1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – новое интеграционное объединение, договор о котором был подписан еще в 2014-м. Формирование крупнейшего на пространстве СНГ общего рынка, который станет новым мощным центром экономического развития, завершилось.

Начало пути

Впервые идея создания организации, схожей с ЕАЭС, была высказана еще в 1994 году президентом Казахстана в ходе его официального визита в Москву. Тогда, 29 марта в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Нурсултан Назарбаев отметил, что в СНГ уже назрела необходимость перехода стран «на качественно новый уровень взаимоотношений». И основной функцией нового объединения должно стать решение двух ключевых задач: «формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики». И, конечно же, базироваться все это должно на принципах добровольности и равноправия.

Предложение было актуальным, и потому работа в данном направлении началась незамедлительно. На поиск оптимальных путей сотрудничества ушло чуть больше 5 лет – и 10 октября 2000 года в Астане президентами Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Соглашение вступило в силу 30 мая 2001 года и, кроме прочего, предусматривало создание Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Тогда же – в мае 2001-го – были приняты документы, регламентирующие работу основных органов Сообщества: Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

За эти годы был пройден непростой, но очень важный путь, за время которого Сообщество получило международное признание. Так, в 2003-м ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Но не менее значимыми были и шаги, направленные «внутрь», на благо жителей стран-участниц. Например, ратификация в 2006 году протокола к соглашению между правительствами государств о взаимных безвизовых поездках. Согласно его условиям, был введен единый перечень документов для перемещения граждан России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана по территории Сообщества.

Важными вехами на пути к ЕАЭС, конечно же, стало создание Таможенного союза в 2010-м и Единого экономического пространства в 2012-м. Первое предусматривало формирование общей для стран-участниц ЕврАзЭС таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Весной 2011-го между Беларусью и Россией был отменен транспортный контроль, а к середине того же года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза. К концу 2011-го был снят и еще один важный вопрос – все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО). В 2012 году Центр интеграционных исследований Евразийского банка провел социологический опрос в 10 странах СНГ, предложив респондентам ответить на вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что экономики Беларуси, Казахстана и России объединились в Таможенный союз (который освободил торговлю между тремя странами от пошлин)?» Доля ответов «положительно» практически во всех странах превысила отметку в 50%. Самый высокий показатель оказался в Казахстане – 80%.

Единое экономическое пространство обеспечивало для Беларуси, Казахстана и России – эти государства оказались больше остальных готовы к продолжению реальной интеграции – свободное перемещение не только товаров, но и рабочей силы, услуг и капитала. По мнению экспертов, преимущество общего рынка в числе первых ощутили представители малого и среднего бизнеса, а также трудящиеся-мигранты и члены их семей. Для них была отменена необходимость получения разрешения на работу и создан более либеральный порядок миграционного учета.

И именно после формирования Единого экономического пространства была намечена основная цель – создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Новый уровень интеграции

29 мая 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета президенты государств-членов ТС и ЕЭП подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. 10 октября были утверждены документы о присоединении к ЕАЭС Республики Армения; 23 декабря – Кыргызской Республики. Все это обозначило переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции. В отличие от упраздненного в октябре 2014-го ЕврАзЭС новый Союз предполагал выработку общей торговой, денежной, налоговой политики, а также появление у ЕАЭС правосубъектности – то есть, говоря проще, регистрацию соответствующего юридического лица. Последнее заметно упрощало ведение любых совместных проектов с другими международными организациями.

«Евразийский экономический союз – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов».

Официальный сайт Евразийского экономического союза

1 января 2015 года Договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу. Честь первыми председательствовать в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии выпала Республике Беларусь.

За это время уже прошло два заседания Евразийского межправительственного совета. На первом саммите был рассмотрен широкий спектр интеграционных вопросов, которые касались функционирования Евразийского экономического союза, развития нормативно-правовой базы и реализации ряда конкретных проектов сотрудничества. А кроме того, в числе ключевых тем повестки дня был вопрос о долгосрочных подходах к развитию торгово-экономического сотрудничества с партнерами ЕАЭС. По итогам второго заседания Совета было подписано соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам.

В чем же основные преимущества ЕАЭС? Во-первых, в создании общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Предполагается, что единые рынки строительных, транспортных, телекоммуникационных услуг должны заработать в течение нескольких лет; единый рынок финансовых услуг – до 2025 года. Процесс интеграции предусматривает снижение цен на товары, как минимум, за счет уменьшения издержек на перевозки; стимулирование конкуренции на общем рынке и повышение производительности; увеличение занятости населения и рост средней заработной платы. Для граждан всех стран ЕАЭС будет равный доступ к медицинскому обслуживанию и общая страховая зона (это особенно важно для автомобилистов). А совсем недавно государства Евразийского экономического союза рассмотрели проект договора по экспорту пенсий при переезде гражданина одной страны ЕАЭС в другую. Подписание документа Беларусью, Казахстаном и Россией пока еще не состоялось, однако он уже передан на рассмотрение специалистам. Причем все стороны заинтересованы, чтобы подобные выплаты были ежемесячными. Планируется, что договор вступит в законное действие уже в 2018 году.

Еще до подписания Договора о ЕАЭС – и, тем более, сразу после этого – зазвучали разговоры о введении единой валюты для всех государств-членов. Однако, по заявлению пресс-службы Евразийской экономической комиссии, говорить об этом пока рано. На данном этапе ни одна из стран, входящих в ЕАЭС, не готова отказаться от проведения собственной денежно-кредитной политики. Так что в настоящий момент речь идет о создании общего финансового рынка, а не валютного союза.

Сейчас Евразийский экономический союз находится в самом начале своего пути. Но уже сегодня о нем говорят, как о серьезном и перспективном объединении, которое многое может дать каждой из стран-участниц. Важно понимать, что ЕАЭС не затрагивает политическую или территориальную интеграцию – речь идет только об экономической сфере. По сути, на пространстве СНГ был сформирован крупнейший единый рынок – более 180 млн. человек, – обладающий огромным производственным, научным и технологическим потенциалом. ЕАЭС обладает колоссальными природными ресурсами и имеет уникальное географическое положение, позволяющее ему завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии.

Страны-участницы ЕАЭС:

  • Республика Армения.
  • Республика Беларусь.
  • Республика Казахстан.
  • Кыргызская Республика.
  • Российская Федерация.

Возможные кандидаты:

  • Республика Таджикистан.
  • Сирийская Арабская Республика.

 

Основные показатели для государств-членов ЕАЭС в 2014 году:

  • Население – 182,1 млн. человек.
  • Численность экономически активного населения – 92,9 млн. человек.
  • Валовой внутренний продукт – 2,2 трлн. долларов США.
  • Промышленное производство – 1,3 трлн. долларов США.
  • Объем внешней торговли товарами с третьими странами – 877,6 млрд. долларов США (3,7% мирового экспорта; 2,3% мирового импорта).
  • Добыча нефти – 607,5 млн. тонн (1 место в мире).
  • Добыча газа – 682,6 млрд. м3 (2 место в мире).

 

Органы управления ЕАЭС:

  • Высший Евразийский экономический совет.
  • Евразийский межправительственный экономический совет.
  • Евразийская экономическая комиссия.
  • Суд Евразийского экономического союза.

 

 

«Это будет великой летописью добрососедства и дружбы между Россией, Казахстаном и Беларусью. Двадцать лет назад я обнародовал идею создать новое объединение. Идея евразийской интеграции нашла поддержку у Владимира Путина и Александра Лукашенко. Вместе мы начали ее воплощать. Нужно объединить возможности государств для совместного роста».

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев

«Не один год мы вместе шли по тернистому пути евразийской интеграции. Каждый шаг давался непросто. Но мы всегда видели главную цель: сделать так, чтобы наши народы жили в мире и дружбе и могли быть уверены, что развитие и укрепление их государств осуществляется на прочной основе взаимовыгодного сотрудничества».

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко

«Россия, Беларусь и Казахстан переходят на принципиально новый уровень взаимодействия, создают общее пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Государства «тройки» будут проводить согласованную политику в ключевых отраслях экономики – в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. По сути, мы формируем крупнейший единый рынок на пространстве СНГ (свыше 170 млн. человек) с огромным производственным, научным и технологическим потенциалом, колоссальными природными ресурсами».

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Источники: Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь, Официальный сайт Евразийского экономического союза.