Рождение нового старого Гданьска
В результате послевоенного переустройства Европы были учтены ошибки Версальского мира, бывший Вольный город Данциг был полностью отдан Польше и окончательно стал Гданьском. Оставшееся немецкое население принудительно депортировали в Германию. В город прибыли такие же вынужденные переселенцы с запада Беларуси и Украины. На фоне этих трагических событий миграции народов казалось, что никому нет дела, как восстанавливать мертвый город. Но это было не так. Дискуссия по этому вопросу началась сразу после окончания военных действий. Одни разрушенный город хотели сохранить как мемориал, а новый центр возвести на пустом месте. По мнению других, следовало полностью снести историческую застройку и заменить социалистическими зданиями, символизирующими светлое будущее главного порта страны. Многие поляки испытали на себе зверства нацистов и радовались возможности избавиться от прусского наследия. Перед войной, как показывают фотографии тех лет, Данциг приобрел много признаков типичного немецкого города, а это у большинства поляков ассоциировалось с агрессией, ненавистью и миллионами невинных жертв.
К счастью для современных жителей города, а также многочисленных его гостей эти экстремальные версии не прошли. Было решено восстановить исторический центр Гданьска – Главный город – в его историческом виде. Польские реставраторы создали проект фантастического ганзейского Гданьска XVIII века, времен Речи Посполитой без учета последующей германизации. Градостроители не пошли по пути Варшавы, восстановленной по довоенным фотографиям и уцелевшим чертежам. Они создали идеализированный польский город, не имея практически никаких документальных подтверждений и визуальных свидетельств. Проектировщики опирались на отдельные сохранившиеся оригинальные архитектурные памятники. Под них стилизовали остальную застройку.
Фасады зданий получили пышное декоративное оформление в стиле голландского маньеризма. Это было трансформирование чуждой, по-немецки суровой городской среды в нечто близкое и родное. При этом Главный город строился как современное городское образование. Архитекторы сознательно отказались от скученной немецкой застройки, в целом сохранив оригинальную сетку улиц. Внутриквартальные дома сносились, формировалась современная дворовая инфраструктура, зеленые насаждения, детские площадки, сады. Голландский маньеризм XVIII века декорировал фактически новые дома с комфортабельными квартирами. При этом сохранялась видимость исторической реконструкции.
Сегодня многие гости Гданьска, не знакомые с его историей, даже не догадываются, что очаровательные фламандские домики на улице Длуги Тарг построены в середине ХХ века. У входа в некоторые восстановленные храмы висят фотографии, на которых эти сооружения изображены после бомбежки. Взглянув на них, понимаешь, какую титаническую работу проделали реставраторы. Но такого же уважения заслуживают и многие жители города, благодаря которым удалось сохранить и вернуть в храмы церковные реликвии, заблаговременно спрятанные в безопасных местах. Однако после войны с приходом к власти коммунистов многие ценности из храмов оказались разбросанными по разным местам и музеям страны и за ее пределами. Только в конце 90-х, после смены режима, часть произведений искусства вновь заняли свои места. И поиск, и возвращение ценностей продолжается до сих пор.
Послевоенный Минск, как и Гданьск, тоже создавался по несколько искусственному проекту «города солнца» – более правильный, более приспособленный для жизни, отражающий величие Победы. Однако при общей схожести подхода «менее социалистический» Гданьск сохранил историческую планировку центра, по крайней мере, Главного города. Через него не прорубались новые проспекты-магистрали, он по-прежнему существует как цельный организм, а многочисленные средневековые костелы и отдельные гражданские сооружения – самые знаковые – восстановлены в оригинальном облике. Поэтому для большинства туристов и местных жителей Старый Гданьск выглядит сейчас честным ганзейским городом. Талант польских реставраторов заключается в том, что никто не задумывается, что это декорация, а во многом даже мистификация.
Восстановив Главный город и воссоздав душу Гданьска, архитекторы и реставраторы не стали фанатично тиражировать свое «ноу-хау» в других районах исторического центра. Отдельные оригинальные здания, такие как Польская почта, которую обороняли почтальоны 1 сентября 1939 года, Великая мельница, средневековый индустриальный шедевр, в Старом городе соседствуют с модернистскими послевоенными монстрами и типовыми административными зданиями 1960 – 1980-х. Здесь все еще можно встретить пустыри, оставшиеся от послевоенных руин.
Однако сейчас польские архитекторы и заказчики начали работать со старой средой по-новому – намного бережнее и аккуратнее. Новоделы перестали быть такими масштабными. Внешний вид современной архитектуры стал естественным продолжением исторических традиций, не противопоставляя себя историческому наследию, а как бы вступая с ним в диалог, эволюционно развивая средневековые традиции в архитектуре города.
У каждого населенного пункта с историей ест своя изюминка. Для древнего Гданьска ею стали фонари. И при восстановлении разрушенного города о них не забыли.
В период средневекового расцвета главные улицы Гданьска застраивались домами состоятельных людей, купцов, ювелиров, торговцев. Во все времена новоселы стремились сделать свое жилье комфортным, а прилегающие территории – благоустроенными и уникальными. Излюбленным декором домовладельцев многие века были уличные фонари. У входных дверей, над воротами, на стенах домов, на улицах появляются кованые светильники, изготовленные местными мастерами. Их изысканность и великолепие с лихвой компенсировали тусклый свет свечи, добавляя к освещению средневекового города лучик совершенной красоты. И в возрожденном Гданьске они стали тем завершающим художественным штрихом, который преображает городскую среду. И неважно, какой источник света в них заключен: свеча, масло, газ, электрическая лампа или светодиод.
Большинство уличных фонарей Гданьска изготавливались в технике горячей ковки. Кузнецы, впитавшие многовековый опыт изготовления оружия и рыцарских доспехов, с любовью создавали и эту «гражданскую продукцию». А горячая ковка стала именно тем методом, который дал богатейшие художественные возможности для создания настоящего шедевра. Каждый фонарь получался неповторимым, не похожим на другие.
Когда город был разрушен, фонарей уцелело мало. Найденные фрагменты бережно реставрируются по старым эскизам, фотографиям, описаниям. Заново создаются недостающие части. Восстановление выполняется настолько тщательно, что трудно отличить старые и новые части фонаря.
Современные гданьские кузнецы свято чтут традиции и очень уважительно относятся к вопросу сохранения исторического облика города. При проектировании домов и улиц всегда учитывается стиль и исторический вид каждой улицы. Это касается и уличных фонарей, и любых других деталей городского декора.
Но это не единственный вклад кузнецов в восстановление родного города. Изящные кованые вывески стали прекрасным элементом гармонизации и органично вписывают в старый город множество кафе, ювелирных магазинчиков и музеев. А кованые решетки дополняют это впечатление. Ажурный металлический декор фонтана Нептуна перед ратушей, созданный по проекту архитектора XVII века Абрахама ван ден Блока, изготовлен в далеком 1643 году. А сразу после войны воссоздан польскими кузнецами по старым немецким фотографиям. Также восстановлены характерные для Гданьска кованые и литые перила террас перед особняками.
Примером сохранения старинных кузнечных традиций может служить установленная на улице Длугой кованая арка-таймер в честь Ярмарки святого Доминика – главного ежегодного городского события со времен Ганзы. Не менее характерная черта – популярная у туристов скульптура «Дерево тысячелетия», установленная рядом с Золотыми воротами в 1997 году в ознаменование тысячелетия Гданьска. Этот памятник, представляющий собой металлическое дерево из цепей – детище почетного президента Ассоциации польских художников-кузнецов Леонарда Дьяковского. Он символизирует солидарность и дружбу людей из разных стран мира и все время «растет»: периодически к нему крепят привезенные из других городов и стран ветки, украшенные резными металлическими листьями, птичками, бабочками и различными символами.
Железное наследие, веками создаваемое руками местных мастеров, стало частью долгой и полной перипетий истории Гданьска.
Приметы времени
Новая волна перемен захлестнула Гданьск после распада социалистического лагеря. В этот момент изменилось лицо страны, появилась фактически новая, современная Польша. Две знаковые новостройки последнего времени стали ее символическими ростками. Открывшиеся в то время музеи движения «Солидарность» (Европейский центр солидарности) и Второй мировой войны уже не отсылают нас к ганзейскому прошлому Гданьска, а говорят о будущем города. Память о прошлом живет, но сопровождается мыслями о грядущем. В этом залог успешного развития.
Европейский центр солидарности – суперсовременный интерактивный музей, с большим архивом и библиотекой, центр диалога о современном мире. Здание построено по оригинальному архитектурному проекту – оно напоминает промышленные портовые строения, облицованные ржавыми листами железа. В самом музее представлено около 1800 очень разных экспонатов: вещи, связанные с памятью, документальные фотографии, кинематографические и звуковые материалы, архивные документы, рукописи, карты, подпольные издания, газеты, объекты независимого искусства. В прошлом году он был награжден премией «Европейский музей 2016 года», которую ежегодно присуждает комитет культуры ПАСЕ, за оригинальность экспозиции, привлекательность для туристов и вклад в музейную культуру мира. Вручая награду, глава ПАСЕ назвал музей примером культурного института, который продвигает идеи свободы и солидарности.
Музей Второй мировой войны, открытый в марте этого года, является крупнейшим историческим музеем в Польше и одним из крупнейших в мире. Открытию главной экспозиции предшествовали 8 лет кропотливой работы. Главная задача ее состоит в демонстрации особенностей польской истории в международном контексте, а также в представлении наиболее полной картины войны в первую очередь с точки зрения гражданского населения. Выставка создана при участии многих тысяч людей, которые передали музею свои семейные реликвии военного времени, и состоит из трех основных блоков: «Путь к войне», «Ужасы войны» и «Длинная тень войны». Это рассказ о трагическом опыте Второй мировой войны, ее причинах и последствиях, жертвах и преступниках, героях и простых людях.
Гуляя по древнему Гданьску, не перестаешь удивляться тому, с каким тщанием и любовью жители города воссоздали его. Древние улицы, исторические здания буквально веют историей. И веришь, что дух старины, уничтоженный бомбежками, вернулся на эти булыжные мостовые.
Норвежская ходьба с польским акцентом
Норвежская оздоровительная ходьба с «лыжными» палками давно вошла в моду. Но у жителей Гданьска и Сопота она приобрела свою интересную особенность – это ходьба по мокрому прибрежному песку. Возможно, это вызвано тем, что купальный сезон на Балтике довольно короткий и таким образом контакт с морем как бы продлевается. Живописное побережье в Гданьском заливе – это скорее не достопримечательность, а неотъемлемая принадлежность морского курорта. Пляжи в Сопоте очень чистые и широкие, с мелким и нежным песочком, протяженностью более 4 км. Они считаются самыми безопасными и организованными в Поморском воеводстве. Норвежская ходьба по мокрому песку – это относительно новое и зрелищное действо, за которым интересно наблюдать, находясь на пляже. Купающихся – единицы, а идущих по водной кромке – нескончаемая череда. Это и молодежные семейные группы, пожилые люди, группы из лечебных учреждений, с рюкзаками, маленькими детьми и без, с бегущими рядом собачками разных мастей и даже беременные женщины. Причем все они движутся в двух направлениях. Бесконечный оздоровительный хоровод, словно магнит, притягивает внимание отдыхающих.
Старики тусуются
Недалеко от нашего отеля располагался небольшой рынок, где можно было недорого закупить свежие овощи, фрукты и другие продукты. Конечно же, значительную часть рынка занимали торговые ряды с одеждой и всякой всячиной. Словом, все почти как у нас. Кроме одного. В субботние дни по улочке, ведущей ко входу рынка, выстраивался стихийный длинный ряд в основном пожилых и очень пожилых поляков, приносящих из дома на продажу ненужные вещи. Чего только здесь не увидишь: старая посуда, экзотические мясорубки, телефоны, патефоны, книги. Но самое интересное – мы не заметили бойкой торговли, а увидели живое, увлеченное общение друг с другом. Как сказал один поляк: у меня есть радио, телевизор, мобильник, но если раз в неделю я не увижу своих знакомых, приятелей и не поговорю с ними, я чувствую себя плохо. Да и дети довольны тем, что я помогаю избавляться от ненужных вещей, которые мешают дома. Кстати, большинство пожилых поляков очень хорошо говорят по-русски. Еще один местный житель на вопрос «Вы говорите по-русски?» ответил с улыбкой стихами: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана…»
Кроме Старого и Главного города в историческом центре в Гданьске есть очень примечательное место – Олива. Этот район славится своим чудесным парком с Дворцом аббатов и собором ордена цистерцианцев, основанным еще в XII веке. Оливский костел, впечатляющий своими размерами, считается одним из самых красивых в мире. В нем целых 23 алтаря и огромный орган из 7876 труб. К слову, летом здесь проходят концерты органной музыки, вход на которые свободный.