В одном из прошлых публикаций Planeta.by писала о проблеме коррупции. Настала пора выполнить обещание и рассказать о том, как эту проблему пытаются решать и кто достиг в этом наибольших успехов.

     Борьбу с коррупцией ведут все страны мира. Первый закон против взяток в Великобритании был принят еще в 1889 году и продолжает действовать до сих пор. Аналогичные формы есть, наверное, в законодательстве каждой страны. По крайней мере, из тех 168, что ратифицировали особую конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции. За нее Генеральная Ассамблея ООН проголосовала в 2003 году. А с 2004-го, опять-таки по инициативе ООН, 9 декабря отмечается Всемирный день борьбы с коррупцией. Кому-то удалось достичь в этом благородном деле приличных успехов, кто-то так и тянется в хвосте списка. Но окончательная победа над недугом все еще далека. И все же некоторым странам удалось сделать то, о чем мечтают по всему миру.

     

От смертной казни до онлайн-игр

     Самым древним способом борьбы с мздоимством было и остается уголовное право. Руки взяточникам, правда, почти нигде уже не рубят, но загреметь в тюрьму на приличный срок – а то и расстаться с жизнью – шансы у нечистых на руку чиновников и бизнесменов есть.

     Лидером по карательным мерам в борьбе с коррупцией традиционно считается коммунистический Китай. Великий китайский реформатор Дэн Сяопин в свое время сказал: «Мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь». И этот принцип был претворен в жизнь.

     Законодательство КНР предусматривает суровую ответственность за взяточничество. 10, 15 или 20 лет тюрьмы – обычный приговор по таким делам. Те же, кто проворовался особенно крупно, вполне могут оказаться в камере смертников. Местные суды имеют право выносить два вида смертных приговоров: окончательный и с отсрочкой исполнения на 2 года. Во втором случае у осужденного остается шанс избежать высшей меры – если он ведет себя примерно и сотрудничает со следствием. В этом случае казнь будет заменена тюремным сроком.

     По некоторым данным, с 2000 года в Китае были расстреляны (теперь расстрел заменен смертельной инъекцией) более 10 тыс. коррумпированных чиновников, еще 120 тыс. получили по 10–20 лет заключения. Точная статистика подобного рода не ведется, но кое-кто из экспертов полагает, что цифры все-таки завышены. Но все же они остаются впечатляющими. Как и тот факт, что иммунитета от уголовного преследования не имеет никто. Не раз и не два на скамье подсудимых оказывались высшие чины партии, госаппарата, полиции и служб безопасности.

     Скептики, правда, обращают внимание на тот факт, что борьба с коррупционерами перевалила уже на четвертое десятилетие (старт компании был дан в начале 80-х годов прошлого века), а количество выявленных фактов существенно не уменьшается. Поэтому власти Поднебесной, сохраняя строгость законодательства, все больше внимания уделяют другим способам предотвращения коррупции.

     К примеру, служащих, которым по природе работы приходится особенно часто сталкиваться с искушением согласиться на взятку (или еще каким способом нажиться за счет государства), направляют на специальные курсы. Там опытные психологи обучают чиновников бороться с мыслями о незаконном обогащении. Причем в программу включены элементы медитации, практики восточных единоборств и силовые упражнения.

     Уделяет государство внимание и воспитанию в обществе неприятия взяток как явления. Ведь известно, что точно не берет взяток тот, кому их не дают. Поэтому по заказу правительства КНР была выпущена в свет специальная онлайн-игра, где игроки с помощью оружия и магии уничтожают не только самих коррупционеров, но и их родственников.

     Применяются и юмористические методы. Центральной комиссией Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины было предложено населению одного из беднейших уездов Цюсянь нарисовать на специально предназначенных для этого стенах домов карикатуры, изобличающие чиновников во взятках. В дальнейшем эти комиксы были размещены на официальном сайте Комиссии. И что удивительно, то ли жалобщики так увлеклись изобразительным искусством, то ли чиновники так ужаснулись, увидев себя на стенах домов (причем в исполнении далеко не Рембрандта или Леонардо), но количество сообщений о коррумпированности чиновников снизилось в разы!

     Кстати, идею подобного художественного конкурса уже позаимствовал Пакистан, где с чиновниками-взяточниками дела обстоят куда хуже, чем в Китае. В нем ежегодно участвуют тысячи пакистанских школьников, работы которых потом публикуются в центральной прессе.

     Окажутся ли эти меры эффективными? Посмотрим. Пока КНР еще только предстоит доказать всему миру результативность выбранного пути.

     

     Занятный факт

     В Индии общественные активисты борьбы с коррупцией в 2010 году выпустили специальную купюру, которой предлагают рассчитываться с чиновниками, вымогающими взятки. Выглядит эта банкнота так же, как обычная, но вместо надписи «подделка денег преследуется законом» имеется предупреждение – «взяточничество преследуется законом». Купюра имеет номинал ноль рупий.

     

     Необычный опыт 

     В столице Чехии – Праге – одна из туристических компаний предлагает гостям оригинальный «Коррупционный тур». Это трехчасовая экскурсия, во время которой посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих связь с нашумевшими политическими делами о взятках. Экскурсии не только пользуются популярностью у туристов, но и поддерживаются чешским правительством, которые обозначают коррупцию как «самое социальное зло».

     

Презумпция виновности

     Одной из стран, в которой, по данным международных организаций, проблема коррупции была практически решена, является Сингапур. Главная заслуга принадлежит премьер-министру этой страны – легендарному Ли Куан Ю. Икона теории «авторитарной модернизации», он за 21 год пребывания у власти сумел преобразить родной остров до неузнаваемости. Коснулась его реформаторская деятельность и проблемы взяточничества.

     В одном из интервью на вопрос, как победить коррупцию, Ли Куан Ю ответил: «Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».

     Сказано – сделано. После принятия «Акта о предотвращении коррупции», иммунитета от расследований были лишены все государственные служащие, включая членов правительства и парламентариев. Сотрудники Бюро по борьбе с коррупцией получили право без санкций суда и повестки арестовывать (или обыскивать) по обоснованному подозрению в коррупции любого человека. В итоге, несколько министров получили тюремные сроки, другие покончили жизнь самоубийством или бежали из страны.

     В национальном законодательстве появились такие нормы, как «наказание за накопление богатства, не соответствующего занимаемому служебному положению» и конфискация имущества, законность происхождения которого невозможно доказать.

     Одновременно государство делало все, чтобы на службу в правительство приходили лучшие кадры. Начали с повышения зарплаты чиновников. Сегодня быть чиновником в Сингапуре и престижно, и доходно. Работа высших чинов оплачивается на уровне топ-менеджеров крупных корпораций. Зарплата обычного сингапурского госслужащего в 6 раз (!) выше, чем средняя по стране. А зарплата судей, к примеру, достигает 800 тыс. долларов в год.

     Это вполне позволяет примириться с самым жестким контролем со стороны спецслужб и общества. Тем более что существует и ответственность за ложное обвинение в коррупции. За необоснованный донос вполне можно самому оказаться в тюремной камере.

     Похожим путем пошел и сосед Сингапура – Гонконг. Эта крошечная британская колония (возвращена Китаю в 1997 году) 40 лет назад была одной из самых коррумпированных стран в мире. Более 90% чиновников, по статистике, были нечисты на руку. Местные жители воспринимали проблему как данность и, в общем, вполне уживались с купленными-перекупленными начальниками. Единственным, кто решил поменять ситуацию, оказался генерал-губернатор острова Мюррей Маклехоуз. А применил он, по сути, элементарный набор приемов.

     Во-первых, гонконгским чиновникам был задан простой вопрос: «Откуда дровишки?». То есть их вежливо попросили объяснить наличие в собственности дорогостоящего имущества вроде домов, машин или яхт. Смог доказать, что живешь на честно заработанную зарплату, – молодец. Нет – изволь отдать имущество государству и собрать вещи в дорогу дальнюю. За время действия закона на этом основании были арестованы и приговорены к разным тюремным срокам 220 местных чиновников.

     Во-вторых, расследование дел о коррупции отобрали у обычных следователей и перепоручили специально созданной комиссии, которую вывели из подчинения и МВД, и спецслужб. Первым арестованным, кстати, стал начальник полиции Гонконга. Помощниками комиссии стали граждане и журналисты. Им разрешили беспрепятственно отслеживать и жаловаться «наверх» не только о вымогательстве со стороны чиновников, но и о роскошных покупках госслужащих и членов их семьей. В результате работы такого сарафанного радио, к мздоимцу, закатившему в гараж очередной «мерседес» или закатившему банкет на яхте, очень скоро приходили следователи.

     Помимо отлова взяточников комиссия занимается также пропагандой и анализом коррупционных схем, чтобы перекрывать имеющиеся в законах лазейки для нечестного обогащения. В результате сегодня количество коррумпированных чиновников в Гонконге оценивается в 2–3%, а в международных рейтингах страна уверенно обгоняет, к примеру, США и Японию.

     

     Одна из современных форм коррупции – «пересаживание» чиновников на теплые места в бизнес-структурах. То есть сначала такой «клерк» работает во властных коридорах и взяток не берет, просто подыгрывает «своим» (на первый взгляд, бескорыстно). Но вот проходит время, и он меняет кабинет в родном ведомстве на кресло какого-нибудь замдиректора ранее курировавшейся структуры. А это, как правило, совсем другая зарплата и прочие радости. В мире такой подход давно не новость. Поэтому, например, уходящий в отставку комиссар Еврокомиссии имеет право устроиться на работу только с согласия Комиссии. При этом он пожизненно лишен возможности работать в областях, находившихся в сфере его компетенции за годы работы международным чиновником.

     

На постсоветских просторах

      Развал СССР и торжество в постсоветских государствах рыночной экономики в форме дикого капитализма привели к невиданному разгулу коррупции. Бороться с ней пришлось радикальными мерами.

      Сразу хочется отметить, что проблема масштабной «испорченности» госаппарата и политической системы была актуальна не только для бывших советских республик. Достаточно вспомнить, к примеру, Италию, где в результате операции «Чистые руки», начавшейся в 1992 году, свершилась настоящая революция. Фактически, полицейская операция против мафиози и покрывавших их взяточников привела к демонтажу всей политической системы: были закрыты ведущие партии, досрочно на покой отправились до 80% местных политиков, под следствием и в тюрьмах оказались около 4 тыс. коррупционеров, а стоимость конфискованной собственности оценивалась в 6 млрд. евро.

      Но вернемся к нашим соседям по бывшему СССР. По оценкам специалистов, наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились два государства – Грузия и Эстония.

      Грузия числилась райским местом для взяточников еще во времена СССР. Списывали это, как правило, на особенности национального менталитета и особого рвения в искоренении «недуга» не проявляли. За дело взялись лишь в 2003 году, причем сразу перешли от уговоров и профилактики к методу шоковой терапии.

      Во-первых, из полиции было разом уволено 15 тыс. человек – весь состав ГАИ. Одновременно в строй ввели сотни видеокамер, которые теперь являются основным средством контроля над дорожным движением. Так что даже протоколы на нарушителей составляются заочно и пересылаются по почте – даже шанса намекнуть на взятку не остается.

      А еще туристы, побывавшие в Тбилиси, остаются под большим впечатлением от стеклянного здания Министерства внутренних дел. И дело не в архитектурном решении. Все гораздо проще. Все кабинеты имеют окна от пола до потолка – и никаких занавесок или жалюзи. Любой прохожий может видеть все, что происходит внутри. Вот такая вот прозрачность полиции по-грузински.

      Но это в основном «детальки», рассчитанные на пиар-эффект. Главные же меры свелись к следующему: масштабная реформа госуправления (устранение служб, занимавшихся поборами с бизнеса), повышение зарплаты чиновникам (в полиции – в 10 раз), введение официальной платы в бюджет за ускоренное оформление документов (раньше за это платили в карман чиновнику).

     В результате Грузия выбилась в европейские лидеры по борьбе с коррупцией. Правда, к тому времени в списке лучших успела обосноваться другая страна бывшего СССР – Эстония.

     Первые шаги Таллинна во многом предвосхищали будущие подходы Тбилиси. Просто работа эта началась на 10–12 лет раньше и велась без резких метаний. Точно также сократили аппарат полиции (вдвое), повысили зарплаты служащим (и в погонах, и без), ввели в практику конфискацию имущества, происхождение которого чиновники или офицеры не могут убедительно объяснить.

     Но главная «фишка» Эстонии – информационные технологии. Страна давно и успешно развивает электронное правительство, сводя практически на нет личностный фактор во взаимодействии чиновника с гражданами и бизнесом. Еще в 2000 году правительство страны перешло к безбумажным заседаниям, а в 2007-м впервые в мире приняло постановление, позволяющее гражданам голосовать на выборах через Интернет. В 2011-м этим правом воспользовались более 15% избирателей.

     Не стоит и говорить, что в электронном виде давно проводятся государственные закупки, а большинство административных процедур эстонцы осуществляют в прямом смысле слова не выходя из дома – документы заверяются дистанционно с помощью цифровой подписи. Так что если бы не информация на интернет-сайтах, большую часть чиновников они бы и не узнали, встреть их на улицах города.

     И что интересно, в Эстонии никто не помнит крупных антикоррупционных процессов. Проблема решалась поэтапно и спокойно. Просто в какой-то момент чиновники обнаружили, что значительную часть работы, на которой раньше можно было нажиться, делает автоматика. И их, чиновников, личная роль в этом процессе минимальна. А значит и денег просить не за что.

     Так, быть может, в борьбе с коррупцией будущее именно за современными технологиями?

      Бурное развитие цифровой экономики открывает новые измерения в борьбе с коррупцией. Начиная от уже привычных электронных аукционов при государственных закупках до тотального контроля не только доходов, но и расходов чиновников. Всепроникающие современные технологии позволяют делать то, что раньше казалось немыслимым. Чисто теоретически, сегодня можно проследить путь каждого рубля в экономике. Конечно, на практике данный принцип еще не реализован, но общество движется именно в этом направлении.

      Судите сами. Зарплата начисляется на банковские карточки – с них же расходуется. Точно так же фиксируется покупка и продажа крупных сумм валюты. Банку уже сегодня известно кто, где и на что тратит деньги. И если данные обычного человека мало кому интересны, то расходы чиновника – объект пристального внимания. И чем меньше становится в экономике наличных денег – тем жестче контроль.

      Так что недалек тот день, когда взятку в конверте можно будет сразу выбросить в урну. Ведь за наличные доллары, евро или рубли нельзя будет совершить никакой крупной покупки. А появление в хозяйстве отдельно взятого чиновника крупной суммы неизвестного происхождения будет немедленно зафиксировано с автоматическим оповещением контролирующих органов.