Раз в два года министры образования стран, принявших Болонскую декларацию, собираются на конференцию для обсуждения насущных вопросов Болонского процесса, обмена мнениями и выражения своей воли. Особым пунктом в таких конференциях стоит принятие в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), которое и создается посредством Болонского процесса, новых стран-кандидатов.

Девятая конференция представителей ЕПВО состоялась в Ереване 14–15 мая текущего года. На ней было торжественно объявлено о присоединении к Болонскому процессу Республики Беларусь. Это стало достойным и логичным завершением движения, которое началось еще в 2011 году.

Беларусь в пространстве Европейского высшего образования

Стоит отметить, что наши соседи по СНГ – Россия и Украина – присоединились к Болонскому процессу довольно давно. Российская Федерация в лице министра образования Владимира Филиппова поставила свою подпись под декларацией в 2003 году на конференции в Берлине. Спустя два года, на следующем саммите, который состоялся в Бергене, это же сделал министр образования Украины Станислав Николаенко.

Республика Беларусь с интересом следила за работой Европейского пространства высшего образования, а также имела возможность наглядно оценить пути реализации всех обязательных требований, которые влечет за собой принятие в него новой страны. В 2011 году наша страна направила заявку на вступление в Болонский процесс, однако комитет не удовлетворил просьбу и заморозил вопрос вступления страны на 4 года. Выделенный срок Беларусь использовала с успехом и сумела модернизировать систему высшего образования. Назначенный в конце 2014 года новый министр образования – Михаил Журавков – сразу же подчеркнул, что вступление Республики Беларусь в Болонский процесс является одной из центральных задач 2015 года.

Итогом усилий стало положительное решение Болонского комитета о принятии Беларуси в Болонский процесс. Как отметил Михаил Журавков, «для нашей страны – это важный и ответственный шаг в развитии национальной системы образования. Шаг, который отражает высокий уровень белорусской системы образования и ставит перед нами огромные задачи по ее развитию и обновлению».

Но что такое Болонский процесс и какие цели он преследует? И зачем Беларуси, стране с довольно сильной образовательной системой, присоединяться к Европейскому пространству высшего образования?

Болонская декларация

Процесс сближения высшего образования всех европейских стран стартовал в 1970-х годах, когда в Совете министров Европейского Союза была принята резолюция о сотрудничестве в образовательной сфере. На тот момент уже состоялось первое расширение зоны ЕС, в результате чего к государствам-основателям присоединились Дания, Ирландия и Великобритания. Общее количество стран-членов составило 9. Справедливо полагая, что интеграционные процессы в дальнейшем будут только набирать обороты (напомним, сейчас в Европейский союз входит 28 государств), Совет министров ЕС стал работать над гармонизацией процесса сближения в когда-то различных национальных сферах, в том числе и в сфере высшего образования.

Резолюция была принята, но за последующие два десятка лет не принесла ожидаемых результатов. В 1998 году, во время праздничных мероприятий по случаю 800-летия Сорбонского (Парижского) университета министры образования Франции, Германии, Великобритании и Италии согласились, что до сих пор не преодолена сегментация высшего образования, которая сильно тормозит развитие науки и мешает образовательному процессу. Причем не просто согласились, а решили, что нужно искать пути выхода из этой ситуации.

К тому моменту у Евросоюза уже был успешный опыт создания и функционирования надгосударственных систем и институтов власти. Министры образования Франции, Германии, Великобритании и Италии приняли в Сорбонне декларацию, согласно которой соответствующим группам поручалась разработка единых положений и стандартов Европейского пространства высшего образования. Так как к 1998 году уже успешно действовало Шенгенское соглашение, благодаря которому любой человек мог свободно перемещаться между странами, принявшими Шенген, в Сорбонской декларации закрепились пункты о поощрении мобильности студенчества и преподавательского состава. Отдельно была отмечена необходимость сделать все возможное, чтобы получаемые квалификации соответствовали актуальным потребностям рынка труда.

В следующем, 1999 году Сорбонская декларация была подтверждена в Болонье на встрече министров образования Европейского союза. Под новой, уже Болонской декларацией поставили свою подпись 29 стран, которые приняли обязательство по интеграции и повышению конкурентоспособности высшего образования в Европе. При этом, несмотря на серьезный надгосударственный размах, право высших учебных заведений на самостоятельность и независимость подчеркивалось особо.

Болонский процесс

Понимая, что сближение систем образования без малого трех десятков государств (на тот момент) займет не один год, Болонская декларация приняла статус добровольного процесса, а не обязательного и немедленного к исполнению закона. Его конечной целью стало формирование Европейского пространства высшего образования, в котором все национальные образовательные системы стран-участниц будут гармонично соседствовать друг с другом, работая над повышением качества и конкурентоспособности образования, а не растрачивая свой потенциал в изоляции.

Предприятие, затрагивающее десятки стран, наделено статусом процесса не случайно. Это не одномоментный шаг, после которого сразу начинается функционирование в единой системе Европейского образования, а постепенное реформирование образовательных систем стран-участниц процесса. Это изменение функционирования целого государственного института, в котором задействованы сотни тысяч граждан: от министерства образования и администраций ВУЗов до студентов всех ступеней обучения. Вступление в Болонский процесс – дело добровольное, а вот следование его требованиям для вступивших – обязательное. Государство, присоединяясь к Болонскому соглашению, тем самым подтверждает свою готовность провести ряд реформ национальной системы образования, чтобы привести ее в соответствие с требованиями декларации. Масштаб запущенных механизмов реформирования, которые пришли в действие в странах-участницах, первыми подписавших декларацию в Болонье, поистине впечатляет. Но даже в странах «золотого миллиарда» все это заняло несколько лет, а в некоторых продолжается до сих пор.

Процесс длится долгое время и не может завершиться, пока каждый из его членов не будет соответствовать духу и букве Болонской декларации. А так как со времени своего основания и запуска к процессу постепенно подключаются все новые члены, то сроки его окончания постоянно отодвигаются. В этом году в конференции в Ереване приняли участие 47 делегаций. И, что показательно, на состоявшемся там же Четвертом Болонском политическом форуме начался глобальный диалог представителей ЕПВО с коллегами из граничащих с ним государств, в том числе Средиземноморского региона. Это явный признак того, что Беларусь будет далеко не последней страной, присоединившейся к процессу.

Европейское пространство высшего образования

Формирование Европейского пространства высшего образования стало возможным спустя 10 лет непрерывной работы. Его официальное основание было приурочено к юбилею Болонского процесса, который праздновался в ходе конференции министров образования в Будапеште–Вене в 2010 году.

Европейское пространство высшего образования, как итог Болонского процесса, представляет собой выполненные и действующие положения Болонской декларации. Во-первых, была принята система сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому. Это обеспечивает возможность трудоустройства европейских граждан независимо от того, в какой из стран-участников ЕПВО они находятся. Кроме того, это заметно улучшает имидж ЕПВО и повышает конкурентоспособность европейской системы высшего образования как единого звена мировой образовательной системы.

Во-вторых, была утверждена и внедрена двухцикловая система обучения, которая предполагает разделение всего процесса получения высшего образования на два этапа. На первом этапе, который длится не менее трех лет, студент получает предварительное (обязательное) образование и степень бакалавра. Затем те, кто захотел продолжать обучение и вплотную заняться научной деятельностью, переходят ко второму этапу и продолжают образование. В зависимости от времени обучения и углубления в науку, выпускники второго этапа получают степени магистра или доктора.

Помимо этого Европейское пространство высшего образования внимательно следит за повышением качества образования и продолжает работу по выработке единых норм, критериев и методик. На разработчиках учебных планов ЕПВО лежит огромная нагрузка по координации учебных программ сотен ВУЗов, которые входят в Европейское пространство высшего образования.

Система кредитов

Одна из ярких особенностей ЕПВО – Единая европейская система зачетных единиц трудоемкости процесса обучения, которая была внедрена и опробована в рамках реализации Болонского процесса. Она представляет собой накопительную систему кредитов, от количества которых в конце обучения зависит степень, которую получает студент. Один академический год (в среднем 1700 учебных часов) в данной системе соответствует 60-ти кредитам. Чтобы получить степень бакалавра, необходимо набрать от 180 до 240 кредитов. Степень магистра получают студенты, которые продолжают обучение и преодолевают порог в 300 кредитов.

Кроме того, данная система предполагает реализацию права студента на выбор изучаемых дисциплин. Все предметы, которые читаются в ВУЗах пространства ЕПВО, разделены на основные специализации и курсы по выбору. Первые назначаются администрацией ВУЗа и обязательны к прослушиванию, а вторые предлагаются в большом ассортименте для самостоятельного выбора студентом наиболее интересных предметов. При этом внутри курсов по выбору тоже идет разделение на две группы. Это дисциплины обязательного выбора, которые связаны с основной специализацией и полностью элективные курсы. Каждый студент обязан прослушать некоторое количество курсов из первой группы – причем неважно, каких именно, значение имеет именно количество. Элективные курсы включают в себя вообще все дисциплины, которые преподаются в данном университете и не являются специализацией конкретного студента. Для помощи и ориентации в выборе курсов за студентами закреплены научные руководители, у которых можно получить исчерпывающую информацию и рекомендации по выбору.

Самое интересное в данной системе то, что количество дисциплин по выбору составляет от 30% всех предметов, которые необходимо освоить студенту. А от курса к курсу этот показатель увеличивается и может преодолеть барьер в 50%, сделав личный выбор и интерес студента доминантным в формировании программы обучения. При этом закрепленное в Болонской декларации право студента на выбор курсов строго соблюдается на практике – даже если на какой-либо элективный предмет записались 3 человека из общего курсового потока в 90 студентов, для них все равно будут проводится занятия.

Кроме того, за счет внедрения единой системы перезачета кредитов созданы условия для мобильности студентов и преподавателей. На практике это работает так. Студент прослушал и сдал некоторое количество дисциплин, например, в университете в Италии, а потом решил поучиться один семестр во Франции (или любом другом государстве, находящемся в пространстве ЕПВО). Так вот, заработанные им за предыдущее время обучения кредиты он «привезет» в новый ВУЗ, который зачтет их так, как будто бы они были получены в его собственных стенах. В этом плане ЕПВО действует как единый образовательный организм, существенно повышая мобильность как студентов, так и преподавателей, которым точно так же перезачитывают рабочие часы – вне зависимости от университета, в котором они читали лекции или проводили исследования. Данные стандарты позволили выйти на настоящий транснациональный уровень в образовательной системе.

Зачем это Беларуси?

Ответ на этот вопрос становится очевидным при взгляде на карту Европейского пространства высшего образования. До мая 2015 года на ней было единственное белое пятно, причем в самом центре – Республика Беларусь. Справедливости ради стоит отметить, что Монако и Сан-Марино также не присоединились к Болонскому процессу. Однако ни территория, ни положение на карте, ни количество университетов в этих государствах не сравнимы с нашими.

Участниками Болонского процесса являются все наши соседи: Польша, Литва и Латвия – с 1999 года, Российская Федерация – с 2003-го, Украина – с 2005-го. Белорусские студенты оказались со всех сторон окружены странами, которые инициировали реформы своей образовательной системы и в данный момент действуют по модели ЕПВО. То есть даже наши давние партнеры и друзья с востока и юга – Россия и Украина – уже довольно долгое время обучают своих студентов по программам, которые построены, мягко говоря, по другой модели.

Безусловно, мы получили эту систему высшего образования в наследство от СССР и с успехом ее усовершенствовали за годы независимости. Однако мировое развитие в общем и темпы реструктуризации модели мирового образования в частности тоже не стоят на месте. Сегодня перед студентами и выпускниками ставятся совсем другие задачи, чем те, для решения которых вырабатывалась советская модель. Принципы работы ЕПВО в корне отличны от привычных для нас, и, не подготовившись к переходу на «болонские рельсы», мы не смогли бы присоединиться к ЕПВО и перестать быть едва ли не последней страной Европы, не входящей в Болонский процесс. Майская конференция в Ереване подтвердила высокую готовность Беларуси вступить в Европейское пространство высшего образования и тем самым поставила справедливую точку в этом вопросе, тянувшемся с 2011 года.

Начало работы

Однако не стоит воспринимать вступление в Болонский процесс как шаг, после которого все в национальной образовательной системе сразу станет по-другому. Беларусь получила членскую карточку, престижный вступительный билет в ЕПВО, но при этом нашу страну ждет серьезная работа по приведению национального института образования в соответствие с требованиями Болонской декларации. Памятуя о проблемах реализации этого пути у новых членов Болонского процесса, Болонский комитет даже пошел на прецедент, определив условия членства и прописав Дорожную карту для нашей страны.

В данном шаге нет ничего удивительного, ведь такой масштабный проект, как ЕПВО, попросту обязан обладать механизмами защиты своих интересов и контролировать соблюдение Болонской декларации, без которой все Европейское пространство высшего образования попросту теряет смысл. Что характерно, при ближайшем рассмотрении Дорожной карты Беларуси по вступлению в Болонский процесс, там обнаруживаются те же требования и этапы, которые до этого проходили все вновь присоединившиеся к ЕПВО страны. Единственное существенное отличие от работы наших коллег в этом вопросе – установлены сроки и периоды отчетности. А для оказания поддержки нашему государству на пути интеграции в ЕПВО создана специальная рабочая подгруппа по Беларуси в рамках наблюдательной группы Болонского процесса. Руководитель департамента образования Совета Европы Шур Берган в комментарии к Дорожной карте особо отметил: «Конечно, Беларусь, как и другие участники, назначит своего представителя в наблюдательной группе Болонского процесса. Между Беларусью и представителями наблюдательной группы Болонского процесса будут постоянно проходить обсуждения процесса внедрения положений Дорожной карты. Это не нечто драматичное, а просто логическое следствие того, что Беларусь присоединяется к Болонскому процессу позже других стран». Кроме того, по словам Бергана, некоторые пункты документа Беларусь уже начала реализовывать, что, без сомнения, является позитивной оценкой работы нашего министерства образования.

А тот факт, что мы вступили в Болонский процесс позже, чем многие другие страны, позволил нам пристально наблюдать за тем, как шло реформирование образовательных систем наших предшественников. Например, тех же России и Украины. Мы получили самый полезный вид опыта – на примере чужих проб и ошибок – и, как видно, сумели им воспользоваться с умом при подготовке реформ. Это еще в марте 2015 года подчеркнул министр образования Беларуси Михаил Журавков: «Остались только формальности. Практически в каждом вузе существует кредитная система. Есть у университетов и возможности развивать включенное обучение, выдавать двойные дипломы, есть соглашения, подписанные с зарубежными вузами. Можем хоть завтра перейти полностью на эту систему».

Наше министерство образования уже имеет схемы и планы работы по приведению в соответствие требованиям Болонской декларации национальной образовательной системы. И сегодня от сплоченной работы всех лиц, причастных к образовательному процессу в Беларуси, зависит не только успех в этом вопросе, но и, по сути, будущее белорусского студенчества и всей нашей страны.