдруг позволяют себе отдохнуть. Для некоторых проблема стала настолько серьезной, что они не могут отправиться в отпуск, провести выходные на природе или даже просто сходить в театр или кино, почитать книгу для души или прогуляться несколько часов по парку. Еще больше людей рассказывают психотерапевтам о панике, которая охватывает их каждый раз, когда они не имеют возможности воспользоваться своим мобильным телефоном или выйти в Интернет. И практически каждый из них говорит о чувствах нервозности и неудовлетворенности своей жизнью, которые они испытывают регулярно. Кто-то ищет спасение в антидепрессантах, алкоголе или других стимуляторах; кто-то изматывает себя изнурительными спортивными тренировками; кто-то находит оригинальное хобби и уходит в него с головой; кто-то решает кардинально изменить свою жизнь и, жертвуя успешной карьерой и благами цивилизации, отправляется в далекие страны или длительное путешествие по земному шару в надежде обрести потерянную гармонию с самим собой. Активисты «Медленного движения» призывают людей не бросаться в крайности, не менять привычный уклад жизни в один момент, а постепенно – и главное, осознанно – искать свой собственный путь. И делать это нужно без спешки, без лишней суетливости и ненужной спонтанности. А всем желающим присоединиться к движению рекомендуют начать с размышления над простым вопросом: «Готов ли я взять ответственность за собственную жизнь и начать принимать решения самостоятельно и осознанно?»
Карл Оноре: «Философия Slow Life не в том, чтобы делать все со скоростью улитки, а в том, чтобы попробовать делать все с правильной скоростью. Делать все настолько хорошо, насколько это возможно, а не настолько быстро, насколько получится».
SlowLife. Ответственная жизнь
Ответственное отношение к повседневности – не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Во-первых, придется пересмотреть свое отношение ко времени. Уже упомянутый Карл Оноре в своих книгах говорит о том, что для представителей современной западной цивилизации время движется линейно и всегда истекает. Оно подобно ресурсу, который можно или использовать, или потерять навсегда. В противоположность этому во многих восточных культурах время представляется в форме неспешно вращающегося колеса, которое самостоятельно обновляет себя. То есть это возобновляемый ресурс, которого у человека всегда будет в достатке, – а значит, нет ни малейшей причины спешить, можно позволить себе жить медленно, научиться концентрироваться на каждом конкретном занятии или процессе, отказаться от выполнения нескольких дел одновременно и забыть о поверхностном отношении к происходящему. То есть попросту признать, что пролистанная впопыхах книга – не чтение, посещение пяти городов за три дня – не отдых, проглоченный на бегу бутерброд – не еда, две SMS или отправленная в социальной сети фотография – не общение.
Практически все, кто уже попробовал снизить скорость своей жизни, говорят о том, что одним из самых сложных на этом пути было «искусство не делать ничего». Нет, активисты Slow Life не призывают человечество превратиться в лентяев, однако отмечают, насколько важно хотя бы небольшую часть дня посвящать общению с самим собой, отказавшись от любой другой активности. На первых порах рекомендуют выделить для этого, например, полчаса перед сном. И в это время нужно не решать глобальные проблемы и не составлять список закупок на завтра, а просто размышлять над тем, как прошел день, что в нем было интересного, какие моменты запомнились настолько, что их хотелось бы повторить, или, наоборот, – в каких ситуациях было настолько некомфортно, что их никогда не хотелось бы пережить снова. Очень важно научиться задавать самому себе вопросы о своих потребностях и желаниях, честно отвечать на них и анализировать свои ответы. Кстати, в этом может помочь ведение дневника, хотя многие и считают это занятие старомодным.
Не менее важным шагом является осознание того, что мы живем здесь и сейчас. Казалось бы, прописная истина, с которой никто не спорит. Однако как часто мы мыслим категориями «потом», «после»? Согласно концепции Slow Life, важен каждый момент, каждое наше действие или бездействие. Ничего нельзя делать машинально, ко всему необходимо относиться ответственно и внимательно и, что важно, научиться наслаждаться даже такими обыденными вещами, как приготовление ужина, уборка квартиры, мытье посуды или вынос мусора. Просто необходимо найти оптимальный для себя формат выполнения работы и постараться не загружать себя заботами сверх необходимого. Здесь стоит упомянуть о еще одном важном и непростом умении – говорить «нет». Успеть все невозможно – значит, придется научиться расставлять приоритеты, концентрироваться на том, что действительно имеет ценность, и не соглашаться на предложения или проекты, которые неинтересны, например, только из вежливости.
В результате коммуникация с другими людьми также изменится, однако это не означает, что она станет хуже. В начале пути многие приверженцы Slow Life опасались быть непонятыми окружающими, однако после отмечали: даже те, кто изначально скептически относился к решению сбавить обороты, после приняли и поняли их выбор, а некоторые даже последовали примеру. Но все же будет правильным объяснить коллегам, почему вы, например, больше не можете отвечать на телефонные звонки после работы или не будете просматривать электронную почту во время отпуска. А еще научиться откладывать дела на потом, работать в команде и передавать полномочия, если это необходимо. Оказывается, для некоторых – это тоже не самая простая задача.
Даниэль Канеман, американский психолог и социолог, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года и автор книги «Думай медленно… решай быстро», считает, что человек обладает двумя системами мышления – условно говоря, «медленной» и «быстрой». По мнению ученого, первая система отвечает за осознанное и преднамеренное формирование мыслей. То есть именно ее мы используем, решая сложные задачи, планируя, когда и куда поехать в отпуск, что приготовить на ужин или чем заняться в выходной день.
Вторая же система отвечает за сиюминутное познание мира, каталогизацию инстинктивных ощущений и естественных потребностей, добавление новых данных к опыту прошлого и, что важно, требует гораздо меньших энергетических затрат, чем ее «медленная» коллега. Как результат, нет ничего удивительного в том, что наше сознание при любой возможности старается переключиться на ту систему мышления, работа с которой требует меньших усилий.
При этом Канеман вовсе не пытается доказать, что какая-то из систем более важная и нужная, а другая – менее. Скорее, его книга позволяет нам понять, почему мы порой совершаем иррациональные поступки или принимаем решения, которые впоследствии кажутся ошибочными или поспешными. Например, придя в магазин уставшими или голодными, покупаем больше продуктов, чем необходимо. В конечном итоге все опять же сводится к тому, что мы слишком спешим и просто не даем себе время подумать.
Slow Food. Философия простоты
Стоит признать, что пока для нас гораздо более привычно и знакомо давно вошедшее в обиход понятие «фастфуд», чем только набирающая популярность концепция «слоуфуд» (от англ. slow – «медленный» и food – «пища»). Однако движение Slow Movement началось, по сути, именно с нее. Точкой отсчета принято считать 1986 год, когда в Риме прошли демонстрации против открытия рядом с одной из достопримечательностей города ресторана быстрого питания McDonald’s. Итальянцы, всегда трепетно относившиеся к истории своей страны и никогда не скрывавшие любовь к хорошей кухне и продолжительным семейным или дружеским застольям, посчитали подобное решение оскорбительным. А после и вовсе объявили войну «фастфуду», зарегистрировав в 1989 году международное движение Slow Food. Позже оно стало фундаментом и неотъемлемой частью более глобального «Медленного движения».
В основе концепции Slow Food лежат три основных принципа – полезность (еда должна быть вкусной, полезной и качественной), чистота (продукты должны быть экологически чистыми, а их производство не должно наносить вреда окружающей среде), справедливость (цены на продукты должны быть выгодными и для покупателей, и для производителей). Активисты движения Slow Food находят уникальные и исчезающие сельскохозяйственные культуры и способствуют их возрождению и продвижению на мировой рынок, а также, в меру сил, помогают странам третьего мира решать продовольственные проблемы; проводят мероприятия по поддержке малых фермерских хозяйств в европейских и других государствах. Кроме этого, приверженцы «слоуфуда» ратуют за создание как можно большего числа заведений общественного питания, которые станут полной противоположностью «фастфуду». При этом рестораны под знаком Slow Food отличает не только ответственное отношение к выбору продуктов и приготовлению еды, но и стремление сохранить традиции национальной кухни того или иного региона, включая культуру застолья, предполагающую неспешный прием пищи и возможность распробовать вкус каждого из заказанных блюд.
Если говорить о повседневной жизни, то девиз «слоуфуда» достаточно прост: «Покупайте продукты. Готовьте их. Ешьте». Приверженцы «медленной пищи» советуют избегать еды, которая уже подверглась предварительной обработке, и продуктов со сложным составом. Или хотя бы, если есть такая возможность, узнавать, где и в каких условиях подобная еда была приготовлена. Они также рекомендуют отдавать предпочтение местным и сезонным овощам и фруктам, а еще – попробовать вырастить что-нибудь самому. Даже если это будет просто зелень в горшках на подоконнике или мини-огород на балконе. И, конечно же, всегда тщательно следить за качеством потребляемых продуктов. А еще – наслаждаться процессом приготовления пищи, стараться делать это в хорошем настроении и без спешки, думая о том, что такой подход к питанию обязательно окажет благотворное влияние на здоровье и самочувствие. Не стоит бояться прослыть гурманом, который внимательно следит за тем, что попадает в его желудок, может отличить лук-порей от лука-шалота или тимьян от орегано и тратит время на кулинарные курсы. Или предпочитает ужинать за красиво сервированным столом, не отвлекаясь на телевизор, компьютер и смартфон.
Одним из наиболее быстро развивающихся направлением движения Slow Movement стала «Медленная мода» (Slow Fashion). Изначально оно возникло как форма протеста против массового производства одежды и недолговечных сезонных трендов, которые «приходят и уходят, как линька у животных». Тогда сторонники Slow Fashion призывали покупать только те вещи, которые сделаны вручную, однако со временем пересмотрели и заметно расширили свои принципы. При этом активисты «Медленной моды» по-прежнему считают, что выбор стоит делать в пользу продукции местных производителей, ремесленников и представителей малого бизнеса, причем одежду лучше приобретать хорошего качества, чтобы она могла прослужить как можно дольше. Выбирать нужно то, что вам идет и нравится, без оглядки на новомодные тенденции, которые диктуют нам глянцевые журналы и телевидение. А если в гардеробе скопились вещи, которые больше не нужны, но их еще можно носить, то их обязательно стоит привести в порядок и пожертвовать нуждающимся.
Slow Travel. Тише едешь…
Как бы удивительно это ни звучало, отдыхать медленно тоже нужно уметь. Пожалуй, многим из нас доводилось слышать, как люди, вернувшись из отпуска, жалуются на то, что они устали. И пусть в их словах нередко присутствует доля кокетства – правда в них тоже есть. Дело в том, что в погоне за новыми впечатлениями мы далеко не всегда оставляем себе время, чтобы эти впечатления структурировать, осмыслить и проанализировать. И даже больше: нередко люди планируют маршрут путешествия так, чтобы за минимальный срок посетить как можно больше городов или даже стран. Качество подменяется количеством, а основной целью становится стремление сделать фото в новом месте и выложить его в социальную сеть. И в этом психологи тоже видят последствия постоянной конкуренции, неосознанного сравнения себя с другими людьми и навязчивой необходимости продемонстрировать, что ты успешен, мобилен, современен.
Одна из основополагающих концепций «Медленного движения» – необходимость выхода из навязанной нам гонки. И свой выбор сторонники Slow Movement объясняют хотя бы тем, что наличие за финишной чертой хоть какого-то приза не доказано, а вот потерять себя во время подобного забега проще простого. При этом не стоит думать, что они отказываются от активного образа жизни. Поклонники Slow Movement покоряют горные вершины, сплавляются на байдарках, осваивают доски для сноуборда и серфинга. Те, кто любит путешествовать, с удовольствием открывают для себя новые страны и города или отправляются в те места, которые им уже известны и пришлись по душе. Просто делают они это, как и все остальное, без суеты и спешки, вникая в суть процесса и наслаждаясь каждой мелочью. Они обязательно оставляют время на изучение культуры и традиций, дегустацию блюд национальной кухни, посещение достопримечательностей и музеев. В общем, на все то, что им нравится, что позволяет лучше узнать выбранное для визита место. А еще, говорят, что именно любители «медленной жизни» породили традицию в путешествиях не столько доверять советам путеводителей, сколько присматриваться к местным жителям и, например, выбирать для обеда те же кофейни и рестораны.
Кроме того, идея «медленных путешествий» может быть применима даже в родном городе. Нужно просто хотя бы в выходные дни отказаться от личного автомобиля или общественного транспорта в пользу пеших прогулок, во время которых стоит обращать внимание на мелочи и детали, замечая то, что раньше ускользало от взора. И главное даже не забыть о спешке, а перестать бояться опоздать. По мнению психологов, это как минимум поможет уменьшить количество стрессов и снизить нервозность. Да и развитая наблюдательность – неплохой навык, который вполне может пригодиться в будущем. Как и дополнительные знания, которые можно получить, если начать интересоваться историей зданий или памятников, которые встретятся во время прогулки, происхождением названия улицы или района города. И если верить тем, кто уже опробовал такой образ жизни на себе, время на поиск информации, на походы в музеи и даже на визиты в архивы обязательно найдется. Хотя бы потому, что постепенно оно перестанет тратиться на то, что для вас не важно и не ценно.
Принципам «Медленного движения» следуют не только отдельные люди, но и целые города. Международное движение Cittaslow International было организовано в 1999 году в Италии и очень быстро распространилось на весь мир. Сейчас оно объединяет около 200 населенных пунктов в разных частях земного шара. Города с населением менее 50 тыс. человек могут претендовать на полное членство в организации; для остальных же доступна лишь возможность стать ее сторонниками. Отдельные люди и семьи могут рассчитывать на статус друзей.
Для вступления в Cittaslow International населенный пункт должен изначально соответствовать части требований, предъявляемых к «Медленному городу», и обязаться развиваться в соответствии с принципами движения. Главные из них заключаются в улучшении качества жизни всех горожан; противостоянии усреднению и глобализации; защите окружающей среды; пропаганде культурного разнообразия и уникальности каждого города.
Всего за несколько десятилетий «Медленное движение» превратилось из простой концепции в философию, изменившую взгляды на мир многих людей. С каждым годом оно пополняется новыми направлениями, охватывающими практически все сферы человеческой жизни. Уже сейчас кроме упомянутых в статье большой популярностью пользуются «медленное образование», «медленное искусство», «медленное старение». А ведь в этом списке уже есть и «медленные» деньги, фотография, чтение, садоводство, наука, телевидение и многое-многое другое. То есть все, что только может быть важно и интересно для поклонников Slow Movement. И отдельное внимание они советуют уделять детям, которые не меньше – а может, даже больше, – чем взрослые ощущают на себе «глобальное ускорение», навязанную конкуренцию и необходимость постоянно сравнивать себя с другими членами общества.
Активисты «Медленного движения» не призывают других людей кардинально менять свои жизни, отказываться от всех благ цивилизации или жертвовать успешной карьерой. Скорее, наоборот: они предлагают двигаться медленно, делая на пути остановки и каждый раз спрашивая себя, в правильном ли направлении идет движение, становится ли жизнь лучше, комфортнее и интереснее. А если говорить о принципах, то главным для Slow Life, пожалуй, будет следующий: «Удовольствие превыше прибыли, человек важнее работы, неспешность приятнее суеты».