Кто наши предки? И куда уходит корнями белорусский этнос? На первый взгляд, ответы на эти вопросы очевидны: со школьных уроков истории мы знаем, что наш народ сформировался из племен восточных славян, издревле населявших территорию современной Беларуси. Но кто населял эти земли до славян? Снова обращаясь к школьному учебнику истории, мы вспоминаем загадочное название «балтский субстрат». А вот если пойти дальше и спросить, кто такие сами славяне? Где их прародина? Когда они пришли сюда? И как сосуществовали с теми, кто уже здесь жил? Давайте же вместе заглянем вглубь истории и попробуем разобраться, кто мы есть на самом деле?

 

Начать, пожалуй, придется с признания того факта, что период появления славян на наших землях (а это IV – V века) до сих пор изучен недостаточно хорошо. Гипотез и предположений море, а вот единого мнения среди ученых нет. А все потому, что письменных источников тех времен не существует. Летописи стали появляться лишь в XI веке – почти 5 столетий спустя!

К тому же до принятия христианства наши предки сжигали своих мертвых. Это значит, что в распоряжении антропологов нет останков, по которым можно было бы делать выводы, например, о строении черепа, росте людей тех времен, их телосложении, внешности и других признаках, отличающих представителей определенного этноса. Зато ученым удалось найти целый ряд артефактов, позволяющих причислить жителей этих земель к определенной археологической культуре.

– Археологическая культура может сочетать в себе признаки нескольких этносов, выраженные материально. Либо, наоборот, в какой–то промежуток времени в определенном месте существует один этнос, сложившийся на основе нескольких археологических культур, – объясняет доктор исторических наук, профессор заведующая центром истории доиндустриального общества Института истории Национальной академии наук Беларуси Ольга Левко.

Если рассмотреть это на примерах, археологи не раз находили на белорусских землях артефакты, относящиеся к материальной культуре, скажем, викингов или византийцев. Но это еще не делает наших предков ни скандинавами, ни наследниками Римской империи – они остаются отдельным этносом.

Но это пока довольно общие рассуждения. Давайте же перейдем к более конкретным вещам.

 

 

Что такое археологическая культура?

Энциклопедия определяет археологическую культуру как «совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты».

Как правило, такая культура получает наименование по какой-то характерной отличительной черте. Например, название «культура штрихованной керамики» говорит само за себя. Ее представители разрисовывали свои горшки особым образом. Иногда название культуре дает способ погребения ее представителей (например, катакомбная) или местность, где впервые были обнаружены и преобладали типичные памятники (днепро-двинская культура).

Нередко во время раскопок исследователи обнаруживают артефакты, характерные для разных культур. И это может говорить либо о взаимодействии их носителей, либо о перерождении одной культуры в другую.

 

Что такое этнос? 

В дословном переводе с греческого «этнос» – это «народ». Согласно энциклопедии, понятие «этнос» включает в себя «исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признаками, в которые входят различные направления этнологии (этнографии), включающие происхождение, язык, культуру, территорию проживания и самосознание».

Надо сказать, что в науку понятие «этнос» было введено относительно недавно, в 1923 году, но с тех пор уверенно вошло в обиход ученых.

 

Неудобный вопрос

«Балтский вопрос» белорусская наука начала поднимать сравнительно недавно – историки больше заостряли внимание на славянах, напирая на общность всех восточнославянских племен. Однако со временем ученым пришлось изменить мнение.

– До сих пор существует устоявшаяся точка зрения (как постулат), что славяне якобы автохтоны, испокон веков здесь жили. Еще в XIX веке появилось это мнение. Но оно уязвимо, – говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Беларуси Вадим Шадыро. – Установлено, что всю территорию Беларуси, часть России (нынешнюю Смоленскую, Курскую и частично Брянскую области), а также практически всю лесную зону Украины (почти до Киева) до славян населяли именно балты, родственные современным литовцам и латышам. Причем жили они здесь начиная с каменного века.

В конце 1960-х годах московские лингвисты, среди которых был знаменитый ученый Владимир Топоров, обратили внимание на названия белорусских рек и озер. Наименования (их изучает наука гидронимика) были в своем большинстве именно балтского происхождения. Дальше – больше.

– Поскольку это все началось с Москвы, тут уже и наши подтянулись. И пошла дискуссия. Споры. Появилось понятие «балтский субстрат», то есть подоснова всей белорусской народности, – продолжает Вадим Шадыро. – Стала развиваться теория о том, что славяне не жили здесь всегда, а пришли и постепенно ассимилировали балтов.

Среди российских специалистов особый интерес к балтам проявил профессор Валентин Седов, создатель современной концепции этнической истории славян и ученый с мировым именем.

– В середине 60-х годов Валентин Седов создал собственную теорию происхождения белорусов. По ней все те основные особенности, которыми мы отличаемся от остальных славян, происходят от балтов, – продолжает тему кандидат исторических наук старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук Эдвард Зайковский. – Например, одной из таких черт он считал поклонение в Беларуси змеям. Потому что в этнографических материалах XIX и даже начала XX века не раз упоминалось, что во многих местах Беларуси очень тепло относятся к ужам. Держат их в доме, кормят, считают, что уж приносит счастье, содействует успехам в хозяйстве и в то же время защищает от гадюк одним своим присутствием. Собственно, почитание ужей – это балтская черта.

Казалось бы, присутствие элемента балтской культуры на землях, которые нынче занимает Беларусь, неоспоримо. Вот и ученые согласны. Но, оказывается, далеко не так все просто. Дело в том, что уже тогда, в глубокой древности, чистых балтов было на так уж много. Люди не жили в изоляции. И находки большинства археологических памятников смешанные – рядом с балтскими вайнагами могут лежать славянские височные кольца. И тогда исследователи оказываются в тупике: кто же перед ними – славяне или балты? А быть может, это уже ни те и ни другие?

 

Жизнь до славян

По одной из теорий, с которой сегодня согласно уже большинство исследователей, славяне стали проникать на наши земли примерно со второй половины I тысячелетия. А до этого времени здесь жили балты.

– Я глубоко убежден, что археологические культуры железного века имели балтскую этническую принадлежность. Это культура штрихованной керамики, днепро-двинская культура, и есть спорные: милоградская культура и более поздняя – зарубинецкая,– горячо рассуждает Вадим Шадыро.

С зарубинецкой культурой было вообще немало вопросов. Первые памятники, связанные с ней, открыты еще в XVIII веке близ села Зарубинцы в Украине. Просуществовав с III века до н.э. по II век н.э., зарубинецкая культура растеклась на всю Западную и Центральную Украину, заняла юг и восток Беларуси до самых границ с Россией. Одни ученые были уверены в ее балтском происхождении, другие говорили о том, что это не иначе как очень ранние славяне, третьи настаивали даже на германских корнях «зарубинцев». А уже упомянутый Валентин Седов в 1970-х считал, что представители зарубинецкой культуры были кем-то средним между славянами и балтами, а кроме того имели… поморское происхождение.

– Вообще, споры о зарубинецкой культуре идут до сих пор, и здесь сложно отдать предпочтение какому-то одному мнению – продолжает рассказ Вадим Шадыро. – На мой взгляд, куда более интересной и важной для нас является культура штрихованной керамики. Вот она – это уже мало кто оспаривает! – является чисто балтской.

На землях нынешней Беларуси культура штрихованной керамики была распространена в VII веке до н.э. и просуществовала до III – IV веков н.э. Свое название она получила от посуды, испещренной специфическими штришками. Есть мнение, что получались они от пучков соломы или травы, которыми заглаживали поверхность свежевылепленного сосуда.

Изначально «штриховики» жили на открытых селищах, которые почти не отличались от стоянок бронзового века. Позже стали появляться укрепленные городища, которые строили на возвышениях или мысах возле рек. Самые ранние из них обнаружены в Браславском районе (Ратюнки, Зазоны, Тарилово). Они были укреплены по краям деревянным частоколом, при этом склоны холма специально срывались – для пущей обрывистости, чтобы врагу было сложнее забраться.

Со временем городища становились сложнее: они приобрели насыпные валы и рвы (Борисовский район, деревни Оздятичи и Новоселки), а некоторые – даже несколько рядов валов и мощные деревянные стены по краям, которые окружали жилища со всех сторон.

Занимались «штриховики» как земледелием (выращивали пшеницу, рожь, бобы), так и животноводством. На городищах найдены кости таких же животных, каких разводят и сегодня – свиней, коров, овец и лошадей.

Представители этой культуры умели выплавлять бронзу. И это при отсутствии собственного сырья! Так в Литве было открыто Великое Наркуновское городище, где обнаружились не только специальные печи, но и множество литейных форм.

А еще носители культуры штрихованной керамики были искусными косторезами – из кости изготавливались многочисленные подвески и амулеты, бусы и даже топоры. Уникальной находкой считается рукоять ножа, сплошь покрытая изящным орнаментом. Артефакт был обнаружен во время раскопок близ деревни Ивань в Слуцком районе.

– Еще одна сугубо балтская культура, синхронная по времени со «штриховиками», – днепро-двинская. Она распространялась по территории Витебской области, южной части Псковской области России, а также Смоленской и частично Брянской областей, – продолжает Вадим Шадыро.

Интересно, что белорусские памятники этой культуры, найденные в бассейне Западной Двины, считаются более древними, нежели смоленские.

«Днепро-двинцы» предпочитали жить на городищах, как и их соседи «штриховики». В VIII – V веках до н.э. они обустраивались на открытых возвышенных местах, укрепленных разве что деревянными оградами. Однако постепенно система защиты становилась все сложнее. Появились рвы и земляные валы. В поздний период, в I – V веках н.э., это была уже целая система из мощных кольцевых валов в 2 – 3 линии, рвов и деревянных стен. А сами городища превратились в своеобразные поселки-крепости.

Земледелие и животноводство для «днепро-двинцев» были основными обыденными занятиями. Кроме того, в чести оставались охота и собирательство. Добывали тура, благородного оленя, кабана, медведя, лису, выдру, куницу, хоря, бобра.

Считается, что железо представители днепро-двинской культуры начали использовать позже, чем их соседи. Тем не менее на некоторых городищах, например, близ деревень Замошье, Бороники, Кубличи, обнаружены железные топоры, аналогичные тем, что были в ходу у скифов. Находки эти датируются VI – IV веками до н.э.

Среди других артефактов – копья и наконечники стрел, ножи и иголки, а кроме того, искусные украшения из железа и бронзы – ручные и ножные браслеты, перстни, подвески и прочие вещи.

– Еще одна древнейшая культура – милоградская. Но вот она уже спорная. Если культуры штрихованной керамики и днепро-двинская – это исключительно балты, и в этом нет сомнений, то, кто такие «милоградцы», до сих пор не ясно до конца, – продолжает рассказ Вадим Шадыро.

Следы милогоградской культуры, которая датируется VII – началом II века до н.э., ученым удалось открыть на юго-востоке Беларуси и еще на севере Украины. А вообще, впервые относящиеся к ней артефакты нашлись близ деревни Милоград в Речицком районе – отсюда и название.

«Милоградцы» первыми из упомянутых ранее культур научились выплавлять и обрабатывать железо. Еще одной их отличительной чертой была необычная посуда – круглой, яйцеобразной формы, без венчика и орнаментированная круглыми же ямками.

Интересно, что жили эти люди как на открытых поселениях, так и в укрепленных городищах. Причем последние располагались не на высоких холмах над реками, а в низинах – в глухих местах, среди болот. Впрочем, традиционные городища на пригорках тоже были. Однако к болотам «милоградцы» питали особую приязнь. Скажем, из всех открытых на Полесье городищ более 60% были обнаружены именно в низинах, а то и вовсе на труднодоступных островках.

Надо сказать, что с точки зрения исследований милоградской культуре не повезло. После катастрофы на Чернобыльской АЭС территории, на которых она распространялась, оказались зараженными, и раскопки были полностью остановлены. И все же археологам удалось сделать немало открытий, исследуя памятники «милоградцев».

Например, известно, что большинство городищ были обнесены одной или несколькими линиями укреплений – таковы городища близ деревень Милоград, Лиски, Ястребка. Некоторые из них использовались исключительно как укрытия во время набегов. Одно из крупнейших «милоградских» городищ найдено близ деревни Бечи в Житковичском районе. Его площадь составляет больше 10 га, а оборонительный вал тянется почти на полтора километра!

Возможное упоминание о «милоградцах» встречается у Геродота, который писал о народе невров, граничившем со скифами на юге, агафирсами на западе и с андрофагами на востоке. Древнегреческий историк упоминал также, что невры поклоняются волкам и змеям. А последнее было типично как раз для балтов.

И тем не менее балтское происхождение «милоградцев» ученые ставят под сомнение – уж больно не похожи они на своих братьев «штриховиков» и «днепро-двинцев». Так что кем они были на самом деле, пока остается загадкой.

 

Городище на острове

Довольно интересное древнее городище археологи недавно раскопали близ деревни Клишино в Крупском районе. Возникло оно в I веке н.э. и сейчас стоит на своеобразном островке посреди озера. Хотя раньше здесь был мыс.

Собственно, чем любопытно именно это место? А тем, что здесь проходила граница между культурами – днепро-двинской и штрихованной керамики. И здесь же они смешивались между собой. Балты одни и балты другие.

– Это заметно во всем, – говорит Вадим Шадыро, – в форме посуды, в орнаментах. Вот, скажем, сама форма горшка характерна для одной культуры, а узор на нем – это уже от другой культуры. Орнаменты на посуде делали, как правило, женщины – они привносили эстетическое видение и могли где-то что-то подсмотреть. Бывало и так, что женщина попадала в плен, и тогда она уже просто делала так, как ей привычно.

На площадке городища ученые нашли яму-жертвенник. Здесь местные жители проводили свои загадочные ритуалы. А рядом с городищем есть селище. И вот на нем уже обосновались пришельцы – представители киевской культуры, которую некоторые специалисты считают праславянской.

Но и это еще не все! Как раз в этом регионе проходит водораздел бассейнов Балтийского и Черного морей, и в свое время на этом месте был волок лукомского участка пути «из варяг в греки». То есть именно здесь корабли вытаскивали на берег и по суше волокли из одной реки в другую.

Самое древнее поселение у деревни Клишино защищали валы. А более позднее, расположенное рядом, не было укреплено – на нем, если верить раскопкам, люди появились в III – IV веках.

 

Не славяне и не балты, а дружинники!

Одно из интереснейших явлений древнего мира – так называемые дружинные субкультуры. Но не стоит их путать с ранними государствами, во главе которых стоял князь. Эти вырастали из первобытной общины. Вокруг харизматичного лидера собирались воины, причем неважно, какого они были роду-племени. Их сплачивала жажда походов, славы и, чего уж там, наживы.

– Памятники таких дружинных субкультур у нас есть. Они относятся к VI – VII векам, – уточняет Ольга Левко. – В Поднепровье найдено два таких поселения – это Вежки и Никодимово. Там обнаружены клады этого времени из бронзовых украшений: фибулы, женские гривны, браслеты. Есть набор оружия, конская сбруя.

Дружинные субкультуры – явление, характерное для периода Великого переселения народов. Это своеобразный «французский иностранный легион» древности, где никого не волнует твое прошлое, происхождение и верования – важны только личные качества: смелость, сила и готовность выполнить любую боевую задачу.

 

 

Великое переселение народов

                Несмотря на то, что эта фраза, что называется, на слуху, никто вам точно не скажет, что за ней скрывается. В том смысле, что о причинах этого явления, равно как и о точном времени его начала, ученые до сих пор спорят. До конца неясно кто, куда и зачем переселялся, как именно это происходило и к каким последствиям привело.

– Принято считать временем Великого переселения народов в Европе конец III – начало IV века н.э. У нас есть археологические находки (да и у российских коллег тоже), которые могут свидетельствовать о том, что этот процесс начался на нашей территории у нас с конца IV – начала V века. Вот как раз заканчивается позднеримское время (III – V века) и начинается Великое переселение, – говорит Ольга Левко.

                – Этот период начался с движения варварских народов против Римской империи за свое место под солнцем, – продолжает рассказ Вадим Шадыро. – В результате этой борьбы и падения Римской империи этническая карта Европы становится понятной современнику: где немцы, где французы, где поляки – все, кто пришли тогда, утвердились на землях, которые стали считать своими.

Этот процесс оказался настолько грандиозным, что охватил не только Европу, но и Азию и даже Северную Африку! Славяне, как и другие этносы, были вытеснены с насиженных мест. Вынужденные искать другие земли, они принялись стремительно осваивать новые территории, уже кем–то заселенные. Такой землей обетованной среди прочих стала и нынешняя Беларусь. А поскольку здесь уже жили балтские племена, пришельцам нужно было как-то принять этот факт.

– Естественно, они не сметали все на своем пути и не убивали до последнего всех жителей, а смешивались с ними: женщин брали в жены, рожали эти пленницы детей. И постепенно вот это сосуществование переходило от военного к мирному, – комментирует Ольга Левко.

Среди памятников того времени, которые сейчас находят археологи, попадаются более чем любопытные. Есть, например, балтские городища, тесно и, судя по находкам, вполне мирно соседствующие со славянскими поселениями. Встречаются и полностью разоренные, выжженные крепости местных жителей. А есть и такие, что выстояли, хотя вокруг укреплений заметны следы пожаров и разрушений.

Что ж, если с древними балтами, жившими на нашей территории, относительно все ясно (хотя и не совсем), то кто же такие, собственно, славяне? Откуда пошли первые славянские племена? Где они зародились и как развивались? Давайте разбираться дальше.