Ученые всегда стремились все сосчитать, классифицировать, разложить по полочкам. Но если, к примеру, с расстоянием, временем, массой или другими объективными величинами все просто, то присвоить числовое значение субъективным понятиям оказалось гораздо сложнее. Скажем, как измерить глубину человеческого разума?

Еще в 40-е годы XX века британский ученый-психолог Ганс Юрген Айзенк разработал свой знаменитый тест коэффициента интеллекта. И до сего дня он считается самым верным способом определить, насколько человек умен. Во всяком случае, именно так мы привыкли думать. Но так ли это на самом деле? Что такое коэффициент интеллекта и от чего зависит его уровень? Стоит ли доверять привычному для нас тесту? Можно ли измерить подвижность ума и глубину таланта? И главное: все ли умные люди – интеллектуалы?

IQ-тест: прав ли Айзенк?

История создания

Сегодня практически каждому известна англоязычная аббревиатура IQ, сокращенные элементы которой означают «коэффициент интеллекта». Это понятие впервые ввел в 1912 году немецкий психолог Вильгельм Штерн, исследовавший психическое развитие детей. А 33 года спустя Ганс Юрген Айзенк представил работу, ставшую, по утверждениям некоторых специалистов, вершиной его деятельности – тест на определение уровня IQ.

Айзенк был сторонником теории, гласившей, что интеллект передается по наследству и скорректировать его невозможно. Он потратил много времени на разработку способа исследования умственных возможностей. Но ученому не хватало научной базы для того, чтобы довести свою работу до конца. По стечению обстоятельств однажды ему в руки попала работа психолога Альфреда Бине. Французский ученый создал серию задач, которые позволяли определить степень сообразительности детей. Работа Бине приобрела такой вес, что французское Министерство образования стало отталкиваться от результатов прохождения теста, составляя программу обучения для школьников с особенностями развития. Айзенк переработал эти задания и на их основе создал собственную методику определения коэффициента интеллекта у взрослых людей. И это стало настоящим переворотом в мире психологии.

По сей день тест Айзенка пользуется беспрекословным авторитетом среди подавляющего большинства специалистов при определении уровня IQ. Основными достоинствами заданий являются краткость, простота, универсальность. Как утверждал сам ученый, ему удалось создать систему, которая позволила проходить тестирование независимо от эрудиции человека. Абсолютно каждый, вне зависимости от образования, может выполнить доступную для его умственных возможностей часть задач.

Принцип теста

Принцип теста остается неизменным с момента его создания: необходимо подобрать верное решение к различным цифровым, текстовым или графическим задачам посредством логики. Система вопросов разработана таким образом, чтобы задействовать вербальные, математические и визуально-пространственные способности тестируемого. Во главу угла Айзенк поставил психологическую характеристику, которая, по его мнению, определяет успех испытуемого, – скорость протекания умственных процессов. Данная характеристика виделась британскому ученому главным интеллектуальным различием между людьми.

Существует 8 различных вариантов теста. Эти модификации раскрывают общую картину интеллекта респондента, при условии соблюдения всех обязательных условий, одно из которых – временное ограничение теста: на его прохождение испытуемому дается полчаса. Итоговым результатом является количество набранных баллов в диапазоне от 0 до 160, которое и отражает уровень IQ. Средним и самым распространенным цифровым показателем считается 100 баллов, и, согласно официальной статистике, 50% тестируемых набирают в итоге это количество. Еще четверть респондентов показывают результаты более 110 или менее 90. Результат ниже 70 баллов чаще всего рассматривают как тревожный сигнал – признак дефицита мыслительных способностей. Высокоинтеллектуальные люди, достигающие отметки 120 и выше, составляют абсолютное меньшинство.

Критика теста

Однако, несмотря на высокую популярность, тест Айзенка неоднократно подвергался критике со стороны ученых. Основным поводом для недовольства служит, по мнению большинства специалистов, некорректность составления заданий. Далеко не все из 40 вопросов учитывают различные типы мышления человека. Большинство из них гораздо более доступны для человека с математическим складом ума: найти правильную последовательность, убрать лишний элемент. Именно к такому выводу приходили многие ученые, в числе которых доктор биологических наук, директор Института мозга РАН Святослав Медведев и доктор физико-математических наук, академик РАН Виктор Васильев. Иными словами, любой математик при прохождении теста будет пользоваться явным преимуществом перед гуманитарием. Состоятельность этого мнения была подтверждена статистическими исследованиями. Люди, имеющие отношения к точным наукам, действительно подбирали верное решение намного чаще и быстрее.

Но значит ли это, что физик-математик умнее лингвиста? И если бы тест был предложен кому-либо из гениальных писателей или композиторов, каким бы оказался итоговый балл? Ведь ни для кого не секрет, что многие из них не могли похвастаться глубокими познаниями в области математических наук.

Каждый человек обладает своим, неповторимым набором знаний и способностей, образом мышления. Кому-то удается находить решения сложных математических уравнений, для кого-то не составит труда сочинить сонет. Но благодаря прочно укоренившимся в сознании людей стереотипам, первое будет быстрее воспринято обществом как требующее напряженных умственных усилий. Следовательно, подавляющая часть людей становится заложниками такого упрощенного видения ситуации. Однако множество примеров могут подтвердить однобокость такого подхода. Так, однажды финалистку конкурса «Мисс Словения-2002» Айрис Мулей пригласили принять участие в телепередаче, авторы которой пытались продемонстрировать глупость моделей. И во время съемок топ-модель неожиданно для всех доказала, что она намного умнее физика-ядерщика, научного консультанта программы!

Некоторые психологи и вовсе ставят под сомнение правдивость итогов теста Айзенка, так как любая последующая попытка его пройти увеличивает шанс набрать более высокий балл по сравнению с предыдущей. Происходит адаптация к заданиям тестирования и, как следствие, респондент уже заранее знает, каким будет правильный ответ. Любой человек, который пройдет десяток-другой подобных тестов, сумеет похвастаться неплохим цифровым показателем коэффициента интеллекта. Из этого следует, что испытуемый сможет «повысить» свой IQ, не приобретая в действительности новых знаний.

Зона гениальности

В начале ХХ века многие нейрофизиологи занялись поиском мозговой структуры, отвечающей за гениальность.В мире медицины существовала гипотеза о том, что человеческий мозг имеет особый участок, при дополнительной стимуляции которого можно добиться выдающихся умственных показателей. Подобные исследования, проводились немецкими врачами в 30-е годы. Их опыты заинтересовали и Ганса Айзенка. Психолог был настолько увлечен идеей, что устроился работать в берлинскую анатомическую лабораторию – ему хотелось получить ответ на вопрос: влияет ли размер головного мозга на умственные способности. Правда, достаточно скоро эксперименты свернули: теория «зоны гениальности» не получила научного подтверждения. Напротив, было доказано, что мозг умного человека не имеет никакого отличия в строении от мозга глупца. Мышление – процесс системный, а гениальность – это последствие максимальной эффективности работы мозга как единого механизма. Поэтому по результатам томографии и энцефалографии рассмотреть разницу не представляется возможным.

Вероятная разгадка кроется в тонких биохимических различиях. В последнее десятилетие нейрофизиологам удалось приподнять завесу тайны. По их мнению, все дело в мозговых ритмах, создающих благоприятные условия для роста интеллекта. Всего ученые выделяют 5 волновых амплитуд: низкочастотные (дельта- и тета-ритмы), высокочастотные (бета- и гамма-ритмы) и основной – альфа-ритм. Сбалансированность дельта- и бета-ритмов и определяет коэффициент интеллекта. Однако малейший дисбаланс, стресс или недосыпание приводят к нарушению этой хрупкой пропорции, так что об устойчивой взаимосвязи здесь говорить не приходится.

Умный, мудрый, интеллектуальный: разность понятий

Так что же такое интеллект? От чего зависит его уровень? Можно ли вообще измерить интеллект? Умный и интеллектуальный – одно и то же? До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению, чтобы дать ответы на эти вопросы. Основная трудность состоит в том, что сложно определиться даже, в каком направлении вести исследования. Ведь по сей день не найдено единого термина, который вберет в себя всю многогранность и противоречивость мыслительных особенностей человека. Выясненным остается только одно: все существующие ныне формулировки не могут полностью охватить понятие «интеллект» с точки зрения нейрофизиологии.

А в последнее время многие психологи пришли к выводу, что необходимо разграничивать такие понятия как ум, интеллект и мудрость. Человек может быть умным, но далеко не интеллектуалом, глупым, но обладающим огромным запасом мудрости.

Согласно американскому социологу Линде Готтфредсон, интеллект представляет собой способность справляться с нестандартными задачами и быстро обучаться на основании накопленного опыта. При этом он не равен простому изучению книг, объему узких академических знаний или навыкам по прохождению тестов. По мнению ученого, интеллект отражает более широкое умение познавать и оценивать суть вещей. Ум же представляет собой способность сопоставлять различные процессы и вырабатывать на их основе верные решения. Иными словами, умный человек может извлечь максимальную пользу из полученных сведений. Так что коэффициент интеллекта и уровень знаний являются несопоставимыми формами познавательной деятельности человека.

Но кроме научных определений, существует и вполне обыденное понятие «мудрость». Мудростью называют умение неповерхностно смотреть на окружающую действительность, осознавать, какие явления требуют первостепенного внимания. Зачастую эрудированный человек не может принять правильное решение, опираясь только на сухую логику. Данное свойство человеческого разума включает в себя глубинный подсознательный опыт, позволяющий находить верный путь.

Осознавая разницу между этими понятиями, сложно себе представить, как правильно оценить всю глубину возможностей человеческого разума при всей его неоднозначности.

Тема умственных способностей походит на неразрешимую головоломку. В мире существует множество необъяснимых феноменов разума, один их которых – синдром саванта. Люди, страдающие от этого умственного расстройства, не одарены могучим интеллектом в привычном понимании – наоборот, их восприятие мира нарушено. Большинство из них не в силах выполнить простейшие действия: застегнуть одежду, самостоятельно поесть. Многие не способны даже к полноценному общению с людьми. Однако при этом отсталость савантов компенсируется уникальными способностями. Кто-то из таких больных обладает феноменальной памятью – скажем, умением в точности воспроизвести до 4 страниц текста после первого прочтения. Другие могут мгновенно производить в уме сложнейшие математические подсчеты – например, умножать многозначные числа. Третьи способны виртуозно сыграть музыкальное произведение, услышанное один лишь раз.

Савантизм на сегодняшний день остается малоизученным заболеванием. Учеными лишь установлены причины возникновения синдрома: генетическая обусловленность, черепно-мозговые травмы, патологии правого полушария головного мозга. Но до конца не раскрыта причина уникальных умений, получивших название «Остров гениальности».

Типы интеллекта

Еще одна трудность в определении уровня IQ заключается в том, что тестирование оценивает весь спектр мыслительных возможностей однобоко. Интеллект подразделяется на несколько типов, и без учета этого деления картина будет неполной.

Кого можно считать более разумным: серьезного математика, который с трудом общается с кем-либо, кроме своего близкого окружения, или ловкого менеджера, способного эффективно организовать любую коллективную работу? Как оценить простого ремесленника, образование которого ограничено профессионально-техническим, но практические навыки позволяют делать замечательные вещи? Ведь для каждого вида деятельности человеческий мозг использует приобретенный умственный багаж. Во избежание несправедливости выделяют несколько видов интеллекта, основные из которых: теоретический, практический, социальный.

Собрание всевозможных книжных знаний составляет основу теоретического интеллекта. Взяв уже готовую информацию, теоретик использует ее в своих умозаключениях. Поэтому главной отличительной чертой таких людей всегда будет интеллектуализированная, правильная речь. Но порой сверхэрудированные люди не могут использовать обширную базу своих знаний на практике.

Практический интеллект, который большинство людей называют здравым смыслом, направлен на решение практических задач. Это в том числе простые ежедневные дела, требующие правильного применения умений и навыков. Неудивительно, что в повседневной жизни практический интеллект оттачивается гораздо быстрее, чем другие типы интеллекта.

Для того чтобы легко двигаться вверх по карьерной лестнице или занимать должность, связанную с общением, нужно постоянно применять элементы социального интеллекта. Благодаря выдающимся коммуникативным способностям можно добиться неплохих результатов в некоторых видах деятельности даже без применения теоретических и практических знаний. Люди, обладающие развитым социальным интеллектом, интуитивно понимают мотивы поступков других, значение их мимики, поз, жестов, что позволяет подбирать более выгодную линию поведения.

Трудный вопрос

Возможности человеческого интеллекта – загадка. Мы заперты внутри собственного мозга, который организован гораздо сложнее наших представлений о нем. До настоящего времени ведутся споры о том, что в ответе за наш ум и от чего зависит его глубина. Ученые всего мира, занимающиеся исследованиями данной проблемы, не могут дать однозначного ответа ни на один из этих вопросов. Всякий раз, приближаясь на один шаг к разгадке, они встречают новые загадки. Если же нет единого мнения относительно того, что же такое наш интеллект, то каким образом его можно подвергать измерениям?

Ганс Айзенк был не единственным, кто попытался измерить человеческий интеллект. Разработкой подобных заданий занимались психологи Давид Векслер, Джон Равен, Рудольф Амтхауэр, Рэймонд Бернард Кэттелл, однако и по сей день тест Айзенка наиболее популярен. Пройти психологическое тестирование теперь может каждый желающий за несколько кликов компьютерной мышью. При помощи электронной версии, автоматически подсчитывающей баллы, можно получить более точные результаты.

Но вот прав ли Айзенк? Этот вопрос остается открытым. Важно лишь одно: уровень IQ – величина относительная и непостоянная. Именно поэтому стоит неустанно самосовершенствоваться – и делать это ради себя самого, а не ради итоговых цифр.