Они не знают цену ни деньгам, ни времени. 

      Они не принадлежат ни к одной из трех рас и упорно не признают права собственности. 

      Они никогда не лгут и наивно надеются, что окружающий мир когда-нибудь поймет их…

      Хотя некоторые энциклопедии утверждают, что название маленького народа произошло от нидерландского «bosjesman» (лесной человек), нельзя не признать, что с лесами в пустыне Калахари не густо. А значит, английская версия – «люди буша» (колючего кустарника) – звучит убедительнее. Хотя сами бушменам такая формулировка чрезвычайно не нравится. Вот «народ охотничьей резервации Калахари» звучит для их уха куда приятнее. 

      В начале ХХ века их насчитывалось не более 7 тысяч. «Дети природы», чуждые цивилизации, по всем законам логики были обречены на вымирание. Однако сегодня численность этого маленького народа приближается к 100 тыс. человек. Точнее сказать не получится. Бушмены – не цельная нация, а скорее совокупность племен. Кстати, случись представителям разных родов встретиться, они вряд ли поймут друг друга. 

      Историки утверждают, что бушмены куда старше большинства темнокожих африканских племен. Они населяли север Черного континента еще 30 тыс. лет назад. То есть задолго до того, как эти территории захватили более крупные и сильные народы банту. Маленьких бушменов вытеснили в пустыню, где им удалось выжить лишь чудом. 

      Столетиями природа отбирала только самых выносливых, самых приспособленных. По статистике ВОЗ, младенческая смертность у бушменов ужасающая. Вопреки нашим представлениям, в местных семьях вовсе «не семеро по лавкам», а в среднем два-три ребенка. Рождается много – выживают единицы. Зато (и сами бушмены этим фактом страшно гордятся) выживших, как поется в песне, «не задушишь, не убьешь». А ведь старались многие…

      С ними боролись и белые, и черные. Их называли дикарями и браконьерами, отстреливали и сажали в тюрьмы. В их колодцы сыпали яд, а на самих людей ставили капканы. В ответ бушмены плевались отравленными стрелами и продолжали… жить назло всем. 

      А все потому, что у бушменов нет понятия «частная собственность». Столь любовно выращенные бантуязычными племенами козы и коровы для маленьких людей были просто добычей, объектом охоты. Те же понятия распространялись и на «добро» белых фермеров. А люди с ружьем шутить не любили, и за каждую похищенную корову убивали до 30 бушменов. 

      Но даже такая жестокость не помогла. И тогда европейские переселенцы начали устраивать на дикарей форменные облавы. А в качестве забавы голландцы, немцы и англичане отравляли местные колодцы. Этот же метод взяли на вооружение и африканеры в борьбе с партизанами СВАПО. Стихийные повстанцы, наученные горьким опытом, сначала поили найденной водой белых пленников, и только потом пробовали ее сами. И хотя это уже дела вековой давности, не стоит думать, что отношения бушменов и окружающего их мира радикально изменились. 

      Так, власти Ботсваны под мощным давлением алмазодобывающего гиганта «Де Бирс» уже почти 20 лет выселяют из Охотничьей резервации Калахари остатки бушменских племен. Есть немало сообщений о том, что бушменов травят, морят голодом, избивают и лишают нехитрого имущества и возможности охотиться. Тем не менее, даже такой жестокий прессинг не способен сломить маленький народ. Небольшими группами они проникают назад, отстраивают разрушенные жилища и пытаются жить дальше. 

      Но мир упорно не желает их понимать. Яркий тому пример – недавний курьез, произошедший в Нигерии. Все началось с выставки этнографического Музея первопроходческих культур в американском Ричмонде. Его сотрудники собирались показать народу настоящие бушменские хижины-мазанки. Для этой важной миссии в Нигерию была снаряжена экспедиция. Бушменов нашли и даже уговорили поработать на США. Но попасть в страну «длинного доллара» африканским гастарбайтерам не удалось. А все потому, что сотрудники американского посольства отказали трем бушменам в визе. И основания нашлись более чем веские. Двое из соискателей не имели устойчивого дохода, а третий – и вовсе не смог заполнить анкету. Музейные работники пали в ноги и упросили во второй раз рассмотреть документы так нужных им строителей. На что глава консульской секции посольства США в Нигерии Дебра Хейен в письме ответила, что нет ничего проще. Только бушмены должны записаться на новое собеседование заранее и… по Интернету. Этот ляп даже американские журналисты пересказывали друг другу как анекдот. 

      Кстати, маленький народ испокон веков не признает над собой властителей. В этом отношении в их обществе царит полная демократия. Каждый голос весом и ценен. Безусловно, для порядка клан выбирает старейшин, но даже они не обладают правом безоговорочного вето. Племя поступит так, как велит голос разума и… пустыни.

      

     Какое оно, бушменское счастье?

      Медно-желтая кожа и курчаво-проволочная шевелюра – удивительное сочетание в одном народе признаков двух рас, негроидной и монголоидной. Для них даже было придумано новое название – люди капоидной расы. Действительно, внешне бушменов невозможно перепутать ни с одним из африканских племен. И неважно, что часть «кустарниковых людей» живет в Намибии, часть – в Ботсване, а отдельные племена кочуют по всей Южной Африке. Они – единый народ, говорящий на цокающем наречии и всегда… полушепотом. Скорее всего, так испокон веков было принято среди охотников, ведь каждый шорох или резкий звук мог спугнуть добычу. Со временем «рабочий» навык просто вошел в кровь, и даже бушменские младенцы плачут вполголоса. 

      Их мужчины низкорослы и поджары, а женщины… ну просто исключительно фигуристы. Именно бушменкам присуще то, что ученые называют стыдливым термином «стеатопигия» – огромные по европейским меркам ягодицы и бедра. Но это не дань некой африканской моде, а жизненная необходимость. Жизнь впроголодь и полная зависимость от капризов природы как следует подготовили организм женщины к выживанию и вынашиванию детей. Кстати, столь интересная особенность породила и не менее интересный народный обычай сватовства. Женихи бросали маленькими острыми дротиками в потенциальных невест, и помолвка считалась совершенной, только если дротик попадал… да-да, именно в нижнюю округлость девушки. Одним словом, чем щедрее бушменку одарила природа, тем больше у красавицы шансов найти семейное счастье. 

      Но красота для бушменок всегда была и серьезным источником проблем. Так, бантуязычные племена, обитающие на территории современных Анголы и Намибии, на протяжении веков практиковали свое наказание «кустарниковых людей» за набеги на домашний скот. Потеряв корову, африканцы взамен похищали бушменскую девушку и делали ее «младшей женой», по сути, рабыней. Исполнительные красавицы беспрекословно выполняли самую черную работу в доме и, кроме того, великолепно пели и танцевали. 

      Бушменки неприхотливы и изобретательны. Даже украшения они делают из самого простого подручного, точнее, подножного материала – скорлупы страусиных яиц. Ее осколки шлифуют и при помощи острой кости нанизывают на высушенное сухожилие. Так скорлупа превращается в изысканные бусы, серьги и браслеты. Ими украшают и невест, и зрелых матрон, и даже… покойников. 

      Между прочим, бушмены очень боятся мертвых. Маленькие люди верят, что дух человека очень крепко связан с телом, и поэтому хоронят покойников со всевозможными почестями. Причем хоронят быстро и глубоко. Бушмены опасаются, что духи умерших будут преследовать живых, и не ленятся тщательно закапывать тела в землю.

      Кстати, и отношение к старикам у «кустарниковых людей», мягко говоря, своеобразное. Им всегда предложат лучший кусок от трапезы, послушают совета и… оставят умирать. Когда племя снимается с места, больных и немощных без сожаления забывают. Так же, как это принято в живой природе.

      

     Уникальны 

     и неповторимы

      В их щелкающем, гортанном языке нет числительных. Вот один человек, а вот – много. А в том, что даже два бушмена в пустыне – это сила, сомневаться не приходится. С любым животным смогут сладить – или убить, или… договориться. 

      Соседние народы считают, что бушмены способны понимать речь бабуинов. Домыслы, конечно, но умения «слышать» и «говорить» с окружающей природой у них не отнять. Маленькие люди различают и применяют до 300 видов растений, способны заговорить льва и почти голыми руками поймать антилопу. Точнее, с небольшого расстояния запустить в нее отравленную стрелу. Кстати, умение обращаться с ядами и прославило маленький народ на весь мир. 

      У каждого племени – свои рецепты смертоносных снадобий. Не обладая знаниями химии и фармацевтики, бушмены тем не менее мастерски комбинируют экстракты всевозможных пустынных растений. Многие из которых, кстати, вовсе и не ядовиты, но в определенной пропорции и сочетании с другими «выжимками» составляют просто «термоядерную смесь», несущую мгновенную смерть. Кроме того, бушмены виртуозно умеют работать со змеиными ядами. Чтобы самим не стать жертвой «ползучего донора», бушмены в течение жизни вырабатывают иммунитет употреблением корня растения зоокам. И всегда носят кусочек корня на шее, как амулет и… средство первой помощи при укусе. Такое универсальное противоядие позволяет местным знахарям «доить» и кобр, и гадюк, и скорпионов. А после – экспериментировать, смешивая их яд с растительными экстрактами, и колдовать над новыми сочетаниями и дозировками.

      Такие сложности вполне оправданы. Дело в том, что растительные яды бушменов, в отличие от химических, убивая животное, оставляют его мясо вполне безопасным для употребления в пищу. Более того, считается, что место, в которое попала отравленная стрела – самое вкусное.

      Кстати, ядами смазываются только наконечники стрел, обычно костяные или металлические. По сей день комплект оружия бушмены носят с собой в специальной сумке. Ходят слухи, что даже на партийных собраниях современные бушмены не появляются без отравленных стрел. Но, скорее, по привычке, нежели опасаясь нападения политических оппонентов. 

       Между прочим, стрелы бушменов – это почти произведение искусства. Они не очень длинные, украшены затейливой резьбой и не имеют оперения – чтобы поразить добычу, охотнику приходится подкрадываться очень-очень близко. Луки у «детей пустыни» тоже непростые, и новичку ни за что с ними не справиться. Но чтобы насытиться, бушмены далеко не всегда стреляют в добычу. Иногда животных просто обманывают. Маленькие люди перекрывают доступ к водоему, куда антилопы ходят на водопой, оставляя лишь небольшую, отравленную охотниками, лужицу. Но такие «легкие» трофеи случаются нечасто. Как правило, бушменская семья питается вовсе не мясом, а практически подножным кормом. 

      Из «вершков и корешков» пустынных растений они готовят каши, похлебки и даже десерты. Только европейцу лучше не знать, что входит в состав иногда очень и очень аппетитных лакомств.

       Например, «кустарниковые люди» очень любят свой, особенный рис. Так бушмены называют муравьиные личинки. И это далеко не самое экзотическое блюдо. Что поделать – небогата пустыня деликатесами. Вот испокон веков бушмены и жарят на огне саранчу, термитов, ящериц да гусениц. Не брезгуют многоножками и червями. Змея – подарок Богов, а мясо антилопы – вообще пиршество.

      Кстати, бушменский желудок сродни верблюжьему. Семья из четырех человек способна за раз запросто умять целую антилопу, а потом неделями перебиваться с хлеба на воду. Между прочим, воду-то еще нужно добыть. Напои европейца местным чайком – и все, поминай как звали. А закаленные невзгодами пустынной жизни «кустарниковые люди» пьют и не морщатся. Живительную влагу они умудряются извлечь практически из ничего. Коренья, чахлые листочки – все идет в ход. 

      Бушмены придумали и удивительные колодцы. В песке выкапывается небольшая яма. Ее стены покрываются специальным раствором, потом наполняются водой. Мини-резервуар накрывают хитрой крышкой. Сверху конструкция «припудривается» песком, и лишь тоненькая трубочка-былинка указывает на наличие «тайного схрона». Сложно поверить, но даже после многокилометрового перехода хозяин такого колодца безошибочно помнит его местонахождение. Так же великолепно бушмен ориентируется во времени, хотя часов они не признают вовсе и живут по своему календарю. 

      Самобытное искусство «детей пустыни» до сих пор изумляет и впечатляет не только этнографов-фольклористов, но и… уфологов, пребывающих в вечном поиске на планете следов внеземных цивилизаций. Интерес последних привлекли загадочные наскальные рисунки бушменов. Чего стоит один двухголовый страус – африканский ответ великодержавному российскому орлу. Не встречающийся в природе экземпляр, по мнению некоторых экспертов, и не страус вовсе, а инопланетная антенна. Только сами кочевники предпочитают объяснять такие рисунки простым желанием древних охотников принести домой двойную порцию добычи. А вот мечты о столь необходимой в пустыне влаге заставляли бушменов рисовать… носорога. По частоте изображения он идет сразу за супер-страусом. Крупный обитатель африканской саванны особенно полюбился бушменам за способность… вызывать дождь. То ли могучий носорожий торс ассоциировался у них с долгожданной тучей, то ли кочевники считали его любимцем бога дождя, но факт остается фактом – «люди буша» исправно покрывали изображениями животного камни и стены пещер. Кроме того, бушмены, а точнее, их шаманы – главные художники – очень часто рисовали некие абстрактные фигуры. Кто-то из историков считает, что беспорядочные черточки и окружности – всего лишь жреческий календарь. Другие же утверждают, что подобные картины были созданы шаманами в состоянии транса и навеяны потусторонними силами. 

      Сегодня местные любимцы духов предпочитают получать «информацию» через танец, представляющий поистине завораживающее зрелище. Считается, что «качественная» шаманская пляска способна излечить больного и даже спасти умирающего. Да и перед любым важным жизненным событием не мешает лишний раз «проконсультироваться» с духами предков, так что колдуны не сидят без работы.

      Но ХХI век вносит свои коррективы в жизнь даже самых стойких приверженцев традиций. Сегодня все больше бушменских детей посещает школы. В 1988 году местная красавица Карелия дю През, ставшая победительницей конкурса «Мисс Намибия», на призовые деньги открыла учебное заведение. И вот уже на протяжении 20 лет в подобных школах юных бушменов учат не только читать и писать, но и развивают их генетические способности – умение идти по следу зверя, обращаться с дикой фауной и выживать в пустыне. 

       Ведь она для бушменов по-прежнему все – и хлеб, и кров, и смысл жизни. Эти люди никогда не занимались земледелием, едва ли смогут подоить корову или построить дом. Зато фермеры с удовольствием нанимают их в качестве рабочей силы. Бушмен добросовестен и аккуратен, абсолютно не врет и не употребляет спиртного. Кстати, за последнее качество маленьких людей особенно любят работодатели. А причина такой стойкости – в полнейшей непереносимости алкоголя. Уникально, но бушмены практически не потеют – сказывается многовековое «испытание пустыней», а значит, алкоголь всасывается мгновенно и целиком. Одна-единственная бутылка способна сделать бушмена безнадежным алкоголиком или даже убить! 

      Сегодня они надели джинсы и бейсболки, но весь этот маскарад нисколько не изменил бушменской сути. Правительство Намибии и ЮАР даже предложило им бесплатное жилье в городе. Пару семей приехали, заселились, а через полгода собрали нехитрые пожитки и… ушли в неизвестном направлении. Некоторые «кустарниковые люди» остались жить в ЮАР, но категорически отказались запираться в четырех стенах. Их выбор – огромные палатки, напоминающие армейские. Натянул внутри пару-тройку веревок, повесил на них одеяла – вот тебе и многокомнатная квартира. Приехала теща погостить – еще веревка и простынь, и никто не чувствует себя ущемленным. Правда, так надолго осесть рискнули только несколько тысяч кочевников. Сегодня их сложно отличить от южноафриканцев – тот же стиль в одежде, та же маниакальная страсть к футболу и вечерним уличным посиделкам. Может, только тоски в глазах чуть больше, да в заднем кармане джинсов по-прежнему припрятана коробочка с маленькими отравленными стрелами… 

     

     Солнце в бушменских мифах – это человек, у которого светились подмышки. Когда он поднимал руку – небо озарялось светом, ложился спать – и землю покрывал мрак.

      Бушмены на службе фармацевтических компаний  

      Крупные международные фармацевтические компании заинтересовались древними бушменскими рецептами. На протяжении веков люди народа Кхомани, обитающие в южной Африке, умели заглушать голод при помощи снадобья, изготовленного из кактуса Hoodia. А сегодня специалисты компаний «Phytopharm» и «Pfizer» планируют использовать вытяжку из этого растения для производства лекарств для похудания. И хотя сами бушмены получат от продажи своих секретных рецептов только 10% прибыли, речь идет о миллионах долларов. Вот только как они их потратят?..