Жизнь, как известно, не стоит на месте – каждый день люди изобретают что-то новое во всех областях своей деятельности. И нет таких отраслей, где нельзя было бы придумать чего-нибудь оригинального.
Вот, например, строительство. Казалось бы, ну что тут можно изобрести? Четыре стены да крыша – все предельно просто и функционально. Однако не тут-то было – и здесь появляются новые тенденции, зачастую поражающие воображение даже в высокотехнологичном XXI веке.
Дубай: гонки по вертикали
Особенно в этом плане выделяются Объединенные Арабские Эмираты, конкретно – Дубай. Этот город в последние годы стал Меккой для архитекторов, настоящей столицей небоскребов, перечеркнув достижения всех мегаполисов мира. Еще не закончено строительство «Burj Dubai» – 800-метрового небоскреба, заявленного как самый высокий рукотворный объект в мире, – а компания «Nakheel Properties», крупнейший застройщик в ОАЭ, уже взяла на себя обязательства по возведению нового, еще более масштабного объекта. Здание «Nakheel Harbour & Tower» (Нахил Пристань и Башня) вознесется более чем на тысячу метров над землей! Хотя, возможно, правильнее будет сказать «здания» – австралийский архитектор Вудс Бэгот спроектировал башню, составленную из четырех соединенных в единую структуру небоскребов.
«В Дубае нет и никогда не было ничего подобного, – заявил председатель холдинга «Dubai World» Султан Ахмед Бин Сулейм на запуске проекта. – «Harbour & Tower» будет расположен в «сердце» нового Дубая, там, где мы собираемся построить новый район – место для жизни, работы, отдыха, развлечений. Все это будет сконцентрировано в одном месте». Благословил начало мультимиллионного строительства наследный принц Дубая шейх Хамдан бин Рашид Аль-Мактум.
В жилой части 200-этажного комплекса, занимающего 27 гектаров, с комфортом разместятся 55 тыс. человек. 45 тыс. ежедневно будут приходить сюда на работу – этого хватило бы, чтобы заселить целый город! А 250 тыс. кв. м гостиничного пространства смогут ежегодно принимать более миллиона туристов. И это еще не все. Как следует из названия, кроме собственно здания комплекс будет включать еще и порт – единственный в мире, расположенный прямо в центре города – «Nakheel Harbour & Tower» возведут на перекрестке канала «Arabian Canal» и одной из основных транспортных магистралей «Sheikh Zayed Road».
Что же касается эстетической стороны проекта – тут его создатели расстарались, соединив в одном здании архитектурные элементы красивейших в исламском мире сооружений прошлого – садов Альгамбры, пристани Александрии в Египте, набережной Танжеры в Марокко и мостов Исфахана в Иране.
Однако и этот масштабный проект не стал венцом архитектурной мысли. Итальянец Дэвид Фишер готов побороться с коллегой-австралийцем за звание создателя нового «чуда света». Правда, спроектированное им строение не поразит размерами на фоне «Nakheel Harbour & Tower» или того же «Burj Dubai» – запланированная высота будущего шедевра архитектуры всего 420 м. Фишер берет другим – его «Dynamic Tower» (Динамичная башня) станет первым в мире… движущимся зданием!
Разумеется, оно не зашагает по улицам Дубая. Но вот изменять свою конфигурацию сможет запросто. Каждый этаж здания будет вращаться относительно земли и других этажей на 360 градусов вокруг одной массивной и неподвижной колонны. А необходимой для этого энергией подвижные модули снабдят ветровые турбины. Они же, вместе с солнечными панелями на крыше, полностью обеспечат необычную постройку электричеством.
В 80-этажном небоскребе планируется разместить квартиры, офисы, гостиницу и 10 вилл класса «люкс». Кстати, жители этих последних заплатят не только за жилье, но и за возможность контролировать его движение самостоятельно. Вращением остальных этажей будет управлять компьютер.
Техническая сторона проекта с ходу вызвала массу вопросов. Один из основных – что Фишер собирается делать с коммуникациями, которые в обычных домах имеют раз и навсегда установленную структуру? Архитектор предложил простое и оригинальное решение – трубы и провода на подвижных этажах и неподвижной сердцевине соединятся точно так же, как самолеты при дозаправке в воздухе.
Не только Дубай мечтает обзавестись собственным архитектурным шедевром, изменяющим форму, – от него не отстает Москва. Вращающая башня, спроектированная все тем же Фишером, по слухам, должна украсить российскую столицу уже в ближайшие годы. Но в отличие от решительных арабов, московские власти не спешат дать добро на возведение столь неординарного здания. Корпорация «Mirax Group», заявившая о готовности построить его, пока занимается «полевыми испытаниями». «В настоящее время не решены технические вопросы сооружения небоскреба. Корпорация ведет строительство двух экспериментальных этажей, на которых будет протестировано функционирование всех систем», – поясняется в пресс-релизе.
Изменяющие свою форму здания – изобретение XXI века, но попытки запечатлеть движение в камне и металле предпринимались и раньше. Подтверждение тому – «Танцующий дом», излюбленная достопримечательность туристов, посещающих Прагу. Правда, здание в стиле ар-нуво, спроектированное хорватом Влада Милуновичем и американцем Фрэнком Гери, в отличие от «Dynamic Tower» стоит совершенно неподвижно, как и положено капитальному строению. Зато своей формой оно действительно напоминает слившуюся в танце пару – стеклянная часть воплощает даму в разметавшемся по тротуару платье, а вторая, развернутая в сторону реки, – джентльмена в цилиндре.
Ар-нуво или модерн – направление в искусстве, и в частности, в архитектуре, появившееся во второй половине XIX – начале XX века. Отличительные особенности – отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий и одновременно интерес к новым технологиям. Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции произведений.
Ар-деко – течение в архитектуре, моде и живописи. Представляет собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты – строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие современные материалы. В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма, в Советском Союзе и гитлеровской Германии трансформировался в «новый ампир».
У «танцоров» из бетона, стекла и металла даже есть имена, неофициальное прозвище здания – «Джинджер и Фред». Именно так – Фред Астер (Fred Astaire) и Джинджер Роджерс (Ginger Rogers) – звали легендарных бродвейских танцоров 30-х годов, вдохновивших архитекторов на создание «Танцующего дома».
Возрожденная мечта
Шедевр за шедевром, гигант за гигантом – современная архитектура не перестает удивлять нас размахом и изобретательностью. Правда, само стремление возвести нечто грандиозное – черта, характерная не только для сегодняшних архитекторов и их заказчиков. Еще в 1928 году в Нью-Йорке, на 5-й авеню, известный газетный магнат Уильям Рэндольф Херст возвел для своего издательства 6-этажное здание в стиле ар-деко. Постройка выглядела абсолютно законченной и гармоничной и полностью отвечала своему назначению – обеспечивала комфорт работавшим там людям. Увы, сам Херст не был удовлетворен ею – он мечтал о грандиозной башне, достойной его информационной империи. Первоначальное здание должно было стать всего лишь основанием для нее. Как исполнить его желание – не знал никто. Соответствующих технологий в то время просто не существовало.
Но мечтам свойственно сбываться. Через 70 лет сэр Норман Фостер, знаменитый английский архитектор, предложил оригинальное решение. И над зданием 20-х годов вознеслась ажурная 42-этажная конструкция из стекла и металла. Смешение стилей, сочетание несочетаемого – Фостер сумел добиться гармонии в облике постройки, и мечта, пережившая мечтателя, воплотилась в жизнь.
Скандалы и курьезы
Не все воплощенные мечты – прекрасны. Так, желание супруги великого мультипликатора увековечить имя супруга обернулось чуть ли не скандалом. Дисней-Холл (Walt Disney Concert Hall), построенный Фрэнком Гери по желанию вдовы Диснея и отчасти на ее деньги, вызывает не столько восторг, сколько недоумение – внешне он ничем не напоминает концертный зал, каким его представляет подавляющее большинство людей. Фасад здания являет собой нагромождение изогнутых плоскостей, отливающих стальным блеском – он вызывает ассоциации, скорее, с промышленным, а не культурным объектом. У тех же, кто оказался внутри, это впечатление только усиливается – как ни парадоксально, за счет органа, являющегося основным элементом внутреннего убранства. Сложная система переплетающихся и торчащих под разными углами труб вызывает положительные эмоции далеко не у всех.
Но разногласиям ценителей прекрасного насчет архитектурного решения Дисней-Холла далеко до возмущения жителей окрестных домов. В полете своей фантазии Гери не учел одного маленького нюанса: изогнутые плоскости фасада, облицованные стальными листами, стали… великолепными линзами, концентрирующими солнечные лучи и направляющими их на соседние здания и прилегающие улицы. В результате к полудню жара в окрестных домах становилась совершенно невыносимой, а асфальт и вовсе разогревался до 60 °C! Многочисленные жалобы даже вынудили городские власти переделать некоторые части здания, чтобы «перенаправить» жар.
А вот скандал, разгоревшийся в Лас-Вегасе, обязан своим происхождением совсем не его автору – сэр Норман Фостер не ошибается. Зато подрядчики допустили изрядный промах, ставший фатальным для грандиозного проекта, созданного архитектором по заказу «отцов города» – великолепного «Harmon Hotel».
И ведь главное, что проект успели широко разрекламировать. 49-этажный отель в стиле хай-тек должен был поражать величием снаружи и роскошью изнутри. Но как раз с величием получился настоящий конфуз: небоскреб пришлось укоротить почти вдвое – до жалких 28 этажей!
Хай-тек – концепция архитектуры и дизайна, воплотившая в себе принцип: «Дом — машина для жилья». Впервые этот архитектурный стиль возник в Англии, сами англичане связывают его появление с национальной чертой – стремлением к техническому прогрессу. И здания в стиле хай-тек выглядят соответственно: четкие геометрические линии, предельно технологичные материалы – бетон, стекло, металл; роль декора выполняют выведенные наружу коммуникации – лифтовые шахты, вентиляционные короба, опорные конструкции. Основоположники стиля – Норман Фостер, Ричард Роджерс, Бакминстер Фуллер и другие – утверждали: возведение жилья должно быть не менее технологичным, чем, например, самолетостроение.
Новость шокировала всех – в первую очередь, городских архитекторов, пекущихся о гармоничности облика одного из новых районов Лас-Вегаса. Ведь строение, согласно их планам, является частью района «CityCenter», возведенного в едином стиле. Теперь же «Harmon Hotel» будет выглядеть просто недомерком среди соседних зданий высотой в пять–шесть десятков этажей. Не обрадовались и авторы проекта – архитектурная фирма лорда Нормана Фостера. И неудивительно: такой конфуз – не лучшая реклама. Да и другие проектировщики серьезно задумались: а не слишком ли большой риск – делать дела в столице азартных игр.
Однако самое примечательное в этом «скандале с усекновением» то, что причиной его, в отличие от большинства аналогичных, стал отнюдь не кризис, а… обыкновенная халатность строителей! По ошибке они так установили арматуру на пятнадцатом этаже, что она просто не выдержала бы конструкцию запланированной высоты! Реакцию авторов проекта представить нетрудно.
Зато сами «авторы ошибки» – строители из компании «MGM Mirage» – ничуть не смутились. Даже наоборот, бросились успокаивать огорченную общественность оптимистичными заявлениями: дескать, ничего страшного не произошло – разница не будет бросаться в глаза. Подумаешь, всего 21 этаж потеряли – дело, в общем-то, житейское!
Закончится ли история судебным разбирательством – неизвестно. Вполне может оказаться, что лорду Фостеру будет не до того: ведь строительный бизнес – как, впрочем, и любой другой – переживает сейчас не самые легкие времена.
Небоскребы становятся ниже
Для Фостера история с «Harmon Hotel» – чуть ли не беспрецедентный случай. Такого масштабного провала еще не случалось на его полувековом творческом пути. Но вообще сегодня такие казусы случаются довольно часто. В том числе и все с тем же Фостером.
Причины других подобных случаев, правда, куда банальнее, чем скандал в Лас Вегасе, – мировой экономический кризис и, как следствие, нехватка средств. Например, правительство Москвы решило пересмотреть амбициозный проект, оцененный специалистами ни много ни мало в полтора миллиарда долларов, руководствуясь именно этим. Башня «Россия», строящаяся в международном деловом центре «Москва-Сити», должна была стать самым высоким зданием в Европе – целых 612 м. Теперь же она превратится в весьма заурядный по меркам небоскребов 200-метровый «домишко». Да и тот когда еще построят! Объект должны будут сдать только в 2016 году (вместо намеченного изначально 2012-го).
А ведь как хорошо все начиналось! Когда лорд Фостер впервые обнародовал проект на выставке недвижимости MIPIN-2006 в Каннах, запланированная высота здания составляла круглую и красивую цифру в тысячу метров. Правда, излишними амбициями ему пришлось поступиться – московские специалисты всерьез засомневались в устойчивости башни. В итоге сошлись на 612 м – высоте, вызывающей меньшее благоговение, но гораздо большее доверие российских чиновников от архитектуры. Возможно, именно эта уступка и предопределила дальнейшую судьбу здания – вместо задуманного ранее «города-дома» с подземной парковкой, десятками этажей офисов, магазинов и ресторанов москвичи рискуют получить очередной заурядный бизнес-центр.
Реакция общественности на «усекновение» здания оказалась неоднозначной. «Вместо того чтобы отложить стройку на более поздний срок, вздумали строить какой-то карликовый небоскреб», – возмущаются в интернет-обсуждениях сторонники проекта. «Разве можно жить на 500-метровой высоте? Слава богу, дошло до властей, какая эта глупость вообще затевать это строительство», – радуются их оппоненты.
Что же касается специалистов, то и им есть о чем поспорить. Так, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, президент МАРХИ Александр Кудрявцев высказал мнение, что укоротить башню «Россия» не так просто – нарушится вся архитектурная композиция «Сити». Московский международный деловой центр, по его словам, не зря назвали «русским Манхэттеном» – он, как и одноименный район Нью-Йорка, может служить настоящим наглядным пособием по истории архитектуры. Небоскребы, объединенные в ансамбль только по одному признаку – высоте – должны были стать своеобразным срезом времени.
«Изменение высоты кардинально изменит весь проект с точки зрения композиции, – готов разделить мнение эксперта главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. – О башне, скорее всего, придется просто позабыть. Что появится вместо нее? Это может быть здание полукругом, в виде треугольника, группы башен… В общем, будем думать».
А вот другие уже подумали об этом. И готовы не только приложить руку к спасению проекта, но и вложить в него реальные деньги. Так, председатель совета директоров корпорации «MIRAX GROUP» Сергей Полонский заявил, что поднимет башню до изначально определенной высотной отметки. «MIRAX GROUP», по его словам, готова даже купить долю в проекте за 48,5 млн. долларов. Правда, вопрос этот пока всерьез не обсуждался.
Архитектурные скандалы, прежде всего связанные с финансами, сотрясают не только Россию. Больнее всего кризис ударил по Соединенным Штатам – и, как следствие, самым масштабным американским проектам тоже пришлось подсократить затраты. То тут, то там из-за нехватки средств перекраиваются, а то и вовсе замораживаются самые монументальные стройки.
Так, отказ в финансировании оказался фатальным для нашумевшей «Chicago Spire» (Чикагской Спирали) – высотного здания, заложенного в американской столице небоскребов. А административный центр штата Иллинойс по праву заслужил такое название – здесь находятся пять из десяти самых высоких строений в Америке, включая знаменитый «Sears Tower» (Башня «Сирс»), высочайший рукотворный объект на материке, и десять из пятидесяти мировых рекордсменов.
Что же касается «Chicago Spire», спроектированной испанским архитектором Сантьяго Калатравой, то это здание по праву считалось одним из самых значимых архитектурных проектов последних лет. 610-метровое строение должно было стать новым рекордсменом Америки по высоте. Спираль же, по замыслу архитектора, символизировала бы кружащийся дым от индейских костров.
Строительство было начато по-американски масштабно – с рекламной шумихи. В итоге, третья часть квартир была продана по цене от 750 тыс. до 40 млн. долларов еще до того, как рабочие закончили рыть котлован. И на этом этапе строительство… было благополучно заморожено. Гигантская яма 23-метровой глубины и зачатки фундамента – вот все, что получили в итоге покупатели элитной недвижимости.
И это не единичный случай. Финансовый кризис сильно ударил по множеству подобных проектов. По всему миру остановилось строительство 142 небоскребов. В одних только Соединенных Штатах застыли на разной стадии незавершенности 29 высотных зданий, работы над которыми были уже начаты. Что же касается гигантов, претендующих на рекордную высоту, – таких строек в мире заморожено целых пять.
Китайское чудо
А вот китайцам кризис не помеха, они продолжают работать – как, впрочем, и всегда. Даже, пожалуй, с большим энтузиазмом: ведь теперь у них есть реальный шанс возвести самое высокое здание на планете. Пока весь мир пытается решить свои финансовые проблемы, в Шанхае разворачивается строительство очередного футуристического небоскреба с начинкой, сравнимой по технологичности с комплектующими самого мощного компьютера. Высота «Shanghai Tower» (Шанхайской башни) по замыслу авторов проекта составит более 632 м – на фоне остальных построек это будет выглядеть довольно внушительно. Форма здания – опять же спираль. Правда, что она символизирует в китайском варианте – неизвестно. Зато, утверждают архитекторы, такая форма позволит снизить затраты электричества и повысить устойчивость к ветрам. Внешне же башня – вернее, ее проект – выглядит довольно необычно: она как бы укутана в плащ или плед. Да и окружающий ландшафт впечатляет: «Shanghai Tower» займет место рядом с двумя другими высочайшими строениями Шанхая – башней «Jin Mao» и центром «Shanghai World Financial Center».
Зато внутри посетителей не ждет ничего необычного – офисные, жилые и торговые помещения, все по-китайски практично. Электричеством строение обеспечат 54 турбины, установленные на крыше небоскреба, – здание будет не только самым высоким, но и самым экологичным в Китае.
Однако иногда стремление к прекрасному берет верх над практичностью. Чем иначе объяснить планы все тех же китайцев возвести одно из самых необычных сооружений последних лет – «REN Building», или «Здание Жэнь».
Откуда взялось это название? «Ren» (в русской транскрипции – «жэнь») – китайский иероглиф, означающий «человек» или «люди». Кстати, отсюда второе название строения – «People Building» (Народное здание). Иероглиф состоит из двух наклоненных друг к другу линий, соединяющихся вверху в одну. Так же выглядит строение – наклонные корпуса как бы срастаются в верхней части. Однако иероглиф Жэнь – не единственный символ, заложенный в архитектурное решение. Чтобы совершенно очаровать китайцев, авторы проекта буквально заполнили его символикой, вызывающей ассоциации с понятиями «жизнь» и «город». Так, просвет под зданием напоминает своими очертаниями иероглиф «огонь», вид сверху на постройку и прилегающую территорию – знак «земля», изгибы краев крыши – «вода»… Но и это еще не все – символична не только форма здания, но и содержание. «Первая башня, вырастающая из воды, посвящена действиям человеческого тела и предоставляет кров спортивному и водному центру. Вторая, вырастающая из земли, посвящена духу и просвещению. Она предоставляет кров конференц- и культурному центру. Эти два здания «встречаются» в отеле на тысячу номеров», – так объясняют авторы «REN Building» расположение и назначение внутренних помещений.
Кстати, архитекторы, так изящно сплетающие воедино китайские символы, родом отнюдь не с востока. Проект разработан двумя датскими архитектурными компаниями – «Bjarke Ingels Group» и «Julien De Smedt». Открытие его планируется провести уже в 2010 году, как раз к международной выставке «Экспо» в Шанхае.
Современные стройки поражают воображение – если не масштабностью, то оригинальностью или технологичностью. Но это не главное. Ведь основная задача строителей – обеспечить человеку элементарную защиту от плохой погоды, комфорт и уют. И это, пожалуй, единственное, что может и должно ограничивать фантазию действительно талантливого архитектора.