Осло произвел на меня впечатление сытой патриархальной глубинки. Искрится на солнце снег, покрывший белой шапкой стены старинной крепости Акерсхус. Дворцы, в которых живут обычные граждане, и лес мачт их яхт в гавани города. Потомки грозных викингов давно превратились в добропорядочных буржуа, но сохранили нордические черты лица и общую подтянутость. Люди здесь рано ложатся спать, ходят по воскресеньям в церковь, ведут размеренную, сытую жизнь.

     Я больше никогда не увижу тот Осло, в котором мне довелось прожить несколько дней весны 2011 года. После того, что случилось здесь 22 июля, к той тихой размеренной жизни возврата нет…

     22 июля 2011 года в 15:22 мощный взрыв потряс правительственный квартал норвежской столицы. Сначала никто не сообразил, что произошло. Полицию догадались вызвать только через 4 минуты. Первый наряд был на месте уже в 15:28.

         Никто не мог понять, где именно прогремел взрыв. В СМИ появилась информация, что бомба была заложена в редакции одной из газет. Очевидец происшествия потом вспоминал: «Мы с коллегами находились в доме непосредственно рядом со зданием государственного департамента. Когда произошел взрыв, комната затряслась, на нас посыпались стекла, и мы подумали, что рвануло у нас внизу, в подвале. Мы спешно эвакуировались и вышли на улицу. Наша пожарная часть располагается на перекрестке улиц Брюнегата и Меллергата. Везде был дым, битое стекло, пахло гарью. Но главное – невозможно было понять, где точно произошел взрыв. Сориентироваться было сложно, отовсюду бежали люди, и мы сами пребывали в шоковом состоянии. Но когда мы подбежали к перекрестку, стало понятно, что все произошло там, где находится здание парламента».

         Эвакуация раненых началась уже спустя несколько минут. Полевой госпиталь был развернут неподалеку от места происшествия через полчаса. Тот же свидетель рассказывал в интервью РИА «Новости»: «Пожарные и спасатели входили в здания и искали раненых, которых увозили кареты «неотложки», выстроившиеся в цепочку. Тут же, на улице, был организован пункт помощи тем пострадавшим, кто мог идти самостоятельно. Раненые стояли, пока им оказывали помощь, а потом их тоже увозили автобусами. Я не могу сказать, сколько было погибших, но раненых было очень-очень много!»

         Тем временем удалось установить, что взрывчатка была заложена в припаркованный возле правительственного здания автомобиль «Volkswagen Crafter». Ее мощность определили в 500 кг в тротиловом эквиваленте. Взрыв оказался настолько сильным, что от него пострадали не только соседние здания, но и весь квартал. В окнах домов на прилегающих улицах не осталось практически ни одного целого стекла.

         Разбор завалов еще продолжался, когда около 17:00 возле паромной переправы на остров Утойа из автомобиля без опознавательных знаков вышел полицейский. На том берегу был организован молодежный лагерь. Юные активисты правящей «Партии труда» в возрасте от 14 до 25 лет хорошо проводили время, готовя себя к будущим политическим карьерам да и попросту веселясь.

         Оказавшись на острове, человек в форме попросил всех собраться вокруг него. Он объяснил, что в связи с терактом в правительственном квартале должен состояться инструктаж по технике безопасности. Когда молодежь собралась вокруг стража правопорядка, тот открыл огонь из висевшей у него на плече винтовки «Ruger Mini-14». Одним из первых погиб единокровный брат норвежской крон-принцессы полицейский Трунд Бернтсен. Несмотря на то, что он находился при исполнении, оружия у него не оказалось.

         Вставив в уши бусинки наушников и включив на полную громкость саундтрек из кинофильма «Властелин колец: Две крепости», убийца медленно обходил остров, стреляя во все, что движется. Он заглядывал в палатки и находил прятавшихся. Осматривал каждый уголок, чтобы никто не ушел живым.

         Один из чудом спасшихся вспоминал: «Все пытались понять, что происходит. А потом поняли, что стреляют в людей. Люди выпрыгивали из окон, бежали в разные стороны – они боялись за свои жизни. Многие бежали к воде, прятались между камнями. Это был настоящий хаос, люди прыгали в воду, чтобы доплыть до материка. Я сам видел, как расстреливают людей. Я пытался как можно тише сидеть за камнем. Я чувствовал, что лучше не двигаться, не выбегать на открытое пространство – иначе бы он меня увидел. Однажды он (злоумышленник) подошел близко ко мне, он стоял в 20 или 30 метрах от меня. Я боялся за свою жизнь, я думал о своих близких и о том, что я просто хочу вернуться домой. Я видел несколько лодок, но не был уверен, что могу им доверять. Я не знаю, кому теперь я вообще смогу доверять. Но когда я замахал руками, лодка стала приближаться, и я прыгнул в воду и поплыл к ней, я плакал – настолько счастлив я был. Я просто счастлив, что я выжил».

         Жертвы пытались баррикадировать окна матрасами. Некоторые в ужасе прыгали в воду, пытаясь вплавь покинуть остров. Многие утонули. Других догнала пуля. Позже врачи расскажут, что террорист использовал специальные боеприпасы, известные как «пуля дум-дум». Оказавшись в теле, она сильно деформируется или разваливается на части. «Самое ужасное, что эти пули стали причиной внутренних повреждений… Эффект «дум-дум» похож на то, как тысячи булавочных игл проткнули тело изнутри», – будет вспоминать потом один из медиков, боровшихся за жизнь раненых подростков.

          «Пули дум-дум» получили свое название от одноименного пригорода Калькутты. Их изобрел капитан Невилл Клей в конце XIX века. Их дважды запрещали. Первый раз Гаагской конференцией в начале XX века, а второй раз – уже после Второй мировой войны.

         Сколько длилась стрельба, решить не могут до сих пор. Одни говорят, что 30 минут, другие – что 1,5 часа. Когда на место происшествия прибыл контртеррористический отряд «Beredskapstroppen», убийца отказался сдаваться. Только после того как ответным огнем полицейских он был ранен, преступник отбросил в сторону оружие и сказал: «Я закончил».

     Масон ложи Святого Павла и рыцарь-тамплиер

           Андерс Беринг Брейвик родился в семье дипломата и медсестры. Родители будущего террориста разошлись, когда ему едва исполнился год. Позже его отец, узнав, что сын стал убийцей почти 80 человек, отречется от него и заявит, что Андреас должен был бы покончить с собой.

           Другом детства Брейвика стал выходец из Пакистана. Вместе они развлекались граффити. Никаких экстремистских взглядов наш герой в отрочестве не выказывал, хотя и имел детскую кличку «Mord» («убийство»).

           В 16 лет он увлекся политикой. Вступил в молодежное крыло «Партии прогресса» и стал противником политики иммиграции. Он даже баллотировался в городской совет Осло. Правда, безрезультатно.

          Начиная с 2000 года он причисляет себя к националистам. С ненавистью отзывается о мусульманах, которые «разрушали норвежское общество и, прикрываясь европейскими паспортами, поддерживали террористическую сеть «Аль-Кайда». Он входит в масонскую ложу Святого Павла. А помимо принадлежности к «вольным каменщикам» Брейвик причислял себя еще и к некой секретной организации «рыцарей-тамплиеров». Если верить террористу, он был известен там под именем «Сигурд» и занимался совместно с еще одним «братом» сбором денег и изданием некоего «компендиума национализма крестоносцев».

          Орден Храма («temple» – «храм», фр.) – легендарный рыцарско-монашеский орден. Он появился в начале XII века и основной целью имел защиту Гроба Господня. Но после вытеснения крестоносцев из Святой Земли тамплиеры из монахов превратились в банкиров и делам церковным стали предпочитать борьбу за власть. В результате при Филиппе IV Красивом орден был обвинен в церковных преступлениях, а все его руководство казнено. Последний магистр Жак де Моле был сожжен на костре на небольшом островке посреди Сены в Париже.

          Рыцарям ордена приписывалось (и до сих пор приписывается) множество тайных знаний. В том числе считается, что они знали тайну Чаши Грааля, создавали первые масонские ложи, а Жак де Моле в последние минуты жизни проклял своих гонителей и спустя год после его кончины те умерли. Правда, сегодня достоверно известно, что последняя легенда однозначно является вымыслом.

          Несмотря на то, что орден был распущен, по сей день в различных уголках мира находятся сообщества, именующие себя «последними тамплиерами». Хотя являться ими они, естественно, не могут.

          В обычной же жизни Андреас являлся бизнесменом и охотником на оленей. Он имел неплохое образование, а его бизнес был связан с сельским хозяйством. Когда именно у Брейвика возникла идея устроить бойню – неизвестно. Хотя последние несколько лет он принимал активное участие в интернет-дискуссиях на нацистских форумах и контактировал с английскими радикальными ультраправыми организациями.

          Так или иначе, в августе-сентябре 2010 года будущий террорист отправился в Прагу, чтобы купить там огнестрельное оружие. Чехия была выбрана им потому, что именно в этой стране ЕС действует самый мягкий закон «Об огнестрельном оружии и наркотиках». Позже на допросах он признается, что боялся этой поездки. Он считал, что именно в «Центральной Европе «самые жестокие и циничные преступники».

           В ходе путешествия будущий убийца рассчитывал приобрести автомат Калашникова, пистолет «Glock-17» и несколько ручных гранат. При себе он имел купленную по случаю полицейскую форму и фальшивое удостоверение сотрудника силового ведомства (какого, кстати, до сих пор не сообщается).

      Надо сказать, что его милитаристский шоп-тур в Чехии провалился. Как позже в Берлине и в Белграде. Тогда он организовал целое турне, в ходе которого посетил 20 (!) стран, включая Беларусь, но нигде необходимого ему «товара» так и не приобрел.

          Отчаявшись в попытках закупиться нелегально, Брейвик решает вооружиться законным путем – в Норвегии. Винтовку он приобретает для охоты, а пистолет, тот самый «Glock-17», пройдя специальные курсы – для самообороны.

         После он заказывает огромную партию удобрений якобы для того, чтобы заняться новым бизнесом – выращиванием неких овощей. Именно на основе сельскохозяйственных добавок он изготовит свои бомбы. Всего им будет создано 20 взрывных устройств. Испытание первого из них он проведет 13 июня 2011 года. Чуть более чем за месяц до теракта. Скорее всего, к этому времени он уже определил цели будущих атак…

     Последние мирные дни

          Норвегия еще не знала, что ее ждет. Зато Брейвик достаточно четко представлял себе ближайшее будущее и готовился к нему не только технически, но и морально. Уже после совершения теракта английская «Telegraph» обнаружила его блог. Из него выяснилось, что будущий террорист скопил 2 тыс. евро на «высококачественную модель» из эскорт-сервиса, чтобы в последние дни насладиться ее обществом.

          «Это поможет мне снять напряжение, так как я буду очень нервничать. Смотреть в лицо смерти легче, если ты находишься в расслабленном состоянии биологически, умственно и духовно», – писал будущий террорист. Кстати, постоянных отношений с женщинами он никогда не имел, предпочитая платить за любовь. Он считал, что женщина будет отвлекать его от главного дела. Но планам с моделью не суждено было сбыться. Ночь перед терактом он и в самом деле провел с дамой легкого поведения, но если верить официальным источникам – не за 2 тыс. евро, а куда дешевле.

      

          Вообще говоря, Брейвик был сибаритом. В дневнике он часто писал о том, где и как он вкусно поел. При обыске у него нашли две бутылки «Chаteau Kirwan» 1979 года – это «бордо» стоимостью 500 евро за бутылку.

          Но самым главным шагом стала не сексуальная разрядка. В Интернете был размещен его манифест – обращение террориста к человечеству. Останавливаться подробно на этом документе смысла не имеет. На философский труд творение ненормального террориста не тянет. Мэр Лондона Борис Джонсон высказался об этом тексте так: «Отрывочный набор цитат из разбора «Майн кампф» в «Википедии», а также мысли, почерпнутые из блогов и форумов консервативной части британской блогосферы».

          Если говорить вкратце, то Брейвик ругает мультикультурализм, эмансипацию, гомосексуалистов и религиозных лидеров Европы. Тот же Джонсон определяет его политическую платформу так: «Нельзя не заметить, что, по сути дела, мы имеем дело с зеркальным отображением исламского террориста – человека, направляемого точно такой же, только противоположной идеологической манией». А потом добавляет уже про автора: «…человек, страдающий нарциссизмом, который не мог снести насмешек»…

     Террористы-одиночки

          Так или иначе, идеи Брейвика дорого обошлись Норвегии. И дело не только в убитых молодых людях, а в том, что теперь и здесь поселился страх терроризма. Между прочим, по местным законам максимальный приговор, который суд может вынести серийному убийце – 30 лет заключения. Причем, естественно, не суровых сибирских лагерей, а комфортабельной норвежской тюрьмы, по уровню сервиса напоминающей номер в 3-звездочной гостинице. Причем преступник уже потребовал к себе особого отношения. Не нравится ему, понимаешь, местная кухня. Теракты он, кстати, признал и со следствием сотрудничает активно.

          Но дальнейший наш разговор уже не конкретно о Брейвике, а о вот таких спонтанных террористах в целом. Они необязательно действуют в одиночку (кстати, первоначально подозревали, что у норвежского убийцы тоже был сообщник), но всегда в отрыве от каких-либо организаций. Сами по себе. Вообще говоря, существует даже специальный термин – «доморощенный терроризм». Он появился в 2005 году после терактов в лондонской подземке. Тот взрыв устроили граждане Великобритании, а не приехавшие из-за рубежа террористы. Тем не менее, взрывы в английском метро все же лежат на совести радикальных мусульманских организаций. А эксперты всего мира сейчас говорят о растущей угрозе именно террористов-одиночек.

          Наиболее известный пример такого серийного убийцы – Тед Качинский, он же Унабомбер. В период с 1978 по 1995 годы он рассылал по почте в американские авиакомпании и университеты небольшие взрывные устройства. У Качинского тоже был свой манифест. По его словам, взрывами он хотел привлечь внимание общественности к такому печальному явлению, как утрата человеком свободы. В результате погибли 3 ни в чем не повинных человека и около 20 получили ранения.

          Только в новейшей истории России зафиксировано 4 подобных случая. 17 января 1996 года в Сургуте экспедитор Максим Белозеров, вооружившись пистолетом, захватил автобус с 28 нефтяниками. Он зачем-то назвал себя чеченцем Максудом, потом потребовал автомат, водку, сигареты и закуску и, наконец, самолет. Убит снайпером как раз тогда, когда получал ящик водки. Один из заложников был ранен.

           29 мая 1998 года бывший милиционер Артур Елисеев в Петропавловском соборе объявил, что хочет себя подорвать. Он требовал радиоэфира, который и был ему предоставлен. На радио «Балтика» он сообщил, что у него есть видеокассета кинофильма «Кавказский пленник», в который методом 25-го кадра вмонтирован призыв голосовать за Ельцина. После этого заявления террорист сдался властям.

          4 ноября 1998 года внештатный корреспондент газеты «Русская правда» пенсионер Иван Орлов попытался застрелиться из газового пистолета на Красной площади, а когда это не удалось, подорвал там же свой «Москвич-2140». Таким образом он протестовал против курса правительства и невыплаты ему пенсии.

         20 января 2003 года в райцентре Магдагачи Амурской области Станислав Терешков, вооружившись ножом, взял в заложники пятерых детей и трех сотрудников детсада «Солнышко». Он потребовал 100 тыс. рублей, наркотики, водку, бронежилет, пистолет и автомобиль УАЗ. Был ранен во время штурма.

         В общем, доморощенный терроризм – явление нередкое. Более того, с каждым годом «бомбистов-одиночек» становится все больше. Вот и возникает резонный вопрос – возможно ли что-то им противопоставить? Как от них защититься? Ответ специалистов не радует.

          По итогам деятельности Брейвика советник координатора ЕС по антитеррористической борьбе Тимоти Джонс заявил в интервью «El Pais»: «Подобные акции трудно, если не невозможно, предотвратить». По мнению чиновника, «события в Норвегии показали, что такой толковый человек, как Брейвик, мог на протяжении многих лет планировать теракты, не оставляя подозрительных следов… Даже при усилении систем безопасности такой человек мог продолжать ускользать от полиции».

     Как защититься от теракта

          Эксперт предлагает ужесточить контроль за потенциальными террористами в Интернете, внимательней относиться к продаже химикатов и не фокусироваться только на одном виде терроризма – исламском. Но даже неспециалисту видно, что все эти рекомендации носят слишком общий характер и даны, скорее всего, только чтобы хоть что-нибудь сказать. Иначе чиновнику, живущему на деньги налогоплательщиков, осталось бы глупо хлопать глазами и разводить руками. А это означает одно – защиты против таких спонтанных террористов просто нет. С тем, что будут появляться новые жертвы их терактов, обществу, похоже, придется смириться так же, как с ежедневными жертвами автомобильных катастроф. По счастью, от рук разного рода бомбистов людей гибнет в тысячи раз меньше, чем в авариях.

         Тем не менее это вовсе не повод чувствовать себя бараном на бойне. Для того, чтобы не стать жертвой теракта, в США был разработан документ – «Основные рекомендации, предлагаемые ФБР, Министерством Национальной безопасности США, Американским Красным Крестом и Национальным Институтом Безопасности». Правда, привести полный документ невозможно – не хватит места. Однако желающие смогут найти его, например, в Интернете. Основные же его принципы таковы:

      «1. К террористическому акту невозможно заранее подготовиться. Поэтому надо быть готовым к нему всегда.

      2. Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после совершения теракта. Будьте внимательны, находясь в подобных местах. Террористы действуют внезапно и, как правило, без предварительных предупреждений.

      3. Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте внимание на подозрительные детали и мелочи – лучше сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте пакеты от незнакомцев и никогда не оставляйте свой багаж без присмотра.

      4. Всегда, всегда, всегда уточняйте, где находятся резервные выходы из помещения. Заранее продумайте, как Вы будете покидать здание, если в нем произойдет ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на лифте. Во-первых, механизм лифта может быть поврежден. Во-вторых, обычно испуганные люди бегут именно к лифтам. Лифты не рассчитаны на перевозку столь большого количества пассажиров – поэтому драгоценные минуты, необходимые для спасения, могут быть потеряны.

      5. В зале ожидания аэропорта, вокзала и т.д. старайтесь располагаться подальше от хрупких и тяжелых конструкций. В случае взрыва они могут упасть или разлететься на мелкие кусочки, которые выступят в роли осколков – как правило, именно они являются причиной большинства ранений».