Конгресс уговаривали битых две недели. Сенаторы то охали, то вздыхали, то мялись, то кривились. Обама нервничал и грозил пальцем. Как ни странно, это подействовало. В конце концов «последний и решительный» план спасения экономики США утвердили. В дополнение к 700 млрд. долларов от Буша и Полсона «утопающим» отправят 800 млрд. от Обамы и Гейтнера.
Вышла, правда, одна «неувязочка»: пока сенаторы не давали денег – биржи росли, а как только дали – начался новый обвал…
Барак Обама, 44-й президент США: «Уолл-стрит надеется на какой-то легкий выход из всего этого, а легкого выхода нет».
Обаме не позавидуешь. Он ухитрился стать президентом в момент, когда страна находится в весьма плачевном положении. И Америка не намерена ждать пресловутые сто дней – результаты ей нужны «здесь и сейчас».
Дела из рук вон плохи, причем ситуация ухудшается день ото дня – производство падает, безработица растет, а финансовая система никак не может выкарабкаться из кризиса ликвидности.
Все надувают щеки от важности, мрачных прогнозов хоть отбавляй, а что делать – никто толком не знает. Поскольку новых идей нет, а делать что-то надо, решено продолжить старую-добрую политику – накачивать экономику деньгами. Со дня инаугурации Обамы не прошло и месяца, как министр финансов представил Конгрессу новый «спасательный» законопроект.
Суть «нового» плана старая – влить в экономику побольше денег (вдруг полегчает?). Президент-демократ оказался щедрее своего предшественника – республиканца. В «топку» предлагалось вкинуть ни много ни мало 825 млрд. долларов.
Но у «Плана Гейтнера» неожиданно возникли трудности в верхней палате. Советникам Обамы и самому президенту пришлось изрядно попотеть, чтобы заставить Сенат одобрить движение по той же дороге, на которую вырулила еще прежняя администрация (и за что ее только Обама ругал?..).
В разгар парламентских баталий Барак Обама лично увещевал оппонентов: «Если мы не приведем этот план в действие, то наш экономический кризис может перерасти в национальную катастрофу».
В конце концов строптивцы сдались. Правда, ради этого пришлось произвести урезание суммы первоначального проекта до 787 млрд.
В общем, дело с мертвой точки сдвинулось, но финансовым рынкам это оптимизма почему-то не прибавило.
Чем недовольна биржа
Обычному человеку реакция Уолл-стрит может показаться удивительной и непонятной. Как так, на преодоление кризиса выделяют сотни миллиардов долларов – а банкиры и инвесторы недовольны?!
Ведь с учетом предыдущего плана спасения, принятого еще при Буше, американская экономика должна получить около 1,5 ТРИЛЛИОНОВ (1 500 000 000 000) долларов.
Причем новая администрация Белого дома уже несколько раз прозрачно намекала: проект Гейтнера – только первый шаг. Дальше будет круче. Речь идет о выделении еще как минимум ТРИЛЛИОНА (в том числе по линии Федеральной резервной системы). Только такими астрономическими денежными вливаниями, по мнению нынешнего министра финансов США, можно залатать убытки банков и обеспечить кредитование бизнеса.
Собственно, как раз в этом, скорее всего, и кроется разгадка нервной реакции финансистов. Банковская система США продолжает весело катиться под горку, прямиком к краю пропасти – а потому обещанные триллионы им требуются немедленно. Именно их и ожидали от Обамы. Но не тут то было. Мало того, что выделяемая сумма оказалась значительно меньше, так еще и тратить ее администрация Барака Обамы предполагает весьма своеобразно…
Так что же предложил Обама
План Полсона-Буша критиковали все кому не лень. Прежняя администрация во главу угла ставила интересы банковского сектора. И именно туда собирались «ухнуть» все 700 млрд. помощи.
Но в тот раз не выдержали нервы конгрессменов. Никому не хотелось объяснять избирателям, почему за их «кровные» возмещают убытки жирным котам с Уолл-стрит.
В итоге часть денег особо пострадавшим банкам все-таки перечислили (в виде выкупа части акций), а 168 млрд. направили на разнообразные налоговые послабления. По расчетам выходило, что миллионы малообеспеченных (или, точнее, менее обеспеченных) американцев получили на руки по 600 долларов.
В Минфине надеялись, что осчастливленные граждане бросятся эти деньги тратить и тем самым поддержат задыхающийся спрос. Реальность оказалась далека от расчетов. Получившие нежданную прибавку граждане разделились на две группы: одни просто спустили деньги на всякие глупости (вроде посещения сайтов для взрослых), другие – предпочли сэкономить и вообще за покупками не пошли. В общем, из всех расчетов получился пшик.
От помощи банковскому сектору эффект оказался весьма похожим. Банки не только не разморозили кредитование, но еще больше его сократили, а полученную помощь… списали на покрытие своих убытков.
Новая администрация решительно заявила – старых ошибок не повторим. И тут же их повторила.
Из 825 млрд. долларов первоначального проекта 275 планировалось пустить как раз на те самые налоговые льготы и послабления. Правда, в этот раз их обещают в первую очередь покупателям автомобилей и жилья (т.е. тех секторов, которые переживают кризис особенно тяжело). Но юристы ясно указывают – в законах достаточно лазеек для того, чтобы напуганные кризисом обыватели сэкономленные деньги направили не на «поддержку штанов» отощавшего автопрома, а опять отложили на «черный день».
Оставшиеся ПОЛТРИЛЛИОНА предназначались авторами закона на разнообразные «инвестиции и социальные проекты».
Что сие означает? Во-первых, Обама предлагает за счет бюджета строить дороги, мосты, объекты инфраструктуры (например, высокоскоростные линии интернет-связи) и тем самым пристроить к общественно полезному делу сотни тысяч оставшихся без работы строителей (после кризиса ипотеки по всей стране стали закрываться стройки, оставляя людей без средств к существованию).
В общем итоге план предполагает создание за счет госзаказа более 3 млн. рабочих мест в течение ближайших нескольких лет.
Во-вторых, деньги предлагается пустить на разнообразные виды помощи нуждающимся: 90 млрд. на медицинские страховки, почти 40 млрд. – на субсидии оказавшимся без работы, 100 млрд. – на образование, почти 80 млрд. – дополнительно на школы и университеты… Плюс сотни миллионов на просвещение школьников о распространении половых инфекций, поддержку художественных галерей и изучение последствий глобального потепления.
От таких цифр и целей у воротил с Уолл-стрит наверняка глаза полезли на лоб. А уж выступление Дэвида Аксельрода (советника президента Обамы) и вовсе все запутало: «Вкладывая деньги в энергетические проекты, здравоохранение, реставрацию лабораторий и библиотек, мы делаем так, чтобы наши дети смогли восстановить наши дороги, мосты и водные пути. Мы не только даем рабочие места, мы создаем фундамент для будущего нашей экономики».
И понимай как хочешь. То ли образование само по себе экономическое благо, то ли из кризиса выберется только следующее поколение американцев…
Конечно, внешне планы звучат заманчиво. Цели сплошь возвышенные – образование, библиотеки, экология, новая энергетика… И все будет достойно профинансировано. Чего ж печалиться? Реставрировать библиотеки, как ни крути, благороднее, чем субсидировать биржевых жуликов.
Все так. Но есть проблема. Американские чиновники тупят и воруют ничуть не меньше, чем их собратья по всему белу свету. И чем больше денег попадет в их распоряжение, тем более неэффективно они ими распорядятся.
Скрупулезно проанализировав «громадье планов» новой администрации, эксперты «Wall Street Journal» выдали такой вердикт: с каждого доллара, потраченного по плану Обамы-Гейтнера, реально на пользу экономике пойдут… 12 центов.
Среди прочих пунктов антикризисной программы хочется обратить внимание на два: увеличение ассигнований на правоохранительные органы и… создание специальной структуры, которая будет следить за распределением «спасательных» денег
При этом сами демократы клянутся, что отчитаются за каждый цент. Для этого предполагается создать специальный сайт, на котором можно будет в любой момент видеть отчет о расходах по программе спасения экономики.
Впрочем, верится в это мало. Учитывая расплывчатость «спасательных обещаний», простор для «творческого подхода» чиновников открывается просто невообразимый. Тут вам и сотни строительных подрядов, и выкуп «плохих» активов, и субсидии отдельным учреждениям и организациям.
Или вот еще вопрос. По какой цене выкупать те самые «плохие» бумаги – по мизерным рыночным или по завышенным номинальным?
В общем любителям погреться у бюджетного очага развернуться есть где. Тем более что суммы в распоряжении американских бюрократов окажутся просто астрономические.
Как оказалось, сомнения в эффективности предложенных новой администрацией мер испытывают не только банкиры, но и рядовые американцы. Из более чем 20 тыс. человек, принявших участие в интерактивном опросе CNN, 48% считают, что антикризисная программа эффекта не даст, 42% убеждены, что бюджету придется раскошеливаться еще не раз, и лишь 11% назвали программу «достаточной».
Старый новый курс
Немногочисленные критики администрации Обамы обратили внимание на тот факт, что в основных своих положениях антикризисная программа очень напоминает… «Новый курс» Рузвельта, принятый в 1933 году в разгар Великой депрессии. Именно тогда в США впервые сделали ставку на колоссальное увеличение бюджетных расходов, повышение налогов для богатых, помощь бедным, прямое кредитование фермеров и организацию массовых общественных работ. В общем, список оказался до боли похожим.
За неимением ничего лучшего, на свет божий извлекается давно известная кейнсианская мысль: если в экономике сокращается спрос со стороны частных лиц и компаний, то во имя общественного блага их должно заменить государство.
Считается, что именно кейнсианская модель способствовала ускоренному выходу из Великой депрессии США, Великобритании, Германии, Швеции и некоторых других стран.
Впрочем, ряд экономистов придерживается прямо противоположного мнения, обвиняя в глобальном кризисе именно некомпетентность государства.
Особенно активно нападают на достижения Рузвельта экономисты либерального толка. Дан Митчелл, сотрудник вашингтонского института «Cato»: «Политика Рузвельта растянула кризис на 7 лет. Лучшего примера порочности мер государственного вмешательства трудно отыскать. Мы не имеем права повторять этот опыт, вновь повышать налоги и увеличивать государственные расходы. Политики перешли дорогу бизнесменам».
А есть и иная версия – Рузвельт потому добился успеха в борьбе с депрессией, что к моменту его прихода к власти рынки уже достигли дна и падать дальше было просто некуда. А вот не вовремя предпринятое вливание бюджетных средств может привести к прямо противоположному результату. Именно на этом, как предполагается, «прокололся» в свое время президент Гувер. Деньги, «вброшенные» в экономику в момент ее неконтролируемого падения, просто сгорели в «водовороте» кризиса без всякого эффекта. И именно поэтому Рузвельт по капризу судьбы оказался «гениальным реформатором», а Гувер – обычным неудачником.
Кстати, широкая публика вряд ли знает один «забавный» факт. После принятия «Нового курса» борьба с кризисом с переменным успехом продолжалась еще долгих шесть лет. А завершилась Великая депрессия… в 1939 году, аккурат с началом Второй мировой войны.
Впрочем, споры о Рузвельте можно оставить историкам. Для Обамы важен иной факт. После Рузвельта прошло 70 лет. Мир изменился. И если на современный кризис нет никаких иных ответов, кроме дедовских, то дело плохо.
«Купляйце амерыканскае»
Среди прочих «хорошо забытых старых» методов в арсенал Белого дома, похоже, возвращается и широкомасштабный протекционизм. Причем в новой антикризисной программе он был сформулирован настолько радикально, что напугал не только соседей, но даже самих американских законодателей.
Новый президент США предложил при реализации наполеоновских «инфраструктурных проектов» использовать исключительно материалы (сталь, железосодержащую и иную промышленную продукцию), произведенные в США.
То ли советники Обамы забыли, что собственной промышленности в США кот наплакал, то ли таким хитрым методом задумали завлечь отечественных миллионеров обратно в цеха… В общем, полет мысли не оценили.
А Япония даже приняла по этому поводу официальное заявление, пригрозив Вашингтону строгим разбирательством в рамках Всемирной торговой организации. Аналогичные намерения продекларировали также Евросоюз и Канада.
Так что уже через пару дней президенту Обаме пришлось признать: «Это потенциальный источник торговых войн; мы не можем этого допустить в то время, как объемы торговли падают по всему миру».
В общем, протекционистские пункты из плана Гейтнера сенаторы вычеркнули. По крайней мере, пока…
Кто заплатит за спасение утопающих
О том, что США в целом и большинство американцев в частности живут в долг, писали давно и много. Произвели даже примерные расчеты: каждый добропорядочный гражданин США в последние лет двадцать на каждый заработанный доллар тратил один доллар и еще 20 центов сверху. Естественно, ни о каких накоплениях речь не шла. Зато долги росли как на дрожжах.
Точно так же поступало и правительство. Размер государственного долга в Штатах уже давно стал притчей во языцех. Пришлось даже заменить специальное табло, на котором велся его учет, – на циферблате просто не хватало разрядов, чтобы отображать одолженные суммы.
И вот теперь для «лечения экономики» требуется еще… 2–3 ТРИЛЛИОНА долларов. Причем удастся ли «пациента» спасти – вопрос весьма спорный. А вот в том, что деньги вновь придется одалживать, не сомневается никто.
Так что у президента Обамы есть все шансы побить рекорд Джорджа Буша-младшего. Тот за 8 лет своего правления увеличил государственный долг на ПЯТЬ ТРИЛЛИОНОВ. Нынешний хозяин Белого дома уже к концу 2009-го, скорее всего, доведет свой личный счет до ДВУХ ТРИЛЛИОНОВ, а ведь впереди еще 3 года далеко не безоблачного правления. Таких рекордов в истории США еще не ставил никто.
Ну а возьмутся эти деньги, как обычно, из… воздуха. Их либо напечатают (расплатившись пустыми бумажками за нефть, сырье и прочие необходимые американцам блага, т.е. опять переложат свои проблемы на другие страны, включая, как это ни смешно звучит, и нашу с вами скромную Беларусь), либо одолжат в обмен на облигации государственного казначейства, платить по которым становится все сложнее и сложнее…
Январь стал рекордным за последние 35 лет по количеству лишившихся работы граждан США. На улице оказалось около 600 тыс. человек. Теперь армия безработных превышает 7% экономически активного населения страны…
В четвертом квартале 2008 года ВВП США упал почти на 4% – это рекордный обвал с 1982 года.
Вообще-то, однопартийцы и беспартийные соратники нового президента США контролируют в Сенате 58 из 100 мест. Но так как «план Гейтнера», несомненно, приведет к увеличению бюджетного дефицита – по закону требуется не менее 60 голосов. Вот и пришлось правдами и неправдами склонять к сотрудничеству сенаторов-республиканцев.
В 2008 году эксперты Международного валютного фонда призвали ежегодно направлять на преодоление кризиса 2% мирового ВВП – 1,2 трлн. долларов.
С ужасающей точностью сбываются прогнозы тех, кто говорил – в штатовскую экономику придется вкачать минимум 2 триллиона долларов. Нам, белорусам, конечно, сложновато привыкнуть к забавной американской логике. У нас так. Ежели экономика начинает поджимать – начинаем экономить. В Штатах все наоборот. Там начинают тратить еще больше. То бишь живут по старому принципу: если ты должен один доллар – это твои проблемы, а если должен миллион – это проблемы тех, кому ты должен.
Кто и сколько выделил на борьбу с кризисом в 2008 году:
США – 700 млрд. долларов
Китай – 586 млрд. долларов
Япония – 250 млрд. долларов
Германия – 80 млрд. долларов
Испания – 50 млрд. долларов
Канада – 45 млрд. долларов
Франция – 35 млрд. долларов
Великобритания –30 млрд. долларов
Индия – 20 млрд. долларов
Австралия – 20 млрд. долларов
Южная Корея – 11 млрд. долларов
Бразилия – 5 млрд. долларов
Сингапур – 3 млрд. долларов
Таиланд – 3 млрд. долларов
Чили – 3 млрд. долларов
Руководитель политических исследований Международной стратегической и инвестиционной группы Том Галлахер со своим прогнозом, похоже, поскромничал: «К тому времени, когда все закончится, программа спасения приблизится к отметке не в 1 триллион долларов, а в 2 триллиона».
Лауреат нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц не испытывает восторга ни от плана Буша, ни от плана Обамы.
«Первый транш программы TARP (на 700 млрд. долларов) был потрачен впустую: он не простимулировал экономику, кредитование так и не возобновилось».
«Это не очень хорошо разработанная программа… Около трети плана (Обамы – прим. ред.) составляют налоговые послабления, однако мы знаем, что случится дальше: американцы, которые получат эти деньги, вряд ли бросятся их тратить».
Брайан Бэттл, вице-президент финансовой компании «Performance Trust Capital Partners»: «Эта программа не выглядит прорывной».