…Мир разрушался четыре раза. 

     Первый раз здесь жили гиганты. Их смыла вода…

     На людей, заселивших землю во второй раз, напал воздушный змей. Он превратил их в обезьян. Спаслись лишь двое – мужчина и женщина. 

     Третий раз цивилизацию погубил небесный огонь. 

     И в четвертый раз люди расплодились. На этот раз их уничтожил голод, который настал, когда потоки огня и крови наводнили мир.

     Сейчас мы живем под пятым Солнцем. Бог Кукулькан, пришедший с небес, даровал людям 13 хрустальных черепов. 13 жрецов-хранителей могут проникнуть в любые тайны мирозданья при помощи дара Кукулькана…

     Кукулькан («Крылатый змей») – один из верховных богов в мифологии майя. Именно он даровал огонь, землю, воздух и воду. Каждый из даров олицетворяли животные и растения: Воздух – Орел, Земля – Кукуруза, Огонь – Ящерица, Вода – Рыба. Этот бог изображается в шести аллегорических ипостасях: змей, орел, ягуар, кровь, раковина улитки, и флейта, сделанная из костей. Кукулькан не является однозначно добрым богом. В жертву ему приносились только знатные воины. Считается, что этот бог пришел с планеты Венера и является ее повелителем. Культ Кукулькана – один из самых древних.

     Находка Города падающих камней

      Нет, это не выдержка из рекламной афиши фильма «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Загадочные черепа и впрямь существуют. Самый известный из них был найден в 1927 году. Тогда на территории английского Гондураса археолог Митчелл-Хеджес уже третий год вел раскопки города майя – Лубаантума («Города падающих камней»).

      Непроходимые джунгли, скрывавшие развалины, долго пытались исследовать, а потом просто выжгли. Расчищенный город оказался огромным. Пирамиды, остатки городских стен и амфитеатра завораживали взгляд…

      Приемная дочь археолога, Энн, также принимала участие в экспедиции. Именно ей и довелось откопать загадочный артефакт. «Я откопала череп под алтарем, – вспоминает она, – а примерно через три месяца на расстоянии 7,5 метров от места первой находки нашли недостающую нижнюю челюсть».

      Позже аналогичные артефакты находили и в других частях света. Причем не только в Южной и Центральной Америке, но и в Тибете.

      В 1943-м за хрустальными черепами, хранившимися в бразильском музее, стал охотиться абвер. Специальная группа высадилась с борта яхты «Пасси» и попыталась похитить реликвии. Страсть Гитлера к оккультизму была широко известна. В Третьем рейхе даже существовало целое общество – «Аненербе», формально занимавшееся наукой, а реально изучавшее оккультные практики. А потому, когда агентов немецкой разведки задержали, цель их экспедиции никого не удивила.

      Абвер (нем. Abwehr, от Auslandnachrichten und Ab-wehramt) — военная разведка и контрразведка Германии. Создан после поражения Германии в Первой мировой войне. Условия капитуляции запрещали создание военных шпионских организаций, а потому теоретически Абвер должен был бороться с вражескими разведчиками. Реально же организацией была создана сеть резидентов, действовавших против СССР, Польши, Чехословакии, Франции, Великобритании и других стран.

      С 1935 года у руля Абвера стал адмирал Вильгельм Канарис. Он реорганизовал службу в Управление разведки и контрразведки Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии. С осени 1940-го основным направлением работы данной структуры стала разведдеятельность в интересах плана «Барбаросса», направленного против СССР. Во второй год Великой отечественной войны на Абвер возложили задачу по борьбе с партизанами на оккупированных территориях – для этого даже сформировали особый штаб. В 1944 году деятельность подразделения признали неэффективной, организацию расформировали, а некоторые ее отделы передали в состав Главного управления имперской безопасности и переподчинили Генриху Гиммлеру.

      Аненербе (нем. Ahnenerbe — «Наследие предков», полное название — «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») — формально создано для изучения традиций, истории и наследия германской расы. Фактически общество было филиалом СС. Первым главой «Аненербе» стал Герман Вирт.

      Помимо изучения оккультных практик общество прославилось постановкой экспериментов над людьми в концлагерях «Аушвиц» и «Дахау», а также созданием антропологической коллекции из трупов заключенных разных национальностей.

      В конце войны «Аненербе» курировало создание так называемого «оружия возмездия» – германского ядерного проекта. Нюрнбергским трибуналом признано преступной организацией.

      После Второй мировой войны ученые вновь заинтересовались проблемой черепов. К тому времени по сусекам институтов накопилось огромное количество материалов, отчасти научного содержания, а отчасти близкого к легендам и сказаниям. Например, говорили о том, что человек, находящийся рядом с черепом, испытывает странные ощущения и подвержен галлюцинациям.

      Самые поразительные результаты дало изучение черепа из Лубаантума. Искусствовед Фрэнк Дордланд установил, что внутри артефакта создана система стеклянных призм и каналов. Это приводило к интересным визуальным эффектам при взгляде на череп под разными углами и при разном освещении. Например, он был то прозрачным, то наполнялся туманом. Но даже под микроскопом на поверхности реликвии не было видно следов обработки каким-либо инструментом.

      Тогда Дордланд решил обратиться к специалистам по работе с кварцем. Компания «Хьюлетт-Паккард» как раз специализировалась на производстве кварцевых генераторов, а потому находка из города майя была передана на экспертизу ее специалистам. Исследовательская группа сделала три забавных вывода:

      – возраст черепа превосходит возраст любой из цивилизаций обеих Америк;

      – горный хрусталь такого качества в тех местах до сих пор не обнаружен;

      – череп весом в 5 кг и размером 10х20 см изготовлен из единого куска хрусталя, причем непонятным образом. 

      Вот цитата из заключения экспертов: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков… Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп – они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски… Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату».

      

      Чтобы объяснить, каким образом удалось создать такие черепа, была выдвинута теория существования пластичного хрусталя. Дело в том, что зимой 1994 года хозяйка ранчо близ Крестона, проезжая верхом по полю, обнаружила копию находки в Лубаантуме, но только предмет был искорежен и перекручен так, как будто сначала хрусталь был мягким, а потом застыл.

      Но отбросим в сторону рассуждения о невозможности, исходя из законов физики, создать подобное изделие. Все равно, чтобы отполировать череп до такой степени без современного оборудования, потребуется 300 лет непрерывной работы. То есть мастера должны были, не останавливаясь ни на миг, на протяжении трех веков полировать реликвию.

      Когда ученые не смогли ответить на вопрос, как же все-таки был создан череп, они решили хотя бы понять, чей он. Задание воспроизвести того, кому он мог бы принадлежать, получили нью-йоркская полицейская лаборатория, как раз специализирующаяся на реконструкции лиц по черепам, и группа экстрасенсов. Интересно, что результаты и у тех, и у других получились почти одинаковые. Череп принадлежал девушке. Обе группы сумели нарисовать ее портрет, и в общем-то изображения были похожи друг на друга.

       В 80-х годах споры вокруг хрустальных черепов вспыхнули с новой силой. Митчелл-Хеджес определял возраст своей находки в 3600 лет. Профессор Дистельбергер из Музея истории искусства в Вене после своего исследования в 1982 году заявил, что череп – подделка и никакого отношения к майя и ацтекам не имеет. Правда, отметил – артефакт изготовлен так хорошо, что его создатели явно превосходят в мастерстве знаменитых флорентийских ремесленников.

      Позже к скептически настроенному профессору попал другой череп. Этот был куплен голландской коллекционеркой Ван Дитен в Гватемале в 1991 году. Гватемальская реликвия, выполненная из дымчатого кварца, тоже весила 5 кг. Возраст этой находки профессор определил в 500 лет. И тут уж от его скепсиса не осталось и следа: «Для фальсификатора не имеет никакого смысла делать такую трудную работу – много лет вручную полировать камень. Я не могу объяснить, почему он выглядит так естественно, почти как настоящий череп европейского человека, хотя он более узкий и отполирован такими средствами, которые у нас не известны. По этому предмету вряд ли возможно узнать, чем он обработан, к тому же он довольно долго пролежал в земле».

      Точное число найденных сегодня хрустальных черепов доподлинно никому не известно. Некоторые из них повторяют человеческие. Некоторые могли бы принадлежать каким-то странным существам негуманоидного происхождения. Последний факт дал повод говорить от том, что это копии остовов инопланетян. 

      За ними постоянно идет охота. Их все время пытаются выкрасть. И дело не только в цене реликвий. Для многих важны другие их свойства…

      

     Дар Кукулькана

      Современные ученые предполагают, что хрустальные черепа – это те самые 13 черепов Кукулькана, упоминавшиеся в мифах майя. Их хранили порознь тринадцать жрецов и охраняли специальные отряды воинов. В нынешних коллекциях черепов гораздо больше указанной цифры. Это объясняют наличием поздних подделок. И в самом деле, часть артефактов явно выполнены по более простым технологиям и выглядят гораздо грубее. 

      Так вот, за истинными реликвиями непрерывно идет охота. Мы уже рассказывали, как в 1943 году один из черепов пыталась раздобыть германская разведка. В Гондурасе был похищен «Розовый кварц». Известно, что им очень интересовались почитатели какого-то таинственного культа.

      Оккультистов тянет к реликвиям неспроста. Давно известно, что черепа обладают самыми различными свойствами. И если одни из них построены на оптических фокусах (например, если к затылку черепа Митчелл-Хеджес поднести свет, то его глазницы вспыхивают огнем – это происходит за счет сложной системы отражения света), то другие до сих пор не смогли объяснить.

      Например, тибетский монах – предыдущий владелец черепа «Макс» – исцелял с его помощью людей. Хозяйка «Черепа инопланетянина» утверждает, что тот излечил ее от опухоли головного мозга. Вообще говоря, те, кто находится рядом с черепами, чувствуют себя очень по-разному. Одни говорят, что старинные артефакты действуют на них как наркотик – вызывают блаженную эйфорию и умиротворение. Другие, наоборот, начинают беспричинно паниковать и испытывать дискомфорт. У экстрасенсов черепа порождают яркие видения, которые те характеризуют как картины из прошлого или будущего. Даже простые смертные, не обладающие потусторонним даром, периодически замечали, что череп наполняется туманом, в котором им виделись какие-то таинственные изображения.

      Все это не могло не заинтересовать ученых. В некоторых черепах были обнаружены сложные системы линз, позволявшие так преломлять свет, что артефакт мог изменить цвет или начать «пускать лучи» пустыми глазницами.

      Уже упоминавшийся нами Фрэнк Дордланд утверждал, что видел в глазницах «другие черепа, костлявые пальцы, камни, искаженные лица и горы» и слышал «звон серебряных колокольчиков, тихий, но отчетливый… голоса людей, хором распевающих странные песни на непонятном языке… шепот и различные постукивания». А однажды, когда реликвия стояла у него на прикроватной тумбочке, их с женой разбудили крики ягуара.

      Рассказывают и о совсем уж фантастических фактах, связанных с черепами. Экстрасенс Стар Джонсон поведал, что при помощи одного из них – «Макса» – вступил в контакт с внеземной цивилизацией. Существуют магнитофонные записи, на которых экстрасенс говорит на странном языке. Он утверждает, что именно на нем и разговаривают инопланетяне.

      Еще один исследователь – Джошуа Шапиро – собирал истории о том, как хрустальные черепа исполняют желания.

      Разумеется, подтвердить всю эту информацию никто не может. Тем не менее, с каждым днем существование хрустальных черепов обрастает все новыми и новыми легендами.

     Атлантический след

      Кроме всего прочего, не утихают споры и о том, откуда пришли эти таинственные артефакты. И хотя первый из них был найден на территории майя, последующие обнаруживались в самых разных концах света, в том числе и в Тибете, Наибольшее число артефактов связывают с инками, хотя изображение черепа наиболее характерно для ацтеков и майя.

      Есть огромное количество приверженцев версии, будто черепа прибыли к нам с других планет. Ее сторонники приводят в доказательство своей позиции тот факт, что часть прототипов хрустальных черепов не принадлежит людям и земным животным. Также постоянно поминаются загадочные свойства артефактов.

      Например, вспоминают историю, якобы произошедшую в 1601 году, когда на кладбище Экс-ан-Прованса был обнаружен некий прибор, состоящий из трех хрустальных кубов и показывающий «леса, замки, разноцветные радуги…»

      В начале 90-х журнал «Инкаунтерс» опубликовал ряд интервью, будто бы взятых у агентов американских спецслужб, скрывающихся за псевдонимами Кондор и Фэлкон. Они утверждали, что правительство США уже давно наладило контакт с пришельцами, причем осуществляется он при помощи восьмигранного кристалла, который транслирует некие образы. Чтобы подкрепить показания агентов, журнал писал: «В результате тщательной проверки всех материалов и документов было установлено, что лица, давшие показания, являются на самом деле теми, за кого себя выдают, они состояли прежде на службе у правительства США. Они действительно имели доступ к документам, кинопленкам, фотографиям и прочей информации, связанной с пришельцами, а также к «исследуемым объектам» (НЛО, телам инопланетян и живым представителям внеземных цивилизаций) и районам их обнаружения… Все свидетельства подкреплены подлинными документами, подготовленными высокопоставленными должностными лицами американского правительства…»

      Сторонники третьей версии происхождения артефактов утверждают, что черепа пришли к нам из Атлантиды. Эта версия и вовсе никаких доказательств не имеет. Несчастному легендарному материку только ленивый не приписывает разнообразных загадочных свойств.

     Британский музей устроил специальную выставку из когда-либо приобретенных фальшивок. В экспозицию входит 600 экспонатов. Причем, что удивительно, многие из них имеют немалую ценность.

     Одна из таких фальшивок была приобретена музеем Лувра в 1896 году. Дирекция считала, что покупает тиару царя Сайтоферна, правившего скифами в районе 200 года до н.э. Как потом выяснилось, сей артефакт изготовил одесский еврей Израиль Рухомовский. Позже еще две его работы под видом памятников скифской культуры были проданы: одна снова в Лувр, другая – в Московский исторический музей.

     Правда, в наше время работы Рухомовского и впрямь имеют историческую и культурную ценность. Сегодня они выставляются на самых престижных аукционах и являются полноценными экспонатами не только музейных, но и частных коллекций.

     

      

     Скептики

      Несмотря на огромное количество волшебных историй, значительная часть современных ученых считает хрустальные черепа подделками. Они утверждают, что все артефакты были изготовлены гораздо позднее и к культуре американских индейцев никакого отношения не имеют.

      Одна из исследовательниц вопроса, Джейн Макларен Уолш, опубликовала в журнале Археологического института Америки статью, в которой утверждает, что музеи прекрасно знают о фальсификации и выставляют такие экспонаты лишь для того, чтобы заработать больше денег.

      Собственно, в парижском музее на набережной Бранли этого и не скрывают. Одновременно с началом проката фильма «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» там тоже появился свой хрустальный череп. Никаких данных на табличке экспоната не написано. Лишь отмечено происхождение: «XIX век, Европа»

      Не менее выгодно подогревать интерес к «реликвиям» и тем, кто делает на них свой бизнес. Известно, что на черном рынке спрос на артефакты из Центральной и Южной Америки крайне высок.

      Один из крупных скандалов вокруг черепов был связан с тем, что 16 лет назад Смитсоновскому институту прислали очередной хрустальный череп. На этот раз он был выполнен в натуральную величину и весил 14 кг. Реликт передавался институту в дар анонимным лицом, утверждавшим, что череп куплен в 1960 году в Мексике. Джейн Макларен Уолш выяснила, что череп создан в том самом 1960-м, причем, судя по составу материала, как раз в Мексике.

      На сегодняшний день существует уже 5 или 6 поколений подделок. Но если раньше попадание подделки в экспозицию музея считалось позором, то теперь музеи смотрят на подобный факт уже спокойно. Эстер Пастори, профессор искусствоведения из Университета Колумбии, объясняет это просто: «Люди хотят видеть искусство ацтеков, даже если на самом деле это не искусство ацтеков». 

      Череп, выставленный в Бранли, как и те, что находятся в Британском и Смитсоновском музеях, прошел в XIX веке через руки известного французского антиквара Эжена Бобана. Тот пользовался дурной репутацией – именно он в 60-е годы позапрошлого века начал торговлю реликвиями. Было известно, что после каждого жертвоприношения ацтеки вырезали из застывшей магмы человеческий череп. Именно на этом и сыграл ушлый коллекционер, проведя аналогию со своими хрустальными экспонатами.

      То, что эти черепа подделки, ученые Британии и США выяснили, когда рассмотрели их при помощи мощного электронного микроскопа. На поверхности были найдены следы от сверлильного станка. Тем не менее, музейные работники не собираются изымать их из экспозиции. «Хрустальные черепа – это действительно артефакты, хотя и не той эпохи, к которой их относят, – говорит Джейн Макларен Уолш. – Нам нужно понять, как их называть теперь. Трудно говорить, что это подделки – иногда я называю их мистификациями».

     

     Ацтеки (астеки) — индейский народ, живший в центральной Мексике в XIV—XVI веках. Ацтеки создали развитую цивилизацию с богатой мифологией и культурным наследием. Столицей их государства стал город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (исп. Texcoco). Сейчас на его месте располагается столица Мексики – Мехико.

     Инки – индейское племя, жившее в Южной Америке в XI—XVI веках. Расселение территориально начиналось от нынешнего города Пасто в Колумбии и заканчивалось рекой Биобио в Чили. Цивилизация развивалась по аналогии с Древним Римом. Большая часть ее достижений была унаследована от предшествующих цивилизаций и подчиненных народов.

     Майя — индейская цивилизация в Центральной Америке, существовавшая приблизительно с 1000 г. до н. э. и до испанского завоевания. Именно им принадлежат каменные города, причем огромное их количество было заброшено задолго до того, как на материк ступила нога белого человека. Календарь майя активно использовался другими народами. Письменность цивилизации до сих пор окончательно не расшифрована. В отличие от большинства индейцев майя были земледельцами. Имели глубокие познания в астрономии. Племена майя живут в Центральной Америке до сих пор. Также их потомками является часть населения южных штатов Мексики, Гватемалы и Гондураса.