«Роботы-писатели смогут стать соавторами в самых сложных областях знаний и помогут людям в изложении таких тем, как изменение климата или политические перевороты».

Британский писатель, издатель и художник Джеймс Брайдл.

Прогресс в области создания искусственного интеллекта ускоряется с каждым годом. Аппарат из пластика, проводов и электроники уже может выполнять операции, которые еще недавно были исключительной прерогативой человека. По прогнозам ученых, 2016-й станет годом искусственного интеллекта. Не исключено, что вот-вот ему станут доступны все сферы деятельности человека, в том числе базирующиеся на интуиции, чувствах и воображении. Уже сейчас роботы приступили к освоению профессий, которые в значительной мере требуют творческого подхода и применения фантазии. Речь идет, к примеру, о писательском труде, которым до недавнего времени мог заниматься лишь человек.

Роботы-репортеры

«Команда Висконсина, как ожидается, находится на пути к победе после выигрыша со счетом 51:10 в четвертьфинале. Висконсин стал лидером после удачного тачдауна на восемь ярдов Рассела Уилсона, который довел счет до 44:3». Тексты такого плана как минимум с 2010 года не требуют участия человека. Специально разработанный бот – компьютерная программа – способен писать короткие новостные тексты, основываясь на статистических данных. Причем процесс поиска, ознакомления с информацией, выбор тематики и подбор соответствующих слов занимает у него меньше минуты.

«Умный репортер» – результат труда разработчиков из компании Narrative Science. В отличие от аналогов, которые просто способны подставлять цифры и слова в существующие шаблоны, этот робот сам ориентируется в обширных объемах статистических данных и способен делать выводы и прогнозы на основе текущей и исторической информации. Также бот способен выделять главное в каждой новости и акцентировать внимание читателя на том, победила ли спортивная команда, насколько сильно упали котировки на бирже или когда прогнозируется самый удачный период для продажи недвижимости. Таким образом, новостным компаниям и информационным ресурсам уже нет смысла держать у себя специального работника, который оперативно обрабатывает сводки и формирует из них короткие новости. Все это теперь может делать робот-репортер, не требуя зарплаты, не зная усталости и не делая ошибок.

Безусловно, робот такого плана не в состоянии написать полноценную аналитическую статью, глубоко изучив и осознав тему и сделав субъективно-объективные выводы. Однако, как гласят многочисленные исследования медиарынка, такие материалы интересны лишь небольшому проценту пользователей. Подавляющее большинство людей обращают внимание на спортивные, развлекательные, коммерческие заметки, обычно не длиннее пары абзацев, так как длинный текст, так называемый лонгрид (от англ. long read – «долгое чтение»), только утомляет читателя. Так что появление таких роботов не только логично с точки зрения оптимизации труда, но еще и продиктовано предпочтениями самой аудитории.

Бесплатный журналист

В этом специфическом мире писательского труда компьютерные программы уже успели произвести небольшую революцию. В 2015 году компания Automated Insights выпустила для бесплатного тестирования свою разработку – робота-журналиста. Этот технологичный набор алгоритмов обработки информации и анализа данных называется Wordsmith и, по сути, выполняет те же функции, что и продукт от Narrative Science, а вдобавок позволяет пользователю вносить правки и изменения в свою схему работы путем добавления шаблонов и доработки алгоритмов. Доступная, удобная и бесплатная платформа – это, без сомнения, удачное решение. И надо сказать, что оно дало свой эффект – роботов-писателей начали разрабатывать повсеместно. Так что в скором времени стоит ожидать появления новой программы для автоматического написания небольших новостных текстов и сводок, которая будет справляться с задачей не хуже профессионального репортера. Собственно, роботами-журналистами уже вовсю пользуются такие гиганты медиарынка, как международное информационное агентство Associated Press, канал Fox, поисковая система Yahoo, китайское информационное агентство Синьхуа и другие.

Роботы-поэты

Виферон, Амазон, биатлон,

Жизнь есть сон.

Экзистенциальная лирика от автопоэта Яндекса.

Поэзия, как известно, складывается главным образом из стихотворного размера, рифм и таланта поэта. И если последнее качество машине обеспечить все еще невозможно, то обучить ее распознаванию ритмики слов и словосочетаний на основе ударения, а также подбору одинаково заканчивающихся слов вполне реально. Именно это сделали специалисты из команды поисковой системы Яндекс Алексей Тихонов и Юрий Зеленков. В 2013 году они из любопытства решили создать алгоритм, точно определяющий стихотворный размер какой-либо фразы, основываясь на чередовании ударных и безударных слогов. Возможность составлять фонетическую транскрипцию слов и фраз позволила алгоритму весьма точно подбирать рифмы. Неисчерпаемым источником вдохновения для получившегося робота-поэта стали запросы пользователей в поисковой системе Яндекс.

Поначалу «творчество» программы, способной за день сочинить более 700 тыс. четверостиший, было банальным и неинтересным. Однако, совершенствуя алгоритм, его создатели вносили постепенные корректировки в авторский стиль робота-поэта. В итоге из-под его «пера» стали выходить вполне осмысленные произведения. Лучшие стихотворения робота начали публиковать на его собственном сайте. Вскоре там появилась функция «Стихи в исполнении автора», позволяющая прослушать стихотворение. Механический голос четко озвучивает написанное произведение и добавляет изрядную долю удовольствия в процесс ознакомления с творчеством.

Создатели не исключают выпуск сборника лучших произведений автопоэта. А на вопрос о причинах разработки такой программы отвечают кратко: потому что это весело. Однако за внешней веселостью скрывается весьма важный аспект. Одна из основных функций художественной литературы – эстетическая. Она, в отличие от воспитательной, познавательной и других, должна присутствовать в любом художественном произведении. А между тем, элемент комического, смешного, ироничного – одна из основных философских категорий этой самой эстетики. Таким образом, если стихи робота-поэта могут вызвать у читателя улыбку и скрасить его досуг, следовательно, они являются полноценным художественным произведением. А это уже не просто невинное развлечение программистов: раньше полноценные художественные тексты могли писать только люди.

Сейчас робот-поэт Яндекса настолько хорош, что не только может подбирать рифмы и составлять их в строфы, но также владеет такими классическими формами, как онегинская строфа, шекспировский сонет, лимерик и японский хокку. За всем внешним юмором скрывается серьезная правда – алгоритмы без каких-либо трудностей могут творить поэзию на чистейшем формальном подходе, и эта поэзия будет не просто осмысленной, но даже ироничной и грустной.

Тысяча и один рассказ

«Салли испугалась, когда Джон подошел к ней, поскольку он выглядел подозрительно. Джон достал пистолет, спрятанный в кармане куртки. Он направил пистолет на Салли, безжалостно глядя на нее. Салли очень испугалась и закричала. Грубым, хриплым голосом Джон потребовал денег». Отрывок из криминального рассказа, который был написан роботом по имени «Шахерезада».

На примере писательского творчества ученые разрабатывают сегодня сложные алгоритмы самообучения искусственного интеллекта. Существенного прогресса в этой области достигла одна из лабораторий IBM, где был создан ИИ по имени «Шахерезада». Имя робота не случайно – он пишет истории, которые являются показателем уровня его обучаемости.

В качестве обучающего материала искусственный интеллект использует художественные тексты, проводя подробный анализ сюжета, тематики, персонажей и других элементов произведения. На их основе «Шахерезада» способна написать абсолютно новую историю, избегая при этом откровенного плагиата и повторений.

Правда, эта сложнейшая программа все же не способна уловить конкретный смысл текстов, которые анализирует, однако прекрасно справляется с задачей распознавания шаблонов, клише или просто повторяющихся ситуаций и оборотов. Если алгоритм вычисляет в различных текстах одно и то же действие, например, переход улицы на зеленый свет или традиционная покупка попкорна перед фильмом в кинотеатре, он фиксирует его в своей памяти и помечает как важное. Впоследствии оно может быть применено в написании истории на похожую тему.

Вторая способность искусственного интеллекта – подобно профессиональным писателям, составлять план своей истории. Это очень важная часть работы над произведением, особенно большого объема, в котором расписывается порядок действий, их возможная перетасовка, повествование с разных точек зрения и так далее. Робот прекрасно понимает, что для появления луж на асфальте необходим дождь, прошедший накануне, то есть умеет выстраивать определенные события и явления в последовательную цепочку, что добавляет сюжету целостности и логичности.

Во время первого запуска «Шахерезаде» дали задание написать небольшую историю о свидании в кино. Команда разработчиков ожидала набора стандартных предложений на тему встреча – покупка билетов – просмотр фильма. Каково же было их удивление, когда машина выдала им рассказ о походе в кино, где герои романтично держатся за руку и целуются. Такие сюжетные подробности невозможны без глубокого изучения самого явления свиданий, а также традиции идти при этом в кино. Для людей это в порядке вещей, а вот машине потребовалось провести собственное исследование и на основе имеющихся данных оформить причинно-следственные связи. Ободренные результатом, разработчики принялись совершенствовать алгоритм, и вскоре у них на руках оказалось несколько неплохо написанных рассказов. Их было решено отдать на оценку независимой комиссии читателей. Членами этой комиссии стали обычные люди, которых просто попросили прочитать рассказы, поделиться своим мнением на их счет и выставить оценку. По результатам исследования оказалось, что 83 % респондентов достаточно высоко оценили работу автора произведений и признали рассказы вполне удачными.

Разработчики «Шахерезады» собираются и дальше обучать свое детище. Для оттачивания стиля и расширения кругозора искусственного интеллекта планируется привлечь творческий труд свободных писателей со всего мира. Задача перед волонтерами стоит довольно простая – написать какое-либо прозаическое произведение малой формы, рассказ или новеллу, не используя слишком сложных синтаксических конструкций, таких, как развернутые сложноподчиненные предложения, и выслать специалистам IBM. Те, в свою очередь, внесут все присланные работы в память компьютера для анализа. Ожидается, что на основе этих данных «Шахерезада» сможет вывести несколько полезных стилевых закономерностей, а также познакомиться с многочисленными примерами полета человеческой фантазии.

Разработчики признают, что «Шахерезада» еще слабовата в области художественных фигур речи и своеобразных оборотов. В частности, она не может использовать, скажем, метафоры, выражать иронию и сарказм, которыми проникнуто практически каждое произведение. Освоение художественных приемов – следующий шаг в развитии «Шахерезады», над которым работают ученые.

Робот, который написал роман

«Я писал с радостью, которую испытывал впервые, и продолжал взволнованно писать. 

День, когда компьютер написал роман. Компьютер, сделавший главной целью собственное удовольствие, перестал работать для людей».

Финальные строки из романа «День, когда компьютер напишет роман», написанного искусственным интеллектом.

После появления роботов-репортеров и роботов-поэтов не такое уж сильное удивление вызвало событие, которое произошло этой весной в Японии. В марте 2016 года в Стране восходящего солнца прошел финал литературного конкурса имени японского фантаста Хоси Синъити. К немалому изумлению членов жюри, в числе финалистов оказался фантастический роман, который был написан искусственным интеллектом. Особая ирония состоит в том, что машина озаглавила его как «День, когда компьютер напишет роман». Мало того что этот день действительно настал в реальности, так еще и сам роман оказался в числе лучших работ среди более чем 1450 других произведений.

Раскрыли автора сами разработчики программы – исследователи из Университета будущего Хакодате. Группа ученых долго работала над созданием алгоритма по написанию художественной прозы и в итоге получила довольно мощный искусственный интеллект. В качестве исходных данных авторы разработки задали лишь пол главных героев, общую канву сюжета и несколько специфических фраз, которые компьютер должен был использовать в романе. После этого ИИ сгенерировал текст, который был отправлен на литературный конкурс. Стоит отметить, что, как оказалось, среди всех присланных на конкурс работ вот таких искусственных текстов было целых 11 штук. Однако самым лучшим и до конца не раскрытым оказался именно «День, когда компьютер напишет роман».

В комментарии членов жюри к роману было отмечено, что сильной стороной произведения является четкая структуризация частей произведения, однако проработка персонажей должна быть глубже. При этом люди, дававшие оценку, не подозревали, что комментируют произведение, написанное машиной.

Как отмечают создатели робота-писателя, в будущем искусственный интеллект получит больше возможностей для реализации того, что люди называют креативным началом. Они уже планируют научить робота самостоятельно создавать персонажей и задавать сюжетную канву текста, а также искать способы выхода за литературные рамки.

Роботы пишут для роботов

Порой прогресс в разработке искусственного интеллекта доходит и до смешного. В Интернете давно и с успехом используются специализированные программы-боты, призванные быстро и четко анализировать информацию, например, при построении списка ответов после запроса в строке поиска. На самом деле это сложные очень алгоритмы с огромным набором функций и инструментов, суть работы которых составляет строжайшую коммерческую тайну. Такие программы умеют профессионально анализировать текст на интернет-страницах и отсеивать ненужные или некачественные варианты при построении списка результатов.

Существуют также и другие боты, созданные как раз для того, чтобы писать текст для интернет-страниц, не привлекая человеческий труд. Созданные ими «произведения» имеют только одну аудиторию – и это совершенно не люди. В «круг читателей» входят как раз те самые боты-поисковики, которые, видя массив текста, начинают его анализ. Для человека результаты стараний подобных роботов-писателей либо не несут информации вообще, либо кажутся анекдотичными или абсурдными, однако они соответствуют определенным критериям и прекрасно подходят для поисковых роботов. Таким образом, практически любая компания может приобрести или написать своими силами программу-бота, которая будет писать текст для другой программы-бота. А человек, хоть и имеет отношение к этой схеме в виде конечного пользователя, оказывается при этом полностью исключен из конвейера «писатель – читатель». Роботы пишут тексты для роботов.

Перспективы роботизированной литературы

Некоторые литературоведы считают, что с привлечением роботов в писательский труд некоторые жанры литературы буквально обретут второе дыхание. Например, интерактивная проза – вид повествования, на развитие сюжета которого оказывают влияние непосредственно сами читатели. Происходит это следующим образом. Писатель формулирует начало своей истории и делится ею с читателями, обычно через площадки в Интернете. Читатели прочитывают эту завязку и делятся своими мыслями, суждениями и выводами на тему героев, событий, хода рассказа и так далее, либо же просто выбирают пути развития истории из предложенных самим автором вариантов. Тот, получив отклик, принимается творить дальше с учетом полученного читательского мнения и через какое-то время выдает следующую часть истории. Цикл повторяется до тех пор, пока история не будет исчерпана. В теории, безусловно, этот процесс может закольцовываться и не кончиться никогда.

Сложность интерактивной прозы в том, что на ее написание уходит огромное количество времени. Читатели вынуждены ждать следующей части месяцами, и это плохо сказывается на спросе на такие истории – публика теряет интерес из-за вынужденных пауз. Однако с появлением роботов время написания очередной части интерактивного романа или повести значительно сократится. Специалисты даже приводят модель «день – ночь – день», при которой читатель днем знакомится с написанной частью романа, прочитывает ее до наступления темноты, оставляет комментарий и отправляется спать. А за ночь робот-писатель собирает и анализирует отзывы аудитории, после чего на их основе пишет следующую часть уже к утру. Таким образом, на следующий день оказывается готова новая часть истории, а читатель физически ощущает, как он может управлять пространством произведения.

За и против

«Роботы предоставляют рукописи в срок. Они никогда не страдают от творческого кризиса. 

И они не гуглят часами, как их книги продаются на Amazon. Есть только одна проблема с роботами-писателями – их рассказы отстой».

The Guardian

Успех «Шахерезады» от IBM и японского робота-писателя от команды Университета будущего в Хакодате вызвали серьезные прения в прессе на тему способности машин серьезно конкурировать с человеком в деле создания художественных и нехудожественных текстов. Если резюмировать позиции сторон, то одни напрочь отказывают машинам в возможности написать по-настоящему ценное произведение, и, следовательно, писателям не стоит беспокоиться о конкуренции, так как нечеловеческие тексты будут заведомо ниже качеством. Из другого лагеря звучит мнение, что развитие искусственного интеллекта уже в скором времени позволит роботам весьма уверенно себя чувствовать в роли писателей, и современным авторам стоит задуматься не столько о конкуренции с машинами, сколько о сотрудничестве с ними, так как от такого соавторства выиграют в конечном итоге все.

Кроме того, не следует забывать, в каком времени, а конкретно, в какой литературной эпохе мы живем. Постмодернизм в литературе догорает, как закат над океаном. Может статься, что с полноценным выходом на сцену роботов-писателей наконец-то наступит следующая литературная эпоха, которой так ждут и которой так боятся профессиональные литературоведы. И, напоследок, стоит учитывать фундаментальную концепцию о смерти автора, согласно которой литературное произведение существует независимо от того, кто его написал, и может быть оживлено только в результате процесса чтения. Таким образом, именно читатель является ключевой фигурой и смыслом существования произведения. А кто его написал – человек или робот, – может быть уже и не важно.