В конце января температура в Европе опустилась до –30 градусов. И это стало для многих настоящей катастрофой. Тем более что помимо лютого мороза ситуацию усугубили снегопады. Кое-где автомобильное и железнодорожное сообщение парализовано. В районе румынского курорта Мамая замерзло Черное море. Синоптики утверждают, что такого не бывало уже 30 лет. Впервые за последние 100 лет замерзли венецианские каналы. От холода гибнут люди. На момент написания статьи стужа убила 200 человек.
Хуже всего из стран ближнего зарубежья приходится Украине. Здесь замерзло более 130 человек. И это не единственная проблема, связанная с необыкновенно холодной зимой. Вдоль украинского побережья – в районах Керчи, Евпатории, Одессы – Черное море тоже сковал лед. В 100 м от берега плавают небольшие айсберги. Морское сообщение закрыто. Во многих областях страны температура опустилась ниже отметки в –30 градусов.
Помимо погибших есть множество обмороженных. За помощью к властям обратились десятки тысяч человек, в основном бездомные, лишенные привычных мест для ночевки. МЧС развернуло без малого 3 тыс. временных пунктов обогрева – палаточных лагерей, где те, кому негде жить, могут получить горячую еду и переждать холода. Администрациям больниц предписано не торопиться с выпиской пациентов без определенного места жительства.
Замерзающая Европа
Все это не может радовать жителей Евросоюза, особенно восточных и южных регионов. В Румынии морозы убили 22 человека. Болгария закрыла на время холодов тысячи школ. Практически на всей территории побиты температурные рекорды. В Софии столбик термометра остановился в шести градусах от исторического минимума, здесь за окном –19.
В Хорватии транспорт почти не ходит. В магазинах заканчиваются продукты. Чтобы добраться до цивилизации и раздобыть съестное, многие пересели на лошадей. Якса Радич, житель деревни Радичи, рассказал в интервью каналу «Интер», с какими проблемами столкнулась его семья: «Жена моего брата с двухмесячным ребенком остались в деревне. У них закончилось молоко. Мы пытаемся раздобыть его. Еле добрались в соседнюю деревню, но зря, молока в магазинах нет». Роды принимают прямо на дому. При этом врачи консультируют пациенток по телефону. Добраться до них медики просто не могут.
В Сербии снегопад отрезал 70 тыс. жителей горных деревень от остальной страны. На дорогах пятиметровые сугробы, и спасатели доставляют людям продукты на вертолетах. Власти Белграда вынуждены были отменить плату за парковку, которая является основным источником пополнения бюджета города. Создан кризисный штаб. Его глава заявил: «Все работники парковочной службы сейчас брошены на расчистку снега на тротуарах, после этого они займутся непосредственно парковками. До тех пор, пока это не сделано, оплата с автолюбителей взиматься не будет». По городу проходят массовые отключения электричества. По многим улицам невозможно двигаться ни на транспорте, ни пешком. Снегоуборочной техники не хватает, и расчищаются только главные улицы и магистрали.
В Германии тоже зарегистрированы температурные рекорды. Здесь, как и на Украине, проблемы начались у моряков. По каналу Рейн-Майн-Дунай, обеспечивающему речное сообщение между Атлантическим океаном, Северным и Черным морями, прекращено судоходство. Остановилось оно и на Эльбе, Зале и Одере. А чтобы добраться до островов Рюген и Узедом, приходится использовать ледоколы. Естественно, что неожиданно суровая зима доставила массу проблем и немецким автомобилистам. По данным Общегерманского автомобильного клуба, число обращений за помощью увеличилось в три раза. Даже пожарные страдают от зимы – в колонках замерзла вода, необходимая для борьбы с огнем.
В Италии дела обстоят еще хуже. В Риме закрыты музеи, школы и государственные учреждения. Туристов перестали пускать на территорию Колизея. Жителям и гостям столицы рекомендуется не выходить на улицу и не садиться за руль автомобиля. И неудивительно: в центре города снежный покров достигает 20 см, на окраине – 50 см. Ездить на колесах, не усиленных цепями, запрещено. Авиакомпания «Алиталия» в римском аэропорту отменила около сорока рейсов. Поезда прибывают с опозданием. 75% общественного транспорта замерло, в том числе и большинство трамваев, а такси на всех желающих не хватает. Городские власти ввели чрезвычайное положение. Жертвами холодов стали уже более 20 человек.
В регионах страны дела обстоят не лучше. В Милане температура упала до –10 градусов. В Венеции зафиксирован самый низкий показатель термометра за 80 лет. В Неаполе и на острове Искья в Неаполитанском заливе лежит снег. В центральной части страны – в Марке, Молизе, Лацио, Абруццо – объявлено чрезвычайное положение. На борьбу со стихией вышла армия – и люди, и техника.
Кое-где ситуация не настолько серьезна, однако проблем хватает всем.
Во Франции дороги заметены снегом. На шоссе стоят километровые пробки. От холода погибли 4 человека.
В Бельгии из-за морозов были вынуждены отключить знаменитого «Писающего мальчика». Власти Брюсселя решили не рисковать древним механизмом фонтана XVII века.
В Британии проблемы начались у крупнейшего аэропорта мира – Хитроу. Здесь отменили добрую половину рейсов. Колин Мэтьюз, глава правления компании «Аэропорты Британии», заявил в интервью телеканалу «Интер»: «Нам понадобится время, чтобы привести график полетов в норму. В нынешних погодных условиях невозможно обслуживать рейсы в обычном темпе».
Но разгулявшаяся стихия – отнюдь не главная проблема европейцев. Вдобавок к морозу и снегу на них свалилась еще одна беда…
Страшные цены
Голубое топливо этой зимой превратилось в голубое золото. Стоит ли удивляться, что вслед за морозами бьет рекорды количество потребленной электроэнергии. И это несмотря на все энергосберегающие технологии, которыми давно уже славится ЕС. В результате, например, во Франции, цена на электричество удвоилась. Теперь 1 мегаватт-час здесь стоит 140 евро. Биржи сходят с ума. Цены на природный газ за последнюю неделю выросли на 30–70% и тоже составили рекорд.
Эта ситуация автоматически будет означать для европейских стран увеличение затрат на энергоносители, что может окончательно подорвать и без того слабеющую экономику ЕС. Естественно, не сейчас – ведь почти весь объем топлива реализуется по фиксированным в долгосрочных контрактах ценам. Но уже в следующем году придется искать дополнительные деньги, а это будет непросто, потому что в череде наиболее пострадавших от стихии стран оказались как минимум два из наиболее тяжелых европейских «больных».
Государственный долг Греции составляет 252% ВВП, а дефицит бюджета – 12,7 % ВВП. Страна уже давно живет за счет дотаций. На забастовки и акции протеста люди ходят, как на работу. Да что там, гораздо чаще, чем на работу. Кстати, именно это и стало причиной кризиса – работать никто не желает, а получать с каждым годом больше и больше хотят все. И правительства здесь меняются с завидной регулярностью. А весь мир чуть ли не каждый день ожидает, когда Афины официально объявят дефолт.
В Италии дела пока обстоят лучше, но тоже не ахти. Во-первых, потому что страна гораздо богаче Греции и дыры в ее экономике дотациями особенно не залатаешь. Не хватит денег. Во-вторых, никакого оригинального выхода из кризиса, кроме как начать экономить, власти этой страны (как, впрочем, и их партнеры по ЕС) не нашли. А какая тут экономия, если цены на энергоносители растут скачкообразно, а расход их увеличивается несмотря на все старания?
В общем-то, и раньше было понятно, что Европу ждет непростое время. А нынешняя зима только усугубит ситуацию. Причем поле для маневра у ЕС не очень велико. Ведь реформы в собственной энергетике, по мнению экспертов, значительно увеличили зависимость Союза от внешних поставщиков энергоносителей.
Европу ждет кризис пострашнее финансового
Дело в том, что вся современная энергетическая инфраструктура стран Западной Европы создавалась достаточно давно – приблизительно с 1950-го по середину 80-х годов. Ее владельцем было государство, что логично. В суровые послевоенные годы ни у каких частников не хватило бы денег на то, например, чтобы за 20 лет превратить Францию в страну атомных электростанций.
Но постепенно в отрасль стали допускать частные инвестиции. Это привело к тому, что энергосистема Европы стала ориентироваться на более дешевые и быстро окупаемые отрасли энергетики. АЭС строить перестали. Началась эра природного газа, запасы которого в регионе достаточно невелики. Пришлось принимать дополнительные меры, чтобы обеспечить энергетическую безопасность. А тут еще и эпоха борьбы с глобальным потеплением подоспела.
Выход, казалось, был найден – внедре ние возобновляемых источников энергии. Например, солнечных и ветряных электростанций. Параллельно в рамках борьбы за сохранение окружающей среды был сокращен срок службы крупных тепловых электростанций. Кто именно из сторонников введения альтернативных источников энергии пролоббировал вопрос, неизвестно. Зато совершенно очевидно, что на энергетическое «перевооружение» и закупку нового оборудования понадобятся миллиарды евро, часть из которых, разумеется, осядет в чьих-то карманах. А пока из-за введения новых ограничений уже к 2015 году только Великобритания лишится свыше 11 ГВт установленных мощностей – это в 10 раз больше, чем, например, энергия всех ветряных станций на территории страны.
Вдобавок возобновляемые источники энергии, как правило, требуют постоянных государственных дотаций и огромных запасов традиционного топлива – ведь гарантии того, что солнечная и ветреная погода будет держаться круглый год, нет.
Но и это еще не все. Для солнечных батарей и для ветряных генераторов необходимо достаточно большое количество редких и дорогих полезных ископаемых – редкоземельных металлов. Большая часть мировых запасов этих полезных ископаемых – 52% – находится на территории Китая. На его же долю приходится и 92% рынка этих даров земных недр. Так что и тут европейцам своими силами не обойтись. Вдобавок в последнее время КНР объявила о намерении снизить объем поставок редкоземельных металлов. Самим не хватает. Ведь Поднебесная сумасшедшими темпами развивает собственную энергетику.
Поэтому альтернативные источники энергии – дело весьма дорогое. А денег в Европе нет. Дополнительные инвестиции в энергетику затрудняет принятие Киотского протокола и сопутствующих ему документов. Установленная в рамках энергетического пакета общеевропейская цель – снижение выбросов углекислого газа на 20% – в ближайшем будущем заставит тех, кто превышает установленные квоты по выбросам, выкупать долю тех, кто «не дотягивает» до установленного предела. Все это очень усложняет расчеты, какой доход принесет энергетика, и на крупные долговременные инвестиции отваживается сегодня не всякий.
В результате в уже упомянутой Великобритании, которая первой начала либерализацию в энергетике, снова предлагают вернуться к государственным механизмам финансирования. Частники не готовы выложить так необходимые для отрасли 200 млрд. фунтов. Министерство экономики Польши ожидает дефицита электроэнергии с 2016 года. Крупных аварий ждут в энергетике Германии, а следствием этого может стать нехватка ценного ресурса у импортирующей его соседки – Франции.
Сколько средств может потребовать спасение отрасли и обеспечение энергетической безопасности Европы – сложно представить. Да и незачем. Денег-то все равно нет – ни у частников, ни у государства…
Очень серьезной оказалась проблема морозов для Польши. Нынешней зимой здесь погибли уже 62 человека! Как и везде, большинство из них составляют бездомные. Кроме того, к врачам все чаще обращаются те, кто отравился угарным газом. Из-за неисправной бытовой техники в больнице оказались 190 человек.
Зима во всем мире
Феноменально, но от холода и снегопадов страдает не только Европа. Снегопад в Алжире убил как минимум 16 человек. 122 получили ранения. Большая часть из них – жертвы автокатастроф. Когда здесь выпал снег, водители не смогли управлять автомобилями, как привыкли. В результате за 2 дня случилось 48 аварий со смертельным исходом. Несколько человек задохнулись – их убило неисправное газовое отопление.
В Кабилии более 50 тыс. домов остались без электричества. Толщина снежного покрова превышает 30 см. Но местные жители не падают духом. Один из них заявил «Euronews»: «Мы все здесь добровольцы, помогаем друг другу, как можем. Это наш гражданский и человеческий долг, ведь все мы оказались в трудной ситуации».
Ливия считается одной из самых жарких стран. Нельзя сказать, что снега здесь не бывает, но случается это редко – раз в несколько лет. В том числе и этой зимой. Из-за снежных заносов автомобильное движение на многих дорогах приостановлено. Но серьезных жертв нет. Такая же ситуации в Тунисе и Марокко.
А вот для Южной Африки снег – явление достаточно привычное. Самый страшный климат в пустынях Калахари и Кару: летом там жарко – почти 60 градусов по Цельсию, а зимой очень холодно. То и дело выпадает снег, а мороз достигает –30 градусов.
Но вот по-настоящему морозные зимы в ЮАР бывают нечасто. В июле 2011-го ледяной воздух пришел из Антарктиды. Особенно не повезло столице – Кейптауну – и окрестностям. Там идут холодные ливни, а дороги на горных перевалах завалило снегом. На горнолыжном курорте Тиффендел в Драконовых горах выпало 20 см снега, а ночью температура достигала –20 градусов. Аналогичная ситуация в районе Йоханнесбурга и Претории. Между прочим, в 2010 году от южноафриканских морозов очень страдали участники Чемпионата мира по футболу.
Замерзает и Ближний Восток. В Израиле, Палестине и Иордании выпал снег. В Иерусалиме температура на 12 градусов ниже нормы. Не работает морской порт Хайфы, закрыты школы и детские сады. Приостановлено движение общественного транспорта, жителей просят не выезжать на личных автомобилях. Ввиду того что зимней одежды здесь практически нет, для защиты от снега многие используют полиэтиленовые пакеты.
Вообще, первым метеонаблюдением в русских летописях можно считать описание погоды во время похода киевского князя Аскольда на Царьград: «Великие волны разметали корабли язычников русских и прибили их к берегу и переломали». Но если серьезно, то более-менее регулярная регистрация погодных явлений началась в XVII веке. В 1657 году метеосводки выглядели так: «30 января, пяток. День до обеда холоден и ведрен, а после обеда оттеплен… в нощи мороз был непомерно лют». К сожалению, насколько было холодно, автор уточнить не может: приборов для измерения температуры в то время не существовало. Хотя первая метеостанция появилась уже в 1654 году в Италии. Правда, вся ее техническая мощность ограничивалась одним барометром. Официальные службы погоды были созданы только к середине XIX века. С тех пор и ведется регулярное наблюдение.
Самая низкая температура воздуха на Земле была зарегистрирована на советской антарктической станции «Восток» 21 июля 1983 года. Тогда термометр показал –89,2 градуса по Цельсию.
Минимальная температура воздуха в обитаемых районах планеты была зарегистрирована в 1964 году в Якутии, в селении Оймякон (сейчас его население – 472 человека), и составила –71,1 градуса. Кстати, продолжительность светового дня в этом районном центре в декабре может составлять всего 3 часа.
Самым холодным местом на Земле считается Полюс Недоступности (78° ю.ш., 96° в.д.) в Антарктиде. Постоянные метеонаблюдения там вести некому, и потому температуру здесь просто рассчитали. В среднем за год она, предположительно, составляет –57,8 градусов.
Одно из самых холодных обитаемых мест – поселок Делянкыр на реке Нере (это недалеко от Оймякона). Здесь среднегодовая температура составляет –17,2 градуса по Цельсию.