Удивительное дело: меняются времена, люди, технологии. Отличаются друг от друга, как небо и земля, традиции в разных странах. Но детские игрушки – универсальны. Нет большой разницы между куклами маленьких древних римлянок и современными Барби. Игрушечные солдатики не менялись на протяжении веков. Погремушка новорожденного вавилонянина наверняка впечатлила бы и современного младенца.

     

Детство человечества

     Кстати, о погремушках. Эта первая игрушка, которую берет в руки малыш – и так было на протяжении веков и тысячелетий. Найденная при раскопках Помпей погремушка представляла собой небольшой диск с бубенчиками, к которому была приделана удобная рукоятка. Еще одна погремушка, в виде систра – древнеегипетского музыкального инструмента, – имела вид двух стержней, по которым двигались металлические пластины, издававшие звон при движении. В кроватках многих современных малышей лежат такие же.

     Впрочем, надо признать, что задачей древних погремушек было не только развлекать карапуза, но и отгонять от него злых духов. По поверьям очень многих народов, треск, звон и прочее дребезжание крайне неприятны для нечистой силы.

     Как известно, все древнейшее – родом из Египта. Игрушки не исключение. Первые из них, выполненные в виде фигурок коров, датируются серединой III тысячелетия до н.э. Они были весьма популярны в долине Нила. Там же появились и первые механические движущиеся зверушки – «Тигр» и «Крокодил». Механизм был довольно примитивным, зато фигурки очень точно повторяли повадки животных. Дергая за проволоку, протянутую от пасти игрушечного хищника, ребенок мог заставить тигра и крокодила открывать рот и злобно клацать деревянными зубами. По аналогичному принципу работала и другая древнеегипетская игрушка – «Месильщик теста», – изображавшая раба, склонившегося над доской. Если потянуть за веревочку, фигурка начинала двигаться вверх-вниз и активно месить воображаемое тесто. Движение – это самое главное. Так считали египетские мастера игрушки, так полагали и их древнерусские коллеги, создавшие небезызвестного богородского «Кузнеца».

     Около V столетия до н.э. египтяне познакомились с лошадьми. А чуть позже, в эллинистический период, они переняли некоторые особенности греческой культуры. Коснулось это и игрушек. У каждого греческого мальчика в то время была игрушка в виде коня. Чаще всего их делали из глины, периодически – из дерева. Миниатюрные копии Троянского коня археологи находили неоднократно, что свидетельствует как о славе Гомера, так и об общем обожании лошадей.

     Конечно же, где у мальчиков коники, там у девочек куклы. В Древнем Египте куклы были плоскими – фигурка человека вырезалась из тонкой дощечки, а затем наносился геометрический узор, который изображал одежду. Нередко у этих кукол не было ног – они просто плавно закруглялись в конце, словно их запеленали в одежду. Это делалось потому, что юные египтянки боялись, как бы кукла не ожила и не убежала от хозяйки.

     В самой же Греции были и объемные куклы, и даже с подвижными руками и ногами. Головы украшали париками из веревочек и бус. Кстати, современные археологи полагают, что античные куклы были не просто игрушками. Девочки хранили их вплоть до замужества, а затем приносили в дар одной из женских богинь (чаще всего – Артемиде) как символ уходящего девичества.

     Разумеется, кукол старались делать посимпатичнее, даже в детской игрушке выражая естественное для человека стремление к идеалу. Был период в начале XX века, когда в моду вошли куклы «с характером», которые грустили, смеялись или капризничали. На их лицах были видны эмоции, и как следствие, они уже не были безупречно прекрасными. Эта мода продлилась недолго не только из-за эстетических предпочтений покупателей. Просто как играть с куклой, которая все время чему-то удивляется или, скажем, плачет? Как уложить ее спать? Как танцевать с ней? Кукла должна давать ребенку возможность самому придумать, что она чувствует, так ему намного интереснее.

     

     Британский педагог и философ Джон Локк писал, что до года нельзя давать ребенку одновременно более одной игрушки. От года до двух игрушек может быть одновременно две. Затем постепенно количество игрушек можно увеличивать, по мере того как развивается способность малыша к сосредоточению и определяются индивидуальные предпочтения. Но и в 4 года, по мнению Локка, нельзя допускать, чтобы в поле зрения ребенка находилось более 4 игрушек. А теперь заглянем в любую современную детскую – мы собьемся со счета вне зависимости от возраста ребенка и поймем, как далек современный родитель от заветов классиков.

     

Кукла Даша, кукла Маша

     Кто-кто, а вот знаменитая Барби уж точно не оставит дитя равнодушным. На протяжении вот уже почти полувека она является эталоном куклы. Созданная стенографисткой Рут Хэндлер в 1959 году, Барби на протяжении многих лет оставалась мечтой большинства девочек планеты. Впрочем, у взрослых на счет этой куклы мнения были очень разными. Начнем с того, что прообразом Барби была героиня эротических комиксов, публиковавшихся в немецкой газете Bild Zeitung, – Бильд Лилли. Созданию образа послужили и популярные в 40-х и 50-х года бумажные куколки со множеством нарядов. Дочка Рут Хэндлер очень любила играть с ними, наряжая их в костюмы из «взрослой» жизни: деловой женщины, мамы, кинодивы… Хэндлер поняла, что девочкам нужна игрушка, которая «познакомит юных леди со многими сторонами столь притягательного для них мира взрослых». И свое детище мисс Хэндлер назвала в честь дочери – Барбарой.

     Полное имя великой куклы (а ей вполне можно присвоить такой эпитет) – Барбара Миллисент Робертс. Ее первая версия вышла на прилавки американских магазинов, одетая исключительно в полосатый купальник. Остальные наряды для куклы предлагалось покупать отдельно. Волосы Барби были стянуты в «конский хвост» и имели золотистый оттенок. Взрослые, понятное дело, отнеслись к новинке осторожно, сочтя ее довольно вызывающей и имеющей сомнительные воспитательные функции. Но школьницы были в восторге.

     Барби – признанная чемпионка по вариациям. На данный момент у куклы около 30 официальных профессий, тысяча с лишним нарядов и 15 модификаций тела: с более широкой талией, с беременным животиком и даже в инвалидном кресле – у этой модели не двигаются ноги. Есть куклы Мэрилин Монро и Леди Ди. А самая дорогая в мире Барби стоит 100 тыс. долларов: ее платье украшено настоящими бриллиантами.

     Совсем недавно крупнейшая в мире кукольная корпорация Mattel решила покорить сердца девочек постарше и выпустила серию «самых эксцентричных кукол последних лет» – Monster High. Концепция такова: в школе наравне с обычными учениками учатся подростки-монстры, в том числе дети Франкенштейна, Мумии и других. Выглядят эти девочки соответствующим образом: у них необычный цвет кожи и мрачные татуировки, шрамы и готичные наряды… Куклы произвели фурор, и к ним сразу же выпустили массу аксессуаров: от домашних питомцев (пираний и других милых зверушек) до персональных маленьких гробиков для сна.

     Прекрасно, когда ребенок увлеченно играет со своей куклой. И, в принципе, нет ничего страшного, когда к нему присоединяется взрослый. Однако свежая история кукол Reborn (искусственных детей) приводит к мыслям неоднозначным и порой безрадостным. «Реборны» – это потрясающе реалистичные куклы-младенцы с волосами, неотличимыми от натуральных, тщательно наклеенными ресничками и вполне естественным цветом и фактурой кожи. Конечно же, стоят такие пупсы бешеные деньги, до десятков тысяч долларов, но это окупается. Основной потребитель – взрослые женщины, не имеющие детей, или те, чьи малыши уже выросли и стали самостоятельными. Играя с искусственными младенцами, эти дамы испытывают чувства, схожие с материнскими. Во всяком случае, так утверждают изготовители этих игрушек. Но часто покупательницы относятся к игре в «дочки-матери» как-то уж слишком серьезно: выгуливают кукол в колясках, пристегивают их к детскому сидению по пути в супермаркет и так далее.

     

     Игрушки иной раз служат человечеству и не по прямому назначению. Так, к примеру, резиновые уточки для ванной очень сильно помогли океанологам в деле изучения течений и их круговорота в Мировом океане. А дело было так: в 1992 году из Гонконга в США отплыл огромный грузовой корабль, наполненный китайскими резиновыми игрушками для ванной – уточками, черепашками, лягушками и прочими. Где-то посреди океана судно попало в сильный шторм, и контейнеры с грузом смыло за борт. Уточки отправились в свободное плавание. Их находили на берегах Аляски, Гавайев – повсюду. И именно благодаря уточкам установили, что, к примеру, круговорот между Японией, Аляской и Алеутскими островами составляет ровно три года, а также сделали много других открытий.

     

Стойкие и оловянные

     Будущие женщины думают о детях и нарядах, а будущие мужчины – о сражениях. Солдатик по праву может считаться игрушкой-долгожителем. Говорят, что первых игрушечных воинов нашли в могиле сына фараона Эмсаха, похороненного за 2 тыс. лет до нашей эры. Их было двое: маленький нумидийский пехотинец и египтянин в тяжелых доспехах. Принимая во внимания искусство, с которым были вырезаны фигурки, легко предположить, что первые солдатики увидели свет задолго до того, как с ними начали играть царские дети.

     Впрочем, кому-кому, а наследникам престолов всех мастей игра в солдатики была не столько интересна, сколько обязательна. Военное искусство будущим полководцам преподавалось с младых ногтей, в том числе и с использованием богатого инвентаря игрушек. Передвигая по столу различные фигурки воинов, юные принцы изображали движение различных воинских подразделений во время боя. Часто такие игрушечные армии были весьма внушительными: к примеру, одну из самых известных коллекций солдатиков общим числом в 300 штук подарила Мария Медичи своему сыну – будущему королю Людовику XIII. А картонная армия следующего французского монарха Людовик XIV уже насчитывала 20 эскадронов и 10 батальонов. Когда же будущий Король-Солнце подрос, скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален изготовили ему такую же армию, но уже не из картона, а из серебра. Но и это был не предел: в конце концов, появилась на свет и армия золотых солдатиков – ею играл не кто-нибудь, а сын самого императора Наполеона. Изначально эта великолепная коллекция, вошедшая в историю как самая дорогая игрушка всех времен, состояла из 120 фигурок, изображавших корсиканских добровольцев, завоевавших славу и почет в битве при Маренго. 3 фигурки потерялись и сейчас, к сожалению, мир не может полюбоваться этой замечательной армией во всем ее великолепии.

     

     Начиная с 1988 года, 7 сентября Всемирная ассоциация помощи сиротам и детям, лишенным родительской опеки, проводит акцию: в этот день можно обменять военные игрушки на сладости и мягкие игрушки. Акция проходит в ряде европейских стран, а саму дату уже давно стали называть Днем уничтожения военной игрушки. По мнению многих психологов, изобилие разнообразных, порой очень современных и высокотехнологичных игрушек, связанных с войной, очень плохо влияет на несформировавшуюся психику детей. Все чаще появляются в СМИ страшные истории о преступлениях, совершенных подростками, и все богаче ассортимент пистолетов, танков, игрушечных ножей, наручников и прочей детской амуниции на прилавках магазинов. «Сегодня наши дети играют в войну, видят ее на экранах телевизоров, играют на компьютере. Это не может не иметь своего влияния. Сегодня дети представляют себя героями и гангстерами, которые убивают и получают всенародную славу», – так высказывался в свое время о влиянии игрушек на развитие детей глава Лиги защиты прав ребенка Юсиф Бекиров.

     

Играй хорошо

     А вы знали, что в Дании – на полуострове Ютландия, в местечке Биллунд – построен целый город из конструктора LEGO? Пластмассовые кирпичики, заполонившие детские комнаты и умы, завоевали поистине мировую славу, но мы для начала обратимся к истокам.

     Самый первый конструктор был не разноцветно-пласмассовым, каким мы привыкли его видеть, а железным. Английский бизнесмен и политик Фрэнк Хорнби, не имевший инженерного образования, но увлекавшийся изобретательством, придумал в 1901 году «механическое пособие для новичков» – детский набор, состоящий из различных балок, уголков, перекрытий, колесиков, скоб и других деталей. Разумеется, в наборе также можно было найти гайки, болты, инструменты и все необходимое для сборки, но вот схем не было. Изначально Хорнби решил, что каждый ребенок должен иметь право проявить фантазию и построить то, что ему хочется – хоть мост, хоть машину, хоть космический корабль. И этот подход сохранялся довольно долго, но в итоге стал уступать место наборам с готовыми шаблонами. В 1926 году детальки конструктора Хорнби стали красить в зеленый и красный цвета, а в 1970-м вышел в продажу первый набор, включавший в себя электромотор.

     Известный советский педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Это действительно так – доказано, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и интеллекта, так что конструктор можно смело назвать развивающей игрушкой. И что же мы наблюдаем сейчас: деревянные, металлические, пластмассовые, магнитные, на болтах, всех цветов радуги – воистину простор как для развития детей, так и для деятельности маркетологов.

     Собственно, в настоящий момент со словом «конструктор» прочно ассоциируется одна конкретная марка – LEGO. Эта датская компания в 1949 году выпустила первую серию конструкторов с пластмассовыми кирпичиками в качестве деталей и назвала новую игрушку Leg Godt – «играй хорошо». С тех далеких времен компания создала огромное количество различных моделей конструкторов с дополнительными фигурками разных размеров, оснащенных моторами и даже микроконтроллерами. Но при этом неукоснительно соблюдалось два правила. Во-первых, производитель неизменно точно следовал размерам – вплоть до 10 мкм. Это делалось для того, чтобы детали хорошо прилегали друг к другу и формировали прочную, сцепленную конструкцию. Во-вторых, ревностно соблюдался и соблюдается по сей день принцип совместимости. Это означает, что все детали от всех когда-либо вышедших в свет конструкторов LEGO могут быть соединены между собой. И эти два свойства вкупе с талантом датских дизайнеров и полетом мысли фанатов позволяют создавать уникальные творения из обычных пластмассовых кирпичиков. Например, модель звездолета X-Wing из эпопеи «Звездные войны», состоящую из 5 млн. 300 тыс. кирпичиков и весящую 21 тонну. Чуть попроще, но зато гораздо функциональнее оказался созданный в 2013 году полноразмерный автомобиль, способный развивать скорость до 30 км/ч и собранный из 500 тыс. пластиковых кирпичиков. Разумеется, звездолет был результатом кропотливой работы целой команды сборщиков. А вот рекорд в индивидуальной сборке установлен норвежцем Йоном Йессесеном, который собрал 300 наборов LEGO из 750 тысяч деталей в общей сложности.

     

     «Игрушечные» цифры

     • Головной завод LEGO в Дании выпускает примерно 21 млрд. кубиков в год. Длина цеха – более 500 м, расход сырья – 60 т пластика в день.

     • В 1999 году на фабрике в Финляндии сделали игрушечного медведя весом в 800 кг и ростом под 8 м. И он был очень милым.

     • В 2007 году на аукционе Ebay была выставлена коллекция из 90 тыс. игрушек из киндер-сюрпризов. Лот нашел своего покупателя – коллекция была продана за 30 тыс. евро.

     

Плюшевое безумие

     До сих пор мы говорили об обычных игрушках. Пусть дорогих или редких, но все же вполне милых. Но мир не прост – появляются в нем иной раз такие игрушки, которые вызывают удивление, а порой и оторопь. В качестве яркого примера приведем Эрвина Маленького Пациента. Это плюшевая кукла, одетая в белый халат. На животе у Эрвина – молния, и если расстегнуть ее, то вы увидите полный набор плюшевых органов, очень похожих на настоящие. Все они ярких цветов и весело улыбаются. Разумеется, внутренности из куклы можно достать и поиграть по отдельности с сердцем, печенью или почками. Но вот уложить их обратно уже не так-то просто – тут понадобятся хотя бы базовые знания анатомии. Все органы снабжены липучками, чтобы они лучше держались внутри живота. Важный момент – органы можно купить как в наборе вместе с туловищем, так и поодиночке. И этот факт породил в США странную моду: плюшевые органы стали дарить людям, которые страдают от хронических заболеваний или вообще лишились, к примеру, почки или поджелудочной железы. Предполагается, что, имея в доме игрушечный аналог утраченного органа, людям будет проще смириться с потерей.

     И это не единственный пример странной игрушки. Не меньше удивляет, скажем, марка «Параплюш». На сайте под названием «Психиатрическая клиника для мягких игрушек, сломленных духом» можно приобрести одного из пяти пациентов умозрительной психиатрической больницы на выбор. Это может быть бегемот Лило, страдающий аутизмом и разгадывающий одну и ту же простую головоломку. Или крокодил Кроко с параноидальным психозом. Есть в ассортименте овечка Долли с раздвоением личности, считающая, что она невинная овечка и иногда кровожадный волк. Змея Слай со всеми признаками шизофрении и депрессивная черепашка Даб дополняют клиническую картину.

     Где-то на грани фола расположилась еще одна игрушечная серия – «Пищевая цепочка». В принципе, ничего нового авторы проекта не придумали – по сути, это обычная матрешка. В наборе из трех или пяти доисторических монстров самая маленькая игрушка помещается в рот той, что побольше, а та, в свою очередь, поедается более крупным экземпляром и так далее. С 2008 года выпущено около десятка таких наборов, каждый для своего ареала обитания или природной среды.

     Что чувствует взрослый человек, который волею случая оказывается в магазине игрушек? Серьезный бизнесмен снова становится маленьким ребенком и с восторженным изумлением рассматривает радиоуправляемый вертолет или игрушечную железную дорогу; взрослая женщина обязательно остановится у витрины с куклами… Это потому, что игрушки могут ломаться, но никогда не стареют. Они становятся хранителями и защитниками нашего детства и иногда позволяют нам в него возвращаться.