НО ЕСТЬ ТЕ, КОМУ ЭТО АБСОЛЮТНО НЕ ВЫГОДНО

«Углеводородная наркозависимость»

Мировая цивилизация сидит на нефти и газе, как наркоман на игле: чем больше потребляет, тем больше требует.

Между тем, именно углеводороды медленно, но верно разрушают глобальную экономику. Всего несколько лет назад психологически недопустимой считалась цена в 50 долларов за баррель. Но барьер был взят. Потом стали говорить о 70 долларах как новом пороге. Но и этот рубеж взяли. Что дальше – 100 долларов за баррель? 150? 200?

К сожалению, умопомрачительные цены не единственная проблема.

Разведанные запасы и нефти, и газа стремительно подходят к концу. Потенциальных месторождений также хватит ненадолго. Еще пара-тройка десятилетий и черно-голубое золото уже не купишь ни за какие деньги – его попросту не будет.

А есть еще и экологические проблемы. Потерпевший крушение нефтяной танкер, горящий нефтепромысел – обычная картинка в теленовостях. Экологи отчаянно бьют тревогу – нефтегазовые корпорации отравляют планету. В океанах умирает рыба, а на земле стремительно уменьшаются запасы чистой пресной воды. Об удручающем загрязнении воздуха скромно умолчим.

И вот что странно. Все эти проблемы появились не сегодня. О них знали и вчера, и даже позавчера. Более 30 лет прошло с тех пор, как разразился первый глобальный нефтяной кризис. Почему же человечество до сих пор не нашло никакого способа противостоять губительной углеводородной зависимости?

На самом деле, лучшие мозги человечества не спят. И тот факт, что нефть и газ до сих пор господствуют в мире, объясняется вовсе не тупостью человечества (якобы не способного найти им замену), а совершенно иными причинами, весьма далекими от науки.

Уже сегодня есть немало технологий, доказывающих – нефть и газ ВПОЛНЕ ЗАМЕНИМЫ.

Синтетика в энергетике

Речь идет о так называемом синтетическом жидком топливе. Его основа – синтетический газ, смесь водорода и монооксида углерода (угарного газа), с использованием катализаторов на основе никеля, палладия, кобальта.

Уже много лет существуют технологии, позволяющие получать из синтез-газа метанол, этанол и другие жидкие горючие органические соединения.

Кстати, еще в 1930–40-е годы технологии получения синтетического бензина получили широкое применение в нацистской Германии. Морская блокада отрезала Гитлера от всего мира. До июня 1941 года нацисты еще кое-как перебивались, но после нападения на СССР им стало совсем худо. Под пятой Берлина была вся Европа, но толку от нее было крайне мало, ибо природных ресурсов в ней кот наплакал. В частности, источник нефти остался один – Румыния. Но одной румынской нефти катастрофически не хватало.

Впрочем, немцы не были бы немцами, если бы не изловчились и не нашли выход из ситуации. Башковитые химики изобрели способ получать синтетическое топливо… из угля.

Между прочим, основанные в те годы немецкие компании до сих пор работают на мировом рынке и являются одними из ведущих производителей электроплазменных установок для конверсии угля в газообразное и жидкое топливо.

Следующий шаг был сделан режимом апартеида в ЮАР в 60-е годы. Международные санкции и отсутствие собственной нефти побудили правительство ЮАР искать решение топливных проблем путем все той же газификации угля.

Интерес к производству синтетического топлива поддерживается угледобывающими компаниями и властями нескольких угледобывающих штатов США – Иллинойс, Индиана, Пенсильвания и др. По мере того как цены на углеводороды ползли вверх, в США все активнее стали использоваться смеси дизеля и синтетических видов топлива.

Проблема остается одна – эффективная очистка синтез-газа перед его сжиганием и направлением продуктов в газовую турбину. Если бы ее удалось решить, то у углеводородов появился бы весьма серьезный конкурент.

Биодизель

Биодизельное топливо – одна из основных альтернатив бензину и дизельному топливу. Оно добывается из… самого обыкновенного растительного масла!

Производится так называемая переэтерификация растительного масла этиловым или метиловым спиртом. В результате появляется во всех отношениях безопасная и приятная штука. В разлитом виде топливо не наносит никакого вреда природе и на 99% перерабатывается живущими в почве и воде бактериями. При сжигании выделяется столько же углекислого газа, сколько его потребило при жизни растение, из которого изготовлено масло. В довершение ко всем достоинствам биодизель совершенно не взрывоопасен. Единственный его минус – необходимость подогрева топлива зимой.

В Европе биодизель изготавливают из рапса, в США – из сои, в Юго-Восточной Азии – из пальмового и кокосового масла.

Есть и другие варианты биодизеля. Например, в США, Бразилии, Мексике и Юго-Восточной Азии активно внедряется смесь дизельного топлива со спиртом, называемая O2Diesel. NExBTL – топливо, изготавливаемое финской компанией «Несте ойл», – комбинация биодизеля, сделанного из растительного и животного масла, с водородом.

Этанол

Самая прогрессивная страна в этом вопросе – Бразилия. Здесь многие автомобили ездят на 25% смеси спирта с бензином, спирт составляет 20% всего потребляемого топлива. Причина проста – огромное количество сырья, из которого можно вырабатывать спирт. Опыт Бразилии постепенно начинают перенимать в США, Венесуэле и Канаде.

Как правило, используются 10–20% смеси спирта и бензина – их можно применять на обычных бензиновых двигателях. В принципе, можно делать и более насыщенные спиртом смеси, но тогда приходится менять систему зажигания автомобиля. Интересно, что использование спирта в 2004 году в США позволило снизить выбросы CO2 в атмосферу почти на 8 млн. тонн!

Водородная энергетика

Умы специалистов и политиков давно занимает и так называемая «водородная энергетика».

Водород принято считать топливом с высокими энергетическими характеристиками. Кроме того, это идеальное топливо с точки зрения экологии. Продукт выброса здесь один – обыкновенная вода (водяной пар).

Сегодня практически в каждом крупном городе США есть несколько автобусов городского пассажирского автотранспорта, работающих на водородных топливных элементах.

Схема предельно проста: сначала воду расщепляют на водород и кислород, а затем водород окисляют кислородом, снова получая воду и энергию

Проблема в том, что водород нельзя использовать в двигателе внутреннего сгорания – нужны новые двигатели, новые автомобили и новая инфраструктура: автосервисы, заправки. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что водород можно применять в роторно-поршневых двигателях, которые встречаются у автомобилей «Мазда».

А концерны «БМВ» и «Форд» уже к 2008-му планируют выпускать модели с гибридным бензиново-водородным двигателем. Одновременно в Европе планируется начать строительство сети водородных заправок.

Гибридный двигатель

Суть его работы такова: обычный бензиновый двигатель приводит в действие электрогенератор, который в свою очередь управляет электромоторами, приводящими в действие автомобиль. К этому прилагается аккумулятор, запасающий энергию при торможении, что уменьшает расход топлива. При необходимости увеличения мощности включаются одновременно и топливный, и электродвигатель. В городе, на малых скоростях, дело обходится только электромотором.

В отличие от других, гибридный двигатель вовсе не является экспериментальным и уникальным и уже лет десять ставится на авто в промышленных масштабах. Лидер в их производстве – компания «Тойота», выпускающая городские машины «Приус» и внедорожники «Лексус RX 400h» и «GS 450h». «Форд» и «Хонда» также делают гибридные версии своих автомобилей. На повестке дня – выпуск гибридных версий «Пежо 307» и «Ситроен С4».

Это лишь несколько примеров новых энергетических технологий.

Список можно продолжать долго – существуют еще разработки так называемых «струйных газотурбинных двигателей», квантовая энергетика, всем хорошо известные альтернативные источники (ветер, солнце, гейзеры), не говоря уже о традиционном мирном атоме.

Так в чем же дело?

А дело в следующем.

Прорыв в энергетической сфере привел бы к гигантскому переделу мирового богатства. «Не у дел» могли бы остаться целые страны, а главное, титаны транснационального бизнеса.

Новая энергия – это победа человечества, но приговор нефтегазовым корпорациям.

Существует целый ряд способов сдерживания развития новой энергетики – от тайной скупки патентов до организации пиар-кампаний против атомных станций.

НО ГЛАВНОЕ – ЭТО ИСКУССТВЕННОЕ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ.

Правительства «мировых держав» тратят деньги на что угодно, только не на решение самой насущной проблемы человечества.

Конечно, кое-какие средства выделяются. Более того, для домохозяйки цифры могут показаться убедительными – речь идет о сотнях миллионов долларов.

Однако по сравнению с другими затратами (например, на вооружения) и с реальными потребностями все это горькие слезы.

Между тем, ученые и эксперты в один голос утверждают: при РАДИКАЛЬНОМ увеличении расходов ведущих стран мира на научные исследования стратегическая проблема человечества (освобождение от нефтегазовой зависимости) была бы давно решена.

Увы!

Нефтегазовый бизнес обладает колоссальной ПОЛИТИЧЕСКОЙ властью в мире.

Теснейшая связь Буша и доброй половины администрации США с нефтяным лобби – это НИКЕМ НЕ СКРЫВАЕМЫЙ факт. И как показывает опыт, даже приход к власти демократов (в большей степени связанных с высокотехнологичными компаниями в духе «Майкрософт») мало что может изменить.

Вообще перечислять страны, где власть прямо или косвенно контролируется мощнейшим нефтегазовым лобби, доморощенным и транснациональным, – занятие нудное – таких стран слишком много.

Ближайший к нам пример – Россия, где нефтегазовые сырьевики захватили власть так цепко, что, похоже, выпустят ее из рук только тогда, когда по образу и подобию СССР «энергетическая сверхдержава» полетит в тартарары (рискуя окончательно похоронить под своими обломками историческую Россию).

И если ради интересов нефтегазового лобби единственная сверхдержава мира может начать гибельную войну в Ираке (вопреки общественному мнению, здравому смыслу и национальным интересам), то что уж говорить о перекрытии кислорода по финансированию альтернативных энергетических исследований…

Главная надежда человечества – Китай

Китай более всех страдает от углеводородной зависимости. Экономика здесь растет гигантскими темпами и требует огромного количества энергии. Более того, экономический рост в этих краях, безусловно, продолжится, а значит, завтра энергии потребуется еще больше.

Добавьте к этому богатеющее население – миллионы китайцев ежегодно пересаживаются с велосипедов в собственные авто. Спрос на бензин растет как на дрожжах.

К тому же для пекинского правительства особенной проблемой становится экологическая безопасность.

В каком-то смысле Китай попался в классический замкнутый круг. Его экономика растет и ему требуется все больше энергии, все больше нефти и газа. Рост потребления в Китае – одна из главных причин роста мировых цен на нефть.

Иными словами, чем быстрее Китай развивается, тем дороже ему приходится платить за собственные успехи.

Но у Китая есть колоссальное преимущество – руководство Поднебесной свободно от влияния нефтегазового лобби. Более того, в диктате мировых транснациональных нефтегазовых корпораций Пекин справедливо видит прямую угрозу своим интересам.

В Китае с огромной благосклонностью и вниманием относятся к альтернативным видам топлива и энергетики. Это вполне естественно – если в 2001 году Китай потреблял 9,8% мировой энергии (для сравнения, США – 24%), то к 2025 году эта доля вырастет до 14%.

Основная ставка Китая – на мирный атом. Точнее говоря, Китай ставит на завтрашний день атомной энергетики – на так называемый термоядерный синтез.

Термоядерный реактор использует энергию синтеза ядер изотопов водорода. Изотопы выгорают, практически не оставляя радиоактивных отходов. При этом на единицу веса термоядерного топлива получается примерно в 100 раз больше энергии, чем при расщеплении урана.

Кое-кто относится к китайским планам скептически, намекая на то, что пока Пекин все еще существенно отстает от ведущих технологических держав, – дескать, если в США, или Европе не получилось, то с какой стати получится у китайцев?

Предсказывать будущее, разумеется, всегда опасно. Но скептикам можно привести как минимум два возражения.

Во-первых, пару-тройку десятилетий назад скептики точно также не верили, что после странностей «культурной революции» и «большого скачка» Китай может отвоевать хоть какие-то позиции в мировой экономике. И тем не менее, это случилось. Причем отвоеванные позиции оказались не «какими-то», а самыми что ни на есть передовыми.

Во-вторых (и это главное) Китай свободен от нефтегазовых лоббистов. А это значит, что здесь на научные исследования в области энергетики будет выделено столько средств, сколько потребуется; а сделанные открытия не будут скуплены «охотниками за патентами» и не лягут мертвым грузом в сейфы боссов ТНК, а напротив, наконец-то начнут служить людям…