2016 год принес немало поводов для волнения, и многие из них, к сожалению, не исчезли вместе со сменой цифр на календаре. Слишком много вооруженных конфликтов бушует в разных точках земного шара. Слишком сильно их влияние даже на, казалось бы, никак не связанные с ними государства. Слишком часто люди забывают, что каждое действие или бездействие всегда имеет свои последствия.
Практически весь год в центре внимания оказывался европейский миграционный кризис и связанное с ним повышение террористической угрозы. В общем-то, вопрос безопасности по праву можно назвать главным вопросом не только прошлого, но и нового года. Нельзя обойти стороной и многочисленные выборы и референдумы, на которых избирались не только новые лидеры, но и даже курс для целых государств и регионов. А ко всему этому можно добавить нестабильность котировок нефти, волнения на международном валютном рынке и фондовых биржах, коррупционные скандалы и шокирующие мировую общественность журналистские расследования.
Однако не стоит думать, что 2016-й запомнился только этим. Именно в этом году ряд стран, последние десятилетия находившихся в состоянии холодной войны, осознали бесперспективность этого пути и продемонстрировали свою готовность к диалогу. Среди ключевых событий 2016-го было немало важных для будущего соглашений, встреч и решений. И на протяжении всего этого времени мы старались рассказывать вам о них. А сейчас предлагаем вспомнить самые яркие, интересные и, конечно же, важные события года прошедшего, которые и определили курс для года наступившего.
Дорога к миру
Согласно самым различным опросам общественного мнения, наибольшее внимание в 2016 году привлек к себе незатихающий вооруженный конфликт в Сирии и связанные с ним события. В марте 2011-го, на волне Арабской весны, в ряде городов начались антиправительственные выступления, которые сначала переросли в массовые беспорядки, а после и в крупномасштабные боевые действия. За прошедшие 6 лет, по данным ООН, погибло около 200 тыс. человек, был нанесен колоссальный ущерб экономике и инфраструктуре страны. Сам конфликт характеризуется регулярными обстрелами населенных пунктов, массовыми убийствами мирного населения и многочисленными военными преступлениями. Не менее страшно и то, то на территориях, где власть принадлежит боевикам-исламистам и действуют законы шариата, узаконено рабство, идет целенаправленное искоренение представителей религиозных меньшинств и разрушение объектов культурного наследия.
27 февраля 2016 года, впервые за долгое время, в Сирии наступил режим прекращения огня, который стал возможен благодаря инициативе сопредседателей Международной группы поддержки – России и США. Принятое соглашение предусматривало перемирие между правительственными войсками и сирийской оппозицией. Атаки на террористические группировки «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра» продолжились. 4 марта в СМИ появилась информация о том, что в ходе одного из авиаударов был смертельно ранен «военный министр» и один из лидеров «Исламского государства» Абу Умар аш-Шишани. Позиции боевиков были серьезно подорваны – в эти же дни стало известно о фактах массового дезертирства в рядах террористов, а жители Ракки, 6 марта собравшиеся на стихийный митинг в поддержку армии Асада, подняли восстание против сторонников «Исламского государства». Через несколько дней вся «столица» боевиков оказалась в руках мирного населения – практически во всех частях города были вывешены государственные флаги Сирии.
К концу лета правительственным войскам удалось освободить из-под контроля исламистов ряд крупных и стратегически важных городов. Осень и начала зимы были ознаменованы ожесточенными боями за Алеппо, крупнейший город Сирии. В начале декабря, пытаясь отвлечь внимание сирийской армии от этого города, боевики атаковали Пальмиру, однако это уже не могло изменить ход событий. 16 декабря в Алеппо завершились основные бои – остатки боевиков и их семьи были выведены по предоставленным Россией гуманитарным коридорам в провинцию Идлиб, контролируемую «Исламским государством». 22 декабря Алеппо был полностью очищен от боевиков. Еще через неделю поступило сообщение о подписании соглашения о перемирии между правительством Сирии и 7 группировками вооруженной оппозиции. К этому моменту Совет безопасности ООН, который долгое время не мог принять ни одно из двух – французское или российское – предложений по решению сирийского вопроса и ситуации в Алеппо, принял российскую резолюцию в поддержку мирного процесса в государстве. Данный документ обязывает все стороны конфликта прекратить боевые действия против гражданского населения и подчеркивает, что решение о будущем Сирии может принимать только сирийский народ.
По мнению многих экспертов, именно в 2016 году в разрешении сирийского конфликта едва ли не впервые за все его время наметился позитивный сдвиг. 30 декабря здесь вступил в силу очередной режим прекращения огня. Однако нужно понимать, что сам конфликт все еще не урегулирован. Как минимум – не обезврежены действующие на территории страны террористические группировки. Как максимум – не достигнуты договоренности по ряду политических вопросов между правительством и оппозицией. Также не стоит забывать, что только за последнее время 13 млн. сирийцев (из 20 млн. населения) стали беженцами – внутри своей страны или за ее пределами. И большинству из них пока возвращаться некуда. При этом ситуация усугубляется еще и тем, что напрямую связана с растущими антимиграционными настроениями в ряде европейских государств. А этот вопрос находится в тесной взаимной зависимости с вопросом госбезопасности и борьбы с терроризмом. И чем дальше мы будем отслеживать все звенья этой цепочки, тем понятнее будет, насколько важно скорейшее мирное урегулирование как сирийского, так и любого другого вооруженного конфликта. В современном мире все его элементы настолько тесно взаимосвязаны, что ситуация однажды может стать такой, когда шанса сказать «это не моя война» не станет ни у кого.
Временные режимы прекращения огня, которые, пусть и не идеально, но все же соблюдаются обеими сторонами; освобождение от террористов крупных городов и целых регионов – все это значительные шаги на пути к миру, переоценить значение которых просто невозможно. Однако пока конфликт не будет урегулирован полностью, пока люди не смогут вернуться в свои дома, события в Сирии продолжат привлекать к себе внимание мировой общественности и будут оцениваться как наиболее важные, влияющие на все мировое сообщество.
К числу ключевых событий 2016 года, свидетельствующих о том, что современные мировые лидеры осознают необходимость диалога и настроены на установление новых и восстановление ранее разрушенных связей, мы также относим: первый с 1928-го официальный визит президента США на Кубу (20 марта Барак Обама посетил эту страну с 2-дневным визитом); переговоры президента Республики Кипр Никоса Анастасиадиса и лидера турецкой общины острова Мустафы Акынджи по вопросам воссоединения Кипра; встречу в здании международного аэропорта в Гаване патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска (первую встречу подобного уровня в истории Православной и Католической церквей); подписанное президентом Хуаном Мануэлем Сантосом мирное соглашение с леворадикальной группировкой «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC), которое должно положить конец более чем полувековой гражданской войне в стране.
Новые имена
Второе место в многочисленных рейтингах событий 2016 года занимают президентские выборы в США. Несмотря на то, что состоялись они только в ноябре, материалы о ходе кампании занимали первые полосы газет и новостных сайтов едва ли не с января. Что, по сути, и неудивительно – все уже как-то привыкли к тому, что выборы главы Соединенных Штатов Америки имеют мировое значение, а потому и внимание к ним особое. Тем более что в этот раз каждый новый этап предвыборной гонки шел вразрез и с прогнозами экспертов, и с результатами соцопросов. Причем интрига сохранилась до самого последнего момента – даже за день до выборов мало кто брался с полной уверенностью предсказать, кто же в самое ближайшее время займет Белый дом – эксцентричный бизнесмен и политик Дональд Трамп из стана республиканцев или бывшая первая леди США и политик-демократ Хилари Клинтон. Хотя, пожалуй, вплоть до 9 ноября, когда были подсчитаны голоса, отданные выборщиками накануне, большинство аналитиков склонялось к победе демократов, однако 45-м американским президентом все же стал Дональд Трамп.
20 января 2017 года Трамп и его кабинет приступают к исполнению своих прямых обязанностей. Так что совсем скоро станет понятно, насколько его линия поведения будет соответствовать его предвыборным речам. Например, в своих выступлениях, всегда ярких, а порой даже скандальных, новый президент США не скрывал, что поддерживает «Брексит» хотя бы потому, что считает Европейский союз «разлагающимся альянсом». И более того, регулярно обвиняет европолитиков в том, что они пользуются защитой США, но при этом не хотят или не могут вносить со своей стороны достаточный вклад в эти отношения. Активное обсуждение мировой общественности получило и заявление Трампа о необходимости возведения стены на границе с Мексикой. Что касается других планов в отношении внешней политики, то Трамп неоднократно говорил о своих намерениях восстановить отношения с Россией и сплотиться с ней в вопросе разрешения сирийского конфликта, обещал вывести войска из Афганистана, повысить защиту Израиля и нарастить военное присутствие Америки в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
Так что не исключено, что 2017 год может стать для мировой политики годом серьезных перемен, в результате которых видоизменятся некоторые старые и будут созданы новые альянсы. В декабре прошлого года, к слову, журнал Time назвал Дональда Трампа «Человеком года», а их коллеги из Forbes поставили американского президента на вторую ступень рейтинга самых влиятельных людей мира.
Не меньше внимания привлекают к себе и европейские выборы. События 2016 года показали, что во многих странах наблюдается усиление крайне правых настроений. Не в последнюю очередь это связано с упомянутой выше проблемой – европейским миграционным кризисом и его последствиями для Европейского союза. Вопрос лояльности стран – участниц ЕС к политике Брюсселя пока остается открытым. И не исключено, что многое прояснят грядущие весной 2017-го президентские выборы во Франции, первый тур которых запланирован на 23 апреля, второй – на 7 мая. Изначально главными претендентами на пост главы государства считались действующий президент Франсуа Олланд, представляющий Социалистическую партию; экс-президент Николя Саркози, нынешний лидер республиканцев; Марин Ле Пен, глава «Национального фронта». Однако 1 декабря Олланд сообщил о том, что не планирует выдвигаться на второй срок. А о том, что в гонке не будет Саркози, стало известно даже раньше: проиграв первый тур праймериз консерваторов, он снял свою кандидатуру и заявил о завершении политической карьеры. И вот теперь Марин Ле Пен сравнивают с Дональдом Трампом, победы которого на этапе выдвижения кандидатов точно никто не ждал. Ее наиболее вероятными соперниками станут Франсуа Фийон из стана республиканцев и представляющий Социалистическую партию Мануэль Вальс – и в этом случае шансы Марин Ле Пен высоки как никогда. Тем более что ни желания получить президентское кресло, ни опыта в борьбе за пост главы государства (на выборах 2012 года Марин Ле Пен замкнула в первом туре тройку лидеров, уступив как раз Олланду и Саркози) ей не занимать. При этом тут важно понимать, что Франция играет очень важную роль во внутренней политике Европейского союза, а потому победа на президентских выборах в этой стране кандидата от правоконсервативной националистической партии может привести к кардинальному изменению внутренних процессов ЕС и даже стать для него серьезным испытанием на прочность.
Вместе тесно
Тройку наиболее значимых событий 2016-го, последствия которых не только будут влиять на дальнейший ход истории, но и, по сути, в полном объеме проявятся не раньше нынешнего года, замыкает «Брексит». Собственно, в июне граждане Соединенного Королевства всего лишь высказались против сохранения государством членства в Европейском союзе, но на деле пока серьезных изменений не произошло. Процедура выхода Великобритании из ЕС будет запущена в начале 2017-го. Хотя для справедливости стоит отметить, что первые последствия этого решения проявились практически сразу же. Первым пострадал фунт стерлингов, курс которого после обнародования результатов референдума обвалился более чем на 10%, упав до рекордного с 1985 года минимума. Ну а вслед за собой он потащил сырье, акции и другие валюты, устроив суматоху на мировых финансовых рынках. Упали индексы акций Европы и Азии; снизился курс евро к доллару; ушли вниз котировки нефти марки Brent. Отдельная головная боль выпала на долю крупных банков – акции некоторых из них снизились даже более чем на 10%. И все это произошло задолго до того, как Великобританией была запущена официальная процедура выхода.
Нет, катастрофы никто не ожидает и после ее запуска, но к определенным сложностям, а вместе с ними и необходимости поддержать рынки, готовиться нужно. Тем более что нынешний премьер, Тереза Мей, сменившая на этом посту Дэвида Кэмерона – к слову, опять же по причине «Брексита», – настроена серьезно и утверждает, что с выходом Соединенного Королевства затягивать не намерена. При этом Великобритания, покидая единый европейский рынок, рассчитывает на подписание договоров о свободной торговле. «Мы покидаем Евросоюз, но мы не покидаем Европу. И вот почему мы ищем возможности создать новое и равное партнерство между независимой, самоуправляемой Великобританией и нашими друзьями союзниками по Европейскому союзу. Ни о каком частичном членстве в Европейском союзе, ни о какой ассоциации с Европейским союзом, ни о чем, что может означать, что мы одной ногой – здесь, а другой – там, и речи быть не может», – заявила Тереза Мэй. Кроме бизнес-сферы премьер планирует продолжить сотрудничать с ЕС по вопросам безопасности и предлагает Брюсселю заключить новое таможенное соглашение. И конечно же, официальный Лондон не собирается отказываться от всех традиционных европейских ценностей. Однако он также не забывает предупредить Брюссель, что попытка применить к Великобритании любого рода санкции или как-то иначе «наказать» страну в конечном счете обернется против самого Европейского союза. И чем ближе запуск процедуры выхода, тем яснее становится понятно, что, несмотря на кажущуюся легкость процесса, «Брексит» вряд ли будет простым, а изменения затронут всех европейцев.
Этого же мнения придерживаются депутаты Европарламента, которым в середине января был представлен план правительства Великобритании по прекращению ее членства в ЕС. А курс фунта стерлингов в очередной раз пошел вниз – как раз накануне визита Терезы Мей в Страсбург. Всего же с момента проведения референдума он потерял около 20% своей стоимости. Но финансовая сторона вопроса интересует не только Туманный Альбион. После «Брексита» бюджет Евросоюза лишится около 10 млрд. евро в год, и хочешь не хочешь, но чем-то залатать эту дыру придется. Правда, некоторые аналитики называют несколько меньшую сумму, говоря о том, что 10 млрд. – это приблизительный размер ежегодных отчислений Великобритании в европейскую казну, однако здесь не учтен тот факт, что некую сумму из европейской казны Соединенное Королевство так же и получает. Но в любом случае искать выход из сложившейся ситуации придется. Идее увеличить размер ежегодных взносов для остальных членов не особо радуются Германия, Швеция и Нидерланды, на которые и ляжет основное бремя. Предложение затянуть пояса может серьезно ударить по Греции и странам Центральной Европы. И если последние, может, еще и согласятся, то первая и так почти ежегодно становится угрозой для еврозоны как раз потому, что жить в режиме экономии отказывается наотрез. Расходы, конечно, можно сократить, урезав финансирование различных культурных и научных программ или перестав выделять финансирование на решение последствий миграционного кризиса, но к этому большинство членов ЕС пока точно не готово – слишком уж это идет вразрез с основными европейскими ценностями.
Что удивительно, многие из событий 2016 года, которые еще недавно были у всех на слуху, уже ушли в тень. Например, вспыхнувший в мае скандал с «Панамским архивом», стоивший карьеры многим влиятельным и известным людям и активно обсуждавшийся мировым сообществом, сейчас уже мало кто вспоминает. Однако это вовсе не означает, что обнародованная во время «панамагейта» информация не окажет влияния на будущие события.
Для мировой экономики большое значение будет иметь подписанное в конце года странами – членами ОПЕК соглашение о снижении добычи нефти. Впервые за последние 8 лет картелю удалось договориться о том, что суточная норма будет снижена на 1,2 млн. баррелей и теперь составит 32,5 млн. Основные изменения при этом затронут Саудовскую Аравию и Ирак, государства-лидеры в этой сфере. Что важно, принятое решение согласились поддержать и страны, которые не входят в ОПЕК. Соглашение вступило в силу с 1 января 2017 года, но уже сразу после его подписания на встрече в Вене цены на черное золото выросли на 10%.
И конечно же, не стоит забывать о многочисленных культурных и спортивных мероприятиях, которыми был богат этот год. Тем более что этот он был олимпийским – Летние игры прошли с 5 по 21 августа в Рио-де-Жанейро. На Олимпиаде было разыграно рекордное количество комплектов медалей и в ней приняло участие рекордное число стран, в том числе впервые были представлены Косово и Южный Судан, а также сборная беженцев, спортсмены которой выступили под олимпийским флагом.
Не меньше интересных событий обещает нам и 2017 год. И едва ли не одним из самых интригующих, причем не только для стран постсоветского пространства, станет 100-я годовщина Октябрьской революции 1917 года. Ведь именно в этот день будет вскрыто послание, адресованное коммунистам будущего. Немало интересных проектов намечено и в космической сфере. Например, запуск НАСА космического аппарата Naval Research Laboratory для исследования термосферы Земли, или первый пилотируемый полет шаттла Dream Chaser, или запуск космического аппарата BepiColombo, предназначенного для исследования Меркурия.
И мы хотим пожелать, чтобы все события, которые подарит нам 2017 год, имели только позитивные последствия. Пусть сражения проходят исключительно на спортивных аренах. Пусть в мире будет как можно меньше баррикад, которые разводят людей по разные стороны. И пусть для каждого конфликта найдется стол переговоров, за которым будет принято решение о движении по дороге к миру.