Сказать, что история парфюмерии началась давно – не сказать ничего. Это великое искусство существует столько же, сколько живет само понятие красоты. Ведь образ человека включает не только внешние черты, но и манеру поведения, одежду и, конечно же, индивидуальный аромат. Запах очень трудно надолго сохранить и еще труднее воспроизвести. Но бывает, что, однажды почувствовав аромат, человек запоминает его навсегда.
Благовонная древность
История парфюмерии неразрывно связана с историей рода людского. Обоняние – это чувство, которое сохраняет в себе больше всего природного, звериного. Информация, которую оно передает мозгу, почти не подвергается критической оценке. Мы «подчиняемся» запахам, сами того не ведая.
Еще древние египтяне прекрасно разбирались в ароматах. Жившие в далекие времена красавицы любили умащивать свою бронзовую кожу маслами и мазями, содержащими пахучие вещества. Ценились такие благовония очень высоко. Ароматические смеси клали в саркофаги царей и гробницы знати, ими пропитывали тела умерших – считалось, что даже если мумию уничтожить или расчленить, ее части найдут друг друга в загробном мире по запаху. Смолы, мирру и кору бальзамического дерева курили, чтобы почтить богов (кроме того, благовонный дым перебивал неприятные запахи, которые оставались после принесения в жертву животных). Такой ритуал проводили на рассвете и на закате, причем каждому богу предназначалась своя смесь ароматов.
Ароматы сопровождали древнего человека всюду. Чтобы изгнать болезнь из тела, жрецы махали над пациентом цветущей веткой персика. Великий Геродот свидетельствует: новые дома окуривали дымом можжевельника, чтобы предохранить их от ударов молнии, пожаров и других напастей.
В те далекие времена люди еще не знали свойств спирта, поэтому древние духи изготовляли на основе растительных или животных жиров. Был и другой способ – создавалась смесь, выделяющая при горении ароматный дым. Само слово «парфюмерия» произошло от латинских корней «per» – через и «fumum» – дым. Составы для воскуривания обладали исключительными свойствами: через многие тысячелетия благовония из египетских пирамид сохранили свой запах.
Через просторы теплого Средиземного моря масляные духи попали в Грецию, а затем и в Рим. Античная цивилизация осознала не только социальную ценность духов (чем лучше ты пахнешь – тем больше тебя любят), но и их целебные свойства.
Что же касается Малой Азии и Востока, то мало какие народы могут сравниться с персами, индийцами или китайцами в умении выбирать пряные травы и готовить из них чудесные благовония. А в начале I тысячелетия н.э. арабская цивилизация создала перегонный куб, позволивший гнать спирт для закрепления запаха.
Увы, с падением Римской империи и распространением христианства парфюмерное искусство в Европе было забыто. Благовония сохранились только в храмах и монастырях. Лишь в XIII веке венецианские купцы стали привозить на родину экзотичные и ароматные травы, специи и цветы – и интерес к духам возродился.
Ароматы классики
Средневековые дамы были во всех смыслах прекрасны. И, в отличие от своих потомков из XVII и XVIII веков, придавали большое значение гигиене. Не зная еще парфюмерии в полном смысле слова, они любили принимать цветочные ванны, наносить на тело капельку ароматического масла и появляться перед своими верными рыцарями в ореоле благоухания. Кстати, именно европейское Средневековье подарило миру помандер – первый в мире «освежитель воздуха». Это устройство представляло собой металлический шар с отверстиями, внутрь которого помещались благовония. Считалось, что запах, источаемый помандером, не только освежает помещение, но и прогоняет болезни, даже такие страшные, как чума.
Доля истины в том была. Это подтверждает история «Уксуса четырех воров». Во время эпидемии чумы в Марселе четверо предприимчивых парней решили добывать себе пропитание, обирая трупы. Чтобы не заразиться, воришки использовали особый ароматический состав. Средство явно помогало, ибо воры сохранили здоровье вплоть до суда, на котором они попросили помилования в обмен на рецепт чудесного состава.
Позже, благодаря путешествию Марко Поло, в Европе появились такие ароматы, как мускат и гвоздика. Из арабских стран купцы начали возить корицу, шалфей и кардамон. Главными поставщиками этого товара стали голландцы. Они первыми сообразили, что смеси сухих пряностей можно добавлять в розовую или лавандовую воду, купить которую желала каждая женщина.
Родоначальницей современных духов считается ароматический состав на основе спирта с отчетливым запахом розмарина – «Вода королевы Венгрии». Этот парфюм был создан в конце XIV века и своим появлением заложил основу всей современной парфюмерии. Люди говорили, что именно благодаря «волшебной воде» венгерская королева Елизавета до самой старости сохранила привлекательность: ей было 72 года, когда к ней посватался 25-летний польский король!
Красавицы тех лет предпочитали цветочные ароматы – доминирующими нотами были роза, лаванда, хризантема. Иногда в духи добавляли пряности вроде ванили или корицы. Большой популярностью пользовались мускус и амбра – сильные ароматы, перебивающие все остальные запахи. В то время европейцы не слишком заботились о гигиене, и духи помогали скрывать естественный запах тела.
Спрос на благовония рос и стимулировал предложение. В 1608 году в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции открылась первая в мире парфюмерная фабрика, которой управляли монахи-доминиканцы. Она сразу же получила множество заказов, а также ощутимую финансовую поддержку от итальянских князей и даже от самого Папы Римского.
Для тех, кто действительно интересуется историей парфюмерии, старинными технологиями и рецептами, существует специальный музей, расположенный в замке Шамроль в долине Луары (Франция). Каждый зал посвящен конкретному веку парфюмерной истории – от XVI до XX. Он обставлен мебелью соответствующей эпохи и демонстрирует оборудование, аксессуары, литературу и сырье для ароматических вод. В этом музее можно найти маленькие хрустальные коробочки, в которых перевозились редкие и оттого драгоценные заморские пряности и травы, ароматические шарики, свисающие с потолка, сухие сборы местных растений, специальные парфюмерные столы и сундуки с сотнями отделений для флаконов и даже оригинальный «парфюмерный орган», играющий 270 ароматами. Вокруг замка Шамроль разбит сад, в котором растут исключительно те растения, которые используются в парфюмерном деле.
Вода из города Кельна
Духи всегда пользовались популярностью у прекрасного пола. Но и мужчины не пренебрегали этим оружием, сражаясь за женские сердца. Традиционный мужской парфюм – одеколон – приобрел популярность в XVIII веке благодаря талантливому предпринимателю Джованни Фарине. Состав изобрел Джан Паоло Феминис, державший лавочку в немецком городе Кельн. Смесь виноградного спирта, масел бергамота, лаванды и розмарина он назвал «восхитительной водой» – Aqua Admirabilis – и утверждал, что его изобретение имеет целебные свойства: лечит от головной боли, потрепанных нервов и чуть ли не от чумы. Феминис умер бездетным, завещав все имущество своему подмастерью Джованни.
Новый владелец тут же принялся улучшать «восхитительную воду». Фарине редко выбирался из своей маленькой лавочки, однако через Кельн проходили пути многочисленных армий, участвовавших в Семилетней войне. Именно так и немцы, и испанцы, и французы, и австрийцы познакомились с гениальным творением парфюмера. Семилетняя война закончилась в 1763 году, а в 1766-м Фарине умер, передав рецепт одеколона своему племяннику и наследнику. И вплоть до 1897 года этот секрет знали только члены его семьи. Было известно лишь, что спирт для «кельнской воды» использовался особый – из винограда провинции Нарбонна во Франции, а готовый продукт хранился в специальных кедровых бочках, не передающих жидкости никаких посторонних запахов.
«Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветы и травы моей родины», – так говорил Фарине о своем детище. Это была первая прямая реклама парфюма, и одна из самых успешных.
Известно, что в 1792 году потомок Фарине продал «бизнес» своему другу Вильгельму Мюлленсу, который открыл магазин по адресу Глокенгассе, 4711. Парфюм под названием «4711» продается по сей день и является самым старым одеколоном в мире. Кстати, это был любимый парфюм Наполеона Бонапарта – император покупал до 60 флаконов в месяц! Считается, что именно ради монарха Мюлленс начал разливать одеколон в сосуды в форме валика – их было удобно носить в сапоге.
Нередки случаи, когда парфюмерия служила не только красоте, но и злу. Так, из-за подаренных врагами надушенных отравленными благовониями перчаток трагически скончалась мать будущего короля Франции Генриха IV, Жанна д’Альбре, королева Наваррская. Этот дар создал, как считается, итальянский парфюмер Руджиери, которого привезла с собой во Францию Екатерина Медичи.
В те времена духи и перчатки обычно изготавливал один человек. Во Франции так было до Великой французской революции, когда гильдия галантерейщиков распалась на две самостоятельные группы.
Великие имена
1828 год можно назвать датой рождения современной массовой парфюмерии. Именно тогда Пьер Франсуа Паскаль Герлен открыл первый парфюмерный магазин. Основываясь на старинных и авторских рецептах, он соединял различные пахучие компоненты, чтобы добиться неповторимых ароматов. Очень скоро его труды увенчались успехом – Герлен стал личным парфюмером императрицы Евгении и под его именем свет увидело несколько настоящих шедевров.
Долгое время Герлен был единственной звездой на этом небосклоне. Слегка приглушил его славу Франсуа Коти, создавший в 1917 году великую композицию «Шипр». Кстати, именно она стала основой для, пожалуй, самых знаменитых в мире духов – «Шанель N5».
«Я не хочу ни розу, ни ландыш, я хочу сложные, искусственные духи, именно искусственные, то есть созданные человеком, как и сшитое платье», – сказала однажды Коко Шанель своему парфюмеру. Тот предоставил ей на выбор 10 различных ароматов, и законодательница стиля выбрала пятый по счету. Говорят, что пятерка была ее счастливым числом.
И дальше Коко продолжила идти своим путем. Вместо того чтобы в духе парфюмеров того времени изощряться над формой флакона, она приказала изготовить для новых духов простую прямоугольную бутылочку со скромной этикеткой. Вместо традиционной рекламы Шанель подарила несколько флаконов своим знакомым дамам из высшего света Парижа. Очень скоро весть об уникальных духах облетела весь мир, появился даже клуб тайных почитателей «Шанель N5». И лишь тогда Коко распорядилась выпустить парфюм в свободную продажу. Надо ли говорить, что успех был оглушительным?
Аромат с человеческим лицом
Со времен мадемуазель Шанель роскошные духи привыкли связывать с великими именами и прекрасными лицами. У любого знаменитого аромата всегда есть свое «лицо», и выбирают его очень тщательно. Так, для рекламы несравненных «Шанель N5» снялась сама Коко. Стоя посреди роскошного интерьера, устремив вдаль победоносный взор, она дала всему миру понять, каких вершин может достичь женщина. После Коко «лицами» легендарного аромата становились Катрин Денев, Кароль Буке, Николь Кидман и, наконец, Одри Тоту, кстати, сыгравшая роль самой Коко в фильме «Шанель».
Этот опыт вдохновил Юбера Живанши, который предложил своей любимой актрисе Одри Хэпберн сняться для рекламы его творения – «L’interdit». Звезда согласилась, и на долгие годы нежный пудровый аромат «L’interdit» обрел лицо этой очаровательной женщины.
Контракт, который заключает крупная парфюмерная фирма со своим «лицом», исчисляется миллионами долларов. Но за эти деньги актриса или модель в буквальном смысле становится жрицей духов. Где бы она ни появлялась, чем бы ни занималась – она должна пахнуть соответствующим парфюмом, одеваться в заданном стиле и главное – хорошо выглядеть. К примеру, компания «Диор» со скандалом разорвала контракт со своим «лицом» – французской актрисой Эмманюэль Беар – только из-за того, что та посмела явиться на светскую вечеринку без макияжа. А великолепная Изабелла Росселини была официально уволена маркой «Ланком» через неделю после того, как актрисе исполнилось 40 лет. «Ланком», правда, в благодарность за десятилетнее сотрудничество прислал ей несколько десятков роскошных букетов, которые Росселини сравнила с похоронными венками – ведь сорокалетняя актриса мертва для рекламы.
Самые дорогие духи в мире были созданы британским дизайнером Клайвом Кристианом. Флакон «№1 Imperial Majesty» стоит 215 тыс. долларов. Сам сосуд изготовлен из горного хрусталя, а крышка украшена золотом и бриллиантами. Парфюм составлен из редчайших и исключительно дорогих компонентов. Таких духов выпускают всего 10 флаконов в год.
Самыми старыми из до сих пор выпускаемых духов являются «Jicky» от Герлена. Этот аромат родился в 1870 году и был назван в честь английской возлюбленной Герлена, которую друзья звали Джики.
Смешать, но не взбалтывать
В наши дни в состав одних духов может входить около двух сотен различных компонентов, как естественного, так и химического происхождения. Палитра парфюмера огромна, описать ее словами практически невозможно, да и зачем? Остановимся лишь вкратце на самых важных моментах.
Основа основ – эфирные масла. Эфирные – значит легкие, способные испаряться и создавать запах. Добыть их – это отдельная проблема и, по существу, ключевая задача для парфюмерии. В древности использовался механический способ – просто выжимание масла, как из оливок или семян подсолнечника. Более тонкий метод, позволяющий лучше сохранить запах – это дистилляция. Для растений, в которых совсем немного пахучего вещества, современные парфюмеры используют специальные химические растворители. Наконец, весьма популярен старинный метод холодного анфлеража, когда цветы выделяют свой запах в подготовленный и очищенный жир (этот процесс наглядно показан в фильме «Парфюмер»).
Во всем, что мы сегодня называем общим словом «парфюмерия», так или иначе содержится спирт. Он «закрепляет» запах, «разводит» масла, а его пропорция определяет тип парфюмерии. Следует видеть разницу между одеколоном (самое большое количество спирта), туалетной водой (eau de toilette), парфюмированной водой (еau de parfum) и собственно духами (parfum) (содержащими наибольшую концентрацию ароматических веществ).
Довольно приблизительно, но все же можно разделить традиционные духи на три основные категории, исходя из типа базовых ароматов: цветочные, «шипровые» или «зеленые» и «восточные» или «амбровые». Эта классификация популярна в народе, но весьма далека от реального положения дел. Знаменитый парфюмер Марсель Бийо согласен с ней лишь в одном пункте – о цветочных духах. Кроме них он называет парфюмы бальзамические (ваниль, ладан, смолы), фруктовые, деревенские (трава, мята), эмпирические (запахи кожи, дыма), съедобные, лесные и даже отталкивающие (с нотами чеснока, запахом плесени и т.д.).
При выборе парфюма нужно принять как непреложную истину: одни и те же духи на коже разных людей пахнут по-разному. Человеческое тело выделяет около 25 уникальных запахов, порой неразличимых, но влияющих на формирование конечного аромата.
Кроме того, следует учитывать, что хорошие духи похожи на слоеный пирог. В них выделяется три основных ноты или слоя. Сначала идут головные или верхние запахи, которые мы ощущаем, когда наносим парфюм на кожу. Затем – срединные или сердцевинные – основной аромат, который ощущают наши коллеги, когда мы уже пришли на работу, а «утренние» верхние ноты выветрились. И, наконец, фоновые ноты или шлейф – легкий аромат, который продолжает сопровождать человека спустя несколько часов.
Важно уметь наносить духи. Традиция оставлять пару капель парфюма за ухом и на запястье объясняется тем, что духи проявляются себя лучше всего за счет биения пульса. Также не помешает знать один секрет: аромат лучше держится на коже, увлажненной питательным кремом.
Не рекомендуется «душить» легкие ткани (шелк, креп, муслин) или мех. Очень плохо воздействуют спирт и ароматические эссенции на бижутерию и драгоценности, в особенности на жемчуг.
Духи с запахом… пота?
Традиция создавать парфюм на основе радующих душу ароматов цветов, травы, моря, пряностей дожила до конца второго тысячелетия, чтобы быть без зазрения совести сломанной революционно настроенными парфюмерами, которые стали производить духи с запахом сыра, автомобиля и даже пота! Столько лет люди учились перебивать естественные запахи тела, чтобы в итоге прийти к такому результату! Но избалованный потребитель не хочет пахнуть, как все. К тому же создание собственных духов – это еще и мощный инструмент пиара. Так, легендарная группа Kiss решила выпустить на рынок авторскую парфюмерную линию с отчетливыми нотами обнаженного тела, мужских феромонов и лакированной кожи. А звезда модных журналов, парфюмер-новатор Кристофер Броссиус, открыл новое направление в искусстве: он создает не просто духи, а экспонаты. Его произведения «На пляже», «Зима», «В библиотеке» направлены не на то, чтобы дополнить образ красотки. Их нужно вдыхать и наслаждаться – как произведениями искусства.
Такими же оригиналами, хотя и более «близкими к народу» оказались и творцы парфюмерной марки «Comme des Garcons» (в переводе – «как мальчишки»). Эта марка поставляет на прилавки бутиков особенные туалетные воды. Названия незатейливые – «Аромат номер такой-то», зато содержание… К примеру, «Аромат №71» представляет собой композицию «пыли на раскаленной лампочке, разогретого чернильного картриджа и карандашных стружек». А «Аромат №53» воссоздает запахи «раскаленного камня, плавящегося металла и лака для ногтей».
90% парфюмерной рекламы эксплуатирует простую мысль: если вы будете лучше пахнуть, вы станете привлекательнее для противоположного пола. Доля истины в этом есть, хотя рассчитывать на то, что после капли духов мужчины будут толпами гоняться за красоткой, не стоит. Нужно знать, какие конкретно запахи привлекают противоположный пол. В этом поможет исследование Алана Хирша, ученого из Чикагского университета. Проведя ряд экспериментов и опросов, он определил, что мужчинам (по крайней мере, американским) нравятся запахи лаванды и тыквенного пирога. Далее в рейтинге самых сексуальных ароматов для мужских носов идут запах свежих пончиков, апельсина, корицы, кока-колы и попкорна. Что касается женщин, то они отдают пальму первенства чудесному аромату шоколада, преимущественно черного.
Лучшие из лучших
Так все-таки, какие духи являются самыми лучшими в мире? Многие задают себе этот вопрос – в Каннах даже ежегодно проходит выставка «Tax Free Exhibition». Профессиональные парфюмеры и специалисты по маркетингу оценивают запахи и упаковку различных ароматных творений, а затем выдают Гран-при продукту, получившему наиболее количество голосов.
И победитель каждый раз разный. Еще бы – в одной только Франции за год выпускается около 100 наименований новых парфюмерных изделий. Как разобраться в этом разнообразии? Как не потеряться в кажущемся изобилии? И почему, несмотря, на такой огромный выбор, люди продолжают покупать «Chanel №5», «L’Air du Temps» или «Shalimar»? Говорят, что хорошие духи – это те, которые продаются. Пожалуй, стоит уточнить: хорошие духи – это те, которые продаются на протяжении десятилетий. Но еще лучше сказать: хорошие духи – это те, которые подходят человеку, подчеркивают его индивидуальность, выделяют его из толпы. Как говаривала Шанель, хорошие духи – это лучший аксессуар.